Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Правила обращения со всеми людьми



 

А) Хорошее общение

Всевышний Аллах сказал:

И говорите людям хорошее . («Корова», 83). Т.е. говорите им добрые слова и обращайтесь с ними мягко.[273]

Пророк, , сказал: و َ خ َ ا ل ِ ق ِ ا ل ن ّ َ ا س َ ب ِ خ ُ ل ُ ق ٍ ح َ س َ ن ٍ

«…и придерживайся благонравия в общении с людьми»[274].

Абу Дауд в разделе «Китаб аль-адаб» («Книга о благовоспитанности») написал: «Баб фи хусн аль-‘ушра» («Глава о хорошем общении»), – а затем привел хадис Абу Хурайры: «Посланник Аллаха, , сказал:

ا ل ْ م ُ ؤ ْ م ِ ن ُ غ ِ ر ّ ٌ ك َ ر ِ ي م ٌ و َ ا ل ْ ف َ ا ج ِ ر ُ خ ِ ب ّ ٌ ل َ ئ ِ ي م ٌ

«Верующий – благородный простак, а грешник – подлый обманщик».[275]

Искатель знания, в общении со всеми людьми ты должен раскрывать лучшие черты характера: “проявлять радушие, распространять приветствия, угощать людей, сдерживать свой гнев, не причинять никому обид, перенося их от других, проявлять самопожертвование, не быть эгоистом, поступать (с людьми) справедливо, не требуя справедливости (для себя), благодарить за оказанную любезность, делать (все, чтобы людям) было удобно, стремиться удовлетворять их потребности, использовать свое влияние, ходатайствуя за них, любезно обходиться с бедняками, проявлять любовь к соседям и родным”.[276]

Б) Кротость

Знание и кротость человека сделать могут
благородным,

Коль этими чертами он будет обладать.

Сколько простых, сколько незнатных кротость

И знание возвысили, им дали славу, стать.

Говорят: «Ничто так не подходит друг к другу, как кротость подходит к знанию».

Раджа’ ибн Хайва сказал: «Как прекрасно знание, которое украшает кротость, и как прекрасна кротость, которую украшает мягкость (и доброта)! ».

В) Мягкость и обходительность

В хадисе говорится: م َ ن ْ ي ُ ح ْ ر َ م ُ ا ل ر ّ ِ ف ْ ق َ ي ُ ح ْ ر َ م ُ ا ل ْ خ َ ي ْ ر َ ك ُ ل ّ َ ه ُ

«Кто лишен мягкости (и доброты), тот лишен всех благ».[277]

Анас сказал: «Когда кто-нибудь шептал посланнику Аллаха, , на ухо, я не видел, чтобы он отстранял свою голову прежде, чем тот не отстранит свою, и, когда кто-нибудь брал его за руку, я не видел, чтобы он отпускал ее прежде, чем тот не отпустит ее».[278]

Передают со слов Харисы ибн Вахба, что посланник Аллаха, , сказал: ل ا ي َ د ْ خ ُ ل ُ ا ل ْ ج َ ن ّ َ ة َ ا ل ْ ج َ و ّ َ ا ظ ُ و ل ا ا ل ْ ج َ ع ْ ظ َ ر ِ ي ّ ُ

«Не войдет в Рай грубый и черствый человек».[279]

Что же касается обходительности, то здесь имеется в виду смирение, мягкость в речах и вежливое обращение с людьми, ведь это больше всего способствует дружбе, согласию и взаимопониманию. Но это не следует понимать как угодничество.[280]

И искатель знания, «если он увидит, что кто-то не совершает молитву, омовение или другие обязательные дела, то должен вежливо и мягко дать ему наставление, как это сделал посланник Аллаха, , когда один бедуин помочился в мечети, и когда Му‘авийа ибн Хакам разговаривал во время молитвы».[281] «Искателя знания украшает величие ума, любовь к людям, признание заслуг достойных людей и старание не замечать невежества незнающих. Как прекрасны слова поэта:

Человек свои заслуги так не признает,

Как признает заслуги тех, кто заслужили.

Несправедливо было б, если бы юнец

Пытался скрыть свои грехи,

Заслуженных пороча без причины.
Глава десятая

Отстранение от гордыни, тщеславия

и самообольщения

Введение.

1. Скромность и отсутствие кичливости.
2. Удов­летворенный своим знанием – самый невежественный человек.

Типу людей из числа обладателей знания, обманывающих самих тебя обманывающих самих себя.

Борьба с тщеславием.

 

Введение

 

Мы посвятили вопросу самообольщения и высокомерия отдельную главу, учитывая всю серьезность и огромный вред, причиняемый ими.

Знай, искатель знания, что тщеславие убивает (в человеке) хорошие качества. ‘Али ибн Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, сказал: «Тщеславие – это бедствие для разума».

И если тобой овладели тщеславие и высокомерие, то значит, тебя с ног до головы переполнило невежество. И достаточным невежеством для тебя будет твое восхищение собственным знанием. Абу-д-Дарда сказал: «Признаков невежества три: самолюбование, постоянные разговоры (человека) о том, что его не касается, и удерживание им (людей) от чего-то (дурного), когда сам совершает нечто подобоное».

И знай, искатель знания, что даже если твое знание будет величиной с расстояние между небом и землей, то при всем твоем тщеславии и гордыне оно не прибавит тебе ничего, кроме ненависти Аллаха.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 343; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь