Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Каковы основные сферы общественной жизни?



Общество, как и любая живая система, представляет собой открытую систему, которая находится в состоянии непрерывного обмена с окружающей его природной и социальной средой. Для сохранения своей целостности общество должно постоянно удовлетворять свои потребности, в первую же очередь потребности людей, которые имеют объективный и вместе с тем исторически изменчивый характер. Степень удовлетворения этих потребностей – материальных, социальных, духовных – выступает самым наглядным доказательством эффективного функционирования общества как системы.

В каждом типе общества выделяются основные сферы общественной жизни.

Таковыми выступают: производственно-экономическая, социальная, политико-управленческая и духовная сферы.

Производственно-экономическая сфера общества. Производственно-экономическая сфера выступает в качестве материальной предпосылки производства и воспроизводства общества как природно-социального феномена, которая через трудовую деятельность связывает человека и общество с природой.

Деятельность людей в сфере материального производства направлена на создание самых разнообразных предметов потребления для удовлетворения жизненно-необходимых потребностей людей из источников, предоставляемых природой. Воздействие общественного человека на природу осуществляется посредством труда, представляющего такую целенаправленную деятельность, содержание которой заключается в создании новых и использовании имеющихся орудий и средств труда, самой разнообразной техники, обеспечивающих производство предметов потребления.

Материально-производственная деятельность характеризуется практическим отношением людей к природе и обеспечивается технико-технологической базой вооруженности производства, характером и уровнем производительности труда, состоянием производительных сил общества. Все это характеризует трудовую деятельность как чисто природный процесс, реализация которого осуществляется по вполне определенным законам, так как труд в сфере материального производства выступает одной из важнейших форм проявления сущностных сил человека и его способностей. Технико-технологическая сторона материального производства обеспечивает закономерный рост потребностей людей, ибо удовлетворенная потребность порождает новые потребности, а их разнообразие побуждает общество к совершенствованию техники и технологии производства, к появлению новых производственных функций и технологических возможностей.

Природа была, есть и будет естественной средой существования человека и человеческого общества. Поэтому удовлетворение растущих потребностей общества не может и не должно идти за счет постоянно возрастающего потребления природных ресурсов и энергии природы, и современное общество должно контролировать размеры и формы производственной и антропогенной нагрузки на природу как естественную среду существования человека и общества.

Удовлетворение возрастающих потребностей и регулирование процесса взаимодействия системы «природа – общество» обеспечиваются характером производственных отношений, которые выступают общественной формой материально-производственного воздействия людей на природу и экономической зависимости между людьми. Определяющей основой производственных отношений выступают отношения к собственности на средства производства, которые определяют как экономическую зависимость между людьми, так и характер, и количество получаемых и потребляемых продуктов и результатов труда. В истории человеческого общества сложились три основные формы собственности, каждая из которых играет важную роль в развитии материального производства по производству, распределению, обмену и потреблению материальных благ.
К ним относятся: общественная, в абсолютном большинстве выступающая как государственная собственность, коллективная и частная собственность.

Производительные силы и производственные отношения
в единстве образуют способ производства, который позволяет в истории человечества выделять конкретные эпохи. При этом производительные силы выступают содержанием способа производства материальных благ, а производственные отношения – его формой. Производительные силы и производственные отношения находятся в диалектическом единстве формы и содержания.

Социальная сфера жизни общества. Социальная сфера жизни общества обеспечивает производство и воспроизводство человека как представителя и носителя определенных социальных функций, здесь человек воспроизводит себя как биологическое, социально-производственное и духовное существо. Эту сферу образуют устойчиво существующие большие группы людей и отношения между ними, совокупность которых образует социальную структуру конкретного общества. Социальная структура означает объективное деление общества на определенные слои, группы, объединенные на основе одних или нескольких признаков и различаемые по их общественному положению. Критерием «социального состава» той или иной социальной группы являются самые различные факторы (экономические, культурные, этнические, территориальные, половозрастные и др.).

Отношения собственности, которые складываются между людьми по поводу производства, обмена, распределения и потребления общественного богатства, формируют классовую структуру общества, которая до середины XX столетия определяла реальное положение человека в обществе в зависимости от собственности на материальные носители средств производства.

В конкретно-исторических классовых обществах отчетливо проявлялась экономическая основа деления общества на классы: рабы и рабовладельцы, крестьяне и дворяне, буржуа и пролетарии, из которых одни имели собственность, другие не имели. Общество классического капитализма демонстрировало колоссальный контраст в социальном положении собственников-буржуа и пролетариев, что порождало многочисленные революционные выступления рабочего класса, вплоть до социалистических революций. В современных условиях в результате научно-технической революции, начавшейся во второй половине XX века, возрастает роль и значение интеллектуальной собственности не только в сфере материального производства, но и в науке, культуре, политике и др.

В итоге острота классового деления общества и отношений между собственниками средств производства и наемными работниками смягчается за счет расширения возможностей доступа различных социальных слоев и групп общества к общественно накопленному богатству.

Важным элементом социальной сферы выступает половозрастная и этническая структура общества.

Различные потребности и интересы половозрастных и этнических групп в современном обществе требуют значительного внимания к формированию социальной инфраструктуры общества, включающей системы здравоохранения и образования, производство
и воспроизводство культуры – как фактора, обеспечивающего социальное наследование.

Важное место в социальной структуре общества занимает семья как малая социальная группа. Семейная жизнь, быт выступают той социальной средой, где формируются первичные социальные функции, где человек восстанавливает свои силы к труду, к творчеству, обретает психологическую комфортность.

Социальная сфера раскрывает механизм обусловленности социального положения человека в обществе, обеспечивает средства приобщения его к богатствам, накопленным обществом, и способствует воспроизводству человеком новых поколений и жизненных способностей к труду и творчеству.

Политико-управленческая сфера жизни общества. Регулирование системы общественных отношений достигается посредством политико-управленческой сферы, обеспечивающей согласование различных форм человеческой деятельности и многообразия общественных процессов, регулирование отношений между социальными группами и образованиями, управление взаимодействием всего общества с окружающей средой. Политико-управленческая сфера жизни общества определяется характером политических в правовых отношений в обществе и складывается на основе функционирующих в обществе государственной власти, политических и правовых институтов. Специфика отношений в этой сфере проявляется в том, что они реализуются в обществе между социальными группами внутри общества, между государствами, регионами и формообразованиями государственной власти. Она включает в себя: самою власть, систему государственных учреждений, социальное поведение субъектов, включенных в сферу политической жизни, политические партии, организации и движения.

Центральным звеном всей системы управления общественными процессами и человеческой деятельностью выступает субъект управления, реализующий властные функции. Реализация властных функций осуществляется путем принятия решений, связанных с постановкой целей и решением конкретных задач на основе потребностей общественного развития и в интересах всех социальных групп общества. Эти решения принимаются определенными группами лиц от имени общества или уполномоченных самим обществом.

Для того, чтобы принятые решения выполнялись, у государства есть средства и органы, которые обеспечивают исполнение принятых решений всеми членами общества.

В истории общества субъектом управления выступает государство как социальный организм, имеющий собственные границы
и реализующий властные функции через систему государственных органов. С появлением государства в обществе реализуется политика и формируется политическая жизнь. Политика – это сфера деятельности, связанная с борьбой в обществе различных социальных групп и слоев населения, имеющих разные интересы, за реальное участие в выработке и принятии государственных, властных решений.

Политическая жизнь в современном обществе приобрела широкие масштабы и разнообразные формы. Самые различные партии и политические организации пытаются уловить настроение тех или иных слоев населения, завоевать к себе доверие, стать их представителями прежде всего в законодательных органах власти. Политические партии, союзы и движения выступают основным звеном, обеспечивающим связь между государственными органами власти
и основной массой населения. Они же формируют общественное мнение в оценке результатов деятельности властных структур по реализации целей общества и решению конкретных задач, направленных на удовлетворение потребностей общества. Общественное мнение отражает отношение массового сознания к тому или иному социально-значимому событию в конкретной ситуации. Оно сказывается на пересечении общественных, государственных и партийно-политических интересов и целей и выступает формой обратной связи в управленческом процессе. Важная роль в формировании общественного мнения принадлежит средствам массовой информации, которые в условиях становления информационного общества могут выполнять двоякую роль. С одной стороны, формирование в обществе свободного общения между государством и населением – средством формирования такого общества является непрерывный диалог и общение людей, стремящихся достигнуть согласия посредством обеспечения высшей ценности общества, соединяющей личностный и общественный интересы. Решить эту задачу могут автономные, самодеятельные объединения граждан, реализующих принципы общественного самоуправления и выведенных за рамки государственной административной власти. С другой стороны, формирование общества массового информационного манипулирования, когда люди начинают жить в выдуманном иллюзорном мире, тщательно создаваемом средствами массовой информации. При этом они теряют связь с реальной историей и перестают быть ее участниками.

Таким образом, политико-управленческая сфера жизни общества обеспечивает не только консолидацию интересов каждого человека и общества в целом, но и осознание и обоснование интересов посредством духовного освоения действительности.

Духовная сфера жизни общества. Духовная сфера жизни общества связана с производством и воспроизводством общественного сознания, духовной культуры, традиций. Это и способы, и средства удовлетворения духовных потребностей. Это и различные формы общественного сознания на определенном историческом уровне их развития. Это и сама личность – производитель и носитель духовных ценностей. Это и менталитет личности и общества.

Чрезвычайно трудно выделить в системе общественной жизни именно духовную сферу, так как все стороны социальной действительности содержат духовный компонент, который выражается
в теоретическом и ценностном отражении действительности. Прежде чем та или иная идея станет предметом общественного спроса, она должна быть зафиксирована как духовный запрос в общественном сознании либо как знание о чем-то конкретном, либо как ценность для человека и общества. Общественное сознание составляет духовную культуру общества и человечества. Теоретическое и ценностное освоение действительности общественным человеком является продуктом духовного производства. Научное знание тесно связано с теоретической деятельностью, которая предоставляет обществу научное знание о закономерностях объективной действительности
в виде духовно-теоретического знания. Научно-техническая революция, начавшаяся во второй половине XX столетия, изменила место
и роль науки в системе общественного сознания. Если до НТР наука стремилась к теоретическому объяснению научных открытий, то
в настоящее время научные открытия приводят к появлению новых технологий и отраслей производства, т.е. наука стала непосредственной производительной силой и делает ненужными многие отрасли, которые были определяющими для индустриального общества. Научная деятельность в развитых странах становится массовой профессией. Вместе с тем, современная наука и в выборе направлений исследований, и в способах использования научных результатов все больше и больше начинает учитывать их ценностное и гуманистическое содержание, ибо сциентистская эйфория, проявлявшаяся в вере, что наука способна решить все сложные проблемы, стоящие перед человечеством, привела к обострению противоречий между обществом и природой в виде экологического кризиса. Ценности связывают материальное производство и теоретическую деятельность. Этому должны способствовать такие формы общественного сознания, как политическое, правовое, нравственное, эстетическое, философское и религиозное.

При анализе духовной сферы необходимо учитывать природу исследуемого явления, роль субъективного фактора в ее возникновении и формировании, а также выявлять социально-экономические детерминации духовных явлений и обратное их влияние на всю общественную жизнь.

Особую актуальность в настоящее время приобретают национальные и демографические отношения, в которых аккумулируются противоречия всех сфер общественной жизни. Поэтому в качестве теоретического осмысления ситуации, вероятно, возможно и необходимо выделение их в качестве самостоятельной сферы общественной жизни.

В чем состоит формационное, цивилизационное
и технологическое основание периодизации истории?

 

К концу XX и началу XXI столетия можно выделить три подхода в объяснении истории. Первая, разработанная К. Марксом концепция поступательного развития общества от одной общественно-экономической формации к другой, более высокой, иными словами – формационная периодизация истории. Эта концепция достаточно широко разработана в советской литературе 60-80-х годов XX в. Суть ее в линейном поступательном развитии общества на основе развития материального способа производства. В детерминированности социальных, политических и духовных процессов материальными. Здесь важное методологическое значение имеет основной социологический закон об определяющей роли способа производства всех сфер общественной жизни. Формационный подход дает возможность выявить основные этапы, которые проходило общество в своем развитии, какова структура каждого из этапов развития общества. (См. Маркс К. К критике политической экономики. Предисловие // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13. С. 6–8; Маркс К. – П.В. Анненкову // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т.27. С. 401–412; Ленин В.И. Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов // Полн. собр. соч. T. I. M., 1956. С. 236–266).

Вторая в своей сущности есть выражение теорий исторического круговорота, где каждая страна, каждое социальное образование проходят ряд циклических этапов развития. Свое логическое завершение эта концепция получила у Данилевского-Шпенглера – Тойнби как концепция локальных, замкнутых культур, цивилизаций. Иногда этот подход называется цивилизационным, ибо центральным понятием данных теорий являются понятия «культура», «цивилизация». Цивилизация
в этих концепциях понимается как высшая форма развития культуры на этапе ее «умирания». При этом каждая цивилизация рассматривается с точки зрения многовариантности развития, нелинейной зависимости. (Данилевский П.Я. Европа и Россия. М., 1991; Тойнби А.Дж. Постижение истории. М., 1991; Шпенглер О. Закат Европы. М., 1992; Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991).

Здесь необходимо уточнить содержание понятия «цивилизация». Оно употребляется главным образом в трех значениях. Первое, которое дал в свое время Ф. Энгельс, понимается как этап
в развитии общества, приходящий на смену варварству. Второе характеризует уровень развития общества, обеспечивающий все более свободное, закрепленное юридическими и нравственными нормами развитие форм совместного бытия людей, наличие возможностей всестороннего удовлетворения материальных и духовных благ членами общества. И наконец, третье значение – это заключительная стадия цикла развития культуры на ее нисходящей стадии развития. Это понимание характеризует такой этап развития культуры, когда она исчерпала все свои возможности. Цивилизационный подход дает возможность проследить различие в развитии отдельных стран, наций, народов.

Содержательный анализ понятий «цивилизация», «цивилизованность» проводит Н.В. Матрошилова в книге «Рождение и развитие философских идей» (М., 1991. С.17–38 и в работах других авторов).

Думается, что разводить формационный и цивилизационный подходы в теоретическом анализе общества не стоит, ибо они дополняют друг друга. Формационный показывает непрерывность исторического процесса и выявляет то общее, что характерно для конкретного этапа развития общества, а цивилизационный – то особенное, что различает отдельное общество на определенном этапе развития истории человечества.

Имеется и третья концепция общественного развития, основанная на так называемом технологическом детерминизме. Эта концепция получила свое развитие с середины 50-х годов XX столетия (Бакиров В. Социальное познание на пороге постиндустриального мира // Общественные науки и современность. 1993. № 1; Красильщиков В. Ориентиры грядущего: Постиндустриальное общество и парадоксы истории // Общественные науки и современность. 1993, № 2). Суть ее заключается в том, что критерием определения уровня развития страны, нации, народа выступает уровень развития техники и технологии, который приводит к адекватным изменениям в социальной структуре общества, определенному уровню развития знания, определенному укладу жизни, определенной ментальности, духовности. Перспективы развития общества, анализируемого с помощью этого методологического принципа, даны в книге Режабека Е.Я. «Капитализм: проблемы самоорганизации». Ростов-н/Д., 1993. С. 278–302.

Если в методологии марксизма в качестве критерия общественного развития исследуются объективные экономические отношения между людьми, складывающиеся в процессе материального производства, то в теориях культур таковым критерием выступает культура в основном как духовный феномен развития общества. Это не означает, что материальные продукты культуры авторами данных концепций игнорируются. В теориях же технологического детерминизма (индустриального, постиндустриального, технотронного, информационного общества) в качестве основного критерия периодизации общества выступает уровень развития науки, техники и их информационного арсенала.

Думается, что неприятие какой-либо из концепций как ненаучной не имеет под собой оснований, так как в совокупности каждая из них раскрывает специфику одной из сторон целостного исторического процесса. Попытку синтезировать формационную, цивилизационную и индустралистскую концепции в анализе общества предприняли – и, как нам кажется, достаточно аргументировано – авторы курса лекций изданного РАГС. («Философия». Курс лекций. М.: Изд-во РАГС. 2001. С. 334–350).

Базовые понятия

 

Предмет социальной философии. Исторический материализм. Исторический идеализм. Социальный детерминизм (индетерминизм). Общество. Общественные отношения. Социальный закон. Историческая необходимость. Субъект истории. Субъективный фактор. Объективные условия. Общественное материальное бытие. Биосфера и ноосфера. Материальные отношения, духовные отношения. Способ материального производства. Деятельность, труд. Производительные силы, производственные отношения. Технологический способ производства. Основной социологический закон. Базис общества, надстройка общества. Сферы общественной жизни. Духовное производство, духовные потребности, духовные интересы, духовные ценности. Формы, сферы, слои, уровни общественного сознания, относительная самостоятельность общественного сознания. Идеология, общественная психология, менталитет. Политическое сознание, правосознание, нравственность, религия, искусство.

Общественно-экономическая формация. Цивилизация.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1991.

Аршинов В.И. Синергетика как феномен постклассической науки. М., 1999.

Барулин B.C.Социальная философия. М., 2002.

Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.

Введение в философию: Учебное пособие для вузов / Авт. колл. Фролов И.Г. и др. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Республика, 2005.

Данилевский П.Я. Европа и Россия. М., 1991.

Делокаров К.Х., Демидов Ф.Д. В поисках новой парадигмы. Синергетика. Философия. Научная рациональность. М., 1999.

Гобозов И.А. Введение в философию истории. М., 1999.

Ильин В.В. Постклассическое обществознание: каким ему быть? // Социс, 1992. №10.

Ленин В.И. Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов? // Полн. собр. соч. Т. 1.

Маркс К. К критике политической экономии // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 13.

Маркс К. П.В. Анненкову, 28 декабря 1846 // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 27.

Момджян К.Х. Введение в социальную философию. М., 1997.

Поппер К. Открытое общество и его враги. В 2-х томах. М., 1992.

Режабек Е.Я. Капитализм: проблемы самоорганизации. Ростов-н/Д., 1993.

Рузавин Г.И. Основы философии истории. М., 2001.

Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., 1991.

 

 


ГЛАВА VIII
КУЛЬТУРА: МНОГООБРАЗИЕ КУЛЬТУР,
ЦИВИЛИЗАЦИЙ, ФОРМ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА

Человеческий мир в ХХ и XXI веках стал более обозрим, время ускоряет свое движение. Благодаря развитию современных информационных технологий культуры стали больше вступать в культурные диалоги и полилоги. Ранее чуждые друг другу культуры поддерживают постоянную коммуникацию, опутывают себя глобальными информационными и культурными «сетями».

Создание новой культурной картины мира и иной культурной парадигмы происходит в условиях иной культурной ситуации по сравнению с классическими философскими и культурологическими парадигмами, которые уже не в состоянии разрешить совершенно новые проблемы современности.

Т. Кун в своей работе «Структура научной революции» определяет данную смену парадигм как научную революцию, ее основными симптомами являются: нигилизм, отсутствие веры в авторитеты науки, критика классических научных методологий, теорий, моделей, картин мира и мировоззрений[16].

Становление проблемы типологии культуры не следует представлять как смену традиционной культурной парадигмы на новую или новые, это и не совокупность неких теорий и концепций, структурирующих культурные типы.

Причина становления данной проблемы заложена во все возрастающей значимости анализа культуры как одного из самых сложных феноменов мира человека. Именно это влечет за собой появление культурологии как науки, изучающей культуру во всем многообразии ее проявлений.

Тип как совокупность признаков отражает состояние всех компонентов культуры. Сам термин «тип» в науке недопустимо многозначен. Он обозначает то набор взаимосвязанных признаков, то совокупность сложных объектов.

Слово «тип» происходит от греческого τ ύ π ο ς, что в переводе означает: отпечаток, образ, изображение, очертание, форма, первообраз, образец. В научном смысле «тип» есть яркий, характерный образец, модель, разновидность, форма, которым соответствует определенная группа предметов или явлений. Ключевая позиция понятия «тип» в культурологии обусловлена социальной направленностью, причастностью ее предмета культуре и современным пониманием культуры. Глубинные узлы культурных связей в отличие от поверхностных, случайных или искусственно введенных исследователем мы предлагаем называть «культурными типами».

Становление проблемы типологии культуры связано с именами Ф.М. Вольтера, Дж. Вико, И.Г. Гердера, и особенно Г. Гегеля. Гадамер пишет: «Временное отстояние вовсе не следует преодолевать... В действительности же речь идет о том, чтобы познать отстояние во времени, как позитивную и продуктивную возможность понимания. Это вовсе не зияющая бездна, но непрерывность обычаев и традиций, в свете которых является нам всякое предание»[17]. На этом фоне проблематичность самой возможности философского осмысления истории и культуры, обнаружения смысла исторического процесса не только сохранилась, но обострилась, приобрела антиномичность. Тезис этой антиномии состоял в утверждении, что вся прежняя философия истории, включая гегелевскую, при всех ее претензиях на научность строго научной не была и по своим установкам быть не могла. Она базировалась на умозрительных допущениях, неизменно включала в свое содержание разного рода теологию и долженствования, которым не место в подлинной науке. Ни одна из форм философии истории не выдержала проверки материалом современной исторической науки. Антитезис же утверждал, что никакое чисто «научное» исследование исторического процесса не в состоянии обосновать единство и целостность всемирной истории, только на основе которых было бы возможно познание ее смысла и создание новой культурно-исторической картины мира[18].

Европейский рационализм направил свои поиски на создание картины мировой истории. Эта европоцентристская рационалистическая традиция понимания всего многообразия культурных феноменов как последовательных линейных элементов начинается
с творчества Аврелия Августина Блаженного (IV век н.э.) и его работой «О граде Божьем». Его взгляды есть христианское понимание истории как единой линии, имеющей начало и конец, то есть смысловое завершение. Таким образом, для взглядов Августина на культурно-исторический процесс характерен провиденциализм и эсхатологизм, которых придерживался и Гегель. Основным стремлением всех мыслителей после Августина стало стремление к созданию целостного взгляда на культуру и историю. Ж.Ж. Руссо впервые противопоставляет культуру цивилизации, отмечая противоречивость исторического процесса от первобытного состояния человека к цивилизованному, Дж. Вико наиболее полно развивает идею «поступательного движения наций», имеющего три основные стадии развития.
И. Гердер первым обращается к пониманию различных типов культур, их особенностей и форм, он не поддерживает идею европоцентризма, каждая из культур самодовлеюща и уникальна, пишет Гердер в работе «Идеи к философии истории человечества»[19].

Историческую типологию культуры можно назвать основанием классификации культурной формы. Существует огромное количество оснований для классификации и в виду этого – огромное количество различных типов культуры. Историческая типология выделяет три основных исторических типа культур и критерии их типизации (рис.1).

 

ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ КУЛЬТУРЫ
СОГЛАСНО ИСТОРИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРНОЙ ТИПОЛОГИИ

 
 

 


Рис. 1. Основные исторические типы культуры согласно
исторической культурной типологии.

 

Вышеуказанные типы культуры возникли не одновременно. Их можно представить как основные этапы исторической культуры, ее ступени. В основе разделения этих типов лежит критерий – тип сознания:

- Архаическая культура, на основании этого критерия приобретает несколько иное название – мифопоэтическая, так как сознание на этом этапе реализуется через мифосознание.

- Традиционная, по новому критерию религиозная, так как главная культурная форма – религия.

- Индивидуально-творческая, наделенная индивидуальным сознанием.

- В большей степени – научная.

При рассмотрении этих типов можно выделить две позиции организации: линейная позиция и локальная. Линейный подход в соотношении исторических типов культуры предполагает, что каждый последующий тип сменяет предыдущий, при этом предыдущие типы полностью уходят из жизни, забываются, теряют какой-либо смысл. Согласно этому подходу третий тип – это конечный этап в развитии культуры. Локальный подход к культуре утверждает, что с созданием нового типа культуры не происходит уничтожение предыдущего типа, т.е. по Гегелю – чистое отрицание, а происходит наслоение нового типа культуры на старый (согласно гегелевскому закону диалектики: закону отрицания отрицания). Переходу от одного типа
к другому способствуют различные формы сознания (мифосознание, религиозное и индивидуальное сознание).

Вышеизложенное можно резюмировать следующим образом:

В своем происхождении слово «культура» восходит к античности – cultura (f) означает обработка, возделывание, уход, cultus (m) – возделывание, уход, обработка; образ жизни, образование, воспитание. Цицерон, говоря о возделывании, имеет в виду не землю, какое значение первоначально имело слово «культура», а возделывание духовности. Классифицируя элементы культуры по сферам деятельности, можно указать следующие ее моменты:

1) культура в предметном искусственном мире;

2) духовная культура: в сфере знания и информации (наука, искусство, философия, религия, мораль), где она обозначает всю сумму достижений и институций, отличающих нашу жизнь от жизни наших предков из животного мира и служащих двум целям: защите человека от природы и урегулированию отношений между людьми; культура
в историческом процессе как сложный феномен. Познание ее сущности и способов трансляции культуры возможно на основе понимания ведущей картины мира. Вследствие чего проблема понимания и определения культуры часто ставится в историческом ракурсе.

Понятие типа. Следует выделить три аспекта смысловой характеристики категории «тип»: 1) тип как неизменная и вечная сущность, проявляющаяся в индивидуальных или групповых различиях в качестве идеи, образа, формы (Платон, Аристотель); 2) тип как критерий сходства или различия (эволюционный и исторический подходы); 3) тип как обобщающая теоретическая, идеальная модель действительного множества (методологический аспект). Выделение методологического аспекта в трактовке типа приводит к построениям типологий, а те в свою очередь предлагают глубокий анализ всех элементов типологического сравнения.

Понятие типологии.Этимологически типология есть учение
о форме, идеале, образце, эталоне. Также ее можно охарактеризовать как метод научного познания, в основе которого лежит расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной, идеализированной модели или типа.

Типология основана на группировке (классификации) изучаемых объектов с помощью обобщенной, идеализированной модели (типа). Типология используется во всех отраслях знания, которые имеют дело с разнородными дискретными множествами объектов, для их упорядоченного описания. Как научный метод, используемый в культурологии, типология есть расчленение социокультурных объектов и их группировка по некоторым общим основаниям, признакам, создание некоторой идеализированной типологической модели культуры или типа.

Результатом типологии является типология культуры, по которой следует понимать систему выделенных типов культур.

Таким образом, следует различать типологизацию культур как метод культурно-исторического анализа и типологию как систему выделенных типовых моделей культур.

Тип культурный– это сходство, общность, то, что объединяет культурные единицы в одно множество культур (а не одна культура) и отличает это множество культур от всех других.

Типология культуры – метод научного исследования, в основе которого лежит выявление сходства и различного множества культурных объектов, поиск надежных способов их идентификации, устойчивых сочетаний свойств культурных явлений в системе социокультурных систем, их группировка с помощью обобщений, идеализированной модели.

В конце XIX века философия жизни ставит перед собой среди задач и задачу проникнуть в недоступные для понятийного мышления глубины «культурно-исторических типов» организации общественной жизни. Популяризация этой проблематики связана с именами таких философов, как Дильтей[20] и Шпенглер[21].

Для понимания культуры Дильтей использует метод интерпретации герменевтику, истолкование отдельных явлений как моментов целостной душевно-духовной жизни другой культуры, решение проблемы возможности познания культурно-исторической реальности. В процессе изучения данной проблемы выделяются:

1) герменевтический интуитивизм «философии жизни» и экзистенциализм, представленные как рацио-витализмом В. Дильтея[22]
и Х. Ортеги-и-Гассета[23], так и физиогномическим тактом Шпенглера, экзистенциальной аналитикой и герменевтикой бытия М. Хайдеггера[24]. Создавая теорию культуры, Ортега-и-Гассет исходит из индивидуального человеческого бытия, где культура является системой идей о мире и человеке, частью его жизнедеятельности, личным достоянием человека. Кризис культуры в ХХ веке, считает Ортега-и-Гассет, есть свидетельство разрушения мировоззренческих ценностей «картезианского человека». Содержание этой перемены заключается в замене «чистого разума» «разумом жизни» как носителем спонтанной, жизненной культуры;

2) неогегельянская философия тождества исторического бытия и мышления (Кроче, Джентиле, Коллингвуд), Б. Кроче развивает вслед за Гегелем философию духа, но исключает логику и натурфилософию, отвергает триадическое движение через противоположности от низшего к высшему. Движение становится циклическим. Кроче, в противовес Дж. Джентиле, пытавшемуся снять различие теоретического и практического в стихии «чистого акта», отстаивает примат практики над теорией и их несводимость друг к другу. Творческим принципом бытия, по Джентиле, может быть лишь само «мыслящее мышление». В духе взглядов Кроче и Джентиле Р. Коллингвуд предложил теорию историцизма, основанную на переосмыслении гегелевского наследия[25];

3) аксиологический методологизм неокантианства (Виндельбанд), сходный с установками позитивизма, поскольку вообще пытается воздерживаться от решения гносеологических вопросов историко-культурного познания и ограничивается рассмотрением структуры историко-культурного знания [26]. Виндельбанд в своей речи «История и естествознание» вводит деление сферы научного знания на науки о природе и науки о культуре. Мир состоит, считали неокантианцы, из двух сфер: действительности и


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 750; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.063 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь