Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Какие типы обществ выделяют в современной социологии? ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Из методички: В современной социологии типологизация обществ производится в рамках цивилизационного подхода. В работах XIX в. Л. Моргана «Древнее общество, или исследование путей человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации» и Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» цивилизация рассматривалась как определенная стадия в прогрессивном развитии общества. В XX в. понятие цивилизаций расширилось до обозначения всего сообщества людей, объединенных основополагающими духовными ценностями, устойчивыми чертами социально-политической организации, культуры, экономики и чувством принадлежности к этому сообществу. Важнейшей характеристикой цивилизации является культура в совокупности ее материально-технических, социальных и духовных ценностей. В таком общем значении употребляются понятия российской, японской, европейской, азиатской, американской, западной, восточной цивилизации, обозначая особые черты и признаки соответствующих обществ. Примером может быть концепция круговорота цивилизаций А. Тойнби («Постижение истории»), который исследует пять живых цивилизаций: западную, исламскую, православно-христианскую, индуистскую, дальневосточную, - и тридцать две мертвых цивилизации, проходивших такие фазы жизненного цикла, как возникновение, рост, надлом, распад. В этом же русле классификации волновая теория Э. Тоффлера, согласно которой первая волна «неолитической революции» привела к созданию сельскохозяйственных обществ, вторая – промышленная революция – ознаменовала приход индустриальных обществ, а третья - информационная революция (с конца XX в.) – означает переход к постиндустриальному обществу и складыванию единой мировой цивилизации. Английский философ и социолог К. Поппер, беря за основу степень открытости, выделял два типа общества – « открытое» и «закрытое». Открытое общество – демократическое, пронизано духом критики. Это такая социальная система, которая постоянно обменивается с окружающей средой и другими обществами веществом, энергией и информацией. Такое общество развивается устойчиво и динамично. Для него характерно рациональное постижение мира, критицизм и индивидуализм (Древние Афины, современные западные демократии). Для закрытого общества характерны магическое мышление, догматизм и коллективизм. Это – догматически-автори-тарное, застывшее на достигнутой стадии развития общество, замкнутая материальная система, в которой нет обмена с окружающей социальной средой. В соответствии со вторым началом термодинамики, в такой системе возрастает энтропия, приводящая в конечном итоге к гибели системы. К числу подобных общественных систем Поппер относит Спарту, Пруссию, царскую Россию, нацистскую Германию, Советский Союз эпохи сталинизма. Из Интернета: В процессе развития социологического знания сложилось множество подходов к классификации обществ. Классификации наиболее типических обществ основаны на выделении их основных параметров. Самую первую типологию обществ предложили древнегреческие мыслители Платон и Аристотель. Согласно их воззрениям все общества можно разделить по формам государственного устройства на монархии, тирании, аристократии, олигархии, демократии. На сегодняшний день классификация обществ на основе господствующих в них политических отношений не потеряла своей актуальности. В современной социологии в рамках этого подхода выделяют тоталитарные (государство определяет все основные направления социальной жизни), демократические ( население может влиять на государственные структуры) и авторитарные общества (сочетающих элементы тоталитаризма и демократии). В рамках марксизма основой для классификации обществ является способ производства материальных благ. На этом основании выделяются шесть типов обществ: 1) первобытнообщинное общество, которое характеризуется примитивно-присваивающим способом производства; 2) азиатское общество, отличающееся особым видом коллективной собственности на землю; 3) рабовладельческое общество, специфической чертой которого является собственность на людей – рабов и продукты их труда; 4) феодальное общество, основанное на эксплуатации прикрепленных к земле крестьян; 5) буржуазное общество, в котором происходит переход к экономической зависимости формально свободных работников наемного труда; 6) коммунистическое общество, которое возникает в результате установления равного отношения всех к собственности на средства производства путем ликвидации частнособственнических отношений. Еще одним распространенным подходом в современной социологии является цивилизационный подход. В рамках этой концепции также существует классификация обществ. В основе цивилизованного подхода лежит идея своеобразия пути, пройденного народами. В рамках этой теории разными исследователями выделяются различные цивилизации, однако для всех характерно выделение Египетской, Китайской, Вавилонской, Европейской, Российской, Мусульманской, Греческой и других цивилизаций. Любая цивилизация является уникальной. Уникальность каждой цивилизации обуславливается не только материальной базой и способом производства, но и соответствующей им культурой. Культура в данном случае определяется совокупностью определенного мировоззрения, образом жизни населения и моралью народа. Все это в совокупности составляет, по определению последователей данного подхода, дух народа, обуславливающий определенное отношение к самому себе. Таким образом, можно говорить, что в рамках цивилизационного подхода в качестве основания для классификации обществ является складывающаяся в них культура. Подводя итог, необходимо отметить, что существует множество подходов к классификации обществ. При этом среди них не существует единственного общепризнанного. Это подчеркивает актуальность рассмотрения данного вопроса.
В чем сущность глобалистики как социологической теории? Формирование глобалистики можно разделить на 4 этапа (вдруг пригодится):
12.Каковы проявления глобализации в экономической, политической и духовной жизни общества |
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 883; Нарушение авторского права страницы