Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Глава 3. ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ.
Парадоксально, но определив главенствующий тип личности для развития личности в целом нужно делать все наоборот главенствующему типу. Если перед нами «принцесса», то ей нужно давать задания более свойственные «ткачихе» и «поварихе». А занятия «принцессы» (танцы, музыка, наряды, общение) должны быть наградой за овладение смежными навыками. «Ткачиху» нужно заставлять общаться, посещать балы, красиво одевать и всячески развивать художественный вкус. Все это у ткачих выходит неказисто, но зато рукоделие и любая другая работа – на славу. Готовить, угождая вкусам других, или продавать какие-то полезные вещи, угождая тоже вкусам для ткачих полезно, хотя и непривычно. Но проявляя усилия в этой сфере они развиваются. «Повариха» вроде – средний тип, но как правило сама не стремится к красоте, не умеет общаться, да и производственные показатели у нее средненькие. Но приложив минимум усилий, можно помочь ей в развитии личных отношений и получить быстрый и прекрасный результат. ЛИЧНОСТЬ МУЖЧИНЫ. У мужчин прослеживается такая же типология личности, только принято называть ее элементы по иному: рабочий – инженер (интеллигент) – начальник (руководитель). Тут вроде бы все понятно и без объяснений. Эта типология совпадает с производственными функциями и мужчинами прекрасно осознается. Поэтому задерживаться на ней особо не будем в отличии от женской. С женщинами вообще все непросто, но по очень простым причинам. Женщина не способна сама себя понять, а для восприятия со стороны большинству требуется зеркало. Если мужчина смотрит н себя со стороны через свое сознание, то женщинам подавай зеркало физическое. При общении с мужчиной лишает объективности и его. Поэтому механизм личных отношений бывает так запутан, а движущие его силы скрыты часто от обеих сторон. Без понимания мужчинами самих себя они не могли бы осуществляться коллективные действия. И все же отличия мужского и женского личных начал есть. Если в мужской личности развиты все три типа, то «рабочий» обязательно должен подчиняться «инженеру», а «инженер» в свою очередь – «начальнику». Т.е. Мужчина в начале отвечает на вопрос: «Нужно ли работать? ». Потом: «Как нужно работать? » И лишь потом работает. Когда в коллективе распределяются роли рабочего, инженера и начальника между тремя людьми, то отношения и порядок разрешения вопросов будет таким же. ЛИЧНОСТЬ ЖЕНЩИНЫ. Структура подчинения элементов личности у женщины прямо противоположна мужской, хотя по составу и совпадает. Если в женщине развита и принцесса и повариха и ткачиха, то повариха главенствует над принцессой, а ткачиха – над обоими. Бал, танцы и веселие откладываются, если семья не накормлена, а материальные потребности всегда главенствуют над стремлением к искусству. Можно утверждать, что иерархия личности женщины начинается снизу и стремится наверх. От того то ткачихи легко получают если не главенство над принцессами, то имеют преимущество перед ними в жизни, если, конечно, принцессы не защищены брачными узами с принцами. В «Сказке…» Пушкина главами и движущей силой заговора являются как раз ткачиха и повариха. ТИПЫ ЛИЧНОСТИ И ТИПЫ КАЧЕСТВ. В первой главе личность рассматривалась с точки зрения проявляемых ею качеств в отношениях с другими личностями (приятельство-товарищество-дружба-любовь). Во второй главе личность была рассмотрена в связи с ее ролью в общественных отношениях. И эти роли совпадают со строением личности самой по себе. Используя личные качества личность вступает во взаимодействие с другими личностями. Хорошим товарищем, приятным в обхождении и способным понять мотивы поступков может быть и рабочий, и инженер, и руководитель. Но все же для каждой группы есть свои преимущественные качества без которых личность не сможет состояться в обществе. Рабочий не может не быть хорошим товарищем, а иначе как он будет взаимодействовать с себе подобными? Поэтому коллективный досуг так важен для рабочих и вырабатывает товарищество. И часто неважно чем заниматься, лишь бы вместе, в коллективе. Инженер (повариха) обязан учитывать внутренний мир ближних, мотивы их поступков, тонко чувствовать особенности. Дружба – основное качество интеллигента, некий ориентир на который все интеллигенты ориентируются. Поэтому досуг, развивающий дружбу, особенно ценится интеллигентами, например, туризм. К этому разряду также относится занятия разными искусствами. Не то, чтобы рабочие были чужды искусству, но не оно помогает стать им хорошими рабочими. И наконец, руководителю никак нельзя без любезности и умения поддерживать широкие приятельские отношения. Дружить не воспрещается, но руководить друзьями не получится. Товарищеские качества руководителю полезны, но в ограниченно. Все же товарищество предполагает равенство, а его при руководстве во всей полноте быть не может. Поэтому любезность –главное личное качество руководителя. Хочется написать: «и честность …». Но честность как проявление силы личности, ее зрелости должна присутствовать у всех общественных слоев и на всех уровнях личных отношений. Возвращаясь к приятельству и любезности, то их воспитывают изучением правил поведения (этикет) и участием в общественных танцах. Не случайно бал был не столько средством увеселения для знати, сколько тренингом любезности и приятного обхождения, тренингом подачи себя с учетом положения партнеров во времени и пространстве, т.е. В танце. Для властителя бал является еще и общественной технологией, создающей общество из знати, средством недопущения конфликтов в ее среде. КОЛЛЕКТИВ И СТАЯ. Последнему поколению, воспитанному в СССР хорошо известно, что такое коллектив, хотя бы теоретически. Про коллектив и коллективизм пелись песни, слагались сказки, писались романы и повести. Придуманные персонажи Павла Корчагина, Тимура, Мальчиша-Кибальчиша, или реальные образы пионеров-героев Великой Отечественной Войны были путеводной нитью для воспитателей и примерами для воспитуемых. Не всегда для советского подростка реальность была такой, как было изображено в книжке, не всегда коллектив мог поддержать и заступиться за своего члена, но, по крайней мере, о коллективе знали, его сознательно создавали, коллективизму учили. Коллективизм учил советских людей проявлять себя как личность через совместный труд, через взаимопомощь и выручку, через достижение общественно значимых целей. Были и отрицательные моменты тотального коллективизма – как превозношения коллектива над семьей, что получило распространение в троцкизме, который, впрочем, иногда успешно преодолевался даже в условиях социализма. Противоположностью коллектива является стая, которая возникает с деформацией личностей и распространением индивидуализма. Индивиды, ценящие только свои собственные удовольствия, преследующие свои индивидуальные интересы образуют стаи с четкой иерархией, с управлением сочетающим прямое администрирование и аппеляцию с своеобразным законам данной «стаи», но подавляющие любое проявление личных начал. Стая согласится с любым пороком своего члена и даже воспитывает эти пороки, но личность, любовь, доброту она не приемлет, рассматривая как слабость. СОЗДАНИЕ КОЛЛЕКТИВА. Классическим примером по созданию коллективов является воспитание безпризорников в 30-з годах 20-го века в СССР. В литературе этот опыт отражен в таких произведениях как «Педагогическая поэма» Макаренко и «Республика ШКИД» _______. В «Педагогической поэме» описана коммуна учащейся молодежи, коллектив которой создается через ответственность каждого ее члена в достижении общих для всех результатов. Этими результатами являются как показатели учебы, так и производственные показатели. Стихийно коллективы возникают среди людей, попавших в беду, но опять же, если их нравственный уровень и навыки нравственной жизни это позволяют. Создать стаю проще, коллектив – труднее. Но эффективность коллективов значительно выше из-за полного включения его членов в достижение общей цели. Стая – масса песчинок склеенных более-менее крепким клеем – внешними обстоятельствами. Коллектив – структурированный монолит подобный металлам, образующий единство кристаллической решетки из связей, образующимися из личных качеств своих членов. Столкновение коллективного принципа со стайным можно увидеть противостоянии Древней Руси и Золотой Орды. Если первая сильна была именно личными связями и самодисциплиной своих граждан и князей, то вторая представляла единство образованное жестокой дисциплиной и страхом перед немногочисленным племенем монголов. Причинами столкновения послужила ослабление общественных связей русского общества. Результатом противостояния двух общественных систем известен. Стая как более простое образование, быстрее развивающее свои силы, побеждала. Но это послужило такому укреплению Руси, что значительная часть монгольское наследства до сих пор входит в сферу интересов и влияния русского государства вместе с потомками древних монголов.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 334; Нарушение авторского права страницы