Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Книга Исход. Авторство, цель написания. Основные темы содержания.
Автор книги. Автором книги Исход, как видно прежде всего из ее содержания, был Моисей. Так, после победы над амаликитянами он получает от Господа повеление записать это событие: «напиши сие для памяти в книгу» (Исх 17.14). Подобное же повеление дано было Моисею после восстановления нарушенного Израилем завета: «И сказал Господь Моисею: напиши себе слова сии» (Исх 34.27). Время и место написания книги. Насколько можно судить по вышеприведенным местам кн. Исход (Исх 17.14; Исх 24.4; Исх 34.27), она написана не в одно время, а по мере того, как Моисей получал от Бога различные законы. Окончательная же редакция книги падает на конец сорокалетнего странствования по пустыне – на время пребывания евреев у Иордана «Сыны Израилевы, говорится в 35 ст. 16 гл., ели манну сорок лет, доколе не пришли в землю обитаемую; манну ели они, доколе не пришли к пределам земли Ханаанской». Цель написания книги. Ближайшая цель написания кн. Исход заключается в том, чтобы дать народу еврейскому и увековечить в его памяти религиозно-нравственные и гражданские законы (Исх 13.5: 8-11; Исх 34.11 и д.); более отдаленная сводится к указанию исполнения данных праотцам народа еврейского обетовании (Исх 5.2-8). Период, обнимаемый кн. Исход, и разделение ее содержания. Книга Исход обнимает период времени от начала порабощения евреев в Египте фараоном, «не знавшим Иосифа» (Исх 1.8), до первого месяца второго года по исшествии их из Египта (Исх 40.17), т. е. с лишком 400 лет (о продолжительности пребывания евреев в Египте см. в объяснении 49 ст. 12 гл.).Ее содержание излагает историю народа израильского «от той минуты, когда евреи под давлением фараонов начинают чувствовать взаимную солидарность, сближаются все теснее и теснее чувством общей опасности и чудесами, сопровождавшими исшествие из страны порабощения – до дарования закона на Синае, до получения полной национальной жизни, сосредоточенной около главного святилища – скинии». Заключенное в эти рамки, все содержание кн. Исход может быть разделено на три части: • первая после краткого вступления (Исх 1.1-7), связывающего повествование кн. Исход с кн. Бытия, рассказывает об освобождении народа из египетского рабства (Исх 1: 8-13: 16); • вторая излагает историю путешествия евреев до горы Синая (Исх 13: 17-18: 27); • третья повествует о заключении и обновлении завета Бога с избранным народом (Исх.19-40). 16. Положение евреев в Египте. Рождение Моисея. Призвание Моисея. Египетские казни. Установление праздника Пасхи. Пасхальный Агнец. Прообразовательное значение ветхозаветной Пасхи. Шли годы; умерли Иосиф и его братья. Семья Иакова быстро размножалась и вскоре превратилась в целый народ, который назывался израильским, по имени патриарха Израиля, и еврейским, по имени патриарха Евера. Этот народ, по числу двенадцати сыновей Иакова, разделился на двенадцать племен или колен. Все они жили в земле Гесем в шатрах и занимались скотоводством и земледелеем. Сначала израильтяне ревностно хранили веру своих отцов, но затем постепенно попадали под влияние египетских религий и становились идолопоклонниками. За отступление от веры и единого Бога – Бога Авраама, Исаака и Иакова Господь наказал еврейский народ тем, что они вскоре стали рабами египтян. Первое, с чего начинается повествование этой книги – угнетение евреев в Египте при восстановлении египетских династий фараонов и рождение Моисея – человека, которому уготовано было стать спасителем своего народа, спасителем от истребления его в условиях египетского рабства. Мы с вами рассмотрим его жизнь с того времени, когда Моисей пребывает в Аравийской пустыне, – с этих пор он был призван к служению. Жизнь Моисея делится на три равные части: 40 лет в Египте, потом 40 лет в Аравийской пустыне и 40 лет служения народу Израильскому. Всего 120 лет. Три месяца скрывала мать свое дитя, а когда уже стало невозможно это делать дальше, она осмолила корзинку, положила в нее своего ребенка и поставила ее в тростник у берега реки. Дочь фараона нашла ребенка и отдала на воспитание матери Моисея Спустя несколько лет, когда мальчик уже подрос, мать отвела его во дворец, а дочь фараона усыновила маленького израильтянина, назвав его Моисеем, что значит «взятый из воды». Вырос во дворце. Убил Египтянина бежал в пустыню Уходя все дальше на восток от Египта, Моисей оказался на земле, которую заселяло Мадиамское племя. Заступился за девушку. Оказалось, что пастушки были дочерьми мадиамского священника по имени Иофор. Благодарный отец пригласил Моисея в свой дом, а когда узнал, что пришелец, помимо всего, состоит в отдаленном родстве с ним, то принял его в лоно своей семьи и выдал за него дочь свою Сепфору, от которой родились два сына: Гирсам и Елиезер. Тестю своему он помогал по хозяйству, пас его скот. Прошло сорок лет жизни Моисея в изгнании. Ему уже исполнилось восемьдесят лет. Однажды он пас овец у подножия горы Хорив, которая у мадиамитян называлась горой Божией. Призвание Моисея начинается с видения неопалимой купины – куста, который горел и не сгорал. Через это явление Моисей призывается для служения. При этом Бог Сам впервые открывается Моисею, называя Свое Имя. В книге Бытия мы встречали ряд имен Божиих, таких имен, как Всевышний, Всемогущий, Бог неба и земли, Бог, видящий меня, Бог Авраама, Бог Исаака и другие. И вот Бог посылает Моисея на служение своему народу, чтобы вывести его из Египта. Моисей отказывается, ссылаясь, в частности, на то, что он человек косноязычный, и был такой и вчера и в молодости своей. И тогда Господь назначает Моисею в помощники его брата Аарона. Господь предупреждает Моисея, что фараон отпустит их не добровольно, а только после страшных карающих чудес, которые совершатся над Египтом. Чтобы сыны израильские поверили Моисею, Господь дал ему силу творить чудеса: начиная с этого момента, Моисей мог по желанию превращать жезл в змея, вызывать и излечивать проказу руки и превращать воду в кровь. Видение купины имеет два основных толкования. Самое традиционное – это указание на Божью Матерь, Которая приняла в Себя Бога – огонь попаляющий, и при этом никакого повреждения не испытала. Это толкование мы часто можем встретить в богослужебных песнопениях. Есть и соответствующая иконография. Другое толкование видит здесь изображение плоти Господней, Его человеческой природы, которая не была опалена и сожжена при её соединении с божественной. Такое понимание мы можем встретить в песнопениях на праздник Преображения Господня. Святитель Кирилл Александрийский видит здесь изображения израильского народа, внешним образом воспринявшего закон и не воспринявшим его теплоты и света. После этого Моисей возвращается в Египет, взяв с собой свою жену Сепфору и двоих сыновей. По дороге ангел хочет умертвить Моисея. Смерти он избегает после того, как его жена совершает над сыновьями обрезание. Даются разные объяснения, почему так происходит. Преподобный Исидор Пелусиот говорит о том, что поскольку Моисей должен был стать законодателем Израиля, в его семье не должны нарушаться установления, бывшие прежде него. Этим самым показывается, что, прежде всего, он должен быть строг к себе и к своему семейству. Предшественник преподобного Исидора и его учитель святитель Иоанн Златоуст говорит другое. Он говорит, что этим показывается то, что не должно семейству – жене и детям, отправляться в Египет; поскольку он идет туда не жить, а для того, чтобы вывести народ из той земли. О том, что Моисей действительно отослал жену, указывает тот факт, что впоследствии, когда Моисей уже вышел с израильтянами из Египта, ему навстречу вышел тесть вместе с его женой. Вы видите, что в таком вопросе непринципиального, недогматического характера между двумя святыми отцами, – причем один из которых был учеником другого, встречается такое разногласие. Впрочем, можно заметить, что одно не исключает другого, а дополняет. Когда они пришли в землю Гесем, то прежде всего собрали израильских старейшин и открыли им волю Божию о еврейском народе, подкрепляя свои слова чудесами. Еврейские старейшины, услышав о том, что Господь посетил их и дарует им свободу, с радостью восприняли эту весть. Моисей и Аарон перед фараоном. Фараон ожесточает свое сердце и не хочет отпустить израильтян в пустыню. Сначала ему даются те знамения, которые поручено сотворить Моисею: жезл, который превращается в змея, и рука, покрытая проказой. Затем совершается десять казней египетских: превращение воды в кровь; жабы; мошки; песьи мухи; гибель скота; язва на людях и скоте; град; саранча; тьма; гибель первенцев. Фараон в какие-то моменты даже готов отпустить израильтян, но не согласен с радикальным требованием Моисея отпустить всех, с женами, детьми и со всем имуществом. В результате расставание происходит после самой страшной десятой казни. Казни эти нередко пытаются объяснить естественными причинами, показывая, как одно событие становилось причиной последующего. Однако, не отвергая этих выкладок, следует заметить, что это были знамения для фараона. Причем такие, что волхвы, начиная с мошек, не могли их повторить. Если бы все эти события легко могли быть объяснены причинами естественными, то на фараона они не произвели бы впечатления. Ясно, что в них была видна всемогущая десница Божия. Чем более Бог являет Свои чудеса и содействует израильтянам, тем более ожесточается фараон. Точно так же как в Евангельской истории мы видим: чем более Господь Иисус Христос являет Свое мессианское достоинство, являет Свое божество, тем более и более безумно ополчаются на Него противники. От действия десятой казни, в отличие от всех прочих, израильтяне освобождаются особым действием. По повелению Божию они заклают агнца, то есть ягнёнка, и помазывают его кровью косяки дверей. Затем они должны были этого агнца, запекши на огне, съесть всей семьей, причем разом, – так, чтобы ничего не оставалось до утра. Вкушать они должны были, одевшись и стоя, с тем, чтобы сразу после этого оставить Египет. В связи со скорым отправлением они не могли сделать квасных хлебов и ели в пути опресноки. При этом все египтяне, которые не совершили этого, вынуждены были оплакивать своих погибших первенцев. Причем в Псалтыри уточняется, что Господь «поразил первенцев Египта от человека до скота» (Пс.134: 8). Перед выходом евреянки должны были одолжить у соседей золотые украшения, восстановив тем самым справедливость. Праздник, установленный в честь выхода евреев из Египта назывался Пасхой, что означает «прошёл мимо» в воспоминание о том, как ангел-истребитель прошёл мимо израильтян. Господь заповедовал израильтянам ежегодно его совершать в 14-й день первого месяца. Ветхозаветная Пасха была прообразом Пасхи Новозаветной, агнец – прообраз Христа, Кровь Которого избавляет нас от смерти. Закланный ветхозаветный агнец является умилостивительной жертвой Богу за еврейский народ. Его мясо предлагается евреям для трапезы, а его кровью еврейские первенцы избавляются от смерти. Подобно этому в Новом Завете Христос, Агнец Божий, приносит Себя на Кресте в умилостивительную Жертву Богу Отцу за грехи всего человечества. Кровью Его мы все избавляемся от рабства диаволу. За Божественной Литургией Он предлагает всем верным в снедь Свое Тело и Кровь «во оставление грехов и жизнь вечную». В ночь празднования Пасхи еврейский народ как бы воскрес для новой, свободной жизни, ибо в эту ночь он покинул страну рабства. Подобно этому в день Воскресения Христова Господь призывает нас покинуть мир рабства диаволу и перейти в мир истинной свободы и счастья, который может осуществиться только с Богом и в Боге. 17. Выход евреев из Египта. Переход через Красное море. Прообразовательное значение этого события. Продвижение евреев к горе Синай: пустыни Сур и Син, Рефидим. Затем весь Израильский народ исходит в пустыню, и этот исход также сопровождается чудесами. Бог движется перед беглецами в виде столпа огненного, освещая путь, а позади них в виде столпа облачного. Израильтяне движутся не кратчайшей дорогой в Палестину, а движутся на юг в сторону Красного моря. Здесь две причины можно назвать: во-первых, в Древнем Египте граница хорошо охранялась, и всякий человек, который её пересекал, должен был пройти массу формальных процедур: объяснить кто он, откуда, зачем следует, и получить соответствующее разрешение. И, кроме того, эта граница была достаточно прочно укреплена, потому что именно с этого направления шли обычно нашествия с севера и с Междуречья, и со стороны Малой Азии. Конечно, для Бога это не препятствие. Но Он желал, несомненно, явить чудо такое, которое бы не забылось уже никогда. И этим чудом является как раз спасение израильтян в отчаянных обстоятельствах, а именно переход их через Красное море. По выходе израильтян из моря Моисей, и затем Мариам на берегу воспевают Господу хвалебную песнь: «Поим Господеви, славно бо прославися: коня и всадника вверже в море: помощник и покровитель бысть мне во спасение: сей мой Бог и прославлю Его, Бог отца моего и вознесу Его...» (Исх.15: 1–21). Песнь Моисея используется в составе канона на утрени и это свидетельствует о том, что событие имеет пророческий, мессианский смысл. Предание говорит, что Моисей, простирая жезл на море, изобразил им крест: «Крест начертав Моисей впрямо жезлом, Чермное море пресече Израилю пешеходящу, той же обратно фараоновым колесницам ударив совокупи, вопреки написав непобедимое оружие» Исход есть первый этап путешествия в землю обетованную. Эта земля не есть самоцель, и наследование ее не есть конечная цель ветхозаветной истории. Земля обетованная есть образ Царствия Небесного – покой и благополучие, которые должны были получить израильтяне в этой земле, – образ того покоя и того блаженства, какие получат люди, приобщившись Царства Небесного. В этой связи несомненно, что переход через Чермное море, как первый этап, есть образ крещения, которое после обретения веры необходимо для спасения. Переход евреев через Красное море прообразует новозаветное таинство Крещения. Подобно тому, как израильский народ, чудесно перейдя море, избавился от египетского рабства, так в водах новозаветного Крещения христианин избавляется от рабства диаволу. Кроме этого, в переходе евреев через Чермное море Церковь усматривает прообраз Пресвятой Девы Марии, Ее Приснодевство. Отпраздновав свой чудесный переход и отдохнувши, израильский народ под руководством Моисея двинулся к горе Синай (Хорив), чтобы там принести Богу благодарственную жертву, как об этом заповедал Господь Моисею. Караванная дорога к Синаю, которой воспользовались израильтяне, шла неподалеку от морского берега. Чем дальше двигались евреи, тем местность становилась волнообразнее и гористее. Это была пустыня Сур. Наконец они пришли к местечку Мерра, где нашли достаточно воды, но она оказалась слишком соленой и горькой. Для измученных жаждой людей это был непредвиденный удар, и в лагере снова вспыхнуло недовольство. Воды Мерры. Путь по пустыне от Чермного моря до горы Синай сопровождался рядом чудесных событий. Через три дня пути по пустыне Сур израильтяне пришли в Мерру. Здесь был источник горькой воды, которая была превращена в сладкую Моисеем, бросившим в нее древо, указанное Богом. Это чудо прообразует Крест, которым горечь жизни, порабощённой греху, обращается в сладость радости Царства Небесного. Двигаясь дальше, израильтяне пришли в Елам, где поставили стан при двенадцати источниках и семидесяти пальмах. Ровно через шесть недель после исхода из Египта колонна раскинула стан в пустыне Син, между Елимом и Синаем. Солнце палило неимоверно, и в довершение всех бед у евреев истощились запасы хлеба. Еще недавно они страдали от жажды, теперь им угрожал голод. Перед новой опасностью они забыли даже так недавно совершенное перед ними чудо. Против Моисея и Аарона опять поднялись ожесточенные крики. Возбужденная толпа обступила шатры обоих вождей, укоряя Моисея и горько жалуясь на свою судьбу: «О, если бы мы умерли от руки Господней в земле Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта! ибо вывели вы нас в эту пустыню, чтобы все собрание это уморить голодом» (Исх. 16, 3). В тот день вечером прилетели бесчисленные стаи перепелов и в одно мгновение покрыли землю возле стана. А на рассвете, едва только сигнал серебряных труб разбудил стан, израильтяне с изумлением увидели, что все пространство вокруг них было покрыто белыми, как снег, маленькими шариками. Все, как один, вышли из шатров, чтобы поближе разглядеть странное явление. Моисей объяснил, что это манна, 2 которую Господь послал своему народу, она заменит им хлеб. Манна и перепела. Во время странствия по пустыне Син Господь дал в пищу народу манну, которой они с тех пор питались до самого вступления в землю обетованную. «Манна», – означает вопрос: «что это? » и не более того. В самом названии нет никакого объяснения тому, что же это была за пища. В разных местах Священного Писания мы встречаем упоминание о манне. О ней говорится, что вкус её был, как у лепёшек с мёдом (Исх.16: 31), как у лепешек с елеем (Чис.11: 8). В другом месте, – что в устах каждого она давала тот вкус, которого ему в тот или иной момент хотелось. В Псалтири о ней сказано, что «хлеб ангельский ел человек» (Пс.77: 25). Святыми отцами это толкуется в двух смыслах. Во-первых, что хлеб ангельский – поскольку преподавался он посредством ангелов, во-вторых, что помимо укрепления телесного, вкушая манну, израильтяне получали ещё и некоторое духовное укрепление от ангелов. Манна также, несомненно, была прообразом таинства Евхаристии, о чём Сам Господь говорил иудеям, указывая на манну как на прообраз того истинного Хлеба Небесного, которым Он Сам является (Ин.6: 31–51). Из пустыни Син, от побережья Красного моря Моисей повел народ вглубь Синайского полуострова к горе Синай. Последней остановкой перед Синаем было местечко Рефидим. Здесь не оказалось ни одного источника, и люди опять начали страдать из-за отсутствия воды. В лагере начались беспорядки, со всех сторон раздавались протесты и угрозы Моисею. Вода из скалы. Следующие чудеса произошли в Рефидиме. Первое – это изведение воды из скалы, когда Моисей по повелению Божьему ударил жезлом своим в скалу и из неё пошла вода. Иногда это понималось так, что ту скалу, из которой Моисей произвёл воду, потом погрузили на повозку и возили за собой как постоянный источник воды. Но речь идет не о том. Святитель Иоанн Златоуст говорит так, что «хотя это было чувственно [т. е. манна и вода, чудесным образом произведённая из скалы], однако подавалось духовно, не по законам природы, а по благодати. Не камень по естеству своему источал воду, ... но всё это сделал некоторый другой, духовный камень, т. е. Христос, Который постоянно сопутствовал им и творил все чудеса и поэтому говорит последующаго. Битва с амаликитянами. Следующее чудо – это поражение Амаликитян, которые пришли и воевали с Израильтянами. Иисус Навин – ученик Моисея, руководил битвой, а Моисей в это время молился на вершине холма. Причём было замечено, что когда Моисей молится, воздевая руки, то побеждают израильтяне, когда Моисей ослабевает, то израильтяне начинают проигрывать. Тогда встали по сторонам его Ор и Аарон, которые и поддерживали его руки таким же образом, каким впоследствии были распростёрты руки Христа во время распятия. Важной чертой является и то, что победу одерживает Иисус, а не Моисей, чем показывается немощь закона. Иисус, подчиняющийся Моисею, изображает Сына Божия, подчинившегося закону. Перед приходом на Синай по совету своего тестя Иофора Израиль получает новое административное устроение. До этого Моисей сам решал все проблемы, сам судил все споры, и поэтому народ с утра до вечера стоял, ожидая, когда сможет к Моисею попасть. Иофор, придя, увидел это и сказал, что нельзя так мучить народ, и чтобы он устроил систему десятников, пятидесятников, сотников и тысячников, которые бы решали все мелкие вопросы. И только самые важные дела должен был решать Моисей. 18. Синайское законодательство. Декалог. Золотой телец. Построение Скинии Свидения. На третий месяц после исхода из Египта израильтяне расположились станом в пустыне напротив горы Синай. Расположив станом свой народ, Моисей взошел на гору, чтобы вознести благодарственную молитву Богу. Во время молитвы Господь явился Моисею и сказал, что он желает заключить союз с израильским народом. Моисей сошел с горы и передал эти слова народу. Евреи с радостью восприняли Божественную весть и ответили Моисею: «Все, что сказал Господь, исполним [и будем послушны]» (Исх. 19, 8). Тогда Господь повелел народу приготовиться к великому дню, когда этот завет будет заключен. Народ должен был выстирать свои одежды и в течение трех дней поститься, чтобы достойным образом предстать перед лицом Бога. На третий день поста, который был пятидесятым днем с момента выхода евреев из Египта, Моисей «вывел народ из стана на сретение Богу» и повелел им стать у подножия горы. Он запретил кому бы то ни было подыматься на святую гору и пастушьим посохом провел черту, предупредив, что каждый, кто ее переступит, будет предан смерти. Когда народ с благоговейным трепетом собрался у подножия горы, вдруг над горой загремел гром, засверкали молнии, раздался сильный звук трубы, и гора исчезла в густых клубах дыма и огня. В течение трех дней народ готовится к получению откровения. И вот в день, который был пятидесятым с момента выхода из Египта, Господь в громе, молнии, дыме и трубном звуке сошел на гору и возвестил Моисею и народу слова Закона, которые начинались десятью заповедями – декалогом. Сразу отметим, что Завет заключается в пустыне, на ничьей земле, не принадлежащей даже никакому богу. И, таким образом, этот завет имеет характер не местный, но всемирный, относящийся ко всему человечеству. Структура завета, как замечено современными исследователями, формально имеет довольно большое сходство с обычными или, как сейчас говорят, типовыми договорами между повелителем (сюзереном) и подданным (вассалом), известными во втором тысячелетии до Рождества Христова. Немало таких договоров было найдено у хеттов в архиве Богазкей. В них есть ряд стандартных разделов: первый – преамбула, где определяется, кто вступает в договор, приводятся титулы. Дальше, обычно, исторический пролог, где указывается история предыдущих отношений вассала со своим господином, и те благодеяния, которые он оказал, которые должны лечь в основу последующих взаимоотношений. Затем оговариваются условия договора: первое и самое главное условие – условие твёрдой верности союзу. Затем частные условия, которые регулируют те или иные стороны взаимоотношения. Это в первую очередь декалог и потом множество различных указаний. Особым пунктом предусматривалось, что текст договора должен храниться в храме, как это было и с законом Моисеевым, который хранился в скинии, и, что этот договор регулярно должен оглашаться вслух всему народу, что в книге Второзаконие указано (Втор.31: 10–13). И, наконец, проклятия и благословения соответственно за нарушение и исполнение договора. Они также содержатся в книге Второзаконие. Затем предполагалась формальная клятва или процедура вступления в договорные отношения. Единственно, чего Синайский завет в себе не содержит – это перечисления тех богов, которые будут поручителями этого договора. Соблюдение закона не есть способ получения от Бога различных благ. Это очевидно из того, что завет предлагается уже после того, как Бог их вывел из Египта, спас от фараона, получили в пустыне пищу и воду, победили амаликитян. И притом, что от них ничего не требовалось взамен. Это показывает, что, на самом деле, ничего Господь не требует в качестве непременного условия для подачи милостей, Он их раздаёт даром. Но Господь хочет быть среди них, Господь хочет водительствовать этим народом. И для того, чтобы Господь мог пребывать среди них, для того чтобы Господь мог в них действовать, они должны стремиться к святости, должны стремиться к чистоте. Поэтому не Бог привязывается к народу израильскому, как это нередко впоследствии им казалось, а привязывался народ к Богу. Хранение их от гибели, от отпадения от Бога – вот главная цель закона. В первой заповеди открывался народу Сам Иегова, как истинный единственный Бог, чудесное действие Которого евреи уже знали: это Он вывел их из Египта. Он – не изобретение человеческого воображения, не простой символ природы, подобно идолам язычников; не отвлечение человеческого ума, подобно богам Нила, не способным сочувствовать человеку, нет, Он единый, живой Бог со всеми свойствами личного Бытия. Но будучи живым, личным Богом, Он в то же время невидим, и нет Ему никакого подобия ни на небе, ни на земле. В противоположность идолопоклонству египтян, к которому привыкли евреи Господь запрещает изображать Его под каким бы то ни было видом – ни под видом небесных тел, как это было сильно распространено в Месопотамии, ни под видом животных, как в Египте, ни под видом рыб, как было в Палестине и Ассирии ( вторая заповедь). Имя Иеговы так свято, что нельзя произносить его напрасно, т.е. не только при каком-нибудь клятвопреступлении или лжи, но и во всяком пустом суетном деле или разговоре ( третья заповедь ). Четвертой заповедью требовалось, чтобы евреи седьмой день недели (субботу) посвящали Богу, не нарушая священного покоя этого дня никакими работами. Обычай праздновать седьмой день недели был и до Синайского законодательства, но с этого времени он получает законодательную силу. В пятой заповеди определяются обязанности человека к своим ближним и, прежде всего, требуется почтение к родителям. Почтение к родителям издавна считалось нравственною обязанностью детей, но это естественное чувство не имело еще высшей законодательной санкции, и потому у большинства народов преобладало вопиющее варварство. У некоторых народов древности был обычай предавать смерти своих престарелых родителей или оставлять их без помощи. У древних народов мать вообще занимала низшее положение и после смерти своего мужа оставалась в подчиненном положении у своего старшего сына. Но теперь было заповедано, что сын, хотя и становился главой семейства, должен был также почитать свою мать, как почитал отца. Шестая заповедь установила неприкосновенность жизни человека, ибо человек создан по образу Божию. Древний мир утопал в похотях, вся жизнь людей отравлялась ядом животного сладострастия, и сами боги их изображались далеко не образцами целомудрия. Теперь голос с Синая заповедал: «не прелюбодействуй» ( седьмая заповедь ). С этого времени собственность провозглашалась священною, и воровство заклеймлено как преступление ( восьмая заповедь ). Девятая заповедь запрещала вредить своему ближнему ложным свидетельством на суде и вообще лгать на своего ближнего когда бы то ни было. Но Синайский закон не только осуждал злые внешние дела, он проникал глубже и осудил даже злые помыслы, заповедав человеку не желать ничего такого, что противно основным законам нравственности ( десятая заповедь ). Сначала весь народ слышит голос Божий, идущий с горы, а потом в страхе отказывается и предлагает Моисею взять на себя функцию посредника, чтобы Моисей возвещал им. И Моисей, действительно, становится таким посредником: он возвещает слова, которые Бог ему говорит народу, и народ отвечает: «все, что сказал Господь, сделаем, и будем послушны» (Исх.24: 3). Устроив у подножия горы жертвенник, Моисей совершает жертвоприношение и, окропив половиной крови жертвенник, другой половиной окропил народ. «Первый [завет] был утвержден не без крови» (Евр.9: 18), замечает апостол Павел. Кровь эта жертвенная была прообразом крови Христовой, на которой утвержден был уже Завет Новый. После заключения завета Моисей снова взошел на гору, где ему было дано откровение о скинии. Но пребывание на горе было прервано, и первые каменные скрижали с заповедями были разбиты Моисеем, когда Израильтяне в его отсутствие устроили себе тельца и стали ему поклонятся, стали петь и играть вокруг него. Вопрос иногда возникает о том, почему Аарон принял участие в этом мероприятии? Какого-то однозначного истолкования его участия нет. Некоторые его порицают, некоторые находят ему какие-то извинения, в частности преподобный Ефрем Сирин, у которого в толковании приводится много древних преданий. Он обращает внимание на следующее: начиная с этой истории, мы больше нигде не встречаем упоминание об Оре. Предание говорит о том, что когда Ор попытался воспротивиться этому сооружению, он был убит, и Аарон, не желая последовать его участи, согласился на требование народа. Почему Израильтяне создали Бога именно в виде тельца? Это был довольно стандартный у семитов способ изображения могущества божества. В Египте тоже почитали священного тельца – бога Аписа. Поэтому здесь никакого изобретательства не было, избран был традиционный образ. Именно в виде золотых тельцов изобразил впоследствии Бога царь Иеровоам в Вефиле и Дане. Господь говорит Моисею отойти от этого народа, что он будет уничтожен, и от Моисея будет произведен новый благочестивый народ, так же, как это произошло с Авраамом. Моисей стал умолять Господа: «отврати пламенный гнев Твой и отмени погубление народа Твоего» (Исх.32: 12) – что его известным образом характеризует. Однако дело не осталось ненаказанным. Моисей говорит: «кто Господень, [иди] ко мне! » (Исх.32: 26), – и к нему собираются левиты, которые убивают идолопоклонников в стане (до 3-х тысяч человек). В этот момент меняется судьба колена Левия. Хотя Иаков лишил Левия благословения, левиты своей преданностью Богу могли исправить положение (в отличие от потомков Симеона). Когда порядок в стане был восстановлен, Моисей, призвав народ к покаянию, вновь поднялся на вершину Синая. В этот раз Господь особым способом показал Моисею Свою Божественную славу и написал на скрижалях десять заповедей. Это было свидетельством того, что Господь вновь восстанавливает союз с еврейским народом и дает обещание вести его в обетованную землю. Моисей с вернулся к народу, но люди не могли смотреть на его лицо, так как от него исходили лучи яркого неземного солнца (света). Поэтому, когда Моисей говорил с народом, он закрывал свое лицо покрывалом. Когда восстановлен был Завет с Богом, Моисей объявил израильскому народу повеление Божие о построении Скинии (палатки), или походного храма, и призвал верующих помочь ему в сборе необходимого материала для строительства. Сбор ценностей (золота, серебра, меди и др.) прошел весьма успешно, и Моисей сразу же приступил к построению Скинии, доверив все связанные с ней работы двум прославленным мастерам – Веселиилу и Аголиаву. Вскоре строительство скинии было закончено. Она состояла из трех частей: Святая Святых, Святилища и двора. Сама Скиния, или священный шатер, стояла посреди четырехугольного двора, окруженного бронзовыми колоннами, которые соединялись перекладинами. С поперечных брусьев свисали льняные покрывала, так что площадка со всех сторон была закрыта высокими занавесами. Стены Скинии были построены из шестов и брусьев дерева ситтим (акация), а крыша ее была покрыта сначала двумя шерстяными покрывалами с изображением херувимов, а затем двумя покрывалами из бараньих кож. Священный храм-шатер делился на две половины: Святая Святых и Святилище, отделявшиеся друг от друга расшитой золотом шерстяной завесой. Святая Святых являлась самой главной частью храма. В ней находился Ковчег Завета, который представлял пустой ящик из дерева ситтим, обложенный внутри и снаружи коваными золотыми листами. Крышка Ковчега, называвшая очистилищем, сделана была из чистого золота. На обоих ее концах были два изображения херувимов. Ковчег считался самой большой и главной святыней храма. Моисей, по повелению Божию, положил в Ковчег скрижали, а перед Ковчегом поставил сосуд с манной. В Святилище находились три священных предмета. В центре Святилища, напротив Ковчега, стоял кадильный жертвенник, сделанный из драгоценного дерева и обложенный золотом. На нем священники приносили в жертву ладан или фимиам. Справа от кадильного жертвенника стоял деревянный, обложенный золотом стол с двенадцатью хлебами предложения, которые менялись каждую субботу. Налево стоял золотой светильник, наподобие дерева, с семью лампадами, в которых горел елей. На дворе, перед входом в скинию, стоял жертвенник всесожжения, окованный медью, и большая медная умывальница для омовения рук и ног священников перед богослужением. Вход в Скинию был с восточной стороны, так что Святая Святых в противовес языческим алтарям обращена была к западу. Скиния без двора была небольших размеров. В длину она составляла 30 локтей (священный локоть равнялся 52 см), в ширину и высоту – 10 локтей. Когда Скиния была закончена, Моисей ее освятил, помазав все ее священные предметы елеем. Скиния – это палатка, походный храм. Технически она представляла собой двор, размером примерно 50 на 25 метров, огороженный столбами и обтянутый тканью. Во дворе стоял жертвенник и умывальник. Жертвенник, на котором приносились жертвоприношения, – квадратная конструкция из акаций (дерево ситтим), обитая медью. В глубине двора находились два крытых помещения. Там находилось святилище, в котором стоял золотой алтарь кадильный, семисвечник и стол с хлебами предложения. От святилища отделялась Святое Святых – кубический объём, около пяти метров во всех измерениях, в котором стоял ковчег Завета и херувимы. Святое Святых покрывалось льняными, шерстяными и кожаными завесами. Каков смысл этого сооружения? Скиния, конечно же, – это тоже есть образ Боговоплощения. Скиния стояла посреди стана Израильского. Если вы прочитаете внимательно его описание, то увидите, что израильтяне располагались так, что их стан в плане представлял собою крест, и в центре этого креста находилась скиния. Скиния была символом пребывания Бога среди народа. Таким образом, скиния выражала собой пребывание Бога среди людей. То, что она изображается в виде такой конструкции, свидетельствует, что это пребывание осуществится через Воплощение. И разные детали этой скинии, и цвета этих тканей – все они прообразуют Тело Христово. Но Тело Христово есть и Церковь. Устройство скинии одновременно изображает собой и устройство Церкви на земли. Кроме того, ещё иногда устройство скинии воспринимается как пророчество о Божией Матери, в Которую вселился Бог Слово. Прежде сооружения этой скинии была еще скиния вне стана (на расстоянии субботнего пути). Она существовала от времени поклонения тельцу до устройства постоянной скинии. В ней открывался Бог, но не было богослужения. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 1996; Нарушение авторского права страницы