Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИЛОСОФИИ ХХ-XXI ВВ.



 

Экзистенциализм . Философия XX – начала XXI века начала поиски нового, более адекватного понимания и аргументации традиционных философских проблем. Она представлена панорамой проектов и программ, десятками школ и направле­ний. Об этом свидетельствуют наиболее влиятельные течения и на­правления современной философской мысли: антропологическое направление, экзистенциа­лизм, неофрейдизм, позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм, структурализм, постмодернизм и др.

Родоначальники антропологического направления – М. Шелер и Х. Плеснер. Они считали, что прежняя философия не сняла, а только приумножила неопределенность по вопросу о природе и сущности человека. «Человек больше не знает, что он собой представляет» – такой их вывод.

Экзистенциализм. Их традицию продолжилэкзистенциализм (от позднелат. exsistentia – существование). Основные темы экзистенциализма – человеческое существование, судьба личности, вера и неверие, утрата и обретение смысла жизни. Экзистенциализм как направление философии начал зарож­даться еще в середине XX в., а в 20-е –70-е годы XX в. приоб­рел актуальность и стал одним из самых популярных философских направлений в Западной Европе.

Основные представители экзистенциализма: К. Ясперс, Г. Марсель, М. Бубер, М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, А. Камю, М. Мерло-Понти, С. де Бовуар и др.

Выделим основные положения философии экзистенциализма:

– центральное понятие рассматриваемой философской традиции «экзистенция», которая характе­ризует подлинную сущность человека и акцентирует внимание на реализующейся в человеческих поступках возможно­сти быть самим собой. Свою подлинную сущность человек проявляет преимущественно в пограничной ситуации;

– уникальность человеческой личности, глубина ее чувств, переживаний, тревог, надежд, жизни в целом. Каждый человек несет свою миссию в этот мир;

– проблема отчуждения человека (общество, государство стали для человека абсолютно чужими, реальностью, которая пол­ностью пренебрегает человеком, подавляет его). Над человеком вырастает власть «Ман», то есть власть общепринятых традиций, обычаев, норм, правил поведения.

– проблема одиночества, заброшенности человека (человек оди­нок в окружающем мире, у него нет «системы координат», где он чувствовал бы себя нужным), и поэтому человек чувствует абсурдность и бессмысленность своей жизни. «Жизнь есть ее величество абсурд» – А.Камю;

 

– проблема внутреннего выбора, в котором реализуется свобода человека. Именно в выборе человек находит свою свободу, но не простом, второстепенном (например, какую одежду надеть сегодня), а в жизненно важном, судьбоносном, когда решения избежать нельзя (вопросы жизни и смерти, экстремальные си­туации, жизненно важные для человека проблемы). Человек обречен на свободу, так как каждый день своей жизни он должен делать такой выбор.

– проблема смерти. Экзистенциалисты заявляют, что смертны все и именно соприкосновение со смертью, особенно близкой и внезапной, многое, ранее ка­завшееся важным для человека, – увлечения, карьера, богат­ство – теряет свою актуальность и кажется бессмысленным, не стоящим самого бытия.

Аналитическое направление. Аналитическое направление в современной философии отличается сциентизмом (от лат. scientia - наука). Это мировоззренческая позиция, считающая научное знание высшей культурной ценностью. В 20 веке это направление выразило себя в таких течениях как неопозитивизм и постпозитивизм.

Неопозитивизм. Неопозитивизм или новый позитивизм зарождается в 20-е годы 20 века. Его основные представители: Р.Карнап, Б.Рассел, Л.Витгенштейн, М.Шлик и др. Первый и основной вариант неопозитивизма – логический позитивизм.

Философская программа логического позитивизма выражена в принципе верификации и формулируется так: научный смысл имеют те предложения (или высказывания), которые прямо или косвенно могут быть проверены опытом.

Основные положения неопозитивизма:

– положения «метафизики» (традиционной философии) лишены научного смысла, следовательно они есть псевдопроблемы. Философия вообще не имеет своего предмета;

– научные знания имеют эмпирическое происхождение, за исключением положения логики и математики;

– законы и правила логики и математики носят конвенциальный характер, то есть представляют собой результат условного соглашения ученых;

– философия не наука, а род деятельности, сводящийся к анализу естественных и искусственных языков. Философия должна выполнять две задачи: 1)изгонять из науки псевдопроблемы; 2) обеспечить построение идеальных логических моделей языка.

Постпозитивизм. Постпозитивизм (после позитивизма) оформляется в 60-70-годы 20 века. Его основные представители: И.Лакатос, Т. Кун, П.Фейерабенд, Дж. Агацци и др. Главная проблема постпозитивизма – развитие динамики научного знания, социокультурные факторы этой динамики.

Основные положения постпозитивизма:

– отказ от кумулятивизма в понимании развития научного знания. В постпозитивизме обосновывается вывод о том, что в истории науки неизбежны революции, в результате чего происходит пересмотр ранее признанного и обоснованного знания;

– отказ от проведения жестких границ между эмпирией и теорией, наукой и философией. Постпозитивизм признает осмысленность философских положений, то есть происходит реабилитация философии (метафизики).

Структурализм и постмодернизм. Среди многих феноменов человеческого бытия философия ХХ-ХХI вв. особым образом выделяет язык, который становится центральной проблемой в философских течениях структурализма и постмодернизма.

Структурализм возник в литературоведении и искусствоведе­нии в 30-е годы XX в. Формирование этого направления связано с именами К. Леви-Стросса, Ж. Лакана, М. Фуко и др.

Главное положение структурализма – сознание запрограммировано «языком» культуры, т.е. множеством различных словесных систем, которые ее образуют. Например, воспринятыми нами оценками («это хорошо, а это плохо, так можно, а так нельзя»), социальными стереотипами, значениями предметов для человека и т.д. Нет смысла изучать происхождение слов или связь языка с внешним миром и сознанием. Вывод: мы живем в мире языков, а не в реальном мире.

Постмодернизм оформляется в 70-годы ХХ века. Его основные представители Ж. Деррида, У. Эко, Ж. Делез, Р. Барт, Ж. Бодрияр и др. Выделим два определения понятия «постмодернизм»:

– постмодернизм это особый духовный настрой тех обществ, которые завершили стадию модернизацию на собственной основе и оказывают влияние на весь остальной мир;

постмодернизм – это особый философский дискурс по поводу проблем, которые порождены культурой модерна. К этим проблемам постмодернизм относит следующие: изменение форм жизни (большие города современности, мультикультурность, господство масс-медиа и др.), растерянность человека перед этими изменениями, невозможность их понять, нарастает фальшь и пустота в отношениях людей.

Основные положения постмодернизма:

– смерть субъекта (автора), так как, по мнению Ж.Бодрияра, субъект эпохи постмодерна проиграл свою битву с объектом, утратил свой шанс доминирования над объектом. Он постепенно превращается в симулякра. Симулякр – «точная копия» оригинала, которого никогда не существовало. Симулякр господствует в современной культуре, а его аналог великолепно осуществляется при помощи кино, телевидения, развлечений;

– критика классического рационализма и логоцентризма. Лозунг их философии – «Долой авторитет логоцентризма». Постмодернисты отказываются от поиска абсолютной истины, поэтому знания релятивируются, то есть приобретают относительный характер. Вместо научной картины мира они вводят понятие «лабиринт мира» и человеку предлагается путешествовать в этом мире, но нить Ариадны не дается;

– понимание роли слов, знаний как идеологизированной тотальности текстов. Эти тексты манипулируют человеком, а кто за ними стоит («звезды кино», спортсмены, политики и т.д.) создает из людей удобное для себя «серое большинство». Вслед за структуралистами постмодернисты заявляют: «Наш мир – это наш язык, а современная культура не постигает сущности вещей, сущности мира, она эксплуатирует язык»;

– смерть «метафизики» (т.е. традиционной философии). Постмодернисты пытаются разрушить клас­сическое представление о философии как о некой единой системе. Философия растворяется в литературе, в искусстве, в фильмах и т.д.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Почему в современной философии произошел поворот к антропологической проблематике?

2.Что такое пограничная ситуация?

3. Почему важнейшими темами экзистенциализма стали свобода и ответственность личности?

4. Почему представители неопозитивизма отождествляют философию с бессмысленной метафизикой? В чем они видят задачу философии науки?

5. Кто сформулировал принцип верификации? В чем его смысл?

6. Что такое научная парадигма? Приведите примеры парадигм из истории науки.

Основные понятия

Герменевтика – искусство и теория истолкования текстов; пред­ставители герменевтической философии (Х.Г. Гадамер, П. Рикер) в качестве главной гносеологической проблемы выдвигают проблему понимания.

Модусы человеческого существования (в экзистенциализме) – основные способы, формы бытия человека: свобода, страх, любовь, коммуникация.

Пограничная ситуация – крайнее эмоциональное напряжение, потрясение, при котором осознаётся факт конечности человеческого существования (обычно в ситуации, угрожающей физической или нравственной смертью личности).

Экзистенциализм – философия подлинного существования, понимаемого пре­жде всего как представление страдающего индивида о действительно­сти; основные понятия экзистенциализма – страх, вина, забота, смерть, пограничная ситуация, ничто, экзистенция, трансценденция.

Экзистенция – глубинная основа, сущность существования, уникальность и единственность человека и его судьбы, которая может быть обнаружена им в пограничной ситуации.

Верификация – процесс установления истинности науч­ных утверждений путем их эмпирического подтверждения.

Деконструкция – особая стратегия по отношению к тексту, включающая в себя одновременно и его деконструкцию (разрушение), и его конструкцию; это сопротивление логоцентризму текста.

Конвенционализм (в неопозитивизме)– познавательный принцип, согласно которому истинность (достоверность) научного знания опреде­ляется соглашениями (конвенциями) ученых, обусловленными соображениями целесообразности, экономии, простоты и др.

Неопозитивизм – одна из исторических форм позитивизма, главной задачей которой является анализ языковых средств выражения знания с опорой на эмпирические, конкретные науки; его основные разновидности – аналитическая философия и логический позитивизм.

Номадология (от фр. кочевник) – понятие философии постмодерна, утверждающее отсутствие постоянного общезначимого смысла чего бы то ни было. Смысл предметов, событий, текстов «кочует», все время изменяясь.

Парадигма – господствующая теория, признанная научным сообществом на определенном этапе как образец описания, постановки и решения проблем (например, механика Ньютона в физике 17-19 вв.). Термин стал популярен после работ Т. Куна.

Постмодернизм – понятие, используемое современной философской рефлексией для обозначения характерного для культуры сегодняшнего дня типа философствования, в содержательном и ценностном плане отличающимся не только от классической, но и от неклассической традиций и утверждающее себя как постсовременная, т.е. постнеклассическая философия.

Постпозитивизм – одна из исторических форм позитивизма, занимающаяся главным образом изучением динамики научного знания.

Симулякр – понятие философии постмодерна, разрушающее всякую связь между знаком и тем, что он обозначает, между информацией и реальностью (например, симуляция реальности в телесериалах и телешоу).

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-11; Просмотров: 882; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.026 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь