Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ХVIII. ПРАВОПИСАНИЕ ПРЕДЛОГОВ,



СОЮЗОВ, ЧАСТИЦ

1. В продолжение аттестации, узнать насчет работы банка, ввиду праздника, иметь в виду, узор вроде паутинки, невзирая на ливень, в заключение выступления, несмотря на привилегии, по причине неурожая, по мере приготовления, за исключением одного, из-за водопада, в отличие от предшественников, навстречу выборам, спасли благодаря конгрессменам.

 

2. Во что бы то ни стало; что бы то ни было; это я тоже решил; решение то же самое; не пришел, оттого что заболел; он от того занедужил, что съел несвежее; бегемот, то есть гиппопотам; предложение важное, притом интересное; зачем нам проблемы?; за чем дело стало?; бабушка также переехала с нами; прилетели грачи, затем другие птицы; выучи поскорее, причем тщательно; что бы ни произошло, хочется, чтобы все доброе сохранилось; итак, вывод ясен: делай точно так же; как будто праздник.

 

3. Опять-таки опоздал, на-ка, придумай-ка, где-то, он-де не мог, кое с кем, решение таки неверное, все-таки, что же ты?, будто на параде, я бы подождал, только что пообедали, ты ведь знаешь, почему-либо, с кем-нибудь.

 

4. Некуда, нигде, никакой, неоткуда, никогда, никуда, ни к чему, ниоткуда, нипочем, ни при чем, нисколько, ничей, не забудь поздороваться, ни за что не благодарил, некого спросить.

 

5. Невезение, невероятный, невмоготу, невоеннообязанный, невозвратимый, не всерьез, негодовать, небеленое полотно, были и небыли, быть не в духе, не в зачет, таких птиц не видано, не в меру, невоздержанный на язык, не в силах устоять.

 

6. Неглубокая, но тихая речка; не меньше; немногословный; не надо; необыкновенный; непоколебимый; не прекращать; непуганый зверь; не редкость; несдобровать; не слишком; не надолго — на день; не нынче завтра; не покладая рук; не счастливый, а несчастный.

 

7. Недозрелый; недолет; недопонимать; недобрать нужных баллов; недоварить кашу; высказать не одобрение, а порицание; упрекать в недоверчивости; недовыполнить программу; не договорил предложения до конца; ремонт еще не доделали; недоедали в войну; не допивать кофе из-за спешки; недопитый чай; не достать дна; недостало денег.

 

8. Увидел не кого иного, как одноклассника; никого иного не увидел; некому довериться; никому не доверять; ни больше ни меньше; сообщил не кому другому, а директору; никому другому нельзя отдать; никак невозможно; не на что приобрести; ни на что не обращать внимания; нечем похвастаться; здание было не чем иным, как театром; не раз спрашивал — ни разу не ответили; ни за что ни про что; ничем иным это не объяснялось.

 

9. Выборочный диктант.

Выписать служебные слова (предлоги, частицы, союзы), объясняя их написание, отличая от омонимов.

1. Вследствие этого институтки не могли поддержать серьезного разговора на французском языке (Вод.). 2. Оба они советовали, во избежание скандалов в будущем, изменить свое отношение к крестьянам, находившимся в крайне тяжелом материальном положении (Вод.). 3. Фамильярности он не допускал, да ее никогда и не было со стороны ярославца (Воб.). 4. Если бы человек не мог представить себе в ярких и законченных картинах будущее... то ничто бы не заставило его предпринимать ради этого будущего утомительные сооружения (Д. П.). 5. Не чувствуя ни рук, ни ног, я полз по снегу... (Сим.). 6. Из-за буфета выставилась голова приказчика в немецком платье и кланялась ему (Боб.). 7. Два жандарма, поставленные тут затем, чтобы не было толкотни и недозволенного торга и чтобы именитые купцы могли беспрепятственно подъезжать, похаживают и нет-нет да ткнут в воздух рукой (Боб.). 8. Он горсточку земли растер рукою: забытая, а все-таки земля (Сим.). 9. В третий район входят прочие местности, а также Сенная площадь (С.-Щ.). 10. Пускай скудеет в жилах кровь, но в сердце не скудеет нежность (Тютч.). 11. Мир не сгорел, ничего не обрушилось (Аст.). 12. Каюры, Горохов и Горюнов бросились вслед за ними (Обр.). 13. А с ними еще парочка, и тоже хороша, но в своем роде (Булг.). 14. Ни с того ни с сего Федя под куст забился (Шм.). 15. Как бы то ни было, но семья наша резко выделялась среди помещичьих семейств (Вод.).

 

ХIХ. УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРОПИСНЫХ БУКВ

1. Антарктида, эпоха Возрождения, возрождение традиций, евстахиева труба, бутылка боржоми, растут иван-да-марья и иван-чай, залп катюши, мамаево побоище, пифагорова теорема, прокрустово ложе, сиамские близнецы, троянский конь, Уссурийский край, Чеховские чтения, юрский период.

2. Атлас мира, Баба-Яга (в сказке), восточная долгота, гоголевская проза, Дальний Восток, Дед-Мороз, европейский чемпионат, Королевство Дания, мать-и-мачеха, Моцартиана, на Парнасе, Петровская эпоха, почетный гражданин Русская земля (в значении «Россия»), Ясная Поляна — музей-усадьба Л. Н. Толстого.

 

ХХ. ОБОБЩАЮЩИЕ (КОНТРОЛЬНЫЕ)

ДИКТАНТЫ

1. Авиапочта, археология, архиплут, импрессионизм, периметр, территория, трассирующий, ватрушка, артиллерия, ландшафт, конфорка, ветчина, винегрет, бюллетень, мавзолеи.

2. Акватория, каблук, обаяние, периферия, пластилин, приоритет, палисадник, фарватер, семафор, поистине, ниоткуда, горизонт, цыплячий, гофре, эликсир.

 

3. Ветреный (день), интеллект, утварь, в-одиннадцатых, каноэ, дребезжать, мундштук, бечевка, шествовать (по шоссе), надындивидуальный, четырехъярусный, полнеба, ретушер, сентябрьский, январский.

 

4. Блестки, константа, конъюнктура, ровесник, потатчик, крупитчатый, попотчевать, шефствовать (в детдоме), интриганский, пастбище, косьба, свадьба, доблестный, жестче, веснушчатый.

 

5. Улетают вальдшнепы и горихвостки, серебряный полумесяц, к юго-востоку от Евразии, сорвиголова, искусный дрессировщик медвежонка, сказка о Бабе-Яге, метелица за околицей, под Царицыном, полумрак вестибюля, премьер-министр, маслосыроизделия, грамм-калория, беспросветная мокрядь, тушенка, вполовину.

 

6. Бескомпромиссный, разносчик, доверчивый, масленица, масленый (взгляд), масляный (обогреватель), унтер-офицер, высоковитаминный, песчанисто-парниковый (грунт), четвертьфинальные (игры), полушалок, спрячьтесь, скоро опостылеет холод, глаженая-переглаженая (скатерть).

 

7. Ни эти не видно, затмевать, свиной, размежевывать, трансъяпонский, сверхиндустриализация, предымпрессионистский, панцирь, реквием, силуэт, ожог (легких), сочетание, терраса, стелющиеся (растения), вследствие наводнения, нежданно-негаданно, на рысях, сельскохозяйственный, новоиспеченный, юннат.

 

8. Гигиена, реестр, щеголь, шомпол, цокать, заровнять (дорожку), прикосновение, йодистый, выгарки, утварь, панорама, обогащаться, озарение, безотлагательный, прожорливый.

 

9. Авиаконверт, ультразвук, трудодень, экс-чемпион, пол-луны, железобетонный, раннецветущий, позднеспелый, народно-демократический, добродушно-хитрый, полупроводниковый, пол-Чехии, шестьдесят семь, детски непосредственное (восприятие), двухсполовинный.

 

10. Слева, чересчур, наотмашь, вполголоса, невтерпеж, втайне передается, послезавтра, ниоткуда, донельзя, подобру-поздорову, поодиночке, кстати, точь-в-точь, на днях, час от часу.

 

11. Из-под основания, пришел на встречу с товарищем, в отличие от его позиции, в заключении книги дан вывод, навстречу юбилею, в продолжение недели, наподобие расчета, как будто на периферии, притом это и получше, что бы такое еще придумать, ввиду апелляции, из-за неудач, в силу аттестации, невзирая на землетрясение, несмотря на приобретения, расположиться близ Оленьих прудов.

 

 

МИНИ-ДИКТАНТЫ

1. Слово — дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей. (Л. Н. Толстой.)

 

2. Черпать содержание творчества из отвлеченно-бесплодного — значит расстаться с творчеством. Черпать его из самого живого и конкретного — значит углублять и утверждать творчество. «Неземной» не значит «отвлеченный». «Земля, я неземной, но я с тобою скован», — говорит поэт. (А. Блок.)

 

3. Искусство выполняет работу памяти: оно выбирает из потока времени наиболее яркое, волнующее, значительное и запечатлевает его в кристаллах книг. Но искусство идет дальше. Оно стремится развернуть перспективу не только позади, но и впереди жизни, силится увлечь в будущее. (А. Н. Толстой.)

 

4. У нас были великие мастера стиха: стих Пушкина — совершенство, стих Баратынского — звонкая медь, стих Тютчева — «утонченный жизни цвет» (выражение Фета); но у нас нет и не было искусства писать стихи как общего достояния, равно доступного и гению поэзии и скромному литературному работнику. (В. Брюсов.)

 

5. Рассматривая народ как существо духовного порядка, мы можем назвать язык, на котором он говорит, его душой, и тогда история этого языка будет значительнее, чем даже история политических изменений этого народа, с которыми, однако, история его тесно связана. История русского языка, быть может, раскроет перед вами характер народа, говорящего на нем. (В. Кюхельбекер.)

 

6. Теперь роман и повесть изображают не пороки и добродетели, а людей как членов общества, и потому, изображая людей, изображают общество. Вот почему теперь требуется, чтоб каждое лицо в романе, повести, драме говорило языком своего сословия и чтобы его чувства, понятия, манеры, способ действования — словом, все оправдывалось его воспитанием и обстоятельствами его жизни. (В. Г. Белинский.)

 

7. Основным материалом литературы является слово, оформляющее все наши впечатления, чувства, мысли. Литература — это искусство пластического изображения посредством слова. Классики учат нас, что чем более просто, ясно, четко смысловое и образное наполнение слова, тем более крепко, правдиво и устойчиво изображение пейзажа и его влияния на человека, изображение характера человека и его отношения к людям. (М. Горький.)

 

8. Мне отрадно и весело шататься по городским улицам, особливо в базарный день, когда они кипят народом... Мне мил этот общий говор толпы; он ласкает мой слух пуще лучшей итальянской арии, несмотря на то, что в нем нередко звучат самые странные, самые фальшивые ноты. Взгляните на эти загорелые лица: они дышат умом и сметкою и, вместе с тем, каким-то неподдельным простодушием. (М. Е. Салтыков-Щедрин)

 

9. Один раз, возвратясь к себе домой, он нашел на столе у себя письмо: откуда и кто принес его, ничего нельзя было узнать; трактирный слуга отозвался, что принесли-де и не велели оказывать от кого. Письмо начиналось очень решительно, именно так: «Нет, я должна тебе писать! » Потом говорено было о том, что есть тайное сочувствие между душами; эта истина скреплена была несколькими точками, занявшими почти полстроки... (По Н. В. Гоголю.)

 

10. К слову выдумка (я обращаюсь к читателям) не нужно относиться как к чему-то малосерьезному, например, так: это списано с жизни, значит — правда, а это выдумано, значит — «литература»… Конечно, бывает выдумка, целиком остающаяся на совести у писателя, но есть выдумка, открывающая глаза на типичное явление в жизни. Ведь «Ревизор» — сплошная, почти невероятная выдумка, но городничие и хлестаковы до сих пор раскланиваются с нами в трамваях. (А. Н. Толстой.)

 

11. Как несметное множество церквей, монастырей с куполами, главами, крестами рассыпано по святой благочестивой Руси, так несметное множество племен, поколений, народов толпится, пестреет и мечется по лицу земли. И всякий народ, носящий в себе залог сил, полный творящих способностей души, своей яркой особенности и других даров Бога, своеобразно отличился каждый своим собственным словом, которым, выражая какой ни есть предмет, отражает в выражении его часть собственного своего характера. (По Н. В. Гоголю.)

 

12. Живопись учит детству. Она учит смеяться над слишком глубокомысленной критикой. Она научает просто узнавать красное, зеленое, белое.

Вот — простая русская церковь на шоссейной дороге. Нет ничего наивнее и вечнее ее архитектуры, расположения. Воображению, орудующему словами, представляются бесчисленные наслоения истории, религии, всех тяжелых событий, которые пережила русская церковь на проезжей дороге. Воображение поэта ищет пищи вдоль всех дорог, отовсюду собирая мед, не первый попавшийся храм воплощает в стихах. (А. Блок.)

 

13. Природу сравнивают с книгою, заключающею в себе всю истину, но написанною языком, которому нужно учиться, чтобы понять книгу. Пользуясь этим уподоблением, мы скажем, что очень легко можно выучиться каждому языку настолько, чтобы понимать общий смысл написанных им книг; но очень много и долго нужно учиться ему, чтобы уметь отстранить все сомнения в основательности смысла, какой мы находим в словах книги, уметь объяснить каждое отдельное выражение в ней и написать хорошую грамматику этого языка. (Н. Г. Чернышевский.)

 

14. Поэт на поприще слова должен быть так же безукоризнен, как и всякий другой на своем поприще.

Потомству нет дела до того, кто был виной, что писатель сказал глупость или нелепость, выразился вообще необдуманно и незрело. Оно не станет разбирать, кто толкал его под руку: близорукий ли приятель, подстрекавший его на рановременную деятельность, журналист ли, хлопотавший только о выгоде своего журнала. Потомство не примет в уважение ни кумовство, ни в ни собственную его бедность и затруднительное положение. (По Н. В. Гоголю.)

 

15. Всякое произведение искусства только потому художественно, что создано по закону необходимости, что в нем не ничего произвольного, что в нем ни одно слово, ни один звук, ни одна черта не может замениться другим словом, другим звуком, другою чертою. Да не подумают, что мы уничтожаем этим свободу творчества: нет, этим-то именно мы и утверждаем ее, потому что свобода есть высшая необходимость, и где нет необходимости, там не свобода, а произвол, в котором нет ни разума, ни смысла, ни жизни. (В. Г. Белинский.)

 

16. «Мне борьба мешала быть поэтом» — вот слова, в которых Некрасов определил свою судьбу. Но, несмотря на все помехи, какие он сам ставил своему творчеству, не быть поэтом он не мог. У Некрасова самобытный склад стихотворной речи, свои, ему одному свойственные размеры и рифмы: это внешние, но безошибочные признаки истинного дарования. Некрасовские стихи легко узнать без подписи: у него свое лицо; это не безличный стих нынешних эпигонов гражданской поэзии. После Пушкина и Лермонтова Некрасов запел на особый лад, не подражая своим учителям. (По В. Брюсову.)

 

17. Соль, эпиграмма, сатира, этот разговорный стих, кажется, никогда не умрут, как и сам рассыпанный в них острый и едкий, живой русский ум, который Грибоедов заключил, как волшебник духа какого-нибудь, в свой замок, и он рассыпается там злобным смехом. Нельзя представить себе, что могла явиться когда-нибудь другая, более естественная, простая, более взятая из жизни речь. Проза и стих слились здесь во что-то нераздельное, чтобы их легче было удержать в памяти и пустить опять в оборот весь собранный автором юмор, шутку и злость русского ума и языка. (По И. А. Гончарову.)

 

18. В России каждый писатель был воистину и резко индивидуален, но всех объединяло одно упорное стремление — понять, почувствовать, догадаться о будущем страны, о судьбе ее народа, об ее роли на земле.

Как человек, как личность, писатель русский доселе стоял освещенный ярким светом беззаветной и страстной любви к великому делу жизни, литературе, к усталому в труде народу, грустной своей земле. Это был честный боец, великомученик правды ради, богатырь в труде и дитя в отношении к людям, с душою прозрачной, как слеза, и яркой, как звезда бледных небес России. (М. Горький.)

 

19. Басни Крылова, кроме поэзии, имеют еще другое достоинство, которое, вместе с первым, заставляет забыть, что они — басни, и делает его великим русским поэтом: мы говорим о народности его басен. Он вполне исчерпал в них и вполне выразил ими целую сторону русского национального духа: в его баснях, как в чистом полированном зеркале, отражается русский практический ум, с его кажущейся неповоротливостью, но и с острыми зубами, которые больно кусаются; с его сметливостью, остротою и добродушно-саркастическою насмешливостью; с его природною верностию взгляда на предметы и способностию коротко, ясно и вместе кудряво выражаться. В них вся житейская мудрость, плод практической опытности, и своей собственной, и завещанной отцами из рода в род. (В. Г. Белинский.)

 

ПРОВЕРОЧНЫТЕ ДИКТАНТЫ

1. Войско шло по левому берегу Евфрата.

Р..внина, широкая гладкая, как море, была п..крыта серебристой п..лынью. Д..ревьев не было видно. Кусты и травы имели..роматический запах. Изредк.. стадо диких ослов, вздымая пыль, по..влялось на краю неба. Пр..бегали страусы. Жирное лак..мое мясо стенкой др..фы дымилось за ужином на с..лдатских к..страх. Шутки и песни не ум..лкали до поздней ночи. П..ход к..зался пр..гулкой. С в..здушной легкостью, почти не к..саясь земли, пр..носились т..нконогие г..зели; у них были грустные нежные глаза, как у красивых женщин. Воинов, искавших славы, д..бычи и крови, пустыня встр..чала безмолвной лаской звездными н..чами тихими зорями благ..вонной мглой, пр..питанной запахом горькой п..лыни.

Они шли все дальше и дальше, не нах..дя врагов.

Но только что пр..ходили — тишина опять смыкалась над р..вниной, как вода над ут..нувшим к..раблем, и стебли трав, пр..топтанные ногами воинов, тихо под..мались.

Вдруг пустыня сделалась грозной. Тучи п..крыли небо. Молния убила с..лдата, в..дившего к..ней на в..допой.

В конце апреля нач..лись жаркие дни. Т..варищи завид..вали тому из воинов, кто ш..л в тени, падавшей от в..рблюда или от нагруж..нной т..леги с п..лотняным н..весом. Люди д..лекого севера, галлы и скифы, ум..рали от солнечных ударов. Р..внина ст..новилась п..чальной голой кое-где п..крытой только бледными кучками выж..нной травы.

Нал..тали вн..запные вихри с такой сил..й, что срывали знамена п..латки; люди и кони в..лились с ног. Потом опять н..ступила мертвая тишина, которая напуганному с..лдату к..залась страшнее всякой бури. Но воины шли все дальше и дальше н.. нах..дя врагов. (Д. Мережковский.)

(237 слов. Правописание гласных в различных морфемах. Пунктуация при однородных членах предложения.)

 

2. Человек без шляпы, в серых п..русиновых брюках, кожа..ых с..ндалиях, надетых по-м..нашески на босу ногу, и белой с..рочке без воротничка пригнув голову вышел из низенькой к..литки дома номер шестнадцать. Оч..тившись на тр..туаре, выложе..ом г..лубоватыми каме..ыми плитами, он остановился и негромко сказал: «Сегодня пятница. Значит, опять нужно идти на в..кзал».

Произнеся эти слова человек в с..ндалиях быстро обернулся. Ему показалось, что за его спиной стоит гражданин с ц..нковой мордой соглядатая. Но Малая Касательная улица была соверше..о пуста.

Июньское утро ещ.. только начало ф..рмироваться. Акац..и подрагивали роняя на плоские камни холодную оловя..ую росу. Уличные птички отщ..лкивали какую-то веселую дреб..день. В конце улиц.., внизу, за крышами домов, пылало литое, тяж..лое море. Молодые с..баки печ..льно оглядываясь и стуча когтями взбирались на мусорные ящ..ки. Час дворников уже прош..л, час молочниц ещ.. не начинался.

Был тот промежуток между пятью и шестью часами, когда дворники вдоволь намахавшись колючими метлами уже разошлись по своим ш..трам; в городе светло, чисто и тихо, как в государстве..ом банке. В такую минуту хочется плакать и верить, что простокваша на самом деле полезна; но уже доносится далекий гром: это выгружаются из дачных поездов молочниц.. с б..донами. Сейчас они бросятся в город и на площ..дках ч..рных лестниц затеют обычную свару с домашними х..зяйками. На миг покажутся рабочие с кош..лками и тут же скроются в з..водских в..ротах. Из ф..бричных труб грянет дым.

На Приморский в..кзал человек в с..ндалиях прибыл в ту м..нуту, когда оттуда выходили молочниц... (И. Ильф, Е. Петров.)

(230 слов. Правописание гласных, не проверяемых ударением. Правописание гласных после шипящих и ц: Правописание двойных согласных. Пунктуация при обособленных обстоятельствах, выраженных деепричастными оборотами.)

 

3. Но только что имп..ратор вступил в заповедную рощу Апо..она Д..фнийского, благоуханная свежесть охватила его. Здесь под непроницаемыми сводами испо..инских лавров, разраставшихся в течение многих (сто)летий, царили вечные сумерки.

Имп..ратор удивлен был пустынностью: ни богомольцев, ни жертв, ни ф..миама — никаких приготовлений к празднику. Он подумал, что народ близ храма, и пошел дальше.

Ц..када начала было стрекотать в траве, но (тот)час умолкла. Только в узенькой солнечной полоске (полу)денные нас..комые жужжали слабо и сонно.

Имп..ратор выходил иногда на более широкие ал..еи, между двумя бархатистыми титаническими стенами вековых к..пари..ов, кидавших черную как уголь, почти ночную тень. Сладким и (зло)вещим ар..матом веяло от них.

Попадались целые луга (дико)растущих нарци..ов, м..ргариток, лилий. Луч (полу)денного солнца с трудом пронизывал л..вровую и к..пари..овую чащу, делался бледным, почти лунным, траурным и нежным, как будто проникал сквозь черную ткань или дым похоронного фак..ла.

Наконец, увидел он мальчика лет десяти, который шел по дорожке, (густо) заросшей г..ац..нтами. Это было слабое дитя: странно выделялись черные глаза с глубоким сиянием на бледном лице древней, чисто эл..инской прелести. (По Д. Мережковскому.)

(162 слова. Правописание слов иноязычного происхождения. Правописание сложных слов.)

 

4. Иван Иванович соверше..о упал духом. Его восторже..ое сост..яние после пр..езда см..нилось молчаливой тоской и апатией.

Он чу..ствовал какой-то испуг перед (не)ведомой ему оказывается жизнью. Ему к..залось теперь, что жизнь — это какая-то смертельная борьба за право суще..твовать на земле. И тогда, в смертельной тоске чу..ствуя, что речь идет попросту о продлении его жизни, он выдумывал и выискивал свои сп..собности, свои знания и способы их применения. И переб..рая все, что он знает, он пр..ходил к грус..ному заключению, что он ничего не знает. Он знает испанский язык, он умеет играть на арфе, он (не)много знаком с электричеством и умеет например провести электрический звонок, но все это здесь, в этом городе, казалось (не)нужным и для горожан (не)сколько смешным и забавным. Ему (не)см..ялись в лицо, но он видел на лицах улы..ки сожаления и хитрые, насмешливые взгляды, и тогда он съежившись уходил прочь ст..раясь подольше (не)встречаться с людьми.

По заведе..ой пр..вычке он все еще ежедневно и а..уратно выходил на поиски работы. (Не)торопясь и стараясь и..ти как можно медле..ей он, без всякого трепета, как раньше, почти механически, высказывал свои про..ьбы. Ему предлагали зайти через месяц, иногда же просто и коротко отказывали.

Иной раз, пр..веде..ый в тупое о..чаяние, Иван Иванович с сер..цем упрекал людей требуя (не)медле..о работу и (не)медле..ую помощь выст..вляя свои заслуги перед государством...

Целыми днями он т..скался теперь по городу и вечером, полуголодный, с грима..ой на лице, бр..дил бе..цельно из улицы в улицу, от дома к дому ст..раясь о.тянуть, о..далить свой пр..ход домой. (М. Зощенко.)

(241 слово. Правописание гласных, проверяемых ударением. Правописание звонких и глухих, двойных, непроизносимых согласных. Правописание приставок пре- и при-. Правописание частицы не с разными частями речи. Пунктуация при обособленных членах предложения, выраженных деепричастным оборотом. Пунктуация при вводных словах.)

 

5. З..ря пламенеет на небе и в воде. Завтра будет ветре..ый день. Пр..речные кусты ч..рно-зелены. В дальней темной деревушке все стекла г..рят праз..ничным красным светом заката: точно там спр..вляют сва..ьбу. Где-то в лу..ках или на болотах звенят р..вным др..жащим хором л..гушки. Во..дух еще ле..ко прозрачен.

На левом борту, на белой скамейке сидит девушка. Гущин раньше не замечал ее, и внимание его настораживается. На ней ч..рное гла..кое платье с широкими рукавами, а ч..рный платок повяза.., как у м..нашенки. К женщинам Гущин ко пр..роде почти р..внодушен, но в обр..щении с ними труслив и ненахо..чив. Однако он по..тягивается и несколько раз пр..ходит взад и вперед мимо девушки, заложив руки в к..рмалы брюк, пр..подняв плечи, сле..ка ра..качиваясь на каждой ноге и грац..озно скл..няя голову то на один, то на другой бок.

Наконец, он с..дится рядом, кладет ногу на ногу и правую руку на выгнутую спинку ск..мейки. Некоторое время он б..рабанит пальцами и бе..звучно н..свистывает какой-то н..существующий ф..льшивый м..тив. Потом крякает, сн..мает мешающее ему пенсн.. и пов..рачивается к девушке. У нее простое самое ру..ское белое и сейчас розовое от з..ри лицо, в котором есть какая-то ро..кая точно за..чья прелесть. Она чуть-чуть курнос..нькая, губы пухлые розовые бе..вольные, а на верхней губе наивный моло..ный де..ский пуш..к.

Гущин наб..рается смелости и спрашивает особе..ым вежливым петрогра..ским тоном: — Изв..ните меня, пожалуйста. Не зна..те ли вы, какая будет следу..щая пристань? (А. И. Куприн.)

(218 слов. Правописание гласных и согласных. Пунктуация при однородных и неоднородных определениях.)

 

6. Р..дут этот состоял из кургана, на котором с трех сторон были выкопа..ы к..навы. В окопа..ом к..навами месте стояли десять стр..лявших пушек высунутых в отверстие валов.

В линию с курганом стояли с обеих сторон пушки тоже беспр..ста..о стр..лявшие. (Н..) много позади пушек стояли п..хотные войска. Входя на этот курган Пьер (н..) как (н..) думал, что это окопа..ое (н..) большими к..навами место, на котором стояло и стр..ляло (не) сколько пушек, было самое важное место в сражении.

Пьеру, напротив, казалось, что это место (именно потому, что он нах..дился на нем) было одно из самых (н..) значительных мест сражения.

Выйдя на курган Пьер сел в конце к..навы окружающей б..тарею и с бе..сознательно-радос..ной улыбкой смотрел на то, что делалось вокруг него. Изре..ка Пьер все с той же улыбкой вставал и стараясь (н..) пом..шать с..лдатам нар..жавшим и накатывавшим орудия, беспр..ста..о пр..бегавшим мимо него с сумками и зарядами пр..хаживался по б..тарее. Пушки с этой б..тареи беспр..ста..о одна за другой стр..ляли, оглушая своими звуками и заст..лая всю окрес..ность п..роховым дымом.

В пр..тивность той жуткости, которая чу..ствовалась между п..хотными с..лдатами пр..крытия, здесь, на б..тарее, где (н..) большое к..личество людей зан..тых делом было ограниче..о, о..деле..о от других к..навой, — здесь чу..ствовалось одинаковое и общее всем, как бы с..мейное оживление.

По..вление (н..) вое..ой фигуры Пьера в белой шляпе сначал.. (н..)приятно п..разило этих людей. С..лдаты пр..ходя мимо его удивле..о и даже испуга..о к..сялись на его фигуру. Старший арти..ерийский офицер, высокий, с дли..ыми ногами, р..бой человек, как бу..то для того, чтобы п..смотреть на действие крайнего орудия, подош..л к Пьеру и любопытно посмотрел на него.

Молод..нький круглолиц..й офицер..к еще соверше..ый ребенок, оч..видно, только что выпуще..ый из корпуса расп..р..жаясь весьма ст..рательно поруче..ыми ему двумя пушками строго обр..тился к Пьеру. (Л. Н. Толстой.)

(267 слов. Правописание гласных и согласных. Правописание частиц не и ни. Пунктуация при обособленных членах предложения, выраженных причастным и деепричастным оборотом.)

 

7. В Новоро..ийске работа у нас была легкая. Там на горе стоит зерновой элеватор, этажей в две..адцать высоты, а из самого верхнего этажа, по накло..ому ж..лобу, чуть ли не в версту дли..ою, льется беспрерывным золотым потоком тяж..лое, полновесное зерно, вливается к нам прямо в трюм и заполняет весь корабль, заст..вляя его постепе..о погружаться в воду. Нам приходилось только разр..внивать лопатами его тяж..лые груды, прич..м мы утопали в зерне по самые колени и чихали от пыли.

Наконец когда барк принял столько груза, сколько он мог вместить, и даже кажется немножко более, потому что он осел в воду ниже ватерлинии, мы тронулись в путь. По правде сказать величестве..ое зрелище представляет из себя пятимачтовый парусник, когда все его паруса выпуклы и напруже..ы. А ты, стоя на рее, с гордостью сознаешь, что тобой любуются с других судов старые специалисты. (А. И. Куприн.)

(134 слова. Правописание о и е после шипящих. Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание двойных согласных. Пунктуация при вводных словах.)

 

8. В это мгновение лодка пр..чалила, и все общество вышло на берег.

Между тем кучер с лаке..м и горни..ной пр..несли к..рзинки из к..реты и пр..готовили обед на траве под старыми липами. Все уселись вокруг разос..ланной скатерти и пр..нялись за п..штет и прочие я..тва. У всех а..етит был отличный, а Анна Васильевна то и дело угащивала и уг..варивала своих гостей, чтобы побольше ели, уверяя, что на во..духе это очень..дорово она обр..щалась с такими речами к самому Увару Ивановичу. Будьте спокойны пр..мычал он ей с набитым ртом. Дал же Господь такой славный день твердила она беспр..станно. Ее нельзя было узнать она точно двадцатью годами пом..лодела. Берсенев заметил ей это. Да, да сказала она была и я в мое время хоть куда из десятка бы меня не выкинули. Шубин пр..соединился к Зое и беспр..станно ее по..чевал он также уверял ее, что желает пр..кл..нить свою голову к ней на колени она никак не хотела позволить ему «этакую большую вольность». Елена к..залась серьезнее всех, но на сер..це у ней было чудное сп..койствие, какого она давно не и..пытывала.

Часы л..тели вечер пр..ближался. Анна Васильевна вдруг всп..лошилась. Она засу..тилась, и все засу..тились, встали и пошли в направлении к замку, где нах..дились..кипажи. Пр..ходя мимо прудов, все ост..новились, чтобы в последний раз п..любоваться Цариц..н..м. Везде г..рели яркие предв..черние краски небо рдело листья перели..чато бл..стали, во..мущенные п..днявшимся ветерком растопле..ым золотом струились о..дале..ые воды резко о..делялись от темной зелени деревьев красноватые баш..нки и б..седки, кое-где ра..броса..ые по саду. Прощай, Цариц..но, не забудем мы с..годняшнюю пое..дку пр..молвила Анна Васильевна. (По И. С. Тургеневу.)

(249 слов. Правописание гласных и согласных. Правописание приставок пре- и при-. Пунктуация в бессоюзном предложении. Пунктуация при прямой речи.)

 

9. Старый скрипач..(музыкант) любил играть у п..днож..я памятника Пушкину. Этот памятник ст..ял в Москве (в)начале (Т, т)верского (Б, б)ульвара на нем написаны стихи и со всех четырех ст..рон к нему подн..маются мрам..рные ступени. Поднявшись по этим ступеням к самому п..ед..сталу старый музыкант обращался лиц..м а бульвар к дальним (Н, н)икитским (В, в)оротам и трогал смы..ком струны на скрипке. У памятника сейчас (же) соб..рались дети прохожие чтецы газет из мес..ного к..оска и все они ум..лкали в ожидани.. музыки потому что музыка ут..ша..т людей она обеща..т им счаст..е и славную ж..знь. Футляр со своей скрипки музыкант клал на землю против памятника он был закрыт и в нем л..жал кусок ч..рного хлеба и яблоко что (бы) можно было поесть когда захоч..тся.

Обыкнове..о старик выходил играть (под) вечер. Для его музыки было полезней что(б) в мире стало тише и т..мней. Старик скучал от мысли что он не приносит людям (ни)какого д..бра и поэтому добр..вольно х..дил играть на бульвар. Там звуки его скрипки раздавались в воздух.. в сумрак.. и хоть (из)редк.. они дох..дили до глубины человеческого сер..ца трогая его нежной и мужестве..ой силой увл..кавш..й жить высш..й пр..красной ж..знью. Нек..торые слушатели музыки вын..мали деньги что(бы) подарить их старику но не знали куда их пол..жить футляр от скрипки был закрыт а сам музыкант находился высоко на п..дножи.. памятника почти рядом с Пушкин..м.

Уходил домой он поз..но иногда уже в (пол)ноч.. когда народ становился ре..ким и лиш.. какой(нибудь) случайный одинокий человек слушал его музыку. (По А. Платонову.)

(231 слово. Правописание гласных и согласных. Пунктуации в сложном предложении с разными видами связи.)

 

10. Вдохновение это строгое рабочее сост..яние человека. Душевный под..ем не выражается в т..атральной позе и пр..поднятост... Так(же) как и пр..словутые «муки творчества».

Чайковский утверждал, что вдохновение это сост..яние, когда человек работает (во)всю свою силу, как вол, а (во)все (н..)кокетливо помахивает рукой.

Каждый человек хотя бы и несколько раз за свою жизнь, но пережил сост..яние вдохновения душевного под..ема, свежести, живого воспр..ятия действительности, полноты мысли и сознания своей творческой силы.

Да, вдохновение это строгое рабочее сост..яние, но у него есть своя по..тическая окраска, свой, я бы сказал, по..тический подтекст.

Вдохновение входит в нас, как сияющее летнее утро, только что..бросившее туманы тихой ночи, забрызга..ое росой, с зар..слями влажной листвы. Оно осторожно дыш..т нам в лицо своей целебной пр..хладой.

Вдохновение как первая любовь, когда сердце громко стучит в предчу..ствии удивительных встреч, (н..)вообр..зимо пр..красных глаз, улыбок и (недо)молвок.

Тогда наш внутре..ий мир настроен тонко и верно, как некий волшебный инструмент, и отзывается на все, даже самые скрытые, самые (н..)заметные звуки жизни. (По К. Паустовскому.)

(157 слов. Правописание гласных и согласных в различных морфемах. Правописание приставок пре- и при-. Тире в простом предложении.)

 

11. Персы более (не)по..влялись. Ж..лая перед решит..льным нап..дением и..тощить (Р, р)имское войско, они подожгли б..гатые нивы с ж..лтевшим спелым ячменем и пшениц..й все житн..цы и с..новалы в с..лениях.

С..лдаты шли по мертвой пустын.., дымившейся от (н..)давнего пожара. Начался голод.

Что(бы) ув..личить бе..ствие, персы разрушили пл..тины к..налов и зат..пили вы..енные поля. Им п..могали п..токи и руч..и, вых..дившие из берегов (в)следстви.. краткого, но сильного летн..го та..ния снегов на горных в..ршинах (А, а)рмении.

Вода быстро высыхала под знойным июньским со..нцем. На земле, (не)пр..стывшей от пожара, ост..вались лужи с теплою и липкою ч..рной гряз..ю. По в..черам от мокрого угля о..делялись удушл..вые и..парения сл..щавый запах гнилой гари, который пр..питывал все: во..дух воду даже плат..е и пищу с..лдат. Из тле..щих болот под..мались тучи нас..комых — м..скитов ядовитых шершней оводов и мух. Они н..сились над в..ючными животными пр..липали к пыльной потной коже л..гионеров. Днем и ноч..ю ра..давалось усыпит..льное жу..ание. Лошади б..сились быки вырывались из(под) ярма и опр..кид..вали пово..ки. После трудного перехода с..лдаты (не)могли о..дыхать: спасения от нас..комых (не)было даже в п..латках; они прон..кали сквозь щели; надо было закутаться в душное од..яло (с)головой, что(бы) уснуть. От укуса кроше..ных прозра..ных мух (грязно)ж..лтого цвета делались опухоли в..лдыри, которые сп..рва ч..сались потом болели и, (на)конец, пр..вращались в страшные язвы.

В последние дни со..нце (не)выгляд..вало. Небо п..крыто было ровной п..леной белых знойных обл..ков, но для глаз их (н..)подвижный свет был еще т..мительнее со..нца; небо к..залось ни..ким плотным удушл..вым, как в жаркой бан.. нави..ший п..толок.

Так шли они, и..худалые слабые вялым шагом, п..нуря головы, между небом, бе..пощадно жи..ким белым, как и..весть, и обугле..ой ч..рной землей. (Д. Мережковский.)

(254 слова. Диктант на основные правила орфографии. Пунктуация при однородных членах предложения.)

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-11; Просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.095 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь