Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 1. Физические основы цвета. Три основных характеристики цвета.



Цветоведение.

Смешение цветов. Существует два различных типа смешения цветов.

1) Слагательное смешение (или аддитивное). Физическая сущность этого типа смешения заключается в суммировании световых потоков (лучей) тем или иным способом. Виды слагательного смешения:

- пространственное. Это совмещение в одном пространстве различно-окрашенных световых лучей (мониторы, театральные рампы).

- оптическое смешение. Это образование суммарного цвета в органе зрения человека, тогда как в пространстве слагаемые цвета разделены (поинтилистическая живопись).

- временное. Это особый вид смешения. Его можно наблюдать при смешивании цветов дисков, помещенных на спецприбор " вертушка" Максвела.

- бинокулярное. Это эффект разноцветных очков (одна линза одного цвета, вторая - другого).

 

Основные цвета смешения: Красный, Зеленый. Синий.

Правила слагательного смешения:

* При смешении двух цветов расположенных по хорде 10-ступенчатого круга получается цвет промежуточного цветового тона. Пример: Красный + Зеленый = Желтый.

* При смешении противоположных цветов в 10-ступенчатом круге получается ахроматический цвет.

2) Вычитательное смешение (или субтрактивное). Его сущность заключается в вычитании из светового потока какой-либо его части путем поглощения, например при смешении красок, при наложении полупрозрачных слоев друг на друга, при всех видах наложения или пропускания.

Основное правило: всякое ахроматическое тело (краска или фильтр) отражает или пропускает лучи своего собственного цвета и поглощает цвет дополнительный к собственному.

Основные цвета при вычитательном смешении: Красный, Желтый, Синий.

 

 

Цвет и характер

Каждый человек отдает предпочтение какому-то одному цвету, по крайней мере, не больше чем двум-трем (в зависимости от того, где эти цвета используются — в одежде, обстановке, цвете автомобиля и т.д.). Приятное или неприятное чувство, которое вызывает тот или иной цвет, может меняться с течением времени. Но в любом случае цвет, которому вы отдаете предпочтение, многое может рассказать о вашем характере и эмоциональном складе. Психологи в таких случаях используют цветовой тест, разработанный швейцарским психологом Максом Люшером в конце 1940-х годов. Тест Люшера, используемый профессиональными психологами, требует для своего применения специальной подготовки. «Облегченный» же вариант люшеровского теста может легко проверить на себе каждый желающий, используя при этом обычную настройку современного цветного телевизора.

Психологи утверждают: если при этом преобладает красный цвет, значит владелец телевизора доверчив, но излишне эмоционален и агрессивен. Если явно выделяется желтый, то такой человек внушает окружающим доверие, является оптимистом и высказывает дружелюбие. Но постоянная улыбка на его лице чаще всего — маска, за которой скрывается сильное внутреннее напряжение. Преобладающий сине-зеленый цвет свидетельствует о том, что человек робок и слаб, но опасен, если кто-то станет на его пути. И, наконец, предпочитающие светло-синий — сговорчивы, ленивы и не знают меры в еде и питье.

 

Опытному наблюдателю может представить дополнительную информацию о человеке также предпочитаемый им цвет автомобиля. В доказательство этому можно привести данные американского психолога Бертольда Шварца, который утверждает, что по цвету автомобиля можно судить о некоторых психологических особенностях его владельца. Так, собственники красных и желтых автомобилей — оптимисты, жизнелюбы и считают себя счастливыми. В зеленых ездят любители природы и реалисты. Синие выбирают люди с уравновешенным характером. Обладатели белых автомобилей придерживаются консервативных взглядов, а в черных ездят деловые люди. Серые и серебристые по вкусу самолюбивым людям, а коричневые предпочитают почтенные супруги и отцы больших семейств.

Ниже приводится описание основных цветов. На основании предпочтения того или иного цвета каждый самостоятельно может сделать вывод о своих психологических особенностях.

белый — синтез всех цветов, поэтому он является «идеальным» цветом. В нем заложен многозначительный смысл, поскольку он одновременно передает и блеск света, и холод льда. Этому цвету может отдать предпочтение человек с любым характером, он никого не отталкивает;

черный — цвет неуверенности, символизирующий мрачное восприятие жизни. Тот, кто предпочитает одеваться в черное, нередко воспринимает жизнь в темных тонах, неуверен в себе, несчастлив, склонен к депрессии, поскольку не сомневается, что его идеалы в жизни недостижимы. Частая смена костюма или платья черного цвета на другой, более яркий, броский, свидетельствует о том, что пессимистические настроения часто развеиваются. Постоянный выбор черного свидетельствует о наличии некоего кризисного состояния и характеризует агрессивное неприятие мира или себя (вспомним черные знамена анархистов). Дети, остро переживающие отсутствие заботы и любви, часто используют черную штриховку в рисунке. В норме черный цвет, как правило, отвергается;

серый — любимый цвет рассудительных и недоверчивых натур, которые долго думают, прежде чем принять какое-либо решение. Это также нейтральный цвет, который предпочитают те, кто боится слишком громко заявить о себе. Если же этот цвет не нравится, то это показатель импульсивного, легкомысленного характера. Часто серый цвет оказывается также предпочтительным при сильных переутомления как барьер, отгораживающий от раздражителей внешнего мира. В ситуациях психологического тестирования этот цвет используется как средство защиты от проникновения другого во внутренний мир испытуемого. Исследование около двух тысяч молодых мужчин в ситуации конкурсных экзаменов на замещение вакантных должностей показало, что серый цвет ставили на первое место 27% испытуемых вместо обычных 5% в нормальной ситуации;

красный — цвет страстей. Если это любимый цвет, то такой человек смел, это волевой, властный тип, вспыльчивый и общительный. К тому же — альтруист. У людей, которых этот цвет раздражает — комплекс неполноценности, страх перед ссорами, склонность к уединению, стабильности в отношениях. Красный цвет символизирует возбуждение, энергетизм. Этот цвет также является символом эротизма. Отвращение, игнорирование красного отражает органическую слабость, физическое или психическое истощение. Военнопленные, годами вынужденные жить в угрожающих жизни условиях, особенно часто отвергали его. Красный цвет наиболее предпочитаем подростками;

коричневый — выбирают те, кто твердо и уверенно стал на ноги. Люди, которые имеют слабость к нему, ценят традиции, семью. Предпочтение коричневого отражает, прежде всего, стремление к простым инстинктивным переживаниям, примитивным чувственным радостям. Вместе с тем, выбор этого цвета в качестве наиболее предпочитаемого указывает также на определенное физическое истощение. В норме, наряду с черным, коричневый цвет отвергается наиболее часто;

желтый — символизирует спокойствие, непринужденность в отношениях с людьми, интеллигентность. Когда он любим, это означает общительность, любопытство, смелость, легкую приспособляемость и получение удовольствия от возможности нравиться и привлекать к себе людей. Когда же он неприятен, то речь идет о человеке сосредоточенном, пессимистически настроенным, с которым трудно завязать знакомство. Желтый цвет получается от смешивания зеленого и красного и является цветом энергетизма. Наибольшее предпочтение желтому отдают беременные женщины, ожидающие благополучного исхода родов, а также люди, склонные к перемене мест. Желтый также трактуется как цвет озарения (ореол Христа или Будды);

синий — цвет неба, покоя, расслабления. Если он нравится, то это говорит о скромности и меланхолии; такому человеку часто нужно отдыхать, он быстро устает, ему крайне важно чувство уверенности, благожелательность окружающих. В неприятии этого цвета раскрывается человек, который хочет произвести впечатление, что может все на свете. Но, в сущности, он — образец неуверенности и замкнутости. Безразличие к этому цвету говорит об известном легкомыслии в области чувств, хотя и скрытом под маской обходительности. Короче говоря, выбор синего цвета в качестве наиболее предпочитаемого отражает физиологическую и психологическую потребность человека в покое, а отрицание его означает, что человек избегает расслабления. При заболевании или переутомлении потребность в синем цвете увеличивается;

зеленый — цвет природы, естества, самой жизни, весны. Тот, кто его предпочитает, боится чужого влияния, ищет способ самоутверждения, так как для него это жизненно важно. Тот, кто его не любит, страшится житейских проблем, превратностей судьбы, вообще, всех трудностей. Зеленый цвет содержит в себе скрытую потенциальную энергию, отражает степень волевого напряжения, поэтому люди, предпочитающие зеленый цвет, стремятся к самоуверенности и уверенности вообще. Люди же эксцентричные, добивающиеся поставленных задач не целенаправленной волевой активностью, а посредством эмоций, отвергают зеленый цвет как несимпатичный. Наряду с ними, зеленый цвет отвергают люди, находящиеся на грани психического и физического истощения.

О психологических особенностях состояния человека могут поведать и другие цвета. Так, оранжевый — любимый цвет людей, обладающих интуицией, и страстных мечтателей. В геральдике этот цвет означает также лицемерие и притворство. Розовый — это цвет жизни, всего живого. Он говорит о необходимости любить и быть добрее. Те, кому он нравится, могут разволноваться по самому незначительному поводу. У людей же излишне прагматичных этот цвет вызывает раздражение.

Фиолетовый цвет символизирует присущую человеку инфантильность и внушаемость, потребность в поддержке, опоре. В этом смысле выбор или отрицание фиолетового цвета выступает своеобразным индикатором психической и половой зрелости.

 

Исследования, проведенные российскими психологами В.Ф. Петренко и В.В. Кучеренко, подтверждают имеющуюся взаимосвязь между эмоциональными состояниями человека и выбором им определенных цветов в качестве предпочитаемых. Так, в ситуациях радости, веселья особое предпочтение вызывают энергонасыщенные цвета (желтый и красный), одновременно отрицаются цвета покоя и расслабленности (синий и коричневый), а также цвет небытия (черный). Для ситуаций, когда человек испытывает чувство вины за различные поступки, характерно, наоборот, отрицание энергонасыщенного красного и желтого и предпочтение серого и синего цветов. Синий, таким образом, отражает не только безмятежный покой и отдых, но в сочетании с серым соответствует состоянию пассивной подавленности. В ситуациях, представляющих для человека какую-либо опасность, характерно предпочтение зеленого цвета, связанного с волевым напряжением, и желтого как энергонасыщенного, связанного с потребностью в быстрой разрядке напряжения. Причем, если для страха характерно преобладание зеленого и серого цветов при отвержении желтого, красного и фиолетового, то для агрессивного возбуждения в ответ на опасность характерно сочетание желтого с зеленым при отрицании черного и коричневого.

 

Цветовое планирование в доме

Волшебное разноцветие мира воспринимается по-разному не только в разных странах и временах, но и каждым человеком. Наши цветовые пристрастия зависят от многого – от возраста, настроения, сезона, погоды, от изменений в нашем характере, наконец от моды. Поэтому и существует пословица: «На вкус и цвет товарища нет». Но одно остается неоспоримым: цвет обладает мощнейшей символикой и энергией, у него есть эмоциональная, вызывающая настроение сила, которая влияет на нас, радует, успокаивает, подбадривает, шокирует, может вызвать или подавить желание работать и даже любить.

Передача информации с помощью цвета основана на возникающих ассоциациях, имеющих несколько слоев: общие природные, а также более поздние слои – влияние культурных традиций народа, цветовые ассоциации личных переживаний и впечатлений. Такой вот сложный ассоциативный пласт стоит за восприятием цветовых сочетаний. Общие природные цветовые ассоциации, пожалуй, одинаковые или во многом похожие для людей разных народов и рас. Синий – цвет неба, желтый – солнца, а красный – цвет пламени.

Однако не стоит забывать, что насыщенность цвета неба, яркость солнца, зелень травы и деревьев, цвет воды и почвы несколько варьируется в зависимости от климатических зон. И от того, какие природные особенности, какие краски окружают человека на его родине, зависит, в определенной мере, и цветовое пристрастие человека. Цветовое окружение – одна из характерных черт климата, влияет и на темперамент человека, так как обилие ярких красок стимулирует эмоции, обостряет чувства. Тут и вступает в силу «память предков», на уровне подсознания мы любим и выбираем то, что традиционно определяется национальными особенностями.

Но культурные традиции все еще имеют большое значение в укладе жизни людей, а они, в свою очередь, зависят от географического положения страны. У народов северных широт – большую часть года зима с белым снегом, а лето короткое и блеклое. В холодных странах Скандинавии защищенность дома и уют в нем стали почти культом. Именно пристальное внимание к меблировке и комфорту в доме и породило в начале XX века бурное развитие своеобразного скандинавского мебельного дизайна.

Цветовая палитра северных широт достаточно скудная: темный цвет хвои, серые камни, серое море, серо-голубое небо, луговые цветы нежных бледных оттенков. Поэтому северяне, как правило, отдают предпочтение спокойным тонам. В интерьерах их домов мало пестроты, светлые стены, много натурального светлого дерева, цвета приближены к природным, все добротно и удобно. С другой стороны, отсутствие натуральных ярких красок в природе рождает желание немного «раскрасить» свой мир. В одежде шведов, например, натуральные цвета тканей (белые, цвет льна, приглушенно-зеленные, синие) дополняются красным. А в спокойном колорите интерьеров часто присутствуют яркие праздничные пятна.

Англичане, живущие тоже в довольно скудной на яркие краски природной среде, придумали способ расцвечивать свою жизнь, привнося цветочные мотивы в интерьер. Светлые шторы с крупными яркими букетами закрывают туман и мелкий дождик за окном, а диван с красными розами напоминает ухоженный цветник. Шотландцы же яркой клеткой своих юбок обозначают принадлежность к определенному роду, за каждым из которых с древности строго закреплены свои цвета.

Антипод блеклому, морозному и туманному северу – не только географический, но и живописный – юг. Марокко – древний Танжер – с его яркой экзотичностью: слепящим солнцем, синим морем, белым песком пляжей. Скалы, живописные бухты, старинные минареты, зелень садов и сочная спелость плодов, впитавших южное солнце. Искусство этого края характеризует ярко выраженная декоративность. В середине века здесь возникает орнамент – «музыка для глаз» - арабеска. Узор состоит из переплетения стилизованных растительных мотивов, геометрических фигур или каллиграфических надписей арабской вязью. Большие площади стен минаретов и жилых домов покрывались сплошным ковром узоров и характерной для мусульманства сине-зеленой гамме. Марокканский стиль – это буйство ярких красок: всевозможных оттенков красного от терракотово-красного и малинового до лилово-красного и бордо.

Нашу страну можно отнести скорее к северному, чем к южному климату. Зима у нас длится почти полгода, и поэтому тоска по солнечному свету почти не проходит. И, возможно, это объясняет то, что в последнее время, освободившись от штампов «совка» в русском дизайне все чаще встречаются яркие цвета.

 

Цветовая палитра в доме

Синий и голубой цвета – они оказывают расслабляющее, успокаивающее действие. В бездонной синеве растворяются тревожные предчувствия. Синий – цвет самосозерцания и самоуглубления, он завораживает чувства и мысли, замедляет бег времени, раздвигает границы пространства. Однако в избытке синий может «переохладить», навеять легкую печаль или же создать ощущение подавленности.

В качестве основного тона для стен спальни можно посоветовать нежно-голубой цвет. Он успокаивает, расслабляет, создает романтический настрой. Но чтобы сделать интерьер уютнее и теплее, нужны цветные «пятна»: подушки, картинки, коврики. Голубой цвет приятен глазу. Он усмиряет ссоры, под действием голубого напряженные мышцы расслабляются и отдыхают. Это цвет мечты, свободного полета фантазии. Особенно любят голубой цвет дети. Если вы, прежде чем уснуть, долго ворочаетесь с боку на бок, постелите темно-синее постельное белье и наденьте пижаму синего цвета. Темно-синий цвет снижает кровяное давление и успокаивает ум. Но переизбыток темно-синего может спровоцировать ночной кошмар. Людям, страдающим от аллергии, синее постельное белье поможет избавиться от сильного зуда.

Красный цвет – подобен крику. Цвет активности, напора, продолжения рода, с которым нужно обходиться очень осторожно. В оформлении спален красный цвет традиционно используют с целью усиления чувственности. Мужчинам, которые стремятся повысить свою потенцию, и женщинам, которые никак не могут забеременеть, очень полезно спать на красном постельном белье. Можно повесить на окна красные шторы, а на стены картины в красных тонах. Незаменима в создании интимной атмосферы и лампа с красным абажуром. Но будьте осторожны с красным! Если его использовать в меру, он быстро поднимает тонус организма, зовет к свершениям, дает чувство наполненности существования. Но слишком интенсивное воздействие красного может спровоцировать приступы агрессивности и даже насилия.

Желтый цвет – самый легкий и веселый, он внушает чувство радости, праздничное настроение, побуждает к общению, новым знакомствам и снимает психологическое напряжение. Желтый пробуждает интерес к внешнему миру и активной деятельности. Он лучше других цветов влияет на зрение, а также отлично действует на пищеварение. Желтая одежда привлекает внимание к личности человека. В то же время желтый цвет может приобрести негативный оттенок легкомысленности, непостоянства, измены и предательства, ведь из всех цветов он ближе всего к золоту.

Цвет Солнца дает человеку силы и незаменим для любого живого организма, помогает избавиться от печали и вялости, сонливости. Помогает обрести активность, остроту ума, обрести волю к жизни и надежду у тяжелобольных. Как цвет разума, желтый полезен всюду, где решаются сложные мыслительные задачи, где идет обучение, например для детей, когда они занимаются, особенно когда учат математику.

Зеленый цвет – успокаивает, гипнотизирует, антипод красного, т.к. снижает накал эмоций, растягивает время, отдаляет предметы. Обладает способностью концентрировать внимание и обострять зрение. Зеленый не намного повышает работоспособность, зато долго не дает ей снизиться. Этот цвет способен приземлить мечтателей, витающих в облаках.

В доме оказывает позитивное воздействие на глаза и нервную систему. Зеленый оазис на подоконнике, зеленые обои и ковры снимают усталость и напряжение. Это идеальный цвет для мест отдыха – столовых, комнат отдыха и т.п.

В создании грамотного цветового решения, поможет знание о том, как воздействуют на человека различные, наиболее часто используемые в дизайне интерьера сочетания цветов:

· красный с желтым источает лучезарное тепло и радость;

· красный с синим вызывает отталкивающее волнение;

· красный с золотым – подчеркивает значительность и роскошь;

· красный с черным – проявление опасности и подавленности;

· оранжевый с голубым – выявляет накопленную внутреннюю силу;

· оранжевый со светло-зеленым – создает впечатление обволакивающей теплоты;

· оранжевый с фиолетовым – может оглушить и опьянить;

· оранжевый с черным – ассоциируется с насилием;

· желтый с синим – создает эффект сильного напряжения, ощущение движения;

· светло-зеленый с розовым – подчеркивает женственность и слабость;

· синий со светло-зеленым рождает чувство нежности;

· синий с белым дает ощущение холодной чистоты и удаленности;

· синий с розовым – символизирует робость и застенчивость;

· фиолетовый с желто-зеленым – усиливает импульсивность.

 

Колорит (или цветовая гамма) бывает теплым и холодным. К теплым относятся цвета от желтого до красно-фиолетового (по цветовому кругу), к холодным – от фиолетового до желто-зеленого. Теплые цвета называют приближающими, т.к. окрашенные ими поверхности кажутся ближе, чем на самом деле. Цвета холодной гаммы называют удаляющими, поэтому помещение становится более просторным и холодным на вид.

Цветовой круг помогает создать гармонию и контраст цветов. Цвета, соседствующие или близкие, называют гармоничными и действуют успокаивающе. Но слишком гармоничное, однообразное цветовое решение помещения выглядит монотонно. Идеальной цветовой схемой будет гармоничная основа с разумным добавлением контрастных элементов.

Психологи считают, что в комнатах, предназначенных для отдыха или работы, - кабинетах, спальнях, детских – неуместны большие плоскости открытых и насыщенных цветов, поскольку они будоражат, а зачастую действуют на человека угнетающе. Советуют избегать и подчеркнутых контрастов.

Влияние цвета на человека

КРАСНЫЙ.

(Психофизиология цвета): Возбуждающее воздействие на организм: увеличивает пульс, частоту дыхания, кровяное давление; в псих. плане - расходование энергии.

(Эмоциональное значение цвета): Желание.

(Символическое значение цвета): Жизненная сила во всех формах (спорт, эротика, соперничество, инициатива, в т.ч. и самоуверенность), воля к победе, мужественность, троичный свет, который воспламеняет человеческий дух, пылкая любовная страсть, революция, переворот, огонь, холерический темперамент, по времени указывает на современность.

 

СИНИЙ.

(Психофизиология цвета): Успокаивающее воздействие на организм: снижение пульса, кровяного давления, частоты дыхания, снижаются функции бодрствования; в псих. плане - усиление чувствительности и ранимости.

(Эмоциональное значение цвета): Спокойствие, нежность

(Символическое значение цвета): Покой, отдых, связи, которые человек выстраивает вокруг себя, объединение, чувство принадлежности к группе, спокойное море, женственность, сдержанный темперамент, удовлетворенность, гармония, завершенность, правда, доверие, любовь, преданность, дружба, отречение от себя, традиции, общность (принадлежность к группе).

 

ЗЕЛЁНЫЙ.

(Психофизиология цвета): Напряжение мускулатуры; в псих. плане - волевой акт в работе, упорство, настойчивость.

(Эмоциональное значение цвета): Гордость.

(Символическое значение цвета): Статика, твердость, напряжение, способность выстоять изменениям, «Я» во всех формах самообладания и самоутверждения, и, как следствие - самоуважение, содержит в себе скрытую энергию, инерция. По времени связан с законсервированный продолжительностью

Зеленый - это величественное дерево с глубокими корнями. Оно неизменно и возвышается над другими.

 

ЖЁЛТЫЙ.

(Психофизиология цвета): Возбуждающее воздействие на организм: увеличивает пульс, частоту дыхания, кровяное давление (сходен с красным, но его действие менее стабильно, чем действие красного цвета); в псих. плане - возбужденное напряжение и, как следствие, разрядка.

(Эмоциональное значение цвета): Непостоянство, изменчивость.

(Символическое значение цвета): Несдержанная экспансивность, расслабленность, изменение, предприимчивость, освобождение и счастье, прием солнечного тепла, сияние чаши Грааля, счастье и жизнерадостность, по времени указывает на неопределенное будущее.

 

Для оформления спальни традиционно используются пастельные «теплые» тона, создающие атмосферу уюта. Если спальня не велика, то использование в ней ярких контрастных цветов неразумно. Лучше сыграть на нюансах – оттенках того или иного цвета. Хотя, если вы холосты и молоды, то можно и поэкспериментировать.

Тема 7. Цветовые контрасты.

Последовательный контраст.

Явление цветового контраста заключается в том, что цвет изменяется под влиянием других, окружающих его цветов, или под влиянием цветов, предварительно наблюдавшихся.

Дополнительные цвета в соседстве друг с другом становятся ярче и насыщеннее. Это же происходит и с основными цветами. Например, красный помидор будет выглядеть еще краснее рядом с зеленью петрушки, а фиолетовый баклажан рядом с желтой репой.

Контраст синих и красных - это прообраз контраста холодных и теплых. Он лежит в основе колорита многих произведений европейской живописи и создает драматическое напряжение в картинах Тициана, Пуссена, Рубенса, А. Иванова.

Контраст как противопоставление цветов в картине есть основной прием художественного мышления вообще, утверждает Н. Волков, известный русский художник и ученый".

В окружающей нас действительности воздействия одного цвета на другой более сложны, чем в рассмотренных примерах, но знание основных контрастов - по светлоте и цвету - помогает рисующему лучше увидеть эти взаимоотношения цветов в действительности и использовать полученные знания в практической работе. Применение светлотного и цветового контрастов повышает возможности изобразительных средств.

Зонтики.

Пример использования цветовых нюансов.

Воздушные шары.

Пример использования цветовых контрастов.

Рассмотрите предметы в вашей комнате, выгляните в окно Все, что вы видите, имеет не только форму, но и цвет. Вы можете его легко определить: яблоко - желтое, чашка - красная, скатерть - синяя, стены - голубые и т. д.

Локальный цвет предмета - это те чистые, несмешанные не преломленные тона, которые в нашем представлении связаны с определенными предметами, как их объективные, неизменные свойства.

Локальный цвет - основной цвет какого-либо предмет, без учета внешних влияний.

Локальный цвет предмета может быть однотонным но может состоять и из разных оттенков.

Вы увидите, что основной цвет роз белый или красный, но в каждом цветке можно насчитать несколько оттенков локального цвета.

При рисовании с натуры, по памяти надо передавать характерные особенности локального цвета предметов, его изменения на свету, в полутени и тени.

Под влиянием света, воздуха, объединения с другими цветами один и тот же локальный цвет приобретает совершенно различный тон в тени и на свету.

При солнечном освещении цвет самих предметов виден лучше всего в местах, где располагаются полутени. Локальный цвет предметов виден хуже там, где на нем лежит полная тень. Он высветляется и обесцвечивается на ярком свету.

Художники, показывая нам красоту предметов, точно определяют изменения локального цвета на свету и в тени.

Как только вы освоите теорию и практику использования основных, составных и дополнительных цветов, вы сможете легко передавать локальный цвет предмета, его оттенки на свету и в тени. В тени, отбрасываемой предметом или находящейся на нем самом, всегда будет присутствовать цвет, являющийся дополнительным к цвету самого предмета. Например, в тени красного яблока обязательно будет присутствовать зеленый цвет, как дополнительный к красному. Кроме этого, в каждой тени присутствуют тон, чуть темнее цвета самого предмета, и синий тон.

Не следует забывать, что на локальный цвет предмета воздействует его окружение. Когда рядом с желтым яблоком окажется зеленая драпировка, то на нем появляется цветной рефлекс, то есть собственная тень яблока обязательно приобретает оттенок зеленого цвета.

Суть контраста: сочетание чистых цветов в рамках одной композиции.

Самым сильным контрастом по цвету обладает тройка основных цветов: красный-желтый-синий. Более мягким выглядит сочетание цветов второго порядка: зеленого, фиолетового, оранжевого. Усилить индивидуальный характер хроматических цветов можно с помощью черного и белого, которые смогут разделить чистые цвета, нивелировав их взаимное влияние друг на друга. Для реализации контраста по цвету достаточно взять три цвета, два из которых обязательно должны быть цветными.

Цветовой диссонанс.

Когда люди говорят о цветовой гармонии, они оценивают впечатления от взаимодействия двух или более цве­тов. Живопись и наблюдения над субъективными цветовыми предпочтениями различных людей говорят о неоднозначных представлениях о гармонии и дисгармонии.

Для большинства цветовые сочетания, называемые в просторечии «гармоничными», обычно состоят из близких друг к другу тонов или же из различных цветов, имеющих одинаковую светосилу. В основном эти сочетания не обладают сильной контрастностью. Как правило, оценка гармонии или диссонанса вызвана ощущением приятного-неприятного или привлекательного-непривлекательного. Подобные суждения построены на личном мнении и не носят объективного характера.

Понятие цветовой гармонии должно быть изъято из области субъективных чувств и перенесено в область объ­ективных закономерностей. Гармония — это равновесие, симметрия сил. 1/1) учение физиологической стороны цветового видения

приближает нас к решению этой проблемы. Так, если некоторое время смотреть на зелёный квадрат, а потом закрыть глаза, то в глазах у нас возникнет красный квадрат. И наоборот, наблюдая красный квадрат, мы получим его «обратку» - зелёный. Эти опыты можно производить со всеми цветами, и они подтверждают, что цветовой образ, возникающий в глазах, всегда основан на цвете, дополнительном к реально увиденному. Глаза требуют или порождают комплиментарные цвета. И это есть естественная потребность достичь равновесия. Это явление можно назвать последовательным контрастом. Другой опыт состоит в том, что на цветной квадрат мы накладываем серый квадрат меньшего размера, но той же яркости. На жёлтом этот серый квадрат покажется нам светло-фиолетовым, на оранжевом - голубовато-серым, на красном - зеленовато-серым, а зелёном - красновато-серым, на синем - оранжево-серым и на фиолетовом - желтовато-серым (рис. 31-36). Каждый цвет заставляет серый принять его

 

Последовательный и симультанный контрасты указывают на то, что глаз получает удовлетворение и ощущение равновесия только на основе закона о дополнительных цветах. Рассмотрим это ещё и с другой стороны. Физик Румфорд первым опубликовал в 1797 году в Никольсон-журнале свою гипотезу о том, что цвета являются гармоничными в том случае, если их смесь даёт белый цвет. Как физик он исходил из изучения спектральных цветов, В разделе, посвящённом физике цвета, уже говорилось, что если изъять какой-либо спектральный цвет, предположим, красный, из цветового спектра, а остальные окрашенные световые лучи — жёлтый, оранжевый, фиолетовый, синий и зелёный — собрать с помощью линзы вместе, то сумма этих остаточных цветов будет зелёной, то есть мы получим цвет дополнительный к изъятому. В области физики цвет, смешанный со своим дополнительным цветом, образует общую сумму всех цветов, то есть белый цвет, а пигментная же смесь даст в этом случае серо-чёрный тон. Физиологу Эвальду Герингу принадлежит следующее замечание: «Среднему или нейтральному серому цвету соответствует то состояние оптической субстанции, в котором диссимиляция — расход сил, затраченных на восприятие цвета, и ассимиляция — их восстановление — уравновешены. Это значит, что средний серый цвет создаёт в глазах состояние равновесия». Геринг доказал, что глазу и мозгу требуется средний серый, иначе, при его отсутствии, они теряют спокойствие. Если мы видим белый квадрат на чёрном фоне, а затем посмотрим в другую сторону, то в виде остаточного изображения увидим чёрный квадрат. Если мы будем смотреть на чёрный квадрат на белом фоне, то остаточным изображением окажется белый. Мы наблюдаем в глазах стремление к восстановлению состояния равновесия. Но если мы будем смотреть на средне-серый квадрат на средне-сером фоне, то в глазах не появится никакого остаточного изображения, отличающегося от средне-серого цвета. Это означает, что средне-серый цвет соответствует состоянию равновесия, необходимому нашему зрению.

Процессы, идущие в зрительном восприятии, вызывают соответствующие психические ощущения. В этом случае гармония в нашем зрительном аппарате свидетельствует о психофизическом состоянии равновесия, в котором диссимиляция и ассимиляция зрительной субстанции одинаковы. Нейтральный серый соответствует этому со­стоянию. Я могу получить один и тот же серый цвет из чёрного и белого или из двух дополнительных цветов в том случае, если в их состав входят три основных цвета — жёлтый, красный и синий в надлежащей пропорции. ^ В частности, каждая пара дополнительных цветов включает в себя все три основных цвета:

красный - зелёный = красный - (жёлтый и синий); синий - оранжевый - синий — (жёлтый и красный);

жёлтый - фиолетовый = жёлтый — (красный и синий). Таким образом, можно сказать, что если группа из двух или более цветов содержит жёлтый, красный и синий в соответствующих пропорциях, то смесь этих цветов будет серой.

Жёлтый, красный и синий представляют собой общую цветовую суммарность.

Глазу для его удовлетворения требуется эта общая цветовая связка, и только в этом случае восприятие цвета достигает гармоничного равновесия. Два или более цвета являются гармоничными, если их смесь представляет собой нейтральный серый цвет. Все другие цветовые сочетания, которые не дают нам серого цвета, по своему характеру становятся экспрессивными или дисгармоничными. В живописи существует много произведений с односторонне-экспрессивной интонацией, причём их цветовая композиция, с точки зрения выше изложенного, не является гармоничной. Эти произведения действуют раздражающе и слишком возбуждающе своим подчёркнуто настойчивым использованием какого-то одного преобладающего цвета. Нет необходимости утверждать, что цветовые композиции должны быть обязательно гармоничными, и когда Сера говорит, что искусство - это гармония, то он путает художественные средства и цели искусства. Легко заметить, что большое значение имеет не только расположение цветов относительно друг друга, но и их количественное соотношение, как и степень их чистоты и яркости.

Основной принцип гармонии исходит из обусловленного физиологией закона дополнительных цветов. В своём труде о цвете Гёте писал о гармонии и целостности так: «Когда глаз созерцает цвет, он сразу приходит в активное состояние и по своей природе неизбежно и бессознательно тотчас же создает другой цвет, который в соединении с данным цветом заключает в себе весь цветовой круг. Каждый отдельный цвет, благодаря специфике восприятия заставляет глаз стремиться к всеобщности. И затем, для того, чтобы добиться этого, глаз, в целях самоудовлетворения, ищет рядом с каждым цветом какое-либо бесцветно-пустое пространство, на которое он мог бы продуцировать недостающий цвет. В этом проявляется основное правило цветовой гармонии».


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 862; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.093 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь