Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ОСОБЕННОСТИ ТРАГИЧЕСКОГО У ШЕКСПИРА



(«ГАМЛЕТ» И «КОРОЛЬ ЛИР»)

1. Шекспир и гуманизм эпохи Возрождения.

2. Специфика жанра трагедии. Место трагедии в творчестве Шекспира.

3. Своеобразие конфликта в трагедиях «Гамлет» и «Король Лир».

4. Идейный смысл трагедий.

5. Особенности структуры этих произведений.

6. Принципы создания характеров в «Гамлете» и «Короле Лире».

7. Своеобразие языка трагедий Шекспира.

 

Список рекомендованной литературы

1. Алексеев М.П., Жирмунский В.М., Мокульский С.С., Смирнов А.А. Исто­рия зарубежной литературы: Средние века. Возрождение. М.: Высш. шк., 1978. С. 483-511.

2. История всемирной литературы: В 9 т. М.: Наука, 1984. Т. 3. С. 317-330.

3. Аникст А.А Шекспир. Ремесло драматурга. М., 1974.

4. Морозов М.М. Театр Шекспира. М.: ВТО, 1984,

5. Пастернак Б., Козинцев Г. Письма о Гамлете // Вопр. лит., 1975. №1.

6. Пинский Л.Е. Шекспир: основные начала драматургии. М.: Худ. лит., 1971.

7. Шведов Ю. Эволюция шекспировской трагедии. М., 1975.

 

4. Тематика самостоятельных, контрольных, рефератов и курсовых работ

Модуль 1. История зарубежной литературы

(античная литература, литература Средних веков и Возрождения)

Курс 1 семестр

По модулю 1 учебным планом основной образовательной программы не предусмотрено выполнение рефератов и курсовых работ.

Тематика самостоятельной работы студентов совпадает с тематикой практических занятий.

По модулю 1 учебным планом основной образовательной программы предусмотрено выполнение контрольной работы (2 часа).

Тематика контрольных работ

1. Чудесное – как ведущий компонент мифа.

2. Элемент игры в мифе.

3. Миф как поэтическая форма выражения божественного.

4. Понятие числа. Символика «счета» в «Илиаде» Гомера.

5. Греческая эпиграмма.

6. Психология страха и ужаса в «Орестее» Эсхила.

7. Специфика жанра френетической оратории. Эсхил «Персы».

8. «Психологизм» у Эсхила (трагедия «Орестея»)

9. Парадигма божественной справедливости в «Орестее» Эсхила.

10. Художественные приемы в создании образа идеального героя (Софокл «Эдип- царь», «Антигона».

11. Эврипид как родоначальник психологической драмы («Медея», «Ипполит»).

12. Историческая проза в Древней Греции.

13. Ораторская проза в Древней Греции.

14. Жанровая специфика «Пира» Платона.

15. Мифологическое сознание Платона. Традиции и новаторство («Пир», «Федр»).

16. Роль характера в комедиях Менандра.

17. «Психологический» роман Лонга «Дафнис и Хлоя».

18. Жанровая эволюция греко-римского романа (от любовно-приключенческого к сказочно-бытовому).

19. Специфика жанров. Традиционализм и новаторство в римской литературе.

20. Фольклорная драма в Риме.

21. Роль характера в комедиях Плавта и Теренция.

22. Особенности биографического жанра. Сравнительный анализ «Параллельных жизнеописаний» Плутарха и «Жизни двенадцати цезарей» Светония.

23. Реалистические мотивы римской лирики.

24. Мир лирического героя поэзии Гая Валерия Катулла.

25. Эрото-романтическое направление в римской поэзии (I в. до н.э. – начало I в. н.э.).

26. Динамика мотива разлуки. Психологический аспект (Вергилий «Энеида» (IV песня) – Овидий «Героиды» (Письмо 7. Дидона – Энею).

27. Эней – человек судьбы (Вергилий «Энеида»).

28. Особенность структуры «Сатир» Горация.

29. Тема бессмертия в «Памятнике» Горация, Державина, Пушкина, Брюсова.

30. Поэтика мифа в «Метаморфозах» Овидия.

31. Трансформация «культа» одиночества у Овидия («Скорбные элегии», «Письма с Понта»).

32. Топика пира в «Сатириконе» Петрония.

33. Жанровая специфика романа Петрония «Сатирикон».

34. Сюжетно-композиционные особенности романа Апулея «Метаморфозы».

35. Лирический герой поэзии Марциала.

 

Подготовка и выполнение контрольной работы в письменной форме. Работа должна содержать не менее 3-7 источников, самостоятельно подобранных студентом и включенных им в раздел «Библиография». Кроме ссылок на авторитетные мнения ученых, в контрольной работе обязательно должна быть четко обозначена собственная точка зрения студента по выбранной проблеме.

Объем работы – 4-5 стр. формата А4, шрифт Times New Roman, шрифт (кегль) -14, интервал – 1, 5, все поля – 2 см. Срок выполнения и сдачи студентом К/Р преподавателю – 5 декабря.

Материалы для контроля уровня знаний, умений, навыков

и компетенций студентов

По дисциплине «История зарубежной литературы», учитывая ее особую роль в формировании профессионального кругозора будущих журналистов, предусмотрено 3 формы контроля качества освоения материала:

1) самоконтроль, осуществляемый студентом самостоятельно до и после изучения каждого модуля или отдельного его блока (включая самостоятельное углубленное освоение рекомендуемой учебно-научной литературы – как основной, так и дополнительной) и в процессе подготовки к практическим занятиям;

2) текущий, промежуточный и пороговый контроль, осуществляемый преподавателем после освоения студентами каждого модуля или отдельного его блока, а также ряда взаимосвязанных модулей или отдельных взаимосвязанных блоков разных модулей (на лекциях путем фронтального устного или письменного опроса и на практических занятиях);

3) аттестационный ( итоговый ) контроль знаний студентов, осуществляемый преподавателем в форме зачета или экзамена по дисциплине в целом.

Модуль 1. История зарубежной литературы

(античная литература, литература Средних веков и Возрождения)

Курс 1 семестр

Промежуточный контроль знаний осуществляется в следующих формах:

- контроль качества знаний на указанных практических занятиях;

- контроль качества знаний по результатам выполнения контрольной работы. Цель контрольной работы по курсу – проверить степень усвоения студентами теоретических знаний по курсу, а также способность к анализу, обобщению, формированию и изложению собственной мировоззренческой позиции.

Итоговый контроль по дисциплине проходит в форме устного зачёта по курсу.

Вопросы для подготовки к итоговому контролю

Итоговый контроль

Перечень вопросов, выносимых на итоговую аттестацию (экзамен)

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Общая характеристика и значение античной литературы.

2. Греческая мифология как форма художественного мышления и ее роль в развитии культуры.

3. «Илиада» Гомера как героический эпос.

4. Художественное своеобразие «Илиады» Гомера.

5. «Одиссея»: проблемы, структура, особенности стиля.

6. Гомеровский вопрос.

7. Жанры греческой лирики. Их характеристика. Поэты, представляю­щие эти жанры.

8. Происхождение древнегреческой трагедии.

9. Структура греческой драмы.

10. Трилогия Эсхила «Орестея». Основные идеи и своеобразие кон­фликта.

11. Проблема внешней слепоты и внутреннего зрения в трагедии Софокла «Эдип-царь».

12. «Ипполит» Еврипида: тема, идея, конфликт, художественные особенности.

13. Критика новых общественно-философских течений в комедии Аристофана «Облака».

14. Своеобразие и значение диалога Платона «Пир».

15. Вопросы литературы и искусства в «Поэтике» Аристотеля.

16. Особенности биографического жанра в «Сравнительных жизнеописаниях» Плутарха.

17. Проблема античного романа. Лонг «Дафнис и Хлоя». Тематика, проблематика, жанровая специфика.

18. Своеобразие драматургии Плавта. Комедия «Псевдол».

19. Поэма Лукреция «О природе вещей» и ее место в литературном процессе Рима периода последнего века республики.

20. Римское общество и культура последнего века республики. Поэты - «неотерики». Катулл.

21. Цицерон об ораторском искусстве.

22. «Энеида» Вергилия - римский национальный эпос.

23. Оды и послания Горация. Принцип «золотой середины» Горация.

24. Тема поэта и поэзии в творчестве Горация.

25. Овидий - поэт эпохи Августа, его «Любовные элегии».

26. Третий период творчества Овидия. «Письма с Понта».

27. Художественное своеобразие поэзии Марциала.

28. Художественное своеобразие романа Апулея «Метаморфозы»,

29. Своеобразие и историческое значение римской литературы.

 

ЛИТЕРАТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

1. Особенности развития средневековой литературы.

2. Кельтский эпос и его своеобразие.

3. Особенности французского (испанского, немецкого) героического эпоса.

4. Идейно-художественные особенности рыцарской поэзии. Провансальская поэзия.

5. Рыцарский роман и его характеристика. Роман о Тристане и Изольде.

6. Поэзия вагантов. Ее место в истории средневековой литературы.

7. Городская литература и ее жанры. ( Роман о Лисе, Роман о Розе).

8. Творчество Ф. Вийона. Идейно-тематическое и жанровое своеобразие.

9. Данте - «последний поэт эпохи средних веков и первый поэт новоговремени».

10. «Божественная комедия» как философско-художественный синтез средневековой культуры и пролог к литературе нового времени.

11. Петрарка как родоначальник итальянского гуманизма.

12. Лирика Петрарки и ее значение для развития европейской поэзии Ренессанса.

13. «Декамерон» Боккаччо. Его значение в истории ренессансной куль­туры.

14. Идейно-художественное своеобразие «Декамерона» Боккаччо.

15. Особенности Возрождения в Германии. Литература о глупцах. С. Брант «Корабль дураков»

16. Рабле. Идейно-художественные особенности романа «Гаргантюа и Пантагрюэль».

17. Особенности комического в романе Рабле. М.М. Бахтин о «Гаргантюа и Пантагрюэле» Рабле.

18. Творчество П. Ронсара. Идейно - тематическое, жанровое своеобразие поэзии.

19. Поздний Ренессанс во Франции. «Опыты» Монтеня.

20. Томас Мор. «Утопия». Особенности жанра романа.

21. Шекспир, его место в развитии английской литературы эпохи Возрождения. «Шекспировский вопрос».

22. Сонеты Шекспира. Особенности жанра.

23. «Гамлет» как начало нового этапа в шекспировском творчестве.

24. Своеобразие трагического у Шекспира («Король Лир»).

25. Осмеяние рыцарской лит-ры и отживших феодальных идеалов в романе Сервантеса «Дон Кихот».

26. Отражение в романе «Дон Кихот» гуманистического мировоззрения.

6. Критерии выставления итоговой оценки

По дисциплине «История зарубежной литературы», учитывая ее особую роль в формировании культурных и мировоззренческих ценностей у будущих журналистов, предусмотрено 3 формы контроля качества освоения материала:

1) самоконтроль, осуществляемый студентом самостоятельно до и после изучения каждого модуля, блока или отдельного его раздела (включая самостоятельное углубленное освоение рекомендуемой художественной и научной литературы) и в процессе подготовки к практическим занятиям;

2) текущий, промежуточный и пороговый контроль, осуществляемый преподавателем после освоения студентами каждого модуля, блока или отдельного его раздела, а также ряда взаимосвязанных блоков или отдельных взаимосвязанных разделов разных блоков (на лекциях путем фронтального устного опроса, на практических занятиях, а также в форме письменных творческих работ);

3) аттестационный ( итоговый ) контроль знаний студентов, осуществляемый преподавателем в форме зачета или экзамена.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-10; Просмотров: 857; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.04 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь