Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Маршрут «Пространство вокруг тела»



Виртуальный человечек оказался связан не только с телом человека, но и с пространством вокруг тела. Одно из наблюдений раскрывает особую форму взаимодействия человека с окружающим пространством, которая не заметна в обыденном состоянии сознания, но отчетливо проявлена в измененном состоянии сознания. Пациентка Татьяна 52 лет ощущала себя дискомфортно, беспричинно спотыкалась, натыкалась на углы мебели, не вписывалась в двери и проходы между комнатами. У нее было впечатление, будто она ослепла - то есть она видела двери, но не осознавала точно, где они расположены.

Несколько дней назад Татьяна пережила душевное потрясение, когда вместе с дочерью они попали в автомобильную аварию и едва не лишились жизни. Сначала я попросил ее нарисовать автопортрет и пространство вокруг него. Татьяна выбрала зеленый мелок, нарисовала себя в ячеистом коконе, от которого исходят нити в окружающее пространство. Нить входит в кокон в одном месте, пронизывает кокон, подходит к телу, входит в него и затем выходит на другом конце тела, снова пронизывает кокон и выходит за его пределы в пространство.

По ощущениям Татьяны, кокон как бы закреплен в пространстве с помощью этих нитей (рис. 56 А). Подумав, она сказала, что на самом деле нарисовала не тело, а только оболочку, внутри оболочки тела нет. Где же тело? Взяв оранжевый мелок, Татьяна нарисовала елочку, за которой якобы находится ее тело. Само же тело представляет собой отделенные друг от друга фрагменты: голова, туловище, руки, ноги и ягодицы не связаны между собой и разбросаны как попало (рис. 56 Б). Естественно, что пользоваться таким телом очень трудно.

После лечения, восстанавливающего схему тела и контроль над ним, Татьяна нарисовала себя розоватым мелком, все части тела были на месте (рис. 56 В). Контроль над движениями тела восстановился у нее полностью. Однако тотчас из нее посыпались воспоминания о падениях, пережитых гораздо раньше. В своих воспоминаниях она дошла до детства. В течение двух часов Татьяна рассказывала о непроизвольных падениях, и главной причиной падения было то, что «мир перевернулся». Что означает «мир перевернулся»? «Пространство поменялось, оно было вертикальным, а стало горизонтальным, и я упала», - рассказывала Татьяна (рис. 56 Г).

Оказывается, схема тела не существует сама по себе, а встроена в схему пространства, окружающего тело. Аналогичным образом наше тело встроено в окружающее пространство. Если искажена схема тела, то это означает, что искажено либо пространство, окружающее тело, либо представление об окружающем пространстве. Аспект единства человеческого тела и окружающего пространства косвенно раскрывает следующий пример.

 

Молодые люди, курсанты военного училища, в часы досуга затеяли шуточную борьбу. Трое крупных и сильных ребят навалились на одного парня, который уступал им в массе тела, а следовательно, и в силе. Из опыта предыдущих схваток они знали, что Сергей - так звали курсанта, на которого они напали, - очень ловок, изворотлив и техничен. С ним было интересно возиться. Намерений причинить ему боль или увечье у них не было.

Ничего необычного в вечерней потасовке не было - так они проводили каждый вечер перед сном. Каждый из них был обучен рукопашному бою и мог достаточно долго противостоять в борьбе, тем более дружеской. Приятельское «тисканье» было обычным явлением в среде курсантов, чем-то вроде игры молодых щенят. Такие игры были приятным и безопасным занятием, когда интересна не победа над приятелем, а процесс перехода от одного приема к другому. Каждый из курсантов мог стать объектом дружеского нападения и в следующий момент сам напасть на кого-либо.

Незыблемым правилом военного товарищества было не причинять друг другу ущерба. Но однажды вечером события развернулись совсем по-другому. Во время «потасовки» ребята сильно повредили своему другу левый плечевой сустав, и для них это стало большой психологической травмой. Юноши не могли понять, как это случилось. Чувство вины перед хорошим товарищем угнетало их, и они искренне хотели загладить свою вину. На следующее утро по горячим следам мы проводили разбор событий.

Курсанты получили задание вернуться в схватку, вспомнить ощущение своего тела и пространства во время повреждения сустава и по возможности охарактеризовать свои ощущения. Каждый сел за отдельный стол и независимо от других ребят рисовал картину травмы.

Пострадавший описал свои ощущения так: «В какой-то момент я утратил ощущение пружины в теле, и оно исчезло, растворилось. Мне нечем было противостоять. Я ощутил боль как молнию, падавшую сверху. В момент растворения тела пространство упало на спину. Где-то сбоку на нас смотрел одинокий глаз, но он не вращался. Все вращалось, а он нет».

«Пространство упало на спину» означает, что вертикальные линии быстро повернулись и стали горизонтальными. По форме пространство напоминало большой параллелепипед, он стоял правильно, а потом вдруг завалился, «потолок стал стенкой» (рис. 57).

 

Второй участник так же подробно описывал ощущения: «Пространство было неправильным, с изрезанными краями, оно быстро уменьшилось и стало очень тесным и к тому же бесформенным. Невозможно сказать, где верх, где низ, где право, где лево. По-моему, оно быстро вращалось против часовой стрелки. Сейчас я понимаю, что никто из нас не контролировал свои действия и нужно было остановиться. Мы крутили и тянули Сергея по инерции, бессознательно, но тогда не заметили этого. Он стал очень мягким и податливым, сопротивление исчезло, мы же потянули еще сильнее. Нас остановил только крик. Да, сознание к нам вернулось только тогда, когда он закричал. Я помню глаза Андрея, когда мы отпустили Сергея. Сознание в них только возвращалось. Думаю, что я был не лучше. Стерпи он боль, мы бы повредили ему и руки и ноги» (рис. 58).

 

 

 

Третий участник отметил следующее: «Низ стал боком. Кубик повернули. Ощущение дурной силы в теле. Ума нет, есть только сила. Больше ничего не помню» (рис. 59). Четвертый участник описывал пространство как быстро сжимающийся и вращающийся шестигранник (рис. 60). «Вместе с пространством вращается и моя рука, она как будто не принадлежит мне. Она вроде бы моя, но в то же время не моя, она отдельно от меня. Пространство вращает ее помимо моей воли, а я выворачиваю Сереге руку. Сейчас я это понимаю, но тогда я был как оглушенный и крика не слышал. Меня остановили», - рассказывал курсант, считавший себя главным виновником случившегося.

Обратите внимание: все участники борьбы задним числом отметили неконтролируемость своих действий и все, не сговариваясь, были едины в том, что пространство вращалось. Что значит «пространство вращалось»? Является ли этот феномен чисто психологическим эффектом типа иллюзии или за ним стоит природное явление, которое мы не осознаем? Сегодня мы не можем с определенностью ответить на этот вопрос.

 

 

 

Конечно, по поводу пространства возникает много вопросов. Например, почему остальные люди не чувствуют вращения пространства, не падают и не ломают себе руки и ноги. Ответов на эти вопросы мы пока не знаем. В качестве рабочих гипотез мы можем предположить вероятные варианты ответов. Так, возмущения пространства сконцентрированы в достаточно ограниченных объемах, сравнимых с объемами тела человека.

Второй вариант правдоподобного ответа - большая часть людей не встроена жестко в окружающее пространство, и поэтому не замечает его возмущений. Третий вероятный ответ - здоровые в энергетическом отношении люди приспособлены к изменениям геометрии пространства, и на них возмущения пространства не оказывают катастрофического воздействия. Нарушение механизмов приспособления к возмущениям пространства приводит к болезненным последствиям.На основании послетрансовых и трансовых отчетов физически и психически здоровых людей о характеристиках пространства составлена следующая общая картина. Пространство вокруг нашего тела может менять свои геометрические формы. Оно может быть пирамидальной формы, наподобие египетских пирамид или чумов (жилищ северных народов), цилиндрической формы, приближаясь к форме юрты, конусовидным, в форме параллелепипеда, шестигранной или восьмигранной призмы и даже напоминать крылья ветряной мельницы (рис. 61).

Пространство вокруг нашего тела иногда может быть вихревым, с очень сложной трехмерной траекторией вихря. Кроме того, оно способно совершать повороты против и по часовой стрелке в вертикальной и горизонтальной плоскостях (рис. 62). По ощущениям пациентов и на основании автоматических рисунков можно сказать, пространство вокруг нас может расширяться или сжиматься.

 

 

В практическом отношении крайне важно, чтобы пространство вашего тела было в гармонии с окружающим пространством. Хороший терапевтический эффект дает короткий маршрут гармонизации тела и окружающего пространства со следующими трансовыми формулами:

1. Позволь Пространству перетекать через свое тело.

2. Не препятствуй Настоящему истекать в Прошлое.

3. Предоставь Настоящее Ветру Перемен.

4. Не уходи от ответственности за Будущее. Выбор соверши!

5. Прикажи телу принять то Будущее, которое ты сам ему уготовил.

Еще один очень важный аспект отчетов о связи пространства с человеческим телом - один (или несколько? ) из внутренних виртуальных человечков непосредственно встроен в окружающее пространство при помощи энергетических нитей, простирающихся очень далеко. Тело человека существует не само по себе, а встроено в пространство вокруг него.

Одна из схем тела, существующая в нашем представлении о себе, является органичной частью схемы окружающего пространства. Деформации и вращения схемы тела - не что иное, как проявленная (видимая) часть невидимых деформаций и вращений пространства, окружающего тело. Деформации схемы тела возникают под влиянием внутренних и внешних напряжений.

В норме существуют механизмы, уравновешивающие напряжение. Прекращение действия механизмов, компенсирующих напряжение, приводит к деформациям пространства в непосредственной близости от тела и схемы тела. Каковы механизмы нарушений схемы тела? Пока мы не можем вразумительно ответить на этот вопрос. Но если его не задавать, то нечего надеяться получить на него ответ.

Для нас важен практический аспект описанных явлений: пространство меняет свои характеристики, вместе с пространством изменяемся и мы. В момент возмущения пространства с нами могут происходить достаточно стандартные психологические и физические явления. К ним относятся кратковременная утрата контроля над своим телом и мыслями, невозможность распорядиться своим телом, неосознаваемые движения тела и конечностей, значительные изменения мышечного тонуса и силы мышц. Последствия кратковременной утраты контроля над своими действиями могут быть весьма драматичными. Изменения пространства и собственного психофизического статуса мы можем реконструировать и осознать задним числом в трансовых состояниях. Автоматическое рисование позволяет восстановить пробелы в памяти, сопровождающие возмущения пространства.«Серый человечек» оказался не единственным персонажем из иррационального мира, который имеет отношение к так называемой схеме тела. Под общим термином «схема тела» скрывается несколько внутренних человечков, окрашенных в блеклые тона и выполняющих многообразные функции.

Каждый из внутренних виртуальных человечков нуждается в своеобразной гигиене и специфическом питании. Так, один из внутренних человечков оказался крайне чувствительным к вниманию и участию, требуя доверительных прикосновений. Без внимания и участия он слабел и выглядел как гармошка, а его обладатель испытывал душевный дискомфорт (рис. 63). Мы теперь знаем, кто требует, чтобы его пожалели. Внутренний человечек бледно-розовых оттенков действительно хиреет без знаков душевного и телесного внимания. Прикосновения и объятия для него - настоящий целительный бальзам. Бледно-розовый человечек самым настоящим образом требует от других людей проявлений участия и внимания к своей особе. Фразу «Я требую, чтобы меня пожалели...» произносит именно бледно-розовый виртуальный человечек.

 

Внутренние человечки управляются и расправляются ароматами, вкусовыми ощущениями, прикосновениями и сновидениями (особенно перед пробуждением). Дирижер Виктор испытывал непонятное чувство дискомфорта. Его внутренний зеленый человечек был деформирован и неустойчив (рис. 64).

Оказалось, что его внутренний человечек нуждается в сновидениях, которые Виктор видел перед самым пробуждением между 8 и 9 часами утра. Если ему приходилось вставать раньше 9 часов утра, он чувствовал себя разбитым и потерянным. Оркестранты егораздражали, аппетита не было, все время хотелось прилечь и отдохнуть. Сновидения, которые Виктор видел в течение ночи до 8 часов утра, особого значения не имели. Без утренних сновидений его внутренний человечек выглядел вялым и падающим. Сновидения распрямляли внутреннего человечка, и рабочий день Виктора протекал плодотворно и с большим эмоциональным подъемом.

Схемы тела и окружающего пространства на рисунках всегда интересно исследовать. Помимо простого удовлетворения любознательности есть и сугубо практический интерес. Нарушения схем тела и окружающего пространства сопутствуют большинству болезней, но особенно показательные нарушения наблюдают при интоксикациях, травмах, сотрясениях, контузиях и после хирургических операций. Диапазон причин интоксикации очень широкий - от банальной вирусной инфекции, бытовых отравлений и действия вредных профессиональных условий до злоупотребления алкоголем и пристрастия к наркотикам.

Грубые нарушения схемы тела и окружающего пространства наблюдают после травм, сотрясений и контузий у спортсменов и военных. Водитель Александр жаловался на нарушение координации движений после травмы. Исследование его схемы тела показало фрагментацию внутреннего синего человечка - наподобие той, которую мы описывали у Татьяны. Хорошим лекарством, способствующим быстрой дефрагментации (соединения фрагментов в единое целое), оказались небольшие порции высококачественного горького шоколада, не более 1-2 граммов (рис. 65). Однако для стойкого состояния собранности схемы тела потребовались специализированные методы помощи.

Нередко нарушения схемы тела и окружающего пространства предшествуют травмам. Особые случаи выявлены после неприятных сновидений. Человеку снится, что с его телом что-то происходит, и автоматический рисунок выявляет нарушения схемы тела и окружающего пространства. Вскоре происходит травма с нарушением целостности тела, которое соответствует предшествующим нарушениям схемы тела.

Нарушения схемы тела после хирургических операций имеют двоякий генез: воздействие препаратов, вызывающих наркоз, и собственно хирургическое вмешательство. Восстановление схемы тела необходимо включать в схемы лечения больных, особенно подвергшихся действию наркоза, хирургического вмешательства и интоксикаций.

 

С точки зрения практики важно знать терапевтические особенности виртуальных человечков. Серый человечек реагирует на запахи, ему присуще чувство опасности. На него благотворно влияет запах и вкус небольших порций кофе. Избыток кофе деформирует виртуального серого человечка и укладывает его спать.

Человечек телесного цвета реагирует на запахи и привкусы пищи. Синий человечек отзывается на вкус горького шоколада. Бледно-желтый чувствителен к сновидениям, имеющим свойство сбываться. Красноватый человечек положительно реагирует на пищу, богатую привкусами, при обеднении пищи привкусовыми ощущениями он сморщивается. Виртуальный человечек платинового цвета требует телесных прикосновений и пищи, богатой послевкусием. Дефицит послевкусия превращает платинового человечка в человечка, окрашенного в драматически-красный или черный цвета. Черный цвет соответствует депрессивным состояниям, а драматически-красный - агрессии.

Приведенные примеры показывают, насколько тесно связана наша жизнь с энергетико-психологическими явлениями, которые еще предстоит осмыслить. В учебнике по трансовому преобразованию личности в качестве рабочего термина, который в дальнейшем может быть уточнен, под схемой тела понимают отражение психикой текущего состояния виртуального психологического двойника тела.

В обыденном состоянии сознания виртуальная схема тела не осознается, но это не означает, что данного явления не существует. Как только мы отходим от обыденного сознания и вторгаемся в сферу трансового или иррационального восприятия, мы обнаруживаем не физическое тело, а некоторое подобие физического тела в скрытых от сознания представлениях. Если схема тела не нарушена, то человек легко выполняет сложные движения и хорошо вписывается в окружающее пространство. При нарушениях целостности или деформациях схемы тела человек становится неуклюжим и неловким. Он сталкивается с другими людьми, задевает косяки дверей, его беспокоят странные чувства, что у него с телом не все в порядке.

Для того чтобы ученик или пациент воспроизвел одну из своих схем тела, он должен уметь входить в транс автоматического рисования. Выход на схемы тела и окружающего пространства лучше удается в середине сеанса. Он сопровождается инструкцией: «Нарисуй свое тело так, как ты его видишь».

Чтобы не перегружать этот параграф, исследования перекосов схемы тела и сопутствующих перекосов тела подробно рассмотрены в приложении «Пять шагов к безмятежности».


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 555; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.025 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь