Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Инструментарий трансперсональной психологии
Психологические дисфункции по большей части проистекают из разочарования в недостатке смысла и жизненных целей.
Много лет назад меня привлек своей глубиной и всеохватностью психосинтез, цельный взгляд на психологию, который с тех пор продолжает влиять на мою работу коуча. Концепция психосинтеза была разработана Роберто Ассаджоли в 1911 г. Ассаджоли учился у Фрейда и стал первым психоаналитиком в Италии. Подобно своему другу и соученику Карлу Юнгу, он восстал против ограниченной психологии Фрейда, видевшего в человеке только животное начало да патологии. Ассаджоли и Юнг верили в более высокую природу человека, и Ассаджоли высказал предположение, что значительная часть психологических дисфункций происходит от разочарований и даже отчаяния, вызванного недостатком смысла и цели в жизни. Ассаджоли существенно опередил свое время: психосинтез привлек к себе внимание лишь в 1960-е гг., когда он стал одним из ключевых элементов в составе четвертой волны психологии – трансперсональной психологии. Четвертая волна не вытеснила третью (гуманистическую психологию), но включила ее в себя и продолжила ее основные темы, сделав большее ударение на воле, на потребности в смысле, цели, направлении пути, на личной ответственности и альтруизме – все это исходя из предположения, что каждый человек обладает некоей более глубокой идентичностью или высшим организующим принципом. Можно предположить – и я на этом настаиваю, – что эта цель трансперсональна, а смысл гуманистичен. Психосинтез предлагает множество моделей, из которых складывается весьма полезная основа для глубинного коучинга. В том числе можно использовать упрощенную модель развития человека – подобно любой модели, это не то, чт.е. на самом деле, но лишь образ, позволяющий нам вести разговор с коучем или с самими собой. Коуч, знакомый с психосинтезом, предложит подопечному организовать свою жизнь как путешествие-развитие: искать в любой проблеме творческий потенциал, препятствия считать камнями для перехода вброд и помнить, что у каждого из нас есть в жизни предназначение и нужно принимать вызов и преодолевать барьеры, чтобы осуществить это предназначение. Вопросы коуча будут направлены на то, чтобы выявить позитивный потенциал любой проблемы и тех действий, которые намерен предпринять подопечный.
Два измерения роста
Свой собственный жизненный путь или чей-то еще мы можем представить на двухмерном графике, отложив по горизонтальной оси материальный успех и психологическую интеграцию, а по вертикальной – ценности и духовные устремления. Проиллюстрируем значение данных на каждой оси, приведя в пример двух принципиально разных людей.
Бизнесмен сосредоточен на личных достижениях и материальных успехах. Это отнюдь не мешает ему сделаться цельным человеком, хорошим отцом, уважаемым членом общества, так ни разу и не задавшись вопросом о смысле жизни. Обычная для западного мира тенденция, одарившая нас материальным прогрессом и стремительными инновациями. Тот второй тип, который мы описываем ниже, покажется деловому человеку неорганизованным лентяем, дилетантом или даже паразитом. Этот тип – «мистик», ведущий созерцательную и аскетическую жизнь, малопригодный для реалий и насущных нужд повседневности. Дом, финансы, порой даже личность такого человека находятся в беспорядке. Он погружен в искусство или в науку, с готовностью и кротко оказывает помощь другим. В глазах подобных людей жизнь бизнесмена бесцельна, эгоистична, зачастую вредна для окружающих. Это скорее восточный путь, хотя, учитывая недавний экономический рывок Востока, географические понятия становятся расплывчатыми или даже неверными. Однако достаточно очевидно, что западный человек направил свою энергию на продвижение вдоль горизонтальной оси и продвигается весьма эффективно и успешно. Экономическое и материальное влияние Запада уже давно сделалось основной мировой силой, но тем не менее и на Востоке, и на Западе многие предпочитают движение вверх по вертикальной оси. Чем дальше человек продвигается по одной оси, оставляя в пренебрежении другую, тем далее уходит от идеала, от сбалансированного пути, и тем сильнее возрастает напряжение. Если социальное давление, напряженная работа или слепое желание преуспеть любой ценой заставят нас забыть об этом напряжении, которое напоминает нам о необходимости искать гармоничный путь, то когда-нибудь мы наткнемся на глухую стену и тут-то опомнимся. У этой стены есть имя: кризис смысла. Ударившись о стену кризиса, мы отскочим в ужасе назад, и на какое-то время нас охватит смятение, мы даже работать будем хуже, зато подтянемся повыше к идеалу и, глядишь, отыщем сбалансированный путь. Мы обратим взгляд вовнутрь, быть может, займемся живописью, попытаемся писать стихи или станем проводить досуг с детьми.
Знание
На горизонтальной оси откладываются также знания. Кризис смысла наступает, когда знаний накопится чересчур много, а гармонизирующее влияние ценностей не ощущается. Мы испытываем кризис, когда рушится ложное чувство безопасности, основанное на дарованной знанием иллюзии власти и уверенности. Мудрость глубже знания. Она способствует предвидению, зачастую парадоксальна, обеспечивает иной уровень безопасности – выкарабкавшись из кризиса, человек может прийти к мудрости. Линия 45° на диаграмме представляет мудрость – она лежит между крайностями: с одной стороны, неразборчиво используемое знание, с другой – оторванный от реальности духовный фанатизм. Избыток по вертикали тоже способен ввергнуть человека в кризис: человек разрывается между идеалистической фантазией и суровыми реалиями жизни. В какой-то момент такой идеалист падает на землю и отказывается от своих ценностей, лишь бы получить нормальную работу.
Управление кризисом
Не находится ли сейчас все человечество в тисках коллективного и глобального кризиса? Знание считается чуть ли не основной валютой на сегодняшний день и на завтрашний. Многие века экономика была исключительно сельскохозяйственной, затем промышленная революция выдвинула на первый план деньги. Земельная аристократия уступила место купцам-нуворишам. В экономике, основанной на знаниях, вроде бы правят технократы, но хватка у них, как все уже убедились, слабая, а падать придется с большой высоты. Означает ли это, что разрыв между нашими знаниями и нашей мудростью сделался слишком большим? Ведь именно этот разрыв нанес такой ущерб экологии и подорвал экономику. Не стоим ли мы на пороге новой эры, экономики, основанной на мудрости? Можно ли надеяться на то, что в будущем мы обретем истинно мудрых политиков и бизнесменов или же лучше поискать мудрость в самих себе, опереться на собственное внутреннее руководство? Или же от экономического кризиса никуда не деться и мы обречены пережить все его перипетии? В приведенной выше диаграмме психосинтеза недостает одного элемента: я не обозначил светлую точку, к которой устремлена проведенная под углом 45° стрелка. Там, далеко впереди, наше высшее «Я», или душа, источник смысла и мудрости. Она тянет нас к себе, возвращая на «путь истинный», с которого мы так легко сбиваемся, одержимые земными желаниями и стремлениями. В прошлом мысль о душе – путеводной звезде отбрасывалась рациональными умами как фантазия. Однако новейшие нейробиологические исследования обнаружили в височных долях мозга «место Бога», которое, по мнению Даны Зохар, составляет «ключевой элемент духовного интеллекта». Крупный бизнес уже понял, что большинство систем переключается с «толкания» на «вытягивание», от предписания к выбору. Иными словами, не подталкивание к успеху, а притяжение души. Притяжение того, что мы хотим от Интернета, вытесняет прежнюю слепую податливость рекламе и спаму, который нам навязывали, проталкивали. Коуч вытягивает из подопечного его собственные внутренние знания, а не вталкивает в него то, что считает нужным. Так же осуществляется и управление в стиле коучинга. Люди требуют (а в будущем потребуют еще больше) личного выбора. Конечно, психодуховное развитие может осуществляться и не в условиях кризиса. Некоторые люди проходят огромный путь без помощи кризиса или коуча. Другие проходят через ряд мини-кризисов без драматических последствий и лишь слегка корректируют маршрут. Для того чтобы заниматься коучингом с подобными людьми, обычно хватает лишь хорошей фундаментальной подготовки коуча. Каковы бы ни были обстоятельства, если коуч решительно отказывается от инструктажа и следует за интересами подопечного, почти наверняка все получится. Проблема возникает тогда, когда коуч, непривычный к резким колебаниям или проявлениям эмоций, впадает в панику и спешит вмешаться, помочь подопечному справиться со своими чувствами. В таком случае коуч возвращается к привычному, защитному образу действий, а подопечному нужно войти в свои эмоции, в том числе в подавляемые, повинуясь собственному ритму, но получая от коуча руководство, поддержку и защиту. Провести человека через кризис смысла вряд ли удастся за одно занятие – скорее всего, понадобится ряд занятий на протяжении нескольких месяцев. Коуч должен быть готов к различным исходам, даже к тому, что после того, как компания вложит деньги и время в занятия глубинным коучингом, подопечный все же оставит это место работы и подыщет себе другое, более соответствующее той цели, которую он выявил для себя на этих занятиях.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 401; Нарушение авторского права страницы