Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Этапы печати иллюстрации в полиграфии
а. Оттиск пурпурной краской, б. Оттиск желтой краской, в. Оттиск голубой краской г. Оттиск черной краской, д. Четырехкрасочный оттиск Увеличенный фрагмент четырех красочного оттиска Механическое смешение цветов Механическое смешение цветов происходит тогда, когда мы смешиваем краски, например, на палитре, бумаге, холсте. Здесь следует четко различать, что цвет и краска - это не одно и то же. Цвет имеет оптическую (физическую) природу, а краска - химическую. Цветов в природе гораздо больше, чем красок в вашем наборе. Цвет красок значительно менее насыщен, чем цвет многих предметов. Самая светлая краска (белила) светлее самой темной (черной) краски всего в 25-30 раз. Возникает, казалось бы, неразрешимая проблема - передать в живописи все богатство и разнообразие цветовых отношений природы такими скудными средствами. Но художники успешно решают эту проблему, используя знания по цветоведению, выбирая определенные тональные и колористические отношения. В живописи различными красками, в зависимости от их сочетаний, можно передать один и тот же цвет и, наоборот, одной краской - разные цвета. Интересных эффектов можно достигнуть, если добавить немного черной краски к каждому цвету. Иногда механическим смешением красок можно достигнуть результатов, похожих на оптическое смешение цветов, но, как правило, они не совпадают. Яркий пример - смешение всех красок на палитре дает не белый цвет, как в оптическом смешении, а грязно-серый, бурый, коричневый или черный.
Весна Весной природа одевается в нежные и не слишком яркие наряды. Поэтому и весенняя палитра состоит из мягких пастельных тонов: кремового, розового, абрикосового, голубого, светло-желтого и охристого. Ну, а для контраста - цвет молодой зелени, маково-красный и приглушенный коричневый. Лето Краски лета сочные, яркие и радостные. Палитру составляют травянисто-зеленый, алый, малиновый, синий, темно-желтый и оранжевый цвета. К каждому локальному цвету подбирается богатая гамма разнообразных сложных оттенков. Осень Осеннюю палитру составляют краски с теплым основным тоном, словно излучающие свет. Очень эффектно выглядят композиции, построенные на контрастах синего и оранжевого, желтого и фиолетового, красного и желтого; темные красно-коричневый, бордовый и фиолетовый цвета ярче и заметнее в сочетании со светлыми охристыми тонами. Основную цветовую гамму может дополнить зеленый цвет хвои. Зима Для зимней палитры характерны светлые оттенки голубого, фиолетового, сияющие синеватые тона льда, контрасты белого и черного цветов. Композиции чаще всего ясные, четкие, лаконичные. Романтический образ зимы помогут создать нежные цвета, удачно сочетающиеся с нейтральными серыми оттенками. В Японии, например, " цвета Кабуки" - темно-зеленый цвет сосновых игл, коричневый цвет гор, розовый цвет сакуры - кажутся неяркими по сравнению с цветами на Западе. Но в сочетании друг с другом, хотя по западным стандартам они не гармонируют, получается характерный для Японии, богатый оттенками цвет. Но цвет может не только радовать, а и вызывать раздражение, тревогу, чувство тоски или грусти. Иными словами цвет оказывает на нас эмоциональное воздействие. Одни цвета успокаивают нервную систему, другие, наоборот, раздражают. Успокаивающее воздействие оказывают зеленый, голубой, синий, а возбуждающее - пурпурный, красный, оранжевый, желтый цвета. Известно, что человек, нуждающийся в физическом отдыхе, эмоциональном покое, инстинктивно выбирает темные тона. Если же организм нуждается в отдаче энергии путем направленной вовне активности или интеллектуального творчества, тогда естественной реакцией будет выбор светлых ярких тонов. Действие цветов обусловлено как непосредственным влиянием на организм человека, так и ассоциациями, которые вызывают цвета на основе всей предшествующей практики человека. С давних пор люди придавали цвету особое значение. В средние века пурпурный цвет означал силу, могущество, достоинство; лазоревый цвет - красоту, величие, мягкость; черный цвет в сочетании с красным - смерть и т. п. Велика роль цвета в обрядах и празднествах. Так, например, красный цвет означает торжественность, величие; черный - горе, смерть, печаль; белый - чистоту, невинность; зеленый - надежду и т. п. Интересно отметить, что у разных народов одному и тому же цвету могли придавать разное символическое значение. Например, в Китае и некоторых странах Азии и Африки белый цвет является цветом траура. Славяне одевали умерших в белые одежды. Одним из первых, кто начал исследовать воздействие цвета, был И. Гёте, который как поэт смог убедительно прочувствовать, что в зеленом цвете заключены доброта, умиротворение, способность успокоить глаз и душу, синий цвет вызывает чувство холода, а красный действует устрашающе. И. Гёте любил рассматривать один и тот же пейзаж через стекла зеленого, желтого, красного и других цветов и наблюдать, как при этом изменяются восприятие и эмоциональное состояние человека. В изобразительной деятельности принято считать, что богатый ассоциациями красный цвет - возбуждающий, согревающий, оживляющий, активный, энергичный; желтый цвет - теплый, бодрящий, веселый, привлекательный; оранжевый цвет - веселый, радостный, пламенный, добрый. Богат ассоциациями и зеленый цвет, он создает спокойное, приятное и мирное настроение. А вот синий цвет характеризуют как серьезный, печальный, тоскливый, сентиментальный, спокойный. Фиолетовый цвет соединяет эмоциональное воздействие красного и синего цветов - он является одновременно и притягивающим и отталкивающим, полным жизни и вместе с тем вызывающим тоску и грусть. Восприятие цвета очень индивидуально. Особенности детского восприятия заключаются в том, что зрительный аппарат ребенка еще недостаточно сформирован, и оценки психического, физиологического и эстетического порядка выступают на равных и тесно слиты с нравственными. Ребенок, осваивая окружающий мир, культуру общества, в том числе и цветовую культуру, должен овладеть определенными эталонами цвета, то есть научиться видеть мир во всем многообразии цвета и систематизировать то, что видит, и то, с чем он действует. Цвет предмета постоянно меняется в зависимости от условий, в которых он находится. Огромную роль в этом играет освещение. Посмотрите, как неузнаваемо изменяется один и тот же предмет. Если свет на предмете холодный, его тень кажется теплой и наоборот. Контраст света и цвета наиболее четко и ясно воспринимается на " переломе" формы, то есть на месте поворота формы предметов, а также на границах соприкосновения с контрастным фоном. Контраст по светлоте применяют художники, подчеркивая в изображении разную тональность предметов. Располагая светлые объекты рядом с темными, они усиливают контрастность и звучность цветов, достигают выразительности формы. Сравните одинаковые серые квадраты, расположенные на черном и белом фоне. Они покажутся вам разными. На черном серое кажется более светлым, а на белом - более темным. Такое явление называется светлотным контрастом или контрастом по светлоте. Цвет предметов мы воспринимаем в зависимости от окружающего фона. Белая скатерть покажется голубой, если на нее положить оранжевые апельсины, и розовой, если на ней окажутся зеленые яблоки. Это происходит потому, что цвет фона приобретает оттенок дополнительного цвета по отношению к цвету предметов. Серый фон рядом с красным предметом кажется холодным, а рядом с синим и зеленым - теплым. Рассмотрите: все три серых квадрата одинаковые, на синем фоне серый цвет приобретает оранжевый оттенок, на желтом - фиолетовый, на зеленом - розовый, то есть он приобретает оттенок дополнительного цвета к цвету фона. На светлом фоне цвет предмета кажется более темным, на темном - светлым. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 523; Нарушение авторского права страницы