Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Внешний вид и образ жизни искателя знания
Знай, искатель знания, что порядок и аккуратность (во всем) помогают душе оставаться чистой и спокойной. Так необходимо следить за своим внешним видом, за порядком в своем кабинете и класть все вещи на свои места.[296] В хадисе говорится: إ ِ ن ّ َ ا ل ْ ه َ د ْ ي َ ا ل ص ّ َ ا ل ِ ح َ ، و َ ا ل س ّ َ م ْ ت َ ا ل ص ّ َ ا ل ِ ح َ ، و َ ا ل إ ق ْ ت ِ ص َ ا د َ ، ج ُ ز ْ ء ٌ م ِ ن ْ خ َ م ْ س َ ة ٍ و َ ع ِ ش ْ ر ِ ي ن َ ج ُ ز ْ ء ً ا م ِ ن ْ ا ل ن ّ ُ ب ُ و ّ َ ة ِ «Праведный образ жизни, приятный внешний вид и умеренность являются одной двадцать пятой частью пророчества».[297] Ибн Сирин сказал: «Они учились, как правильно себя вести, так же, как учились знанию». Малик сказал: «Тот, кто постигает знание, должен быть важным, умиротворенным и богобоязненным, а также следовать по пути своих предшественников». Искатель знания! Твоя одежда должна быть чистой, ты должен опрятно выглядеть и одеваться, чтобы люди тянулись к тебе, а не избегали тебя. Пророк, , увидел человека с растрепанными волосами и сказал: أ َ م َ ا ك َ ا ن َ ي َ ج ِ د ُ ه َ ذ َ ا م َ ا ي ُ س َ ك ّ ِ ن ُ ب ِ ه ِ ش َ ع ْ ر َ ه ُ «Неужели он не нашел, чем привести в порядок свои волосы? » А также он увидел другого человека в грязной одежде и сказал: أ َ م َ ا ك َ ا ن َ ه َ ذ َ ا ي َ ج ِ د ُ م َ ا ء ً ي َ غ ْ س ِ ل ُ ب ِ ه ِ ث َ و ْ ب َ ه ُ «Неужели он не нашел воду, чтобы выстирать свою одежду? ».[298] Пророк, , также сказал: م َ ن ْ ك َ ا ن َ ل َ ه ُ ش َ ع ْ ر ٌ ف َ ل ْ ي ُ ك ْ ر ِ م ْ ه ُ «Пусть тот, у кого есть волосы, проявляет к ним уважение[299]».[300] И не забывай, искатель знания, что у пророка, да благословит его Аллах и приветствует, была сикка[301], которой он себя умащал.[302] Аль-Хатиб аль-Багдади в своей книге «аль-Джами‘» написал главу под названием «Ислах аль-мухаддис хай’атаху ва ахзуху ривайат аль-хадис зинатаху» («Улучшение мухаддисом своего внешнего вида и необходимость хорошо выглядеть, рассказывая хадисы»), где он говорит: «Рассказывая хадисы, мухаддис должен выглядеть наилучшим образом, одевшись во все лучшее, но прежде он должен привести в порядок те свои дела, которые украсят его в глазах присутствующих, кто согласен с ним, и тех, кто не согласен». Затем аль-Хатиб аль-Багдади, да смилуется над ним Аллах, говорит о сиваке[303], о необходимости стричь ногти и т.п. и продолжает: «Ему желательно одеваться в белое… и не следует ходить в лохмотьях, когда он может себе позволить новую одежду».[304] Затем он приводит хадис Абу аль-Ахваса, переданный со слов его отца, который сказал: أ َ ت َ ي ْ ت ُ ا ل ن ّ َ ب ِ ي ّ َ ص َ ل ّ َ ى ا ل ل ّ َ ه ُ ع َ ل َ ي ْ ه ِ و َ س َ ل ّ َ م َ ف ِ ي ث َ و ْ ب ٍ د ُ و ن ٍ ف َ ق َ ا ل َ : أ َ ل َ ك َ م َ ا ل ٌ ؟ ق َ ا ل َ : ن َ ع َ م ْ ، ق َ ا ل َ : م ِ ن ْ أ َ ي ّ ِ ا ل ْ م َ ا ل ِ ؟ ق َ ا ل َ : ق َ د ْ آ ت َ ا ن ِ ي ا ل ل ّ َ ه ُ م ِ ن ْ ا ل إ ب ِ ل ِ و َ ا ل ْ غ َ ن َ م ِ و َ ا ل ْ خ َ ي ْ ل ِ و َ ا ل ر ّ َ ق ِ ي ق ِ ، ق َ ا ل َ : ف َ إ ِ ذ َ ا آ ت َ ا ك َ ا ل ل ّ َ ه ُ م َ ا ل ا ً ف َ ل ْ ي ُ ر َ أ َ ث َ ر ُ ن ِ ع ْ م َ ة ِ ا ل ل ّ َ ه ِ ع َ ل َ ي ْ ك َ و َ ك َ ر َ ا م َ ت ِ ه ِ «Я пришел к пророку, , в старой одежде, и он сказал мне: “Есть ли у тебя средства? ”. Он ответил: “Да”. А пророк вновь спросил: “Что есть у тебя? ”. Тот ответил: “Аллах даровал мне верблюдов, овец, коней и рабов”. Тогда он сказал ему: “И коль скоро даровал тебе Аллах богатство, тогда пусть по тебе можно будет увидеть следы Его милости и щедрости”.[305] В книге «Хильйат талиб аль-‘ильм» говорится: «Разве не является одежда лишь одним из средств, характеризующих личность человека? И будь осторожен в (выборе) одежды, поскольку она расскажет другим об уровне твоего развития, формирования твоей личности и вкуса. Поэтому говорят, что внешний наряд человека говорит о его внутренних наклонностях, и люди оценивают тебя по твоей одежде. Более того, манера человека одеваться дает людям право судить о его уравновешенности и благоразумии, или желании казаться шейхом и склонности к монашеству, или несерьезности и хвастовстве. И бери из одежды то, что тебя украсит, а не опозорит, что не даст лишнего повода для кривотолков и насмешек. И если форма твоей одежды и манера одеваться будут соответствовать той чести, которой удостаивает тебя религиозное знание, то она окажется главной причиной твоего почитания и желания людей учиться у тебя. Более того, при искреннем намерении твоя одежда станет одним из добрых дел, совершаемых тобой для снискания милости Аллаха, поскольку это путь, ведущий людей к истине. Передают слова повелителя правоверных, Омара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах: «Больше всего я люблю смотреть на чтеца Корана, облаченного в белые одежды», поскольку это вселяет в сердца людей уважение к нему и к той истине, которую он несет. Как говорит шейху-ль-ислам Ибн Таймиййа, да смилуется над ним Всевышний Аллах, люди подобны куропаткам, которые собираются в стаи, следуя примеру друг друга. Смотри же, смотри, не одевайся по-ребячески. А что касается европейской одежды, то установление шариата на этот счет для тебя не является секретом. Это не означает, что ты должен безобразно одеваться, но это (означает необходимость проявлять) умеренность в одежде в соответствии с нормами шариата, заботясь о хорошем внешнем виде и ведя праведный образ жизни».[306] Одним словом, искатель знания, ты не должен проявлять небрежность в выборе своей одежды, словно раб, как не должен чересчур украшать себя, как украшает себя женщина[307]. Ты должен заботиться о том, чтобы люди не пренебрегали тобой, обращая свои взоры на твою грязную одежду или безобразный вид, чтобы они чувствовали только приятный запах, исходящий от тебя. Часть третья Как ты должен учиться? …
состоит из введения и 5 глав
Глава первая. Общие правила |
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 319; Нарушение авторского права страницы