Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ЧТО ТАКОЕ РОК? И С ЧЕМ ЕГО ЕДЯТ?Стр 1 из 3Следующая ⇒
РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ Подготовили: Карева Полина Иванов Максим Отношения с внешним миром. Эскепизм Установка на " герметичность", характерная для ленинградской культуры, способствовала появлению новой формы бытования рок-музыки – как замкнутой субкультуры, существующей в себе и для себя. Эскепистский пафос – главное, что роднит обе школы. Герой занимает по отношению к окружающему миру пассивно-оборонительную позицию – этот мир ему неинтересен, контакт с ним сводится к минимуму. Герой не собирается переустраивать общество, менять установленный порядок вещей, а предпочитает не связываться с миром, сознавая, что он может быть опасен. Ему хорошо внутри своей культуры. Формулируя кратко, можно описать эскепизм субкультуры таким образом: · цель субкультуры – сотворение своего, особого, замкнутого мира. Стремление максимально ограничить контакты с миром внешним; · противопоставление " мы" и " они", но оно не носит характера противостояния. Это скорее самоизоляция уход от социума в любом его проявлении; · бунтарский пафос – но конструктивный, а не деструктивный. Вместо изменения или разрушения существующего социума – создание своего, иного мира; · различие самоидентификации (определения себя изнутри) и внешних ярлыков, которые придумало общество – режим. Общим для всех людей субкультуры было то, что они играли рок-н-ролл (употребляется именно термин " рок-н-ролл", а не " рок-музыка" ). Сами создатели субкультуры не думали о себе как о музыкантах в первую очередь. Главным было общение, система представлений (общий круг чтения, интересов, музыкальных пристрастий, т.е. мифология), стиль жизни, нравы и быт тусовки. Рок-музыка была объединяющей деятельностью. Распространенная версия о том, что рок-культура в СССР возникла как движение молодежного протеста, – это миф позднейшей эпохи, когда рок-субкультура переросла в контркультуру и начался период " героических восьмидесятых" (точнее, конца восьмидесятых). Пока рок-н-ролл был субкультурой, его никто не поддерживал, но никто и не преследовал. 2. Идея двоемирия, существования одновременно в обыденной действительности и в волшебном мире " аквариума", полугрезы-полуяви – частый мотив ранних стихов Гребенщикова. 3. Герой в текстах Майка и Гребенщикова в отличие от московской школы – очень конкретный живой образ человека субкультуры. 4. Образу возлюбленной приписывается магия женского любовного обворожения, колдовство(большое кол-во метафор, намёков, штрихов). 5. Истоки и культурные аллюзии ленинградской рок-поэзии периода субкультуры: во-первых, западная рок-поэзия, присутствовашая как имплицитно (использование тем, слэнга, косвенных ассоциаций), так и эксплицитно – в виде прямых упоминаний, посвящений. 6. Следующий источник ленинградской школы также упоминался нами. Это русская поэзия " серебряного века" – Блок, Саша Черный, обэриуты, Вертинский. 7. Необходимым " кирпичиком" в здании ленинградской субкультуры стала бардовская поэзия, хотя это влияние более опосредованное, чем в московской школе. Итак, кратко суммируем новаторство ленинградской субкультуры в области поэтической формы: · воздействие английских паттернов, иногда – прямое копирование; · развитие силлабической формы стихосложения; · разрушение симметричной квадратной формы, структуры " куплет – припев"; появление альтернативных форм – в первую очередь блюзовых структур; · речитативность, обилие мелодизированной интонации вместо пения как такового; · словарь, основанный на принципе смешения. Это слэнг, варваризмы, литературно-рафинированный пласт поэтической речи, экзотизмы, заумь, окказионализмы в духе авангардистской поэзии, ненормативная лексика, разговорная речь.
Каналы распространения субкультуры Магнитоальбомы. Устное предание (слухи, рассказы) . Концерты, которые, впрочем, в гораздо меньшей степени являлись средством распространения рок-субкультуры. Они были эпизодичны и случайны: как правило, это " квартирники", собиравшие узкий круг " своих", " посвященных". Рок-самиздат. " Золотое подполье", рок-пресса, печатавшаяся на машинках (если повезет – с использованием запрещенного ксерокса), с любительскими фото, появляется позже, к началу 80-х гг. и принадлежит уже завершающему этапу в развитии субкультуры.
Трайбалистский период в развитии субкультуры Понятие " трайбализм" (от " tribe" – " племя" ) возникает, когда субкультура перестает существовать внутри маленькой компании единомышленников и начинает объединять сотни и тысячи молодых людей. Во-первых, субкультура замечена средствами массовой информации, в первую очередь прессой. Появляются первые статьи о роке (одной из первых больших публикаций была статья Валерия Кичина в " Литературной газете" ). Настрой прессы был негативным, но это не было окарикатуриванием. Это была полемика с идейным противником, заслуживающем серьезного отношения. Во-вторых, начинаются репрессии властей. Это и скандальный фестиваль " Тбилиси-80 ", и, чуть позже, знаменитые списки запрещенных групп, и т.д. Одновременно режим стремился " приручить" рок как явление молодежной культуры, ставшее слишком влиятельным. Репрессии чередовались с заигрыванием властей и официальных инстанций с новой культурой – это, например, появление Шевчука на " Серебряном камертоне", победа " Машины времени" на фестивале в Тбилиси, превращение ее в филармоническую группу. В-третьих, начинается расслоение внутри субкультуры, проведение первых внутренних линий. Так, на фестивале " Тбилиси-80" " Аквариум" и " Машина времени" оказываются оппонентами. Важнейшим изменением становится быстрое расширение географической и социальной базы субкультуры. В нее вовлекаются большие массы молодежи с разным образовательным уровнем, разного возраста, разной социальной принадлежности. Затемняются истоки мифа, массы новых адептов не знают мифологии, не интересуются ею и часто неспособны ее понять и воспринять. Главным становится не миф, а практика – жизнь тусовки. В жизни каждой субкультуры наступает момент, когда она должна либо зачахнуть от недостатка " свежей крови", либо переродиться в новую, более открытую культурную модель. Отечественная рок-поэзия в конце 80-х обретает новый облик, превращаясь из субкультуры в контркультуру. Фигурой, символизирующей этот переход, стал Виктор Цой.
è СУБКУЛЬТУРА НА ГРАНИ ПЕРЕХОДА В КОНТРКУЛЬТУРУ Виктор Цой Первое, что бросается в глаза в текстах Цоя – это " срезание" верхнего этажа субкультуры, отсутствие или обеднение мифологического пласта и выраженный акцент на нижнем этаже – бытие " тусовки". Вместо мифа, истоки которого забыты, утрачены, остается только практика субкультуры – портвейн, блуждание по улице, походы в гости к друзьям, сидение на кухне до утра. 1. В поэзии Цоя измененяется образ героя – это уже не " инженер на сотню рублей", не студент и не " лишний человек" – интеллектуал-расстрига, люмпен-интеллигент, как у Гребенщикова или Майка Науменко. У Цоя это не то молодой рабочий, не то студент техникума или пэтэушник. 2. Соответственная трансформация происходит и с образом возлюбленной – меняются и ее возраст, и социальное положение. Появление злобности, агрессивности, глубоко несвойственные субкультурной установке, сигнализирует складывание нового канона, близкого к контркультурной модели. 3. Поэзия Цоя – это точный слепок с определенного слоя подростковой психологии. В его текстах – максимализм, агрессия, педалирование темы войны, причем войны всех против всех, битвы без цели и смысла – это то состояние войны, вечной оппозиции, в котором подросток находится по отношению к миру. 4. Трансформация словаря Цоя также достаточно очевидна и тенденциозна: использование плакатной техники, обеднение лексики, упрощение словаря. Появляется штамп, возникают повторы, навязчивые слова, которые частично сохраняют романтическую ауру (" звезда", " небо" ), но и несут выраженную коннотацию агрессии, деструкции и тревоги (" огонь", " пожар", " ночь", " война" ). Голос периферии Подключение периферии к столицам, как упоминалось выше, также трансформирует облик рок-поэзии, лишая ее субкультурного качества. Говоря о все громче звучащем " голосе провинции" в середине 80-х гг., хотелось бы отметить два момента: это, во-первых, огромная роль бардовской традиции, ее активное использование в провинциальном роке, и, во-вторых, обращение к фольклору, устнопоэтической и народной песенно-музыкальной традиции.
Мама, вы все тяжело больны (Виктор Цой и Георгий Гурьянов)
Зерна упали в землю, зерна просят дождя. Им нужен дождь. (жертва – обязательна! ) (нет времени ждать/нетерпение) (песня «Война»: «но кто-то должен стать дверью, кто-то замком, а кто-то ключом от замка» + неизбежность войны) > внутренний кодекс чести > взывание к воли человеческой > ответственность за поступок (поступок, к. не поймут умеренные обыватели)
(общество подошло к роковой черте) Сталь между пальцев, сжатый кулак. Удар выше кисти, терзающий плоть, (затуманенность разума) (необходимость совершения поступка) Припев: Ты должен быть сильным, ты должен уметь сказать: Руки прочь, прочь от меня! (обращение к человеку эпохи) Припев:
Альбом «Группа крови» (1988) (записано в 1986г.) Тацу (Настя Полева)
Островок в океане, пять базальтовых скал. " Тацу, Тацу, юный воин Ямато, Поздно осенью крейсер якорь бросил у скал, " Tazu, Tazu, armу's gone, the war is over,
" Банзай, Микадо-ва ка-цу! Тазу, Тазу, тебе триннадцать лет, Сорок солнцестояний и сезонов дождей, Тацу, Тацу ловит крабов в заливе, Тацу, ты стал совсем седым,
Альбом «Тацу» (1987)
По мотивам реальных историй. Ещё в 70 года на Филипинах и в других местах вылавливали одичавших японских солдат, потерявших человеческий облик. И только настоящий самурай был снят с атолла в лохмотьях, но с абсолютно исправным оружием и полным боекомплектом. Феномен женской рок-поэзии
1. Социальная острота песни 2. Отсылка к экзотическим странам (Тацу-дракон, живущий в каждом из нас) 3. Модная аранжировка(музыкальный размер 5/8, а не 4/4, что не характерно для рок-музыки) + соло саксофониста Наутилуса - Могилевского 4. Лирический герой потерян в мире и в себе, чужой голос – ложь
Тема: · Никчёмности судьбы отдельного человека перед целым государством, миром в целом Идея: · Ты можешь быть отличным «солдатом», но это не гарантия того, что тебя не выкинут на обочину общественной жизни, когда прекратят в тебе нуждаться Мотивы: · борьбы РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ Подготовили: Карева Полина Иванов Максим ЧТО ТАКОЕ РОК? И С ЧЕМ ЕГО ЕДЯТ? Рок - это музыкальный стиль, в основе которого лежит вызов традиционной культуре. Ø С течением времени музыка рокеров стала настолько популярной, что элементы стиля проникли в другие пласты культуры, возник своеобразный рок-стиль => образовалась субкультура (часть общественной культуры, отличающаяся от преобладающей) o язык (вербальный и невербальный) o символика o убеждения и ценности o образ мысли o образ поведения Другими словами образовалась рок-культура. Рок - культура – это контркультурное молодёжное образование, сформировавшееся под влиянием «битничества» (англ. beat generation — разбитое поколение) — литературного и молодёжного движения в США и Великобритании середины 1950-х — начала 60-х гг., выступавшего за пересмотр ценностей западной цивилизации. Рок обладает специфической особенностью - поэтический текст по значимости оказывается абсолютно равным тексту музыкальному. По этой причине исследователи русской рок-культуры активно используют термин «рок-поэзия» . I этап: В колыбели авторской песни кон. 1960-х – сер. 1970-х Ø Московская школа II этап: Субкультура сер.1970-х – 1986г. Ø Ленинградская школа Ø Виктор Цой (переходный этап) III этап: Контркультура 1987г – 1991г Ø Сибирская школа IV этап: Масскультура сер.1990-х – сегодняшний день Ø Рокопопс
è ИСТОКИ На рубеже 1950-х – 1960-х годов на волне «оттепели» поэтическое искусство пошло в народные массы: поэтический бум породил невиданное до этих пор явление – выступление поэтов на стадионах, на площадях и в больших залах, а возникшая в это же время авторская песня начала стирать грани между музыкальным и поэтическим искусством. Всё это предвосхитило появление рок-поэзии, для которой тоже характерными чертами стали массовость аудитории и воздействие на слушателя посредством музыки и художественного текста одновременно. Именно в колыбели авторской песни зародилась рок-поэзия. Произошло это в конце 1960-х гг., когда и поэтический бум, и авторская песня постепенно утрачивали свои изначальные позиции. Между авторской песней и рок-поэзией есть немало сходств: 1. явление синкретическое, соединяющее музыку и поэтический текст; 2. автор почти всегда является исполнителем; 3. затрагивались социальные и философские темы, о которых невозможно было открыто говорить в художественной литературе (искренность автора-исполнителя вызывала большее доверие, чем позиция «официального» писателя). è СКЛАДЫВАНИЕ СОВЕТСКОЙ РОК-МУЗЫКИ Появление советской рок-музыки в 60-е годы естественным образом началось с заимствования готовых форм Запада, но в силу языкового, культурного и политического барьеров глубокое осознание, адаптация этих форм к отечественной социокультурной ситуации начинается гораздо позже – лишь к концу 70-х гг. Творчество пионеров жанра – многочисленных групп, таких, как " Рубиновая атака", " Ветры перемен", " Соколы", " Второе дыхание", – представляло собой воспроизведение произведений или западных исполнителей, или собственных подражательных опусов с макароническими текстами, которые по большей части были фонетической имитацией английской речи. До середины 70-х гг. существовало предубеждение против пения по-русски, которое, как считали исполнители, разрушало сам стиль как таковой. Русский текст не укладывался в ритмические и мелодические паттерны рок-музыки. Русский язык считался чем-то вроде атрибута конформизма, знаком принадлежности к " вражеской", не-роковой системе ценностей".
è РОК-БАРДЫ. МОСКОВСКАЯ ШКОЛА Первые авторы, создавшие полноценнные поэтические тексты на родном языке в рамках начавшей складываться рок-эстетики, Андрей Макаревич (" Машина времени" ), Константин Никольский, Алексей Романов (" Воскресение" ). Их особая роль на фоне этой традиции была не очень заметна, тем более, что пение по-русски не отвечало ожиданиям публики. 1. Специфическая черта этих текстов – эскепистская установка (индивидуалистическо-примиренческое стремление личности уйти от действительности в мир иллюзий, фантазий), герметичность поэтического мира, который сводит к минимуму соприкосновение с жизненными реалиями. 2. рафинированный литературный словарь, избегающий слэнга, вульгаризмов и других маргинальных форм речи; 3. абстрактная образность – условность декораций (реки, мосты, дома, костры, лес, поле и т.д.) и вневременной характер лирики. Нет конкретики, реалий – по причине " травмированности жизнью". Действие происходит " всегда и везде" и в то же время в силу отсутствия привязки ко времени и месту – нигде и никогда; 4. романтика " шатобриановского типа". Основные мотивы – разочарование, усталость, намек на утраты, перенесенные в прошлом; тема путешествий, творчества как форм эскепизма; 5. абстрактность лирического героя – это некий философствующий, страдающий и горько разочарованный интеллигент, ощущающий себя лишним человеком; 6. внимание к нравственно-этической проблематике, порой доходящая до дидактизма. Нравственная проблематика рассматривается скорее в " экзистенциалистском" ключе – герой ответствен только перед собой, без поправки на " другого", без требований социальной адаптации. Речь идет о некотором внутреннем " кодексе чести". Ведущими жанрами здесь оказываются дидактическая притча, басня; 7. отклонения от романтической установка в сферу бытописательства или социальной критики выдержаны в духе Высоцкого или Галича. 8. Что касается поэтической формы, то она практически без изменений заимствована из бардовской поэзии. Это симметричная строфа, структура " куплет-припев" (так называемая " квадратная форма" ), принятая рифма. 9. У " рокбардов" резко падает сложность музыкальной формы, меняются ориентиры – классика западного арт-рока (Led Zeppelin, Deep Purple и др.) перестает быть образцом. Как только текст оказывается в центре внимания, начинается упрощение музыкальной формы, подчинение ее поэтическому тексту. 10. Отдельного упоминания заслуживает еще одно направление в " московской школе", ориентированное на использование чужих текстов (в основном поэзия " серебряного века" ). Этому направлению в той же мере свойственна установка на " вечные" вневременные темы и сюжеты, та же притчевость и дидактика, которая, впрочем, иногда наполнялась социальностью и острой злободневностью – в силу привязки к конкретной ситуации. Итак, к середине 70-х гг. в рок-музыке появляется русский текст, но он еще не " свой" – ни по форме, ни по содержанию он существенно не отличается от бардовского. Еще нет своего особого круга тем, словаря, поэтической формы. НО: · электричество и аранжировка (структура рок-группы с более жестким битом), которые использовались рок-группами в отличие от акустического сольного исполнения под гитару у бардов. Т.е. если эти композиции исполнить без электричества, а сольно, под гитару, то они встанут на свое место в бардовской традиции; · разный внешний антураж – сценический имидж, " прикид", часто эпатирующий (длинноволосые прически, брюки клеш и т.д.). · разный круг аллюзий, культурный контекст.
è СУБКУЛЬТУРА (КОНЕЦ 70-Х – 1986 Г.) Ленинградский вариант В поэзии первых рок-бардов мы с большой натяжкой можем говорить о возникновении особого, самобытного поэтического мира. Формирование новой культуры начинается в середине 70-х гг. в Ленинграде. В первую очередь это появление Майка Науменко и " Аквариума" Б.Гребенщикова. Символика этого названия поистине говорящая – в ней отражена сама суть, квинтэссенция того периода в развитии отечественной рок-культуры. Смысл, цель и пафос субкультуры – создание своего мира, отделенного от окружающего невидимой, но непереходимой гранью. Первые стихотворные опыты ленинградской субкультуры (1974-1975 гг.) оставляют впечатление ошеломляющей новизны. Все ранние тексты " Аквариума" и Майка Науменко ощущаются, в отличие от московской рок-бардовской школы, как совершенно особый мир, который выделяется многообразием и специфическим колоритом. Это совсем иной пласт культурных аллюзий, другой ассоциативный ряд. 1. Тексты Майка Науменко и Б.Гребенщикова насыщены слэнгом, языком, на котором говорили в Системе, в " Сайгоне" – т.е. языком того культурного сообщества, о котором и для которого писались песни. В текстах мы видим насыщеность конкретикой, стихию молодежного жаргона, англицизмы. Почему же формирование новой культуры происходит в Ленинграде? => В отличие от Москвы, которую можно было бы сравнить с открытым кипящим котлом, в Ленинграде в замкнутой среде процесс формирования субкультуры идет ускоренно, как в автоклаве.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 506; Нарушение авторского права страницы