Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Рождение Измаила. Установление обрезания. Явление Аврааму трех странников. Гибель Содома и других нечестивых городов.
Через 10 лет после того, как впервые Авраму было обещано передать землю Ханаанскую его потомкам, он говорит: «Владыка Господи! что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным; распорядитель в доме моем этот Елиезер из Дамаска. И сказал Аврам: вот, Ты не дал мне потомства, и вот, домочадец мой наследник мой». Дело в том, что по древним законам, если у человека не было потомства, то его наследником мог стать его домоправитель. И вот, Елиезер из Дамаска – иноплеменник должен был стать наследником дома Аврамова, поскольку у него не было детей. И это притом, что ему было обещано потомство как песок морской. Это одно из ключевых мест Ветхого Завета. Аврам (заметим, ему было уже 85 лет) поверил Богу, и это вменилось ему в праведность, – помимо всех прочих его заслуг и всех прочих его дел, которые были в большинстве своем именно проявлением веры. В этой главе описывается, как был совершен обряд вступления в завет, когда три жертвенных животных: трехлетняя телица, коза и овен были рассечены пополам и положены рядом. При наступлении темноты дым и пламя прошли между рассеченными животными. Это известный халдейский обряд, символизирующий то единство, в которое вступают эти две стороны, и одновременно показывающий, что будет с тем, кто этот договор нарушит. Затем Авраму было открыто, что впоследствии его потомки будут пришельцами земли египетской и 400 лет будут там в рабстве, но потом вернутся и наследуют эту землю. И в общих чертах описывает территорию, которая ему обещается: от реки Египетской, до великой реки, реки Евфрата. Видимой причиной отсутствия наследника было неплодство Сары. И тогда Сара предпринимает некоторые меры, вполне соответствующие законодательству своего времени, а именно, она дает Авраму в наложницы свою служанку Агарь, с тем, чтобы рожденный ею на колени госпожи ребенок считался потом их, то есть его и Сары, законным сыном. Родившемуся младенцу дают имя Измаил. Однако не ему должно было стать наследником. Сара была огорчена таким поведением Агари и обратилась к Авраму не только с жалобами на служанку, но и с упреками на самого мужа. Аврам терпеливо выслушал жалобы и упреки своей жены и сказал ей, что Агарь, как была, так и останется служанкой, и Сара может с ней обращаться как угодно. Вновь подчинив себе Агарь, Сара стала обращаться с ней очень сурово. Такое обращение побудило Агарь покинуть шатры Аврама и убежать к себе на родину в Египет. Ангел предрек Агари, что у нее родится сын – Измаил, от которого произойдет многочисленное потомство. Агарь послушалась Ангела и вернулась к Авраму. Вскоре у нее родился сын, которого назвали Измаилом. Еще 13 лет спустя, то есть, когда Авраму было девяносто девять лет, а Саре, соответственно, девяносто, снова Бог явился Авраму «Ходи предо Мною и будь непорочен». Можно предположить, в связи с тем, что мы уже об Аврааме знаем, что непорочность и хождение пред Богом уже были свойственны его жизни, его душе, и здесь Бог не требует от него чего-то нового, но утверждает его на том пути, на котором он уже пребывает. Далее Аврааму говорится о том, что будет умножено его потомство, что с ними также будет поставлен завет, что ему и потомкам в наследие будет дана земля, которую он видит вокруг себя. «Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя» Впоследствии, когда будет заключаться завет со всем народом израильским через Моисея, и когда Бог вступит в завет с Давидом лично, неизменным пунктом всегда будет это обещание. О восстановление потерянного богообщения. Ведь это самое страшное последствие грехопадения. И обетование восстановления этого богообщения присутствует во всех этих заветах. Обетование земли можно понять в узком смысле, что в какие-то времена те люди, которые произойдут от Авраама, будут жить на определенной географической территории и Бог будет им всячески покровительствовать. Второе о возвращении человеку потерянного рая, главной особенностью которого было полнота и свобода богообщения, близость Бога к человеку. Видимым знаком этого завета по повелению Господа должно быть обрезание, которое необходимо совершать над детьми мужского пола в восьмой день от рождения. Необрезанный не мог считаться членом богоизбранного народа; с внешней стороны обрезание, прежде всего, было тем пролитием крови, которое считалось важной гарантией прочности завета. Авраму дается новое имя: Авраам – отец великого множества. Сара становится Саррой, что значит «госпожа». В знак покорности Авраама Богу и в память о заключении этого завета, и в знак предзнаменования будущей судьбы потомков. Помимо этого, обрезание имело еще нравственное и таинственнопрообразовательное значение. Нравственное значение обрезания заключалось в том, что оно внушало человеку необходимость борьбы со своими греховными наклонностями. Таинственно-прообразовательное значение обрезания состояло в том, что оно прообразовало собой новозаветное таинство Крещения. Обращаясь далее к Аврааму, Господь сказал, что и жена его Сара с этого времени должна носить имя Сарра, так как она будет матерью многочисленного потомства. «Я благословлю ее, – говорит Господь, – и дам тебе от нее сына». Но при этих словах вера Авраама поколебалась: он «пал… на лице свое и рассмеялся, и сказал сам в себе:...неужели от столетнего будет сын? и Сарра, девяностолетняя, неужели родит? ». И просил Авраам Господа, чтобы хоть Измаил остался живым. Но Господь ответил Аврааму, что именно Сарра родит ему сына Исаака, с которым Он заключит завет. В тот же день Авраам в знак союза с Богом совершил обрезание над собой и над всеми людьми мужского пола, которые принадлежали его семейству. После подтверждения завета с Богом Авраам становится «другом Божиим» и живет в постоянном и тесном общении с Ним. Наказание этих городов произошло сразу же после шестого богоявления Аврааму. Это богоявление было необыкновенным. Господь явился Аврааму с двумя Ангелами в образе человеческом. Странники приняли приглашение гостеприимного патриарха. Авраам быстро приготовил им трапезу и стал их угощать. Насытившись, гости спросили Авраама: «Где Сарра, жена твоя? » – «Здесь, в шатре», – ответил патриарх. Тогда самый почтенный из путников сказал: «Я опять буду у тебя в это же время [в следующем году], и будет сын у Сарры, жены твоей» (Быт. 18, 9-10). Сарра в шатре услышала эти слова, но, поскольку она была в очень преклонном возрасте, предсказание показалось ей невероятным. Она не могла удержаться от смеха, подумав: «Мне ли, когда состарилась, иметь сие утешение? и господин мой стар». Таинственный всевидящий гость увидел ее внутренний смех и сказал с укоризною Аврааму: «Отчего это... рассмеялась Сарра, сказав: «неужели я могу действительно ро-дить, когда я состарилась? » Есть ли что трудное для Господа? » (Быт. 18, 13-14). Вскоре путники поднялись и пошли по направлению к Содому. По дороге он также узнал, что Господь идёт в Содом и Гоморру, чтобы покарать их за беззаконие и нечестие. Это показалось Аврааму несовместимым с понятием о справедливости. Он спросил у Господа: «Неужели Ты погубишь праведного с нечестивыми? Если в Содоме найдётся пятьдесят праведников, справедливо ли, чтобы они погибли с грешниками? » Господь ответил, что он пощадит город, если там окажется хотя бы десяток праведников. Этим Господь дал понять Аврааму, что праведники имеют великое дерзновение ходатайствовать перед Богом за грешников. Проводив гостей, Авраам с грустью возвратился в свой шатер, а два Ангела по повелению Божию направились по дороге в Содом. Уже наступил вечер, когда небесных посланцев встретил Лот у ворот своего города. Он поклонился путникам и пригласил их в свой дом, но незнакомцы стали отказываться. Однако Лот настаивал, и они согласились воспользоваться его гостеприимством. Но не успели гости лечь спать, как дом Лота окружили развращенные жители Содома и громкими криками требовали выдать им пришельцев, чтобы надругаться над ними. Лот считал своим священным долгом защитить гостей, находящихся под его кровом. Уже наступил рассвет, а Лот все медлил исполнить повеление Ангелов. Тогда Ангелы насильно вывели Лота, его жену и двух дочерей за город и велели им без оглядки бежать и спасаться в горах. Лот страшно испугался и, полагая, что не успеет укрыться в горах, с разрешения Ангелов побежал в маленький город Сигор, который ради него был пощажен от разрушения. Беглецы были уже в местечке Сигор, когда услышали позади себя оглушительный грохот. На Содом, Гоморру и их окрестности обрушился ливень серы и огня. Вся земля сотрясалась, а города обратились в груды дымящихся развалин. Никто из нечестивых горожан не спасся. Но жена Лота нарушила запрет Ангелов, оглянулась и сразу превратилась в соляной столб. Такое наказание постигло жену Лота за то, что, оглянувшись и увидев страшное бедствие, она в сердце своем осудила Господа. 11. Рождение Исаака. Удаление Агари и Измаила. Готовность Авраама принести в жертву Исаака - прообразовательное значение этого события. Смерть Сары. Направившись на юг Ханаана, они с Саррой раскинули свои шатры в земле герарского царя Авимелеха. Здесь с Саррой произошла такая же история, как и в Египте. Отсюда Авраам переселился в Вирсавию. И вот, наконец, пришло время, когда должно было исполниться великому обетованию, полученному Авраамом от Господа. Аврааму было сто, а Сарре девяносто лет, когда у них во время стоянки в Вирсавии родился давно ожидаемый сын – Исаак. Измаил, считавший себя первородным, стал насмехается над Исааком. В конце концов она решила навсегда избавиться от них и сказала Аврааму: «Выгони эту рабыню и сына ее, ибо не наследует сын рабыни сей с сыном моим Исааком» (Быт. 21, 10). Господь явился Аврааму и сказал: «Не огорчайся ради отрока и рабыни твоей; во всем, что скажет тебе Сарра, слушайся голоса ее, ибо в Исааке наречется тебе семя; и от сына рабы Я произведу [великий] народ, потому что он семя твое» (Быт. 21, 12-13). Авраам рано утром дал несчастным изгнанникам хлеба, мех с водою и отправил их в Египет, где у Агари жили родственники. Но по пути скитальцев кончилась вода, и им угрожала смерть от жажды. В это время явился ей Ангел и сказал: «Бог услышал голос отрока... встань, подними отрока и возьми его за руку, ибо Я произведу от него великий народ» (Быт. 21, 17-18). Господь «открыл глаза Агари», и она увидела колодец с водой. Агарь напоила своего сына и таким образом спасла его от смерти. Изгнанники вскоре примкнули к египетским поселениям на Синайском полуострове. Измаил стал непревзойденным стрелком из лука и прекрасным охотником. Вскоре он женился на египтянке, и у него родилось двенадцать сыновей. Если Елиезер представляет собой состояние человека дозаконное, некоторое состояние естественной праведности, Измаил – состояние Ветхозаветное, то есть подчиненность и рабство; то благодатное состояние свободы изображается Исааком, который есть рождение в свободу чад Божиих. Явившись в восьмой раз Аврааму, Господь сказал: «Авраам!... возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе» (Быт. 22, 1-2). Рано утром он наколол дров для всесожжения, оседлал осла, взял с собою Исаака и двух слуг и отправился в землю Мориа. Когда они подошли к подножию горы, Авраам повелел слугам ожидать внизу, а сам с Исааком стал подниматься на вершину. Сын нес дрова, а отец в одной руке держал горящую лучину, а в другой – острый нож. По дороге Исаак спросил: «Отец мой!... вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения? » Авраам ответил: «…Бог усмотрит себе агнца для всесожжения, сын мой» (Быт. 22, 7-8). Когда они пришли на место, указанное Богом, Авраам открыл сыну волю Божию о нем, построил жертвенник из камней, разложил дрова и, связав Исаака, положил его на жертвенник. Исаак услышав, что по повелению Божию он должен стать жертвой всесожжения, добровольно и беспрекословно подчинился Его святой воле. Послушание Исаака здесь равняется вере Авраама, и оба они проявляют героизм духа и непоколебимость веры в Бога. Авраам взял уже нож и поднял руку, чтобы заколоть сына, как услышал, с неба голос: «Авраам!... не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня» (Быт. 22, 11-12). Авраам опустил руку с ножом. Он исполнил волю Божию, и в то же время его любимый сын Исаак остался живым. Оглянувшись, Авраам увидел овна, который рогами запутался в чаще. Он взял овна и принес в жертву, вместо своего сына Исаака. В виду такого безграничного послушания воле Божией Аврааму не только были повторены все прежние обетования. Принесение в жертву Исаака имело глубокое прообразовательное значение. Эта жертва явилась прообразом великой Голгофской Жертвы, на которой Единородный Сын Божий добровольно отдал Себя для спасения всего человечества от греха, проклятия и смерти. Эта жертва также прообразовала и воскресение Господне. Апостол Павел в 11 главе послания к Евреям говорит о том, что «верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака...» (Евр.11: 17). Какой верой? Верой в то, что Бог, давший Исаака от омертвелой утробы Сарриной, способен и из мёртвых воскресить его, поскольку именно через него должно было бы прийти исполнение обетования. Вот эта вера во Христа «страдавша, и погребенна, и воскресшаго в третий день» и сделала его свидетелем и соучастником тайны Христова страдания. Только такая вера, а не в то, что Бог есть, является спасительной. Окончательно убедиться в справедливости такого объяснения этого события позволяет тот факт, что именно во время последовавшего за ним богоявления Аврааму изменяется формулировка обетования. Если прежде говорилось, что «благословятся в тебе все племена земные» (Быт.12: 3), или что в потомстве твоем благословятся все колена земная, то теперь говорится, что «благословятся в семени твоем все народы земли» (Быт.22: 18). Мы уже с вами этот термин – семя – встречали в Первоевангелии (Быт.3: 15) и говорили о его мессианском значении. Здесь уже конкретное указание, что не в Аврааме лично и не во всей совокупности потомков, а именно во Христе будет его благословение и избавление, тайну которого Авраам имел созерцать здесь, во время этой жертвы. Христос безропотно подчиняется Отцу, и Исаак подчиняется; Христос несет крест, и Исаак несет дрова. Прежде жертвы Авраам с сыном совершают трехдневное путешествие. И если мысленно Авраам заклал Исаака сразу, то трехдневное путешествие предуказывает на трехдневное пребывание Спасителя во гробе. И, наконец, как вместо Исаака приносится в жертву агнец, так и Христос-Агнец приносится в жертву за всех людей. Гора, на которой совершается жертвоприношение Исаака, по преданию гора Мориа (ср. Быт.22: 2), на которой впоследствии был сооружен Иерусалимский Храм. На сто двадцать седьмом году от рождения умерла его любимая жена Сарра. Авраам оплакал смерть своей жены и похоронил ее в пещере Махпела, которую он купил у хеттов. Пещера Махпела находилась против дубравы Мамре, где почти постоянно пребывал Авраам, и ему из шатра была видна дорогая для него могила Сары. 12. Супружество Исаака и Ревекки. Смерть Авраама. Исав и Иаков. Благословение Исааком Иакова. Бегство Иакова к Лавану. Видение Иакову лестницы. Преобразовательное значение этого события. Авраам почувствовал слабость здоровья и начал думать о том, чтобы женить Исаака. Он ни за что не хотел, чтобы сын взял себе в жены ханаанеянку, которая принесла бы в семью чуждую кровь и веру в ложных богов. От странствующих купцов Авраам знал, что брат его Haхop ещё живет в Харране и что у него родилось много сыновей и дочерей. Он призвал к себе верного домоправителя Елиезера и клятвенно потребовал от него, что он не возьмет Исааку жену из ханаанских дочерей, но пойдет в его бывшее отечество и там, среди его родственников, найдет жену для Исаака. Поклявшись Аврааму, Елиезер с богатыми подарками отправился в Месопотамию, в город Нахора, брата Авраама. После долгого пути караван остановился у колодца близ Харрана. Путники были утомлены. Слуга Авраама обратился с горячей молитвой к Богу: «Господи, Боже господина моего Авраама! пошли ее сегодня навстречу мне и сотвори милость с господином моим Авраамом; вот, я стою у источника воды, и дочери жителей города выходят черпать воду; и девица, которой я скажу: наклони кувшин твой, я напьюсь, и которая скажет [мне]: пей, я и верблюдам твоим дам пить, – вот та, которую Ты назначил рабу Твоему Исааку» (Быт. 24, 12-14). Только что окончил он молитву, как к колодцу опустилась с кувшином на плече прекрасная видом девушка. Она почерпнула воды и пошла вверх. Елиезер побежал ей навстречу и сказал: «Дай мне испить немного воды из кувшина твоего». «Пей, господин», – ответила девушка и спустила кувшин с плеча на руку. Когда он напился, добрая девушка сказала: «Я стану черпать и для верблюдов твоих, пока не напьются», – и начала наливать воду в пойло для верблюдов (Быт. 24, 17-20). Елиезер молча с изумлением смотрел на нее. Телесная красота и душевная доброта ее понравились ему. Плененный ее добротой, он взял золотую серьгу и два золотых запястья на руки и подарил девушке, а затем спросил у нее: «Чья ты дочь?... есть ли в доме отца твоего место нам ночевать? » (Быт. 24, 23). Девушка ответила ему, что она дочь Вафуила и внучка Нахора, и что у них есть корм для верблюдов и место для ночлега путников. Узнав, что Ревекка – так звали эту девушку – родственница Аврааму, Елиезер стал на колени и громким голосом воздал благодарение Богу за то, что Он услышал его молитву. Ревекка, когда узнала, что незнакомец – слуга Авраама, побежала домой и рассказала об этом родным. Лаван, брат Ревекки, тотчас же побежал к колодцу и пригласил Елиезера к себе в дом, где их радушно встретили. В доме между тем приготовили трапезу и пригласили гостя к столу. Но, прежде чем сесть за стол, Елиезер решил объяснить хозяевам, кто он и зачем пришел. Он рассказал им об Аврааме, его сыне Исааке и о том, как по его молитве Господь указал ему в Ревекке невесту Исааку. В заключение своего рассказа он обратился к родителям Ревекки и попросил их отдать Ревекку в жены Исааку. Родители, видя в этом волю Божию, охотно согласились на предложение свата. Воздав хвалу Богу Авраама, Елиезер щедро одарил подарками невесту и ее родню. На другой день домоправитель Авраама изъявил желание сразу же отправиться с невестой в обратный путь. Но родные Ревекки стали упрашивать, чтобы он повременил хотя бы десять дней, на что Елиезер ответил: «Не удерживайте меня, ибо Господь благоустроил путь мой» (Быт. 24, 56). Тогда было решено спросить Ревекку, согласна ли она сейчас же покинуть родительский дом и отправиться к своему будущему супругу. Ревекка согласилась, и вскоре караван Елиезера вышел из Харрана и направился в ханаанскую землю. Недалеко от дубравы Мамре Исаак встретил свою невесту. Он ввел Ревекку в шатер матери своей, и она стала его женой. Исааку тогда было сорок лет. После женитьбы Исаака Авраам прожил ещё тридцать пять лет. Из последующей жизни Авраама известно только, что он взял ещё себе жену Хеттуру, от которой имел шесть сыновей. Но она была скорее его наложницей, так как все имение Авраам завещал своему сыну Исааку. Он умер стасемидесятипятилетним старцем и был погребен своими сыновьями Исааком и Измаилом в пещере Махпела – в той самой, где лежали останки его подруги жизни – Сарры. Так окончил свою жизнь этот великий и славный избранник Божий. Первое откровение было дано Исааку через жену его Ревекку о судьбе двух его сыновей. Господь открыл ей, что во чреве ее борются два племени, причем больший народ будет служить меньшему. Первое богоявление Исааку – на пути в Герар по дороге в Египет. Повеление странствовать в Ханаане с обещанием покровительства. Повторение обетований, данных Аврааму. Второе богоявление Исааку – в Вирсавии, куда он пришел из пределов Герарских, притесняемый тамошними жителями. Господь уверяет Исаака, что ему нечего бояться, ибо Он помнит Свои обещания. Через 20 лет Ревекка забеременела. Однажды она почувствовала в себе необыкновенное биение. Она с молитвой обратилась к Господу, и Господь сказал ей: «Два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему» (Быт. 25, 23). Это откровение глубоко запало в душу Ревекки и послужило для нее руководством в последующей жизни. Исааку было шестьдесят лет, когда Ревекка родила близнецов. Первым родился Исав, и поэтому он считался первородным. Его назвали Исавом (косматым), так как он весь был покрыт волосами. Второму дали имя Иаков, что по-русски означает «держать за пятку», поскольку во время рождения он держал своего брата за пятку. «Держать за пятку» означало у древних евреев «убрать кого-нибудь со своего пути», «победить кого-либо». Когда они выросли, то старший – Исав стал очень искусным охотником и любимцем своего отца Исаака, а младший – Иаков, будучи кротким домоседом, был любимцем своей матери. Однажды Исав вернулся с охоты очень усталым и голодным. Увидев, что Иаков приготовил кушанье из чечевицы, он стал с нетерпением у него просить: «Дай мне поесть красного, красного этого». На это Иаков ответил: «Продай мне теперь же свое первородство». Исав раздраженно сказал: «Вот, я умираю, что мне в этом первородстве? » Тогда Иаков потребовал от Исава клятвенного обещания: «Поклянись мне теперь же» (Быт. 25, 30-33). Нетерпеливый и легкомысленный Исав тут же поклялся Иакову и променял свое первородство на чечевичную похлебку. В то время первенцу принадлежали особые права, которые назывались правами первородства. Перед смертью отец семейства передавал старшему сыну власть над младшими братьями, а также большую часть своего имения. Но самое главное заключалось в том, что старший сын получал Божии обетования, данные его отцу, о рождении Спасителя мира. Он является к отцу, переодевшись братом, приносит полученное от матери своей Ревекки любимое кушанье отца. Исаак, засомневавшись, спрашивает: «ты ли сын мой Исав? » (Быт.27: 24). Иаков говорит: «я», – то есть здесь лукавство переходит в прямую и открытую ложь. Когда Исаак поел и выпил вина, его опять охватили сомнения. Он попросил мнимого Исава поцеловать его и успокоился, почувствовав запах пропитанной потом одежды. Вскоре с охоты пришел Исав и приготовил отцу его любимое кушанье из дичи. он узнает, что его брат прежде него приходил к отцу и, воспользовавшись слепотой Исаака, хитростью взял у него благословение. Исаак тоже был не менее потрясен, когда узнал о неблаговидном поступке своего сына, но тут же понял, что на это была воля Божия. Ревекка уговорила уйти Иакова в Харан к своему брату Лавану. Исаак тоже одобрил этот план. В Харране Иаков сможет найти себе жену из собственного племени и избежать ошибки Исава, который женился на хеттеянках. Отец, очевидно, простил уже сыну подлый обман, нежно распрощался с ним и благословил на дорогу. После этой семейной драмы Исаак прожил ещё сорок три года, но он уже ничем не заявил о себе в истории. Да и вообще это был один из тех редких людей, вся жизнь которых есть безграничная кротость, воплощенное смирение и безмятежное довольство. После описанных событий судьба дальнейшей истории патриархальной эпохи сосредоточивается в руках Иакова, которому перешло благословение, данное Богом Аврааму и Исааку. Таким образом, речь идет не о том, что первородство можно купить и благословение Божие получить обманом, а о том, что оно достается достойному. Главное в действиях Ревекки и Иакова – это дерзновение веры. При том, что Иаков потом много пострадал именно за эту свою ложь, за это свое лукавство, – жизнь его была исполнена многих скорбей, но, тем не менее, Господь принимает его дерзновение. Даже Исаак, когда обнаруживается эта подмена, отказывается что-то изменить и забрать благословение у Иакова и вернуть тому, кто формально был сыном первородным. Впрочем, не будем забывать, что первородство он уже продал, так что прав на претензии не имел. По дороге, дойдя до местечка Луз, он решил переночевать, так как солнце уже зашло, и наступила ночь. Это было то самое место, где некогда Авраам воздвиг жертвенник Богу. Увидев несколько камней, быть может, остаток этого именно жертвенника, Иаков положил один из них себе под голову вместо подушки и, утомленный долгой дорогой, крепко заснул. Он видит чудесный сон: он увидел лестницу, которая стояла на земле, а верх ее касался неба. Ангелы Божии восходили и нисходили по ней, а на самой верхней ступеньке стоял Господь и милостиво говорил ему: «Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака; [не бойся]. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твое, как песок земной; и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю…» (Быт. 28, 13-15). Пробудившись от сна, Иаков, пораженный необыкновенным видением, сказал: «Как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные» (Быт. 28, 17). В память о своем необыкновенном видении Иаков установил камень, на котором спал, и возлил на него елей. А место это он назвал Вефиль, что значит «Дом Божий». Это видение традиционно толкуется как прообраз Божией Матери, соединившей Собою земное и небесное, по Которой Сын Божий сошел на землю. А также: Бог не отвергает нас от Себя после нашего грехопадения, но вновь соединяет нас с Собой; Соучастниками и служителями Божественной любви, спасающей нас, являются Ангелы. Господь невидимо посылает их на землю для служения людям.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 969; Нарушение авторского права страницы