Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ЛИЧНОСТЬ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ.



Русское общество.


Стоит поработать прежде всего над раскрытием духовной стороны русского самодержавия, намеченной в трудах первых славянофилов, ради очищения автократического принципа и от восточных понятий, и от ереси просвещённого абсолютизма, подставляющего под понятие государства понятие о личности самодержца и заменяющего служебную роль автократического режима на благо народа.

Вячеслав Плеве


ПРЕДИСЛОВИЕ.

Чтобы ответить на вопрос - «что есть такое революция в России» - нужно понять, что такое Россия, чем она отличается от других подобных реальностей и здесь с необходимостью придется поднять вопросы обществоведения. В свою очередь описанию человеческих обществ необходимо предпослать понимание человека – некую модель личности, которая будет органична модели описываемой общественной модели России.

Почему это важно? Почему нужно потратить время и силы читателя на подобную непростую пропедевтику? Причин тому несколько. Существующие модели общественного устройства и их антропологическая база – представления о человеке устарели и не могут ответить на животрепещущие вопросы общественной жизни. «Мы не знаем общество в котором живем» - восклицал Юрий Андреевич Андропов. Незадолго до этого другой руководитель СССР Иосиф Виссарионович Сталин заострял проблему серьезней: «Без теории (советского общества) нам – смерть». Современные метания русской политической мысли обнаруживают понимание недостатка теоретических положений о нашей общественной жизни, без которых сознательное развитие общества уже не возможно.

А что же противники исторической России? Неужели у них нет правильной модели реальности? Глядя на эффективность их действий, следует признать, что у них эта модель есть. Только решить наши проблемы она не поможет. Ведь для того чтобы разрушить здание совсем нет нужды знать как построить его. Да и сил требуется гораздо меньше. Достаточно определить и блокировать то, что позволяет развиваться обществу, поддерживает его жизнеспособность, определить разрушающие факторы и постепенно ввести их в общественный обиход. Так поступает паук, который обездвиживает жертву сетью, впрыскивает яд, разлагающий тело несчастной мухи. Впоследствии хищнику остается лишь поедать приготовленную пищу. Утешительным можно считать, что на всякого паука с его сетью всегда найдется маленький комарик с маленьким фонариком и колющим предметом, который может блокировать неблагоприятные факторы. Расширяя аналогию, можно заметить, что при спасении важным является ответные чувства спасаемой мухи, ну а в нашем случае – желание разобраться с ситуацией.

Революция в России возникла как интеллектуальное движение интеллигенции, принявшей западные представления об обществе за истину. На то были действительно веские основания, ведь модели западных обществоведов неплохо описывали, да и сейчас описывают западные реалии, дают возможность прогнозирования, а значит эффективного сознательного политического действия. Такие модели есть у всех великих цивилизаций, вынесших свои общественные принципы далеко за пределы создавших их обществ. Очевидно, что с интеллектуальной экспансией эффективно осуществлялась экономическая и военная.

ДРУЖБА.

Чтобы сгладить остроту вопроса и погасить последствия неправильного восприятия любви из современной масс-культуры я объявил дочери, что «любовь это хорошо, но перед тем как любить Лизе нужно научиться дружить с мальчиками». Впоследствии Люба (так зовут мое чадо) не раз слышала, что и ей нужно учиться дружить, что без дружбы любовное влечение будет пустым и способно разочаровать и даже огорчить.

Объяснения любовных неудач киногероев, которые иногда попадали в поле зрения девочки тоже сводились к одному: «Они не умеют дружить». До поры, до времени это снимало накал интереса к любовной теме, но потом последовал закономерный вопрос: «Папа, а как научиться дружить? Что такое дружба и возможна ли дружба между мальчиком и девочкой? »

Если любовь это общие чувства друг к другу, то дружба объединяет людей общими представлениями, взглядами на одни и те же предметы. Проблематичность дружбы между мальчиком и девочкой была еще описана в советской литературе и кино. Но для супружества и крепости семьи дружба, конечно же необходима.

Так и сказал: «Ты полюбишь, но перед этим тебе и Лизе надо научиться дружить». Дочке были показаны хорошие фильмы о дружбе школьников, были прочитаны хорошие книжки тоже о дружбе и девочка успокоилась. Она начала искать в отношениях не пресловутую «любовь», которую современная массовая культура вбивает в детей с самого раннего возраста, а попросту сексуализирует сознание детей, когда мысль о других отношениях не может проникнуть в сознание детей.

Итак, дружба – вроде бы спасение от сексуализации, от зацикливания на желаниях. Но как же научиться дружить? Ведь тема дружбы тоже довольно непростая, и ее раскрытие искусстве оставляет много вопросов.

ТОВАРИЩЕСТВО.

Ответ пришел, когда мы с несколько моих друзей организовали военно-патриотический клуб для подростков.

В клубе мы учили детей маршировать, носить форму, заниматься начальной военной подготовкой, ходить в походы, помогать ближним, но главное оказалось, что дети учились взаимодействовать друг с другом. Было очень много ситуаций, когда взаимодействовать нужно было во имя какой-то цели. Например: собрать хворост, принести воды, поставить палатку, разобрать-собрать автомат на время, натянуть переправу, обвязаться веревкой для переправы и помочь это сделать другому, сварить кашу на костре и раздать ее товарищам. Вся жизнь клуба оказалась полна товарищества.

Что же такое товарищество? Все просто. Товарищество – это отношения людей у которых есть общее дело, общий «товар». Причем товарищи не обязательно должны быть друзьями, т.е. Разделять какие-то общие представления, любить например одинаковые песни, как это обычно бывает у друзей, но должна быть общая цель, общее дело и им должно быть интересно делать его совместно.

Также оказалось, что девичья влюбленность в мальчика ( а девочки в клубе первоначально влюблялись хором все в одного мальчика) после общения с ним в делах и заботах обычно улетучивается. То кого «любили» (обычно это избалованный вниманием с некоторой долей эгоизма парень) оказывался не самым лучшим товарищем. А когда начинали ценить мальчиков - хороших товарищей, то влюбляться в них у наших девочек как-то не получалось.

Когда оказывается, что среди настоящих товарищей можно найти и настоящих друзей, то проблема «любит - не любит» как то сама отпадает и дети с увлечением начинают строить дружеские и товарищеские отношения.

Так была найдена иерархия личных отношений: ТОВАРИЩЕСТВО (общее дело личностей) – ДРУЖБА (общие представления личностей) – ЛЮБОВЬ (общие чувства личностей). Но и это оказалось не все.

ПРИЯТНОЕ ОБЩЕНИЕ.

Общение с такими же подростковыми ВПК привело нас на бал. Сколько было сломано копий, сколько было выслушано обвинений, что в 12 лет танцами мы сексуализируем молодежь. Что же, людей было трудно убедить, что наша молодежь (покрайней мере женская ее половина) уже по самые уши засексуализирована с первого класса. Многие девочки кроме как о «любви» («несчастной любви») думать уже не в состоянии. Танцы 19 века, которые собственно и являются танцами для балов, резко отличаются от «бальных танцев» 20 века свой сдержанностью, крайне ограниченным контактом кавалера и дамы: «за ручку», «под локоточек» и прикосновение к талии в вальсе – самое «интимное», что позволяется танцами для бала.

Понятно, что для современной молодежи «знающей все» из интернета такая интимность, как говорится – «ни о чем». Тем не менее, танцы и все поведение вокруг них произвели огромное ни с чем не сравнимое впечатление на детей. В танце нужно двигать телом по определенной схеме, двигаться в такт музыке, двигаться сообразно движению пар в зале, нужно улыбаться даме (кавалеру), уметь улыбнуться встречным парам (в некоторых танцах это обязательно), совершать поклоны (реверансы), а еще учтиво предложить танец, а даме учтиво согласиться или не менее учтиво отказать.

Оказалось, что танцы и шлифовка поведения требуют не меньшей работы над собой, чем помощь товарищам в трудных условиях похода или дружеское участие. Оказалось, что обучение этикету, танцам также развивает личность, создавая внешний, самый первый уровень личных отношений.

Два первых этапа в развитии личности наших детей мы уже прошли и стало понятно, как нужно решать проблему – через развитие и углубление личных отношений и естественно под наблюдением взрослых.

Поэтому взрослая часть нашего клуба активно стала ходить на мастерклассы по бальным танцам и посещать балы с детьми из нашего клуба, куда ходили, конечно, и наши дети. Что же нам дал бал? В первую очередь бал дает навык быть приятным ближнему. Через усвоение этикета (поведения по определенным правилам), через обучению искусству танца, приятной беседе, красивой одежде личность усваивает навыки ПРИЯТЕЛЬСТВА и ЛЮБЕЗНОСТИ.

Помню как в коммунисты на чем свет стоит ругали «старорежимную» любезность обращения. «Любезничанье» - было почти ругательным, «приятель» - что-то низкое, почти вредное. «Приятели» советского человека ничему хорошему не учили. «Друзья», кстати тоже могли оказаться «дружками», что самим словом как бы осуждалось. Толи дело - «товарищи»! Так в СССР разрушая структуру личности, личных отношений пытались сделать из нас людей связанных с одной партией, с одной целью, с одинаковыми строго определенными целями.

В танце вначале оказалось трудно не столько правильно двигать ногами и руками. В начале совершенно невозможно было взглянуть партнеру в глаза и тем более улыбнуться, быть любезным и приятным. Но бал, танцмейстер и общая атмосфера заставили взглянуть на любезность и приятельство с новой стороны.

Оказалось, что приятные люди вокруг – это такая же заслуга окружающих и самой личности, как и товарищи, готовые помочь. Только приятелей должно быть и может быть очень много. Желательно, чтобы все вокруг были приятны друг другу в общении. И пусть люди делают над собой усилия, пусть прячут свое раздражение – это очень облегчит жизнь в обществе.

ИЕРАРХИЯ ЛИЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ.

Так мы с нашими детьми и друзьями ( а как еще назвать людей, которые разделяют с тобой взгляды на воспитание) опытным путем нашли структуру личности, нашли средства к ее развитию и даже получили за три года прекрасный результат на опыте: ПРИЯТЕЛЬСТВО – ТОВАРИЩЕСТВО – ДРУЖБА – ЛЮБОВЬ.

Приятелями должны быть по возможности все люди вокруг. Мы стремимся к этому инстинктивно, а теперь и научились этим управлять, посещая общественные балы.

Товарищей значительно меньше, но и они тоже должны быть из числа приятелей. Ведь достигать совместных результат, например - напилить дров, не только полезно, но хочется, чтобы было приятно. Но приятелей не стоит напрягать предложениями участвовать в общих делах. Не все могут разделить дело, а от этой невозможности приятность может исчезнуть. Так что нужно быть осторожным и ценить приятелей за их любезность, а товарищей за умение разделить «товар» и труды.

Друзей и среди товарищей немного, да быть много не должно. Тем более, что друзья проявляются в несчастьях, когда и дел то с таким несчастным человеком быть не может. Когда дела прекращаются из-за болезни, упадка сил, или просто ошибки, то товарищи отходят на второй план, а остается несколько друзей. Запоминаем их, ценим, учимся благодарить друзей и стать в свою очередь другом для них, но и только товарищей не нужно отвергать и рвать с ними отношения. Вроде бы говорят, что «дело – это дело, и ничего личного», но мы уже поняли, что деловые отношения имеют прямое отношение к личности, но на своем уровне.

«Что же с любовью? » - спросит читатель. Отвечу, что все хорошо. Наши дети подросли и настолько увлечены тремя этими занятиями – быть приятелем, быть товарищем, быть другом, что «любовью» не озабочены. Просто некогда, да и не нужно. Многие из ребят и девочек подходили и в разных словах сообщали, что прежние проблемы с псевдо-любовью, с зажатостью, стеснительностью, разборками (сложностями) в подростковой среде их больше не мучают и не портят им и так нелегкую детскую жизнь.

Теперь я уверен, что когда они встретят свою любовь, они смогут быть любимому человеку и приятны (не опускаться до скандалов), товарищем (нести вместе тяготы семейной жизни), быть другом (поддерживать любимого в трудную минуту). Ну а если не смогут (взрослые, т.е. мы плохо научили или не подали должный пример), то, по крайней мере, будут иметь четкое представление о проблеме и как ее решать.

Уже сейчас подростки научаются видеть содержание отношений и чувств: пустое ли это чувство, пустая ли эта привязанность или наполнена приятными отношениями, товариществом и дружбой.

Вышеназванные четыре элемента личного роста и воспитания были присущи традиционной русской культуре всех слоев общества, а теперь сохраняются часто отдельно друг от друга. При соединении воедино они дают решение многих жизненных проблем, связанных с личностью. Интересно, если дать возможность личности ребенка развиваться по всем четырем направлениям сразу, то проблемы, мучающие сейчас взрослый мир, просто не возникнут. А чтобы исправить личность взрослого человека даже описанных усилий будет мало. Где-то с 16-18 лет прекращается рост тела человека и закрываются возможности направленного роста личности. Как говорил киногерой: «Что выросло, то выросло». И чтобы это исправить нужны уже усилия не только воспитателя, а руководителя и воспитателя одновременно, но это уже другая тема из серии как управлять обществом, а не как его правильно создать.

 

ВВЕДЕНИЕ

Как бы мы ни развивали личности наших детей в детстве, как бы ни старались дать им «самое» лучшее, но что получается, то получается. Наблюдая за людьми, приходится признать, что все мы делимся на некоторые психологические типы. Об этом нам постоянно говорят психологи, а теперь и в школе начинаются попытки чуть ли не с первого класса определить некий психологический тип ребенка и обучать в соответствии ему. Правда речь идет не о воспитании, а о белении детей на производственные касты. Одни должны с самого раннего возраста готовиться управлять и быть всякого рода «творцами-креативщиками», другие быть инженерами, третьи рабочими у станков, четвертые – сельскохозяйственными рабочими. Речь о свободном выборе профессии и жизненного пути, по мнению этих горе-воспитателей, нужно исключить.

Нежизнеспособность такого подхода очевидна для многих, и как учит история тех кто желает у нее учиться - судьба неуемных революционеров незавидна. А для нежелающих это понимать, следует напомнить, что попытки поставить преграду жизненным силам общества всегда кончались плохо для таких преград. Нужно не придумывать искусственные общественные конструкции, а идти вслед жизненным силам народа, лишь направляя их в возможное лучшее русло.

ТИПОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ.

Например, на Западе успешно работает модель деления личности по геометрическим типам: круг, квадрат, треугольник, зигзаг. Как-то изучая эту типологию между делом обратил внимание, что почти невозможно подвести кого-то из моих товарищей под один из типов. На мое недоумение один психолог объяснил: «Это у них на Западе все прекрасно работает. Там действительно если человек круг, то он круг и никак не проявляет свойств треугольника». Вывод запомнил, а вопрос остался: как можно понимать окружающих меня людей с точки зрения психологии?

Жизнь, как всегда оказалась интересней теории и помогла разобраться с вопросом самым неожиданным способом.

Началось все с того, что после начала занятий танцами в клубе собралось большое число девиц. Если парни требовали только приключений, то от девушек шел мощный призыв к пониманию их проблем, не учитывание которого грозило взорвать клуб изнутри. Девицам нужно было жать ответ на второй извечный русский вопрос: «Что делать? »

СКАЗКА О ЗОЛУШКЕ.

«Кто женщину поймёт, тот будет править миром,
и это правда, честно вам скажу, »

А.Фет

Конечно же, первый психологический тип девушки в обществе – это ПРИНЦЕССА. Она мила, весела, говорлива, готова общаться. Принцесс мало, но общество образуют они и это их главная забота. Про принцесс написана большая половина сказок. Василиса Премудрая и Золушка – суть принцессы или становятся ими. Принцессы любят все красивое: красиво одеваться, красиво двигаться, красиво говорить, красиво жить. Но беда всех принцесс в том, что для красивой жизни нужен принц, а принцев мало даже среди воспитанников военно-патриотических клубов. Поэтому мы стали разбирать с нашими принцессам смысл сказки о Золушке.

Кто такая Золушка по сюжету сказки? Будем опираться на прекрасный вариант сказки от Евгения Львовича Шварца, вышедший на киноэкраны в 1944 году. Она дочь знатного вельможи – главного лесничего и по праву происхождения приглашена на бал – смотрины невест для принца. Правда, жизненные обстоятельства заставляют Золушку заниматься работой и самой черной, от чего девушка постоянно покрыта слоем золы и немного неопрятна, но уверена, что «очень вредно не ездить на бал, когда ты этого заслуживаешь». Попадая на бал, Золушка сразу же попадает в центр внимания. Все от короля до принца ее сразу же замечают, как будто нет других знатных и красивых девушек. Секрет Золушки очень прост: она ведет себя как девушка из двух общественных групп: тонка, воспитана как знатная дама, проста как крестьянка («не ломается» когда ее просят спеть), умела как горничная (зашивает королю воротник). Такие контрасты не могут не заинтересовать окружающих.

Такова, кстати, природа интереса молодого барина Алексея Берестова к переодетой крестьянкой Лизе Муромской в повести Пушкина «Барышня-крестьянка». Проявляя особенности и простой крестьянки и недоступной, строговоспитанной барышни Лиза сразу овладевает вниманием Алексея. Да и сам интерес Лизы к столичному гостю диктуется контрастом, складывающимся из рассказов ее горничной и ее подружек из числа помещичьих дочек.

Поэтому нашим принцессам сразу разъяснялся смысл сказок про Золушку, и сами девочки пристраивались к работе. Пилить дрова, варить кашу, ставить палатку в походе, шить платья и всякие безделушки к балу, убирать, мыть, наряжать – все это добровольно (по-волонтерски) и с радостью. Девочки за дело взялись (всем ведь хочется быть принцессой, а не только ей казаться), и тут обнаружилась разница в их поведении. Нужно было создавать модель поведения личности в обществе.

«ТРИ ДЕВИЦЫ ПОД ОКНОМ ….»


Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
" Кабы я была царица, -
Говорит одна девица, -
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир".


- " Кабы я была царица, -
Говорит ее сестрица, -
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна".
- " Кабы я была царица, -
Третья молвила сестрица, -
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря".

А.С. Пушкин


Что было дальше – история всем знакомая с детства. Одна сестрица, проявившая прямое отношение к личности молодого человека облеченного властью становится его супругой - царицей. Две остальные сестры, воспринимавшие молодого мужчину через его внешние атрибуты (возможность всех организовать систему массового питания, возможность наладить производство полотна) отправлены заниматься тем, к чему у них была расположенность. Тем более, что каждая из них заявила о своем желанном занятии. Но они от чего-то обижаются. С чего бы? – «Знать завидуют оне государевой жене». Это важный психологический момент как для развития сюжета сказки, так и для понимания психологической природы всех русских бунтов и революций. Но сейчас оставим его за рамками нашего исследования.

В первой главе, была упомянута способность русского человека совмещать разные психологические типы, разные занятия, занимать положение в разных сословных группах одновременно. Люди, проявляющие противоположные качества нас не настораживают, а вызывают живой интерес и даже желание сжиться с ними, дружить и любить их. Не в этой ли особенности русской души таится то беззаветное чувство, с которым наши предки восприняли Иисуса Христа, иным народам казавшимся столь противоречивым?

 

 

ЧАСТИ И ТИПЫ ЛИЧНОСТИ.

«ТКАЧИХА»

Но все же, в каждом многогранном человеке есть одно из трех различных стремлений, определяющий тип его личности. Так «ткачиха» стремится иметь отношения с бездушными предметами. Ее тянет к рукоделию и если не развивать интерес и потребность в общении, то такая личность навсегда останется «ткачихой». Развитие личности у ткачихи блокируется в основном осуждением ближнего. Начни осуждать окружающих и сможешь дело иметь только с ремеслом. С работой, или с такими же осуждающими. Осуждение приводит к сужению сознания, а объединение людей с узким сознанием порождает секту. И все же, перед любой «ткачихой» за самым современным станком всегда стоит пример открытых личностей и потому «плачет у станка ткачиха…». «Ткачиха» ткет из того что есть и ориентируется только на свои представления об истине, красоте и порядке. Изменить усвоенные истины «ткачихе» самостоятельно практически невозможно.

Из «ткачих» выходят прекрасные рабочие, интеллигенты-технари, чиновники-исполнители, солдаты, наконец.

«ПОВАРИХА».

Личность «поварихи» не ограничена своими абстрактными представлениями как у ткачихи. Она уже может взаимодействовать с другими личностями, понимать их вкусы, желания, стремления и потому ей удается угождать вкусам окружающих – «готовить им». Собственные представления «повариха» умеет подвергать сомнению, может управлять их содержанием как повар управляет вкусом приготовляемой пищи. И не обязательно это будет приготовление пищи. Например секретарша, умеющая понять ситуацию и помочь директору и своим товарищам также относится к типу «поварихи». Если «ткачихи» прекрасные производственные работницы, то «поварихи» -великолепные помощницы, но не в личных, а в производственных отношениях.

«ПРИНЦЕССА» («ЦАРИЦА»).

Тип «царицы» или «принцессы» ориентирован целиком на личность человека. И не важно мужчина это, или женщина. «Принцесса» в первую очередь помогает состоятся личности другого, а не берется опекать как «повариха», или делать вместонего как «ткачиха». Поэтому с практической точки зрения «принцессы» - существа никчемные, но в перспективе только они позволяют другим личностям развиваться и быть счастливыми.

«Принцы» и «принцессы» умеют воплощать в своей жизни какие-нибудь идеи, заражая ими окружающих. Будь то идея красоты, идея доблести, идея власти «принц» будет воплощать ее в своей жизни.

 

ЛИЧНОСТЬ МУЖЧИНЫ.

У мужчин прослеживается такая же типология личности, только принято называть ее элементы по иному: рабочий – инженер (интеллигент) – начальник (руководитель). Тут вроде бы все понятно и без объяснений. Эта типология совпадает с производственными функциями и мужчинами прекрасно осознается. Поэтому задерживаться на ней особо не будем в отличии от женской.

С женщинами вообще все непросто, но по очень простым причинам. Женщина не способна сама себя понять, а для восприятия со стороны большинству требуется зеркало. Если мужчина смотрит н себя со стороны через свое сознание, то женщинам подавай зеркало физическое. При общении с мужчиной лишает объективности и его. Поэтому механизм личных отношений бывает так запутан, а движущие его силы скрыты часто от обеих сторон. Без понимания мужчинами самих себя они не могли бы осуществляться коллективные действия.

И все же отличия мужского и женского личных начал есть. Если в мужской личности развиты все три типа, то «рабочий» обязательно должен подчиняться «инженеру», а «инженер» в свою очередь – «начальнику». Т.е. Мужчина в начале отвечает на вопрос: «Нужно ли работать? ». Потом: «Как нужно работать? » И лишь потом работает. Когда в коллективе распределяются роли рабочего, инженера и начальника между тремя людьми, то отношения и порядок разрешения вопросов будет таким же.

ЛИЧНОСТЬ ЖЕНЩИНЫ.

Структура подчинения элементов личности у женщины прямо противоположна мужской, хотя по составу и совпадает. Если в женщине развита и принцесса и повариха и ткачиха, то повариха главенствует над принцессой, а ткачиха – над обоими. Бал, танцы и веселие откладываются, если семья не накормлена, а материальные потребности всегда главенствуют над стремлением к искусству. Можно утверждать, что иерархия личности женщины начинается снизу и стремится наверх. От того то ткачихи легко получают если не главенство над принцессами, то имеют преимущество перед ними в жизни, если, конечно, принцессы не защищены брачными узами с принцами. В «Сказке…» Пушкина главами и движущей силой заговора являются как раз ткачиха и повариха.

КОЛЛЕКТИВ И СТАЯ.

Последнему поколению, воспитанному в СССР хорошо известно, что такое коллектив, хотя бы теоретически. Про коллектив и коллективизм пелись песни, слагались сказки, писались романы и повести. Придуманные персонажи Павла Корчагина, Тимура, Мальчиша-Кибальчиша, или реальные образы пионеров-героев Великой Отечественной Войны были путеводной нитью для воспитателей и примерами для воспитуемых. Не всегда для советского подростка реальность была такой, как было изображено в книжке, не всегда коллектив мог поддержать и заступиться за своего члена, но, по крайней мере, о коллективе знали, его сознательно создавали, коллективизму учили.

Коллективизм учил советских людей проявлять себя как личность через совместный труд, через взаимопомощь и выручку, через достижение общественно значимых целей. Были и отрицательные моменты тотального коллективизма – как превозношения коллектива над семьей, что получило распространение в троцкизме, который, впрочем, иногда успешно преодолевался даже в условиях социализма.

Противоположностью коллектива является стая, которая возникает с деформацией личностей и распространением индивидуализма. Индивиды, ценящие только свои собственные удовольствия, преследующие свои индивидуальные интересы образуют стаи с четкой иерархией, с управлением сочетающим прямое администрирование и аппеляцию с своеобразным законам данной «стаи», но подавляющие любое проявление личных начал. Стая согласится с любым пороком своего члена и даже воспитывает эти пороки, но личность, любовь, доброту она не приемлет, рассматривая как слабость.

СОЗДАНИЕ КОЛЛЕКТИВА.

Классическим примером по созданию коллективов является воспитание безпризорников в 30-з годах 20-го века в СССР. В литературе этот опыт отражен в таких произведениях как «Педагогическая поэма» Макаренко и «Республика ШКИД» _______. В «Педагогической поэме» описана коммуна учащейся молодежи, коллектив которой создается через ответственность каждого ее члена в достижении общих для всех результатов. Этими результатами являются как показатели учебы, так и производственные показатели. Стихийно коллективы возникают среди людей, попавших в беду, но опять же, если их нравственный уровень и навыки нравственной жизни это позволяют. Создать стаю проще, коллектив – труднее. Но эффективность коллективов значительно выше из-за полного включения его членов в достижение общей цели. Стая – масса песчинок склеенных более-менее крепким клеем – внешними обстоятельствами. Коллектив – структурированный монолит подобный металлам, образующий единство кристаллической решетки из связей, образующимися из личных качеств своих членов.

Столкновение коллективного принципа со стайным можно увидеть противостоянии Древней Руси и Золотой Орды. Если первая сильна была именно личными связями и самодисциплиной своих граждан и князей, то вторая представляла единство образованное жестокой дисциплиной и страхом перед немногочисленным племенем монголов. Причинами столкновения послужила ослабление общественных связей русского общества. Результатом противостояния двух общественных систем известен. Стая как более простое образование, быстрее развивающее свои силы, побеждала. Но это послужило такому укреплению Руси, что значительная часть монгольское наследства до сих пор входит в сферу интересов и влияния русского государства вместе с потомками древних монголов.

 

Глава 1. ПОИСК ПОНЯТИЙ.

ВВЕДЕНИЕ.

В первой части будет предпринята попытка осмысления понятий обществоведения, причем тех, которые представляются автору существенными. Понятия будут рассматриваться в порядке от общего к частному.

ОБЩЕСТВО.

Итак, почему " русское общество" а не государство, не народ, не нация? Как говорил Гегель, " начинать нужно с начала", а первое с чем мы сталкиваемся при исследовании общественных вопросов это сам феномен связи людей в общество. Причем общества бывают разные от общества филателистов до обществ объединяющих целые народы и сословные группы без различия рода-племени. Семья - тоже общество, трудовой коллектив - тоже. При таком подходе правильным будет рассматривать кроме широкого еще и узкий смысл, т.е. Общество, по своему объему совпадающее с населением той или иной страны. Путем исследования попробуем обнаружить структуру такого общества и построить модель. В начале путем наблюдения от общего к частному и анализа попробуем выявить действительно существенные элементы общества и отделить их от привходящих или умопостигаемых. Например " человек" - абстракция, а не материальная сущность. Двигаясь от общего к частному, попробуем структуры, лежащие в основе других структур. Затем проанализировав первичные элементы, попробуем составить из них по обнаруженным структурным связям модель общества, но наполненную конкретикой - содержанием, позволяющим анализировать общественные явления и делать прогнозы. Закономерен вопрос: почему так сложно? Ответ: жизнь такова. Время простых схем, умещающихся на плоском листе бумаги, уже прошло. Если раньше (100, 200, 300 лет назад) когда общественные структуры работали и были понятны русским людям, простые схемы были в употреблении и позволяли решать частные вопросы, которые тогда только и возникали. С утратой передачи кодов общественной жизни (традиции) общество рухнуло при первом столкновении с чужеродной европейской системой общественной мысли. Идеология марксизма, основанная на философии позитивизма, легко заняла место русской идеологии выраженной в образах, исторических примерах, лозунгах и частичных объяснениях. Поэтому стоит задача выработки русской идеологии. Но это невозможно без системного ответа на вопросы жизни общества, а для этого нужно представление о русском обществе адекватное действительности. Европейские модели общества построены на атомарной модели строения вещества (об этом далее, когда дойдем до первичных элементов). Если удастся описать русское общество исходя их представлений более высокого порядка, например с точки зрения молекулярной теории, то будут выполнены сразу две задачи: увеличения подробности модели и противодействия европейской идеологии, т.к. Любая атомарная модель - не более как частный случай молекулярной.

 

СОСЛОВНОСТЬ

" Без нового сословного деления Россия не возродится"

Константин Леонтьев

Эти слова заставили меня внимательней подойти к теме сословий. Обычное объяснение сословий через правовые нормы (привилегии, наследование и т.п.) Неудовлетворительно и не раскрывает сути этого явления. Тем более именно правовая сторона бытия сословий вызывала больше всего нареканий противников сословности и являлась устаревшей. Пришлось обратиться к сущности сословности ( Группа лиц, объединенных профессиональными интересами). Это определение выявляет этимологию русского термина, не имеющего аналога в европейских языках. Если для европейцев сословие - это часть, часть целого, часть общества, то русское " сословие" сразу отсылает к " смыслу", неизреченному слову, к " логосу", " мысли". Слово изреченное и в греческом и в древнерусском назывались по иному - " глагол" и греч. - " рэма". В этом " сословие" близко к " особому смыслу", который несет в себе конкретная группа профессионалов. Очевидно, что такое выделение смысла должно предполагать общий смысл, который относится к наибольшей группе работников. Каким образом в обществе можем выделить главную группу работников - " народ" и " сословия" - специализированные группы, помогающие основной массе народа (инженеры, медицинские работники, воины, учителя, чиновники и т.п.). Сословность как основа общества должна быть тесно связана с самосознанием людей. Важно, чтобы члены общества ценили свои трудовые достижения, свою принадлежность профессиональной группе. Народ в этом случае тоже совпадает с профессиональной группой рабочих-крестьян. Смею утверждать, что в России всегда было сильно именно сословное сознание, которому противостояло классовое сознание - деление людей по одному внешнему признаку, например, по богатству. В современной Росси созданы все правовые атрибуты классового общества, но граждане упорно не хотят признавать какого-то особого достоинства богачей. Самосознание людей упорно не хочет ассоциировать себя со счетом в банке. На Западе наоборот такое классовое сознание всегда присутствовало и четко делит общество. Классификация, т.е. Деление общества возможно в принципе по любому внешнему признаку. Например, на планете Плюк (из гениального фильма Георгия Данелии " Кин-дза-дза" ) деление общества происходило по обладанию " кэ-цэ" - спичками и давало привилегию носить штаны особого цвета и пользоваться почетом особого уровня. В обществах, основанных на родовых структурах (кланы, тейпы) классификация проводится по возрасту членов клана. Это прекрасно можно видеть на примере народов Кавказа и Средней Азии. Для общественной структуры важно не только наличие отношений (в родовых, имущественных, ....) А ассоциирование члена общества с ними, на чем он себя утверждает. Сословное сознание русского человека позволяет ему самоутверждаться в труде и нравственном отношении к другим людям. Именно труд и нравственность позволяют человеку в России претендовать на уважение окружающих и повышение его общественного статуса.

 

ВЛАСТЬ.

" Власть в монархическом государстве вытекает из власти отца в семье" Аристотель.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 371; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.064 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь