Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ОРГАНИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА 1920-1970 гг.Стр 1 из 2Следующая ⇒
ОРГАНИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА 1920-1970 гг.
Органическая архитектура — течение архитектурной мысли, впервые сформулированное Луисом Салливеном на основе положений эволюционной биологии в 1890-е гг. и нашедшее наиболее полное воплощение в трудах его последователя Фрэнка Ллойда Райта в 1920-е — 1950-е гг. Органическая архитектура использует рациональные принципы функционализма (научную, гигиеническую и технологическую обоснованность проекта), но считает считает столь же существенной эстетику формируемых пространств и объемов. Сторонники органической архитектуры выступали против рационализма и единообразия, полагая, что духовные задачи архитектуры не менее, а даже более существенны, чем практические.
Принципы и характерные черты органической архитектуры: 1) органическая архитектура, в противоположность функционализму, видит свою задачу в создании зданий и сооружений, раскрывающих свойства естественных материалов (дерева, камня) и органично вписанных в окружающий ландшафт. 2) непрерывность архитектурного пространства, отказ от традиции нарочитого выделения здания и его составных частей из окружающего мира, доминировавшей в западной архитектурной мысли со времён Палладио; связь архитектуры с природой. 3) форма здания должна каждый раз вытекать из его специфического назначения и тех уникальных условий среды, в которых оно возводится и существует, т.о. отрицается типизация сооружений (план дома – это образ жизни, а образ жизни всегда индивидуален). 4) здание должно быть единым целым, как в общих, так и в мелких деталях, бытовом оборудовании, мебели, утвари; стремление к единству материалов. Наиболее яркими представителями направления органической архитектуры были американский архитектор Фрэнк Ллойд Райт, финский архитектор Алвар Аалто. В США принципы органической архитектуры использовала калифорнийская школа во главе с Рихардом Нойтрой. Во 2-ой пол. 40-х гг. теория органической архитектуры была подхвачена в Италии архитектором Б. Дзеви. В 1945 г. в Риме создана группа АРАО ( Associazione per I'Archittetura Organica – Ассоциация органической архитектуры), подчеркнувшая в своей программе гуманистическую направленность основных положений органической архитектуры.
Органичная архитектура - это архитектура, в которой идеалом является целостность в философском смысле, где целое так относится к части, как часть к целому, и где природа материалов, природа назначения, природа всего осуществляемого становится ясной, выступает как необходимость. Из этой природы следует, какой характер в данных конкретных условиях может придать зданию подлинный художник. Ф.Л.Райт Фрэнк Ллойд Райт — американский архитектор-новатор. Оказал огромное влияние на развитие западной архитектуры в первой половине XX века. Создал «органическую архитектуру». В начале XX в. был единственным прогрессивным архитектором в Америке, который отказался от исторических форм при решении фасадов. В его творчестве сказалось влияние рационалистических идей Чикагской школы, так как он был учеником и помощником Л.Салливена. Ф. Райт стремился исходить из конкретных условий местности. Планы его построек приобрели свободные асимметричные очертания. Рассматривая дом как цельный организм, Ф. Райт применяет принцип проектирования «изнутри наружу». Принцип максимальной связи архитектуры с природой стал ведущим в его творчестве. Ф.Райт проповедовал возвращение к природе и был сторонником антиурбанизма. Основные принципы Райта 1) Уменьшать до минимума число необходимых частей здания и число отдельных комнат в доме, образуя целое как замкнутое пространство, подразделенное таким образом, чтобы целое было пронизано воздухом и свободно просматривалось, давая ощущение единства. 2) Связывать здание, как целое, с его участком путем придания ему горизонтальной протяженности и подчеркивания плоскостей, параллельных земле, но не занимать зданием лучшей части участка, оставляя, таким образом, эту лучшую часть для пользования ею, для функций, связанных с жизнью дома; она является продолжением горизонтальных плоскостей полов дома, выходящих за его пределы. 3) Не делать комнату коробкой, а дом — коробкой с коробками, для чего превращать стены в ширмы, ограждающие пространство; потолки, полы и ограждающие ширмы должны переливаться друг в друга, образуя одно общее ограждение пространства, имеющего минимум подразделений. Делать все пропорции дома приближающимися к человеческим, конструктивное решение с наименьшим расходом объема и наиболее соответствующее примененным материалам, а целое, таким образом, — наиболее подходящим для жизни в нем. Применять прямые линии и обтекаемые формы. 4) Извлечь основание дома, содержащее в себе негигиеничный подвал, из земли, поместить его полностью над землей, превратив его в низкий цоколь для жилой части дома, сделав фундамент в виде низкой каменной платформы, на которой должен стоять дом. 5) Все необходимые проемы привести в соответствие с человеческими пропорциями и размещать их в схеме всего здания естественно. Обычно они выступают в виде прозрачных ширм вместо стен. Внутреннее помещение приобретает существенное архитектурное выражение, и не должно быть отверстий, прорезаемых в стенах, подобно дыркам, вырезаемым в стенках коробки. «Дырявить стены — это насилие». 6) Исключить комбинирование различных материалов и, по мере возможности, стремиться к применению одного материала в постройке; не применять украшений, не вытекающих из природы материала, чтобы здание яснее выражало собою место, в котором живут, и чтобы общий характер здания четко свидетельствовал об этом. Прямые линии и геометрические формы соответствуют работе машины в строительстве, так что и интерьер естественно принимает характер машинного производства. 7) Совмещать отопление, освещение, водоснабжение со строительными конструкциями так, чтобы эти системы стали составной частью самого здания. 8) Совмещать с элементами здания, насколько это возможно, предметы обстановки, как элементы органической архитектуры, делая их едиными со зданием и придавая им простые формы. Исключить работу декоратора. 9) Уже в своих ранних постройках Райт целеустремленно «ликвидировал излишества», т. е. устранял нагромождение декоративных деталей снаружи и внутри здания, считая художественным идеалом «простые, сильные формы и чистые, яркие цвета». Этот принцип можно назвать методом исключения и укрупнения; результат его — упрощение. Райт так говорил об этом: «Одна вещь вместо многих вещей; большая вещь вместо набора малых». Райт понимал принцип упрощения не в поверхностно-эстетском смысле. Он принципиально стремился делать здание простым, начиная с его структуры (объемно-пространственная композиция и конструктивная основа) и кончая деталями: «Нужно избавляться от усложнений в конструкциях и использовать преимущества заводского производства, исключать, по мере возможности, работы на строительной площадке, которые всегда дороги; нужно укрупнять и упрощать устройства инженерного оборудования отопления, освещения, сантехники». Райт устраняет традиционную усложненность кровель; ликвидирует чердак, устраивая совмещенное покрытие. Он консолидирует и упрощает формы здания и в области оборудования, например, убирая традиционную осветительную арматуру и делая источники освещения скрытыми, устраняя радиаторы и помещая приборы отопления под полом, превращая, таким образом, оборудование из дополнения к зданию в интегральную его часть. Мебель по возможности делается встроенной, и все лишнее убирается из интерьера: нужное прячется, ненужное устраняется. 10) Несмотря на большие световые проемы и целые стеклянные стены, дома Райта внушают ощущение защиты, крова; интерьеры построенных им жилых домов по-домашнему уютны. Этому способствуют, в частности, широкое использование дерева в отделке помещений, обилие в них ковров и тканей, общая мягкая, теплая тональность интерьера, наличие глухих стен, применение карнизов большого выноса. Чувство крова, убежища, защиты Райт стремился выразить в своих домах и тем, что постройка имеет массивное ядро каменной кладки, вокруг которого группируются помещения: ядро, видимое снаружи, возвышающееся над другими частями здания и представляющее собой как бы символ покоя, — внешнее выражение домашнего очага. Этот массив включает в себя дымовую трубу камина и объем кухни. 11) Райт отказался от каркаса, но достиг большой свободы компоновки, увязав расположение вертикальных несущих конструкций с объёмно-планировочными решениями зданий. В качестве несущих опор он применяет стены или отдельные пилоны, выполненные в кладке из кирпича или блоков естественного камня, причём оставляет кладку неоштукатуренной и на фасадах и в интерьерах. Каменные стены он располагает по контуру санитарных помещений и кухонь, а размещение остальных стен и пилонов увязывает с планировкой дома и требованиями его общей устойчивости. «Дома прерий» 1900-1917 гг. Созданы в рамках концепции «органической архитектуры», идеалом которой является целостность и единение с природой. Характерен открытый план, преобладающие в композиции горизонтали, далеко вынесенные за пределы дома скаты крыши, террасы, отделка необработанными природными материалами, ритмичные членения фасада каркасами. Многие из домов в плане крестообразные, а расположенный в центре очаг-камин объединяет открытое пространство. Интерьерам Райт уделял особое внимание, создавая мебель сам и добиваясь того, чтобы каждый элемент был осмыслен и органично вписывался в создаваемую им среду. Особенно ярко черты нового направления проявились вдоме Ф.Робби близ Чикаго (1906-1909 гг.). Центральное ядро дома — большая комната с камином. Холл, столовая и гостиная открыты в сторону каминного зала, что создает свободно перетекающее пространство. Комнаты с помощью открытых террас связаны с наружным пространством. Здесь виден отказ от симметрии, план имеет свободные очертания. Ф. Райт отказывается от чердака и подвала и ставит здание на бетонную плиту, которую кладет на песчаную подушку. Для архитектурного решения дома характерен горизонтальный строй членений: дом словно распластан параллельно земле и кажется сросшимся с прилегающим участком. Райт применяет естественные материалы: камень, кирпич, дерево. При строительстве жилых домов он стремится к яркой индивидуальности образа. Алвар Аалто Алвар Аалто — финский архитектор и дизайнер, «отец модернизма» в Северной Европе, один из основоположников современного дизайна. Творчество Аалто убедительно показывало, что новая архитектура может быть не унылой и не сухой, если создается талантливым и изобретательным мастером. Сочетая принцип рациональности со свободной пластической прорисовкой форм, Аалто достиг нового художественного качества решений, и это сделало его популярным среди молодых архитекторов послевоенного времени. Аалто пришел к важному выводу, что каждому строительному материалу присуща своя определенная область применения. Примечание: Аалто – по-фински «волна» Дом Аалто в Мунккиниеми 1934-1936 гг. Дом был спроектирован с учетом размещения в нём рабочего офиса, который соседствует с жилым пространством, и это хорошо заметно снаружи. Офисная часть состоит из выкрашенных в белый цвет кирпичных стен, окна выполнены в традициях функционализма. Жилая часть отделана деревянными рейками темного цвета, на южную сторону выходит терраса, крыша у дома плоская. Вилла Майреа 1937-1939 гг. Была построена внешне весьма радикальная по тем временам вилла: ничего общего с традиционным поместьем и доминирующим в нем господским домом, к которому привыкли финны, — здание со сдвинутыми горизонтальными «уровнями», беспечно раскинувшееся среди сосен буквой L, с открытым бассейном, с деревянной «башней», где разместилась художественная студия хозяйки, с открытыми террасами, зимним садом внизу и японским садом камней на крыше. На первом этаже все помещения объединены в единое пространство и в то же время обособлены — тонкими колоннами в японском стиле, разным напольным покрытием, разными уровнями пола. Натуральное дерево, белая штукатурка, керамическая плитка, необработанные каменные слэбы, из которых сложены камины, создают уникальное сочетание модернистского и чего-то исконного, архаичного, заставляющего чувствовать себя в уютном, защищенном укрытии. Г. Проектирование этого домика Аалто начал в 1949 г, после ухода из жизни его жены Аино. Он хотел создать для себя летнюю резиденцию, где бы он мог скрыться от всего мира. Место для этого он выбрал подходящее – южный берег острова Мууратсало в Финляндии. Процесс создания дизайна этого дома обернулся экспериментом с материалами и архитектурными конструкциями. Пространство дома организовано вокруг внутреннего дворика. Стены дома символизируют его экспериментаторскую природу: в них использовано более 50 разных видов кирпича, которые организованы в разнообразные узоры. Аалто постарался максимально приблизить свой летний дом к самой природе, в лучших традициях его любимой органической архитектуры. Издалека домик напоминает древние руины, потому что снаружи кирпичный дом окрашен в белый цвет, а кое-где вместо стен Аалто просто оставил металлические прутья. Общежитие Массачусетского технологического института 1940-1948 гг. Кампус университета MIT (Baker House) представляет собой змееобразное кирпичное здание, расположившееся вдоль реки Чарльз. Аалто хотел, чтобы каждый студент имел возможность жить с видом на реку. Дом культуры в Хельсинки 1955-1958 гг. Снаружи здание поражает тяжеловесностью, пластичными и мощными изгибами нерасчленённых кирпичных стен. Городской центр в Сейняйоки 1958-1960 гг. Все строения центра (церковь, секретариат церковного прихода, здание городской мэрии, городской концертный зал, театр и здание библиотеки в форме веера) образуют композицию, в которой исключительная индивидуальность каждого взаимодополняет друг друга и находит свое место. Фасады просты и суровы, выполнены из сочетания белого бетона, синей керамической плитки, гранита, оксидированной кровельной меди. Одним из методов организации центра Сейняйоки стало разделение транспортных потоков и пешеходного движения. Весь транспорт вынесен за пределы центра. Это позволило создать два крупных общественных пространства — муниципальное и церковное, совершенно свободных от транспорта и связанных между собой. Пространство муниципальной площади, сформированное зданиями ратуши, театра и библиотеки, имеет сложную вытянутую форму и воспринимается как широкая и короткая улица, начинающаяся от театра и заканчивающаяся у входа в церковный двор. ОРГАНИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА 1920-1970 гг.
Органическая архитектура — течение архитектурной мысли, впервые сформулированное Луисом Салливеном на основе положений эволюционной биологии в 1890-е гг. и нашедшее наиболее полное воплощение в трудах его последователя Фрэнка Ллойда Райта в 1920-е — 1950-е гг. Органическая архитектура использует рациональные принципы функционализма (научную, гигиеническую и технологическую обоснованность проекта), но считает считает столь же существенной эстетику формируемых пространств и объемов. Сторонники органической архитектуры выступали против рационализма и единообразия, полагая, что духовные задачи архитектуры не менее, а даже более существенны, чем практические.
Принципы и характерные черты органической архитектуры: 1) органическая архитектура, в противоположность функционализму, видит свою задачу в создании зданий и сооружений, раскрывающих свойства естественных материалов (дерева, камня) и органично вписанных в окружающий ландшафт. 2) непрерывность архитектурного пространства, отказ от традиции нарочитого выделения здания и его составных частей из окружающего мира, доминировавшей в западной архитектурной мысли со времён Палладио; связь архитектуры с природой. 3) форма здания должна каждый раз вытекать из его специфического назначения и тех уникальных условий среды, в которых оно возводится и существует, т.о. отрицается типизация сооружений (план дома – это образ жизни, а образ жизни всегда индивидуален). 4) здание должно быть единым целым, как в общих, так и в мелких деталях, бытовом оборудовании, мебели, утвари; стремление к единству материалов. Наиболее яркими представителями направления органической архитектуры были американский архитектор Фрэнк Ллойд Райт, финский архитектор Алвар Аалто. В США принципы органической архитектуры использовала калифорнийская школа во главе с Рихардом Нойтрой. Во 2-ой пол. 40-х гг. теория органической архитектуры была подхвачена в Италии архитектором Б. Дзеви. В 1945 г. в Риме создана группа АРАО ( Associazione per I'Archittetura Organica – Ассоциация органической архитектуры), подчеркнувшая в своей программе гуманистическую направленность основных положений органической архитектуры.
Органичная архитектура - это архитектура, в которой идеалом является целостность в философском смысле, где целое так относится к части, как часть к целому, и где природа материалов, природа назначения, природа всего осуществляемого становится ясной, выступает как необходимость. Из этой природы следует, какой характер в данных конкретных условиях может придать зданию подлинный художник. Ф.Л.Райт Фрэнк Ллойд Райт — американский архитектор-новатор. Оказал огромное влияние на развитие западной архитектуры в первой половине XX века. Создал «органическую архитектуру». В начале XX в. был единственным прогрессивным архитектором в Америке, который отказался от исторических форм при решении фасадов. В его творчестве сказалось влияние рационалистических идей Чикагской школы, так как он был учеником и помощником Л.Салливена. Ф. Райт стремился исходить из конкретных условий местности. Планы его построек приобрели свободные асимметричные очертания. Рассматривая дом как цельный организм, Ф. Райт применяет принцип проектирования «изнутри наружу». Принцип максимальной связи архитектуры с природой стал ведущим в его творчестве. Ф.Райт проповедовал возвращение к природе и был сторонником антиурбанизма. Основные принципы Райта 1) Уменьшать до минимума число необходимых частей здания и число отдельных комнат в доме, образуя целое как замкнутое пространство, подразделенное таким образом, чтобы целое было пронизано воздухом и свободно просматривалось, давая ощущение единства. 2) Связывать здание, как целое, с его участком путем придания ему горизонтальной протяженности и подчеркивания плоскостей, параллельных земле, но не занимать зданием лучшей части участка, оставляя, таким образом, эту лучшую часть для пользования ею, для функций, связанных с жизнью дома; она является продолжением горизонтальных плоскостей полов дома, выходящих за его пределы. 3) Не делать комнату коробкой, а дом — коробкой с коробками, для чего превращать стены в ширмы, ограждающие пространство; потолки, полы и ограждающие ширмы должны переливаться друг в друга, образуя одно общее ограждение пространства, имеющего минимум подразделений. Делать все пропорции дома приближающимися к человеческим, конструктивное решение с наименьшим расходом объема и наиболее соответствующее примененным материалам, а целое, таким образом, — наиболее подходящим для жизни в нем. Применять прямые линии и обтекаемые формы. 4) Извлечь основание дома, содержащее в себе негигиеничный подвал, из земли, поместить его полностью над землей, превратив его в низкий цоколь для жилой части дома, сделав фундамент в виде низкой каменной платформы, на которой должен стоять дом. 5) Все необходимые проемы привести в соответствие с человеческими пропорциями и размещать их в схеме всего здания естественно. Обычно они выступают в виде прозрачных ширм вместо стен. Внутреннее помещение приобретает существенное архитектурное выражение, и не должно быть отверстий, прорезаемых в стенах, подобно дыркам, вырезаемым в стенках коробки. «Дырявить стены — это насилие». 6) Исключить комбинирование различных материалов и, по мере возможности, стремиться к применению одного материала в постройке; не применять украшений, не вытекающих из природы материала, чтобы здание яснее выражало собою место, в котором живут, и чтобы общий характер здания четко свидетельствовал об этом. Прямые линии и геометрические формы соответствуют работе машины в строительстве, так что и интерьер естественно принимает характер машинного производства. 7) Совмещать отопление, освещение, водоснабжение со строительными конструкциями так, чтобы эти системы стали составной частью самого здания. 8) Совмещать с элементами здания, насколько это возможно, предметы обстановки, как элементы органической архитектуры, делая их едиными со зданием и придавая им простые формы. Исключить работу декоратора. 9) Уже в своих ранних постройках Райт целеустремленно «ликвидировал излишества», т. е. устранял нагромождение декоративных деталей снаружи и внутри здания, считая художественным идеалом «простые, сильные формы и чистые, яркие цвета». Этот принцип можно назвать методом исключения и укрупнения; результат его — упрощение. Райт так говорил об этом: «Одна вещь вместо многих вещей; большая вещь вместо набора малых». Райт понимал принцип упрощения не в поверхностно-эстетском смысле. Он принципиально стремился делать здание простым, начиная с его структуры (объемно-пространственная композиция и конструктивная основа) и кончая деталями: «Нужно избавляться от усложнений в конструкциях и использовать преимущества заводского производства, исключать, по мере возможности, работы на строительной площадке, которые всегда дороги; нужно укрупнять и упрощать устройства инженерного оборудования отопления, освещения, сантехники». Райт устраняет традиционную усложненность кровель; ликвидирует чердак, устраивая совмещенное покрытие. Он консолидирует и упрощает формы здания и в области оборудования, например, убирая традиционную осветительную арматуру и делая источники освещения скрытыми, устраняя радиаторы и помещая приборы отопления под полом, превращая, таким образом, оборудование из дополнения к зданию в интегральную его часть. Мебель по возможности делается встроенной, и все лишнее убирается из интерьера: нужное прячется, ненужное устраняется. 10) Несмотря на большие световые проемы и целые стеклянные стены, дома Райта внушают ощущение защиты, крова; интерьеры построенных им жилых домов по-домашнему уютны. Этому способствуют, в частности, широкое использование дерева в отделке помещений, обилие в них ковров и тканей, общая мягкая, теплая тональность интерьера, наличие глухих стен, применение карнизов большого выноса. Чувство крова, убежища, защиты Райт стремился выразить в своих домах и тем, что постройка имеет массивное ядро каменной кладки, вокруг которого группируются помещения: ядро, видимое снаружи, возвышающееся над другими частями здания и представляющее собой как бы символ покоя, — внешнее выражение домашнего очага. Этот массив включает в себя дымовую трубу камина и объем кухни. 11) Райт отказался от каркаса, но достиг большой свободы компоновки, увязав расположение вертикальных несущих конструкций с объёмно-планировочными решениями зданий. В качестве несущих опор он применяет стены или отдельные пилоны, выполненные в кладке из кирпича или блоков естественного камня, причём оставляет кладку неоштукатуренной и на фасадах и в интерьерах. Каменные стены он располагает по контуру санитарных помещений и кухонь, а размещение остальных стен и пилонов увязывает с планировкой дома и требованиями его общей устойчивости. «Дома прерий» 1900-1917 гг. Созданы в рамках концепции «органической архитектуры», идеалом которой является целостность и единение с природой. Характерен открытый план, преобладающие в композиции горизонтали, далеко вынесенные за пределы дома скаты крыши, террасы, отделка необработанными природными материалами, ритмичные членения фасада каркасами. Многие из домов в плане крестообразные, а расположенный в центре очаг-камин объединяет открытое пространство. Интерьерам Райт уделял особое внимание, создавая мебель сам и добиваясь того, чтобы каждый элемент был осмыслен и органично вписывался в создаваемую им среду. Особенно ярко черты нового направления проявились вдоме Ф.Робби близ Чикаго (1906-1909 гг.). Центральное ядро дома — большая комната с камином. Холл, столовая и гостиная открыты в сторону каминного зала, что создает свободно перетекающее пространство. Комнаты с помощью открытых террас связаны с наружным пространством. Здесь виден отказ от симметрии, план имеет свободные очертания. Ф. Райт отказывается от чердака и подвала и ставит здание на бетонную плиту, которую кладет на песчаную подушку. Для архитектурного решения дома характерен горизонтальный строй членений: дом словно распластан параллельно земле и кажется сросшимся с прилегающим участком. Райт применяет естественные материалы: камень, кирпич, дерево. При строительстве жилых домов он стремится к яркой индивидуальности образа. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 1023; Нарушение авторского права страницы