Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Маршрут «Внутренняя письменная речь»



Внутренняя письменная речь предоставляет нам возможность глубоко заглянуть в личность человека и по особенностям графики текста обнаружить ключевые позиции для трансформирующих технологий. Написанный от руки текст таит много возможностей для терапевта, использующего трансовые технологии. Может возникнуть иллюзия, что в наш век поголовной компьютеризации письменная речь себя исчерпала, поэтому нет смысла заниматься ею. Такие представления основаны на недопонимании роли письменной речи в жизни современного человека. Рукописные тексты выполняют не только функции средства общения, но и интеллектуальных и эмоциональных балансиров психики. Кроме того, письменная речь индивидуальна и неповторима. Любая письменная речь по своей сути является средоточием элементов интеллектуальной и трансовой деятельности.

Современный человек все реже и реже использует рукописные тексты в качестве средства общения или для творчества. Тем не менее письменная речь не умирает и как потенциальная возможность присутствует в нашей жизни. Письменная речь крайне чувствительна к событиям нашей жизни и как зеркало отражаетвсе психологические и эмоциональные нюансы наших устремлений.

Трансформировать человека означает трансформировать его внутреннюю письменную речь, вернуть ей природную чистоту и индивидуальность, снять с нее покрывало дурного воспитания и болезней.

Наиболее простой элемент воздействия в тексте - буквы. Они несут на себе отпечатки нашей личной истории. Как и цифры, буквы могут быть «здоровыми» и «больными». Анализ написанных букв алфавита в любой фразе или собственном имени нередко помогает выйти на драматические истории и позитивно разрешить их.

Поиск ключевых букв ведется с помощью комбинированного приема, сочетающего в себе оценку графики буквы и ее внутреннего звучания. Предложите вашему пациенту написать произвольный текст. Писать лучше всего автоматической перьевой ручкой или мягким «летающим» карандашом. Перьевая ручка и карандаш хорошо отразят графические особенности «здоровых» и «больных» букв: изменение толщины линий, дрожание руки и многое другое. Широко применяемые шариковые ручки скрадывают многие особенности написания букв. В написанном тексте ищут буквы необычного начертания и внутреннего звучания, которые принято называть «выпадающими» или «неритмичными». «Здоровые» буквы рождают в нашем теле чистый ясный звук, тогда как «больные» буквы - хрипящие и скрежещущие звуки.

Каков бы ни был почерк у человека, написанный им текст подчинен определенному ритму. Буквы имеют типичный наклон, размер, способ соединения между собой и определенное расстояние между собою. Взгляд на текст рождает ощущение некоего внутреннего ритма, который нужно зафиксировать в себе. «Выпадающие» и «неритмичные» буквы нарушают общий внутренний ритм написанного текста. Аномально написанная буква может быть приплюснутой, вытянутой, написанной с большим или меньшим наклоном по сравнению с другими буквами.

Но, пожалуй, самое яркое качество ключевых букв состоит в том, что они нарушают ритм внутреннего произнесения всего слова. Ключевые буквы неправильно соединены с другими буквами и разделяют слово на неритмичные труднопроизносимые буквосочетания. «Нездоровая» буква отделена от других чуть-чуть большим интервалом, чем остальные буквы между собою (рис. 47). В слове намечен разрыв, который объективно отражает нарушение прохождения внутреннего и внешнего звука по одному из сегментов человеческого тела.

 

Как «лечить» ключевую букву? «Лечение» букв - задача непростая. Вам противостоит закостенелый алгоритм неправильного образа жизни, который просто так свои позиции не сдаст. Изменение начертания букв в письменной речи - лишь один из звеньев алгоритма. За неправильным написанием букв и цифр скрыты внутренние пружины привычек и убеждений, то, что называют характером.

Однако грамотно и эффективно помочь человеку измениться в лучшую сторону невозможно без улучшения качества письменной речи. За каждой деформацией буквы стоит перенесенная физическая или психическая травма, а за каждым неверным соединением букв в слове кроется трудное и неоднозначное решение, принятое в ущерб себе. Маниакальное увлечение компьютером и необоснованный отказ от нормальной письменной речи маскирует пережитые душевные травмы, а также усугубляет последствия неверно принятых решений. Душевная травма накапливается и отчетливо проявляет себя прежде всего в письменной речи, а затем уже и в других качествах.

Выделив ключевые буквы, первоначально предложите пациенту вжиться в них. Проблемные буквы надо не писать, а рисовать цветными карандашами или красками. У каждой буквы есть свой внутренний образ, цвет и внутреннее звучание. Опираясь на них, пациент должен выбрать подходящий «стоячий» карандаш. Именно он поможет трансформировать букву. Когда карандаш подобран, предложите пациенту изобразить букву движением или позой тела и только потом приступать к рисованию. Букву надо оживить, позволить ей в рисунках жить своей жизнью. Буква должна кувыркаться, делать сальто, стоять на голове или спать - любые приемы оживления букв уместны. В чем смысл оживления букв и их выкрутасов? Каждая буква в энергетическом смысле тождественна энергетическому сегменту тела, проводящему звук, соответствующий ей. Вращение и кувыркание букв на письме или рисунке автоматически сопровождается аналогичным вращением и кувырканием энергетического звукопроводящего сегмента. Результат вращения букв на бумаге - вращение энергетического сегмента тела. Как только сегмент встал на место, тотчас же изменился графический образ буквы, он стал менее «больным».

Означает ли это результат завершение «лечения» букв? Никоим образом. Пройденный этап вращения букв - всего лишь первоначальная стадия «лечения». Энергетический сегмент занял свою нормальную позицию, но он не замедлит вернуться в «неправильное» положение, потому что не преодолены причины его «убегания». Сегменты «бегают» под влиянием травм или их следов. Образ «бега» сегмента тела пришел на сеансах автоматического рисования и оказался очень точной метафорой, ключом к прошлым травмам.

Второй этап «лечения» - нахождение образа травмирующей ситуации. Пациенту предлагают найти подходящую скорость бега буквы в прошлое. Как правило, немного поэкспериментировав, он обнаруживает скорость и направление «бега» ключевой буквы и выходит на воспоминание о травмирующей ситуации.

Следующий этап - преодоление разрыва между буквами в слове. В результате осмысления прошлой травмы пациент принял решение совершать какой-нибудь ритуал или алгоритм действий, якобы ограждающий его от подобных травм.Извлечь из прошлого этот ритуал можно с помощью следующего приема. Предложите пациенту созерцать промежуток между двумя буквами в слове с нарушенным ритмом и изобразить движением тела, рисунком или словами возникший образ. Способ изображения может быть любым: это и выстукивание ритма, и танец, и крик, и ругательства. Чем эмоциональнее образ, тем эффективнее его разрушение. После разрушения образа «больного» промежутка между буквами пациент самостоятельно находит «здоровое» начертание буквы и способы ее ритмичного соединения с другими буквами.

Как и для цифр, для букв также существуют неосознаваемые ключевые сочетания, лишенные всякого разумного смысла и ни с каким событием не ассоциирующиеся, но тем не менее значимые для состояния человеческой психики.

Еще один важный элемент рукописного текста - промежутки между словами в предложениях. Они могут быть разными по величине и звукоэнергетической насыщенности. Нормальные «здоровые» промежутки между словами взгляд легко преодолевает, не останавливаясь и не задумываясь. Пробегание взглядом нормального промежутка рождает внутренний звук типа мягкого дующего «х-х-х-х-х». «Нездоровые» промежутки между словами вызывают непроизвольные остановки взгляда, чтения и дыхания. Внутренние звуки могут быть разными, но всегда неприятными. По словам одного из пациентов, исправлявшего свой почерк: «На «нездоровые» промежутки больно смотреть».

Как исправлять «больные» промежутки между словами? На сеансах сложились три эффективных приема «лечения».

Первый прием. Предложите пациенту исследовать промежутки между словами подушечками пальцев на ощупь. Затем пусть он пальцами подбирает цвет краски и рисует что захочет. Как правило, после ощупывания «больного» промежутка рождается лечебная картинка.

Второй прием. Разглядывая промежуток между словами, подбирайте мелодию или ритм, соответствующие «болезни» промежутка между словами. С подобным приемом вы знакомились в практике «Музыка глаз». Если пациент правильно подобрал «музыку промежутка между словами», то в дальнейшем он оставляет в рукописном тексте гораздо меньше «больных» промежутков.

Третий прием. Каждый промежуток между словами и предложениями предложите закрасить тем цветом, который для этогоболее всего подходит. Закрашивать необходимо также промежутки разрывов слов, которые нередко встречаются на письме. Если пациент захочет, он имеет право заполнить промежутки каким-либо знаком или цифрой. Обычно этот прием пользуется большей популярностью, чем остальные.

Пациентка С. проявляла ничем не мотивированную агрессию. Поиск причин агрессивности решили искать в рукописной речи. Пациентке предложили написать любой набор фраз, который придет ей в голову. В написанном тексте искали «больные» буквы и промежутки (см. рис. 47).

Более всего «болели» буквы а и ы. В тексте также было много разрывов и неритмичностей. С. закрашивала промежутки и мрачнела с каждой минутой. Она еле сдерживала себя и, наконец, взорвалась гневом и даже яростью. На нее это было совсем не похоже. В жизни С. уравновешенная и доброжелательная женщина.

Сеанс решили не прекращать, потому что пришли образы детства и юности. С. переживала острое чувство протеста и яркой агрессии. В детстве и юности ей часто приходилось отстаивать свое достоинство и образ мыслей. Нарисовав серию картинок, С. заплакала, и вместе со слезами гнев и ярость постепенно ушли. Так, с помощью коррекции рукописной речи удалось избавиться от не свойственной пациентке агрессивности.

Маршрут «Семейный портрет»

Пациенту предлагают нарисовать членов своей семьи и ближайшее окружение - родственников, с которыми часто контактирует семья. На расширенном семейном портрете пациент непроизвольно выделяет ключевые фигуры, с которыми не ладятся отношения. Неприятные люди всегда выделены на рисунке яркими кричащими тонами - черным, красным, отвратительно зеленым цветом. В позах и лицах открытых недоброжелателей легко угадываются элементы угрозы и уродливости. Приятные члены семьи обычно нарисованы мягкими теплыми тонами, с радостной улыбкой.

Себя на семейном портрете пациент рисует чаще всего серым карандашом и слегка уменьшенным в размерах. Так рисуют себя даже отъявленные домашние хулиганы и тираны. Серый цвет насемейных портретах сами пациенты интерпретируют как признак вынужденной обороны и обиды. Семья для многих пациентов -это не тихая гавань для покоя и отдыха, а поле битвы.

Затаенная неприязнь и неискренность между членами семейства и ближайшим родственным окружением изображена кривой улыбкой или хорошо прорисованными зубами. Любопытно, что, рассматривая собственный рисунок, пациент начинает осознавать действительное положение вещей в семье и задает себе вопросы: «Как же я раньше этого не видел? » и «Ну почему он (она) так? »

Особый элемент семейного портрета - член семьи нарисован в перевернутом положении (голова внизу, а ноги вверху). Как правило, этот человек приносит в дом несчастья и катаклизмы. Мало того, что он является источником конфликтов в семье вследствие дурного характера, - такой человек концентрирует вокруг себя друзей явно сомнительного качества, и семья контактирует через него с чуждым и враждебным ей миром. Внешне этот член семьи выглядит вполне респектабельно, но все в доме считают, что «в нем живет змея» (рис. 48).

 

Похожий элемент семейного рисунка - кувыркающийся ребенок «висит в воздухе». Вся семья внизу, а ребенок намного выше всех и вверх тормашками. Рисунок предвещает опасность для ребенка: возможны травмы или острые болезни.

 

Нередко на семейных портретах рядом с одним из членов семьи или просто в пространстве мы находим окрашенное пятно или какой-то посторонний объект. Пациент не может внятно объяснить происхождение пятна или постороннего объекта. Нечто, нарисованное в трансе, объективно существует для семьи, но рационального объяснения этому феномену никто не дает. В иррациональных терминах толкование всегда находится: это и домовой, и дух умершего родственника, и дух человека, тайно связанного с кем-либо из членов семьи и незримо витающий в доме, и даже дух, который остался в доме после визита гостей.

Нелишне отметить, что непредвиденная сложная ситуация в доме - внезапная болезнь, несчастный случай с одним из членов семьи или неожиданно разразившийся семейный кризис возникают не на пустом месте. Как правило, неожиданному событию предшествуют визиты гостей, или же один из членов семьи сам был в гостях, или кто-то из членов семьи начал вести двойную жизнь. Гости могут принести нечто неприятное в дом или же, побывав в гостях, можно принести домой некий дестабилизирующий фактор.

Пятно на семейном портрете бывает предвестником перемен в семье - вхождением в ее состав нового члена. Так, пациентка Н. нарисовала семейный портрет с посторонним непонятным объектом. Объяснить происхождение пятна она не смогла. Спустя неделю после сеанса трансового рисования ее дочь познакомилась с молодым человеком и вскоре вышла за него замуж. Трансовый рисунок предвосхитил наступающие события. На трансовом семейном портрете видны как зримые, так и незримые семейные фигуранты.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 484; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.025 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь