Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


СТАТУС АВТОРА В РУССКОЙ РОК-КУЛЬТУРЕ



Особенно сложно отделить автора как литератора от автора как рок-поэта. Здесь нам видятся следующие варианты:

1) автор не имеет отношения к рок-культуре; его тексты просто взяты как составляющая синкретического произведения (А.Рембо у В.Шумова; Н.Гильен, Ж.Тардье, Р.Кено, Т.Тцара, А.Бестер, К.Прутков у «Странных игр»; В.Хлебников у «Аукцыона» и т.д.)9;

2) автор представляет собой фигуру рок-литератора, т.е. сосуществует и в традиционном литературном пространстве и в пространстве рок-культуры в качестве автора разных текстов (А.Хвостенко, А.Гуницкий, Е.Летов, А.Дидуров, отчасти, вероятно, Б.Гребенщиков, И.Кормильцев, О.Арефьева и др.)10; здесь стоило бы отметить такую фигуру, как Виктор Коваль, который представляет собой чуть ли не единственно известный нам случай, когда рок-культурой валоризуется персонаж литературной «тусовки», осознаваемый post factum как один из предтеч русского рока11;

3) автор находится исключительно внутри рок-культуры; публикация его текстов — явление, не относящееся собственно к литературному процессу, как в предыдущем случае, т.к. его тексты, будучи изъяты из целостного рок-произведения, утрачивают те или иные существенные свойства (М.Науменко, А.Григорян, А.Семёнов, Умка (А.Герасимова) и др.12).

Впрочем, между последними двумя категориями граница весьма и весьма условна.

Таким образом, нам представляется терминологически некорректным именование в научном дискурсе рок-поэта просто поэтом; это — смешение разных ипостасей, которые могут быть соединены в определённой фигуре, а могут и не быть.


è ЧЕРТЫ РОК-ПОЭЗИИ:

1. Творчество поэтов начинается с вопроса «кто я? ». Именно этот мотив(мотив самоопределения) – центральный в рок-поэзии, задача которой создать портрет поколения, осознать его судьбу.

=> ощущение неудовлетворенности, беспокойства и стремление разобраться в собственном «я»

2. Тексты песен рок-исполнителей - это именно песня, текст, предназначенный не для чтения, а для пропевания. Иначе они теряют не только статус художественности но и нередко – те дополнительные смыслы, которые придает именно пропевание.

3. Романтический тип мышления + оппозиции – «мир-человек», «идеал-действительность», «жизнь-искусство».

4. В рок-поэзии «мир» оказывается открыто враждебен для всех, в том числе и для лирического героя (героя-поэта) + образ больного мира

5. Оппозиция «идеал–действительность» раскрывается в рок-поэзии через типологически романтический мотив сна, причем рок-поэты усиливают его амбивалентность. Сон манит героя возможностью уйти от бессмысленной и беспощадно мертвящей душу дневной гонки.

6. Рок-концепция слова, как и в романтизме, основана на вере в древнюю магическую силу прозвучавшего, сказанного, спетого, на сближении языка природы и языка человека

7. В рок-культуре существует весьма сильная традиция исполнения не только своих песен, но и песен других авторов. Кроме того, рок-исполнители поют песни на стихи не только рок-авторов, но и известных поэтов.

8. Одна и та же рок-песня может не только исполнятся разными авторами, но и существовать в различных именно музыкальных аранжировках. Так, существует несколько аранжировок «Прощального письма» группы «Наутилус Помпилиус» в разных альбомах этой же группы. Одна и та же рок-песня – не нечто застывшее, раз и навсегда состоявшееся. Ее звучание может зависеть как от наличествующих инструментов (акустические концерты и концерты электрические), так и от настроения и состояния исполнителя (можно вспомнить неоднократные истории, как исполнитель или забывал слова, или переделывал песню на ходу, или был не в состоянии ее петь).

9. Рок-песня и манера исполнения (проблема сценической маски исполнителя). В роке мы можем наблюдать не только то, что каждый исполнитель имеет свою определенную маску, но и иногда можем проследить становление маски и смену старой маски на новую. Маска может создаваться разными способами – при помощи особой одежды, характера общения с публикой, манеры пения и т.д.

10. Традиционно сложилось, что типология рока идет от музыки. Музыка, а если говорить точнее – музыка, подходящая именно к этим словам, подчеркивающая то, что надо подчеркнуть и иногда скрывающая недостатки слов, музыка, не похожая на привычную эстрадную, безусловно – важнейший компонент феномена рок-песни. Рок-песня не существует и не может существовать без соответствующей музыки.

11. Рок-песня предстает перед нами прежде всего как сложнейший культурный феномен, состоящий из нескольких компонентов – текста песни, маски исполнителя и музыки.


è ФЕНОМЕН ЖЕНСКОЙ РОК-ПОЭЗИИ

Рок-певицы как класс появились в 80-е, а к концу 90-х уже началась настоящая экспансия женских команд.

Настя Полева(ТРЕК-«мрачные морализаторы»)

1. первая по-настоящему знаменитая женщина в русском роке;

2. одна из основательниц свердловского рока как такового;

3. её дебютный альбом Тацу стал первым знаменитым женским рок-альбомом в стране.

+ Янка Дягилева, Жанна Агузарова, Диана Арбенина, Земфира, Светлпана Сурганова, Хелависа

«Женский рок» и женский вокал в роке - разные вещи!

1. в борьбе за равноправие в рок-музыке певицы заявляют свои права на любые темы и музыкальные стили, на гражданскую позицию, социальную остроту, иррациональную агрессию и т.п. + специальная «женская тема» (сентиментальные излияния, феминистская проповедь, и созерцательная лирика)

«Женский рок» и некая специальная «женская тема», разумеется, не обязательно сливаются.

2. слишком личные тексты = долгий и надрывный плач (фольклорные интонации)

3. мягкая и лирическая манера пения (не у всех! ) –Н.П.

4. необычные, полные отсылок к экзотическим странам модные аранжировки, и сюрреалистические тексты –Н.П.


è

è РАЗНОВИДНОСТИ РОКА (разделение по МУЗЫКЕ! ):

Ø Рок-н-ролл (англ. Rock’n’roll от Rock and roll) — стиль популярной музыки, родившийся в 1950-х годах в США и явившийся ранней стадией развития рок-музыки. Термин «рок-н-ролл» нередко применяют при общем обозначении рок-музыки. Для рок-н-ролла характерен размер 4/4, быстрый темп (140-180 уд/мин) обильное использование молодёжного сленга, раскованность музыкального исполнения. Традиционными музыкальными инструментами являются электрогитара, бас, ударные и пианино.

Ø Поп-рок (англ. Pop rock, Pop N' Rock) — жанр музыки, объединяющий элементы поп-музыки и рок-музыки. Песни характеризуются простой структурой, запоминающимися мелодиями, повторением музыкальных фраз (от попа), использованием в качестве основных инструментов электрогитар и ударных и агрессивным настроением (от рока).

Ø Глэм-рок (англ. Glam rock, от glamorous — «эффектный») — жанр рок-музыки, возникший в Великобритании в самом начале 1970-х гг. Для исполнителей глэм-рока были характерны яркий образ, выраженный через театральную эффектность экзотических костюмов, обильное использование макияжа, андрогинный облик. В музыкальном отношении глэм-рок был неоднороден, совмещая рок-н-ролл, хард-рок, арт-рок и эстраду.

Ø Блюз-рок — гибридный музыкальный жанр, разновидность рок-музыки, объединяющий элементы стилей блюз и рок-н-ролл.

Ø Фолк-рок — музыкальный жанр, сочетающий элементы фольклорной и рок-музыки.

Ø Хард-рок (англ. hard rock, дословно тяжелый рок или жёсткий рок) — жанр рок-музыки, характеризующийся центральной ролью соло-гитариста и композициями, построенными на риффах. То, что может восприниматься слушателем как «тяжесть» в хард-роке, достигается, в частности, за счёт специфического звучания электрогитары и работы ритм-секции.

Ø Альтернативный рок (англ. Alternative rock) — термин в современной музыке, под которым понимают различные жанры рок-музыки, противопоставляющие себя традиционным. Термин появился в 1980-е гг. и охватывал множество жанров, берущих своё начало в панк-роке, постпанке и др.

Ø Психоделический рок (англ. Psychedelic Rock/Сайкедэлик-рок) — музыкальный жанр, возникший в середине 60-х годов в Западной Европе и в Калифорнии (Сан-Франциско и Лос-Анджелес). Психоделический рок связан с понятиями «психоделия» и «психоделики» (галлюциногены). Психоделический рок — сложная, экспрессивная музыка, сильно воздействующая на слушателя. Изначально связанный непосредственно с употреблением психоделиков как слушателями, так и музыкантами, психоделический рок, со временем, стал имитировать действие галлюциногенов. Для этого используется широкий арсенал средств музыкальной выразительности и специальные эффекты при исполнении музыки.

Ø Прогрессивный рок (англ. Progressive rock) — стиль рок-музыки, возникший в конце 60-х, достигший пика популярности в начале 70-х годов XX века, и с тех пор продолжающий существование как музыкальная форма. Это музыкальное направление берёт многое из классической музыки и джаза. За годы появилось множество поджанров прогрессивного рока, такие как симфо-рок, арт-рок, мат-рок и прогрессив-метал. Исполнители прогрессивного рока стремились отойти от ограничений популярного рока и поп-музыки, и «продвинуть» рок до новых форм, часто обращаясь к джазу, академической или народной музыке, авангарду.

Ø Хеви-метал (англ. heavy metal, дословно тяжёлый металл) — жанр рок-музыки ответвился от хард-рока в середине 70-х, дав начало всей «металлической» музыке. Обычно этим термином называют «классический» метал в том его виде, в котором он был создан в 70-х гг.

Ø Панк-рок (англ. Punk rock) — жанр рок-музыки, возникший в середине 1970-х годов в США и, чуть позже, в Великобритании. В панк-роке сочетались социальный протест и музыкальное неприятие тогдашних форм рока: культивировались нарочито примитивная игра и задорность раннего рок-н-ролла.

Ø Рок-авангард /экпериментальный рок/ — музыкальный стиль, основанный на рок-музыке с экспериментами над звучанием базовых элементов жанра и техникой исполнения. Обычно композиции экспериментального рока являются полной противоположностью стандартной музыкальной структуры «куплет-припев-куплет». Так как в целом главной идеей является стилевая свобода и новаторство, то в этом направлении музыки не существует устроявшихся правил, но среди характерных признаков стиля выделяют импровизации, влияние авангардной музыки, присутствие нестандартных для рока инструментов, сложные тексты песен (или вообще их отсутствие), странные необычные композиционные структуры и ритмы, а так же фундаментальное отвержение коммерческих стремлений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. «РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ: ТЕКСТ И КОНТЕКСТ». Сборник научных трудов. Выпуск 1. Тверь, 1998

2. «РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ: ТЕКСТ И КОНТЕКСТ». Сборник научных трудов. Выпуск 2. Тверь, 1999

3. «РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ: ТЕКСТ И КОНТЕКСТ». Сборник научных трудов. Выпуск 11. Тверь, 2000


«МАШИНА ВРЕМЕНИ» Круг чистой воды (Андрей Макаревич) завязка Я раскрасил свой дом В самый праздничный цвет, Написал на небе своем Бесконечный рассвет. Мне на весь этот мир Было красок не жаль, < = блюзовое звучание (последнее слово 2 строчки каждой строфы) Я любил и сказки творил, И забыл про печаль.   кульминацияНо случилась беда < = намёк на утраты В ярком мире моем, И все краски, что выдумал я, Были смыты дождем. развязкаМир недолго страдал < =миру нет никакого дела до страдания одного человека(м. лишнего чел.)) После этой беды, И лишь только ветер небо качал В круге чистой воды. проигрыш Мир недолго страдал После этой беды, И лишь только ветер небо качал В круге чистой воды. < = символический первоэлемент мира   Альбом «Неизданное» (1996) (предположительно написано в 1972-1975гг.) Московская школа 1. Эскепистская установка (уход от действительности в мир иллюзий) 2. Рафинированный лит. словарь 3. Абстрактная образность 4. Романтика «шатобриановского типа» 5. Лирический герой – философствующий интеллигент (мир для него враждебен) 6. Оппозиции: «мир - человек», «идеал-действительность», «жизнь-искусство» 7. В последних двух строфах – сближение языка природы и языка человека 8. + Пропевание каждого куплета строится по одной схеме   Тема: · творчества, как формы эскепизма (осознанный уход в мир иллюзий) Идея: · реальный мир враждебен к художнику Мотивы: · утраты · двоемирия · одиночества Проблемы: · несовпадение ожидаемого и реального  

«АКВАРИУМ» Боги (Борис Гребенщиков)   Кто-то стал отныне богом И простил себе грехи; " За стихи мне все простится", - Но стихи его плохи. Кто-то в музыку подался, Человечество любя, Но его никто не слышит, Он певец внутри себя. Ты запой, а я услышу, Для того и голос дан < = внутри субкультуры ты будешь услышан и понят Всем, кто любит, всем, кто дышит, Кто поет свои года; Так пускай не даст мне совесть Ни молчать, ни богом стать. < = внутренний кодекс чести Стать бы честным пред собою, Вот и вся моя мечта. Но уходят люди в боги, И в себя погружены - Принимают за реальность Ложь и сны. < = свой иллюзорный мир внутри себя не так прекрасен/предпосылка к выходу из малой группы Все пловцы давно уплыли, Все певцы давно молчат, Кто в себе - тот как в могиле, < = «протест» Мос.школе Кто кричал - устал кричать; И несказанная песня Нас задавит, словно боль, И придут другие - те, кто Не боятся быть собой... < = желаемое развитие субкультуры Так пускай не даст им совесть Ни молчать, ни богом стать, Будут искренними строки И собой не будут лгать. Ну а мы уходим в боги - Так пускай звенит по нам, Словно месса по убогим, Колокольчик на штанах. < = ирония   Альбом «Притчи графа Диффузора» (1974) Ленинградская школа 1. противопоставление «мы» и «они» 2. воздействие английских паттеров 3. речитативность, обилие мелодизированной интонации   Тема: · необходимость свободно выражать свои мысли (в песне), дабы не быть «певцом внутри себя» · талант дан тем, кто может «спеть свои года» Идея: · следования внутреннему кодексу чести · смелость в самовыражении Мотивы: · самоопределения («кто я? ») Проблемы: ·

 

«КАЛИНОВ МОСТ» С боевыми глазами (Дмитрий Ревякин)   С боевыми глазами, с перекошенным ртом Вырывались из тьмы, не заботясь о том, Что нарушили мерные струи Чужого веселья. < = оппозиция общественному строю Вдохновленные Солнцем, окрыленные Ветром Раздирали бока, раны сыпали пеплом, < = «оплакивание» своих несчастий Проклинали угрюмые годы, Тупого безделья. < = смесь враждебности (отношение к врагу) и сострадания Благородным порывом загорались юнцы: Разбивались замки, раскрывались ларцы, - Испарялись последние капли Дурмана-похмелья. < = просветление, «раскрытие глаз» на реальное положение вещей Мы пробудились от долгого сна: Слух режут звуки тревоги. Кто охранял наш покой, Кто нам строил берлоги? Кто? По крупицам, по крохам собирали былое, Справедливым ножом отсекали гнилое, < = стремление к сохранению традиций Вековую завесу срывали Своими руками. Узнавали такое, от чего стыла кровь, Разрывались от боли, покидали свой кров, На звериный, злорадный оскал Отвечали плевками. Утопали в трясинах, разбивались в горах, Но опять воскресали, - нами движет не страх: Мы хотим прикоснуться к истокам < = излечение в «истоках» (с ист., и фил., т.з.) Сухими губами. В диких просторах отелится дым, Реет вдали наше знамя. Пусть содрогаются - зреет в сердцах Злое пламя. < = приближение войны (но не наступление/накопление сил)   Альбом «Мелодии голых ветвей» (1991) Сибирская школа 1. фольклорные клише влияние славянофильской культуры 2. оппозиция «мы» и «они» (без полутонов)   Тема: · зарождающейся войны за правду · правды Идея: · общество должно сохранить традиции, «срезать» лишнее для того, чтобы было движение · открыть глаза на «вековую завесу», на всё «гнилое», что за ней было Мотивы: · борьбы Проблемы: · двойных стандартов  

 


«КИНО»

Мама, вы все тяжело больны

(Виктор Цой и Георгий Гурьянов)

 

Зерна упали в землю, зерна просят дождя. Им нужен дождь.
Разрежь мою грудь, посмотри мне внутрь, ты увидишь, там все горит огнем.

(жертва – обязательна! )
Через день будет поздно, через час будет поздно, через миг будет уже не встать.

(нет времени ждать/нетерпение)
Если к дверям не подходят ключи, вышиби двери плечом.

(песня «Война»: «но кто-то должен стать дверью, кто-то замком, а кто-то ключом от замка» + неизбежность войны)

> внутренний кодекс чести

> взывание к воли человеческой

> ответственность за поступок (поступок, к. не поймут умеренные обыватели)


Припев:
Мама, мы все тяжело больны... Мама, я знаю, мы все сошли с ума...

(общество подошло к роковой черте)

Сталь между пальцев, сжатый кулак. Удар выше кисти, терзающий плоть,
Но вместо крови в жилах застыл яд, медленный яд.

(затуманенность разума)
Разрушенный мир, разбитые лбы, разломанный надвое хлеб.

(необходимость совершения поступка)
И вот кто-то плачет, а кто-то молчит, а кто-то так рад, кто-то так рад...

Припев:
Мама, мы все тяжело больны... Мама, я знаю, мы все сошли с ума...

Ты должен быть сильным, ты должен уметь сказать: Руки прочь, прочь от меня!
Ты должен быть сильным, иначе зачем тебе быть.

(обращение к человеку эпохи)
Что будет стоить тысячи слов, когда важна будет крепость руки?
И вот ты стоишь на берегу и думаешь: " Плыть или не плыть? "

Припев:
Мама, мы все тяжело больны... Мама, я знаю, мы все сошли с ума...
Мама, мы все тяжело больны... Мама, я знаю, мы все сошли с ума...

 

Альбом «Группа крови» (1988)

(записано в 1986г.)


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 389; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.038 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь