Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Составные рифмы как вершина поэзии.
Но что ни говори, наивысшим приоритетом в поэзии пользуются, конечно, составные рифмы, то есть такие, где одно слово рифмуется с несколькими. К составным рифмам можно так же отнести и рифмы-переносы (или рассечённые рифмы). Гляди, мол, страна, как молве вопреки, Впытываются — и сти- Сверни с проезжей части в полу- Подобные рифмы весьма специфичны и используются редко. Их применение обусловлено часто переизбытком слогов в стихотворной строке, но подобным образом выйти из положения может только очень хороший поэт. Использование подобных рифм затруднено особенностями постановки двойного ударения в одном слове, поэтому чаще стараются перенести ударение на первую часть, вторую же оставить безударной (в анапесте или амфибрахии). Ты знаешь, Септимус, что пальцы вверх В общем, это красиво, но встречается редко и имеет малую функциональность. И мёртвые губы шепнули: Грена… Тут «невидимое» окончание одной строки становится началом другой. Такой приём очень сложен и красив, рекомендую. Перейдём собственно к составным рифмам (или разнословным ). Наверх поднимается чёрная капля-фигура, В этом примере слово «козни» сочетается сразу с тремя ответными словами: «Бог с ним». Рифма практически идеальная и очень красивая. Генерал! И теперь у меня — мандраж. Вариант чуть проще: «страха ль - знахарь». Заметьте: мягкий знак уравнивает в правах буквы «р» и «л», не рифмующиеся в твёрдом состоянии. Нате! Рвите! Глядите! Течёт, не так ли? Обожаемый мной пример бесподобной составной рифмы из Вилли Мельникова (крыльев - пыль Ев): Небосклонностям крыш незнакомы восторги подвалов; Тут, в принципе, и вовсе потрясная игра слов…«отведать Адамовых яблок», «восСоздатель» (см. муфтолингвы), метафора «небосклонность крыш»… Один взойду на помост В примере Сологуба рифма великолепна тем, что «ст» в ответной рифме перескакивает на следующую строку. Зал заливался минуты две: Это довольно эффектный «трюковый» приём. Седеет к октябрю сова, Сорвано, уложено, сколото — Мастерски написан следующий изящный панторим: В начале года — Интересен редкий опыт перекрестного панторима — взаимно рифмуются слова а) первой и третьей строк и б) второй и четвертой строк: Телом смуглый и тощий Панторифма свидетельствует о сильно развитом чувстве языка и изощрённом владении словом, но практического значения почти не имеет ввиду невероятной сложности использования. Близки к панторимам так называемые омограммы, о них можно прочитать в разделе «Занимательное стихосложение». Сквозные рифмы. Самый последний подраздел главы о рифмах. Надо отметить, что сквозные рифмы — это раздел, имеющий отношение скорее к слогу и построению стихотворения, как, впрочем и раздел о словообразовании и иностранных словах. Сквозная рифма подразумевает, что рифмуются не только окончания строк, но и их середины. И будет сон устал, и будет верен Фрейд, Несложно заметить, что кроме рифм «Фрейд - флейт» (вот пример прекрасного использования имени собственного для получения хорошей рифмы к трудному слову) и «номера - вчера», здесь присутствуют также рифмы посередине: «устал - металл» и «телефон - сон». Сквозные рифмы могут быть и неточными. Они, кроме того, могут присутствовать в части стихотворения и отсутствовать в другой го части. Ещё пример: Император устал. Ведь дорога от леса до города — Тут видно, что сквозная рифма делит стихотворение не посередине, а ближе к началу строки. Дело в том, что такая рифма должна располагаться там, где в стихотворении находится цезура. Цезура — это внутристиховая пауза, разделяющая строку на две или несколько равных или неравных части. Теоретически, на месте цезуры можно просто брать каждый раз новую строку. Цезура, делящая строку на два равных полустишия, называется медианой. Недаром наши странники Авторифма совершенно не обязательна, но украшает. Опьянение печали, озаренье тихих тусклых свеч, — Также разновидностью сквозной рифмы является начальная рифма — рифма из первых слов в строках:. Вдруг из маминой из спальни, Оригинальной разновидностью такой рифмы является стыковая рифма. В ней конец одного стиха зарифмован с началом последующего. Реет тень голубая, объята Вот, пожалуй, и всё о рифмах. Не менее важным элементом стихосложения является, конечно, размер. ГЛАВА 2. РАЗМЕР И СЛОГ Технически слог соблюсти несложно, но только вот почему-то почти все поэты, особенно начинающие, этим пренебрегают, расставляя слоги и ударения как попало, а потом тупо аргументируя это тем, что самое главное — смысл. Повторяюсь: смысл, конечно, главенствует. Но если вкусную шоколадку завернуть в газету «Советская Киргизия» 1967 года выпуска, в которую прежде была завёрнута рыба третьей свежести, то шоколадка теряет всяческую привлекательность. Точно так же и со стихами. Виды стихосложения. Первым на Руси типом стихосложения, преобладавшим в XVII-XVIII веках, было силлабическое стихосложение. То есть основным правилом его было равенство ударных слогов в стихотворных строках. Рифмы, в основном, использовались женские, после 5-7 стопы ставилась цезура. Такой тип стихосложения мирно отмер после появления понятия тонического стихосложения. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы