Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Междометие и звукоподражательные слова



1. Начальная форма (та, которая употреблена в тексте).

2. Постоянные признаки:

а) структурный тип — первообразное, производное, составное;

б) разряд по значению — обслуживает сферу эмоций, эмоциональных оценок, сферу волеизъявления, сферу этикета. Для звукоподражаний — звукоподражания, издаваемые людьми, животными, предметами.

 

СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР

Словосочетание

1. Выделить словосочетание из предложения.

2. Начальная форма (начальная форма главного слова).

3. Выделить главное и зависимое слова (зависимое указать стрелкой).

4. Тип словосочетания по характеру главного слова — именное, глагольное, наречное.

5. Тип словосочетания по характеру синтаксической связи — согласование, управление, примыкание.

6. Средства грамматической связи слов в словосочетании (окончание, предлог, порядок слов и др.).

 

Простое предложение

1. Тип предложения по цели высказывания — повествовательное, побудительное, вопросительное.

2. Тип предложения по эмоциональной окраске — восклицательное, невосклицательное.

3. Тип предложения по составу — двусоставное, односоставное.

4. Тип односоставного предложения — определенно-личное, неопределенно-личное, обобщенно-личное, безличное, назывное.

5. Тип предложения по наличию второстепенных членов предложения — распространенное, нераспространенное.

6. Тип предложения по наличию необходимых членов структуры данного предложения — полное, неполное.

7. Разбор предложения по членам. Выделить главные и второстепенные члены предложения, назвать их, подчеркнуть соответствующей линией, указав, чем они выражены.

 

Сложное предложение

1. Тип предложения по цели высказывания.

2. Тип предложения по эмоциональной окраске.

3. Выделять составные части предложения и отметить их границы вертикальными линиями.

4. Определить средства синтаксической связи (сочинительные союзы, подчинительные союзы, союзные слова, бессоюзная связь, интонация, порядок следования одной части за другой) и отношения между частями.

5. Разобрать простые предложения в составе сложного, начиная с 3-го пункта.

6. Дать графическую схему предложения.

 

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ

АНАЛИЗ ТЕКСТА

1. Назвать род литературы, к которому принадлежит анализируемый текст: проза, поэзия, драма.

2. Указать тему (о чем) и основную мысль (идею) текста.

3. Определить жанр и его основные черты.

4. Выявить особенности организации (строения) анализируемого отрывка:

а) наличие/отсутствие абзацев в прозаическом тексте, их начало и конец, смысловая соотнесенность;

б) количество строф, их построение, начало и конец; стихотворный размер, ритмика поэтического произведения;

в) соотношение реплик и ремарок, длина реплик, их смысловое соответствие и взаимосвязь в драматическом произведении.

5. Произвести анализ каждой строки (строфы, реплики) по плану:

а) фонетическая организация и ее особенности (звукопись, т. е. наличие аллитераций, повторов и перекличек звуковых рядов или их очевидное отсутствие);

б) морфологическая структура (слова каких частей речи преобладают и почему; в каких формах стоят слова, соотношение форм времени глаголов, взаимосвязь с ними причастий и деепричастий; роль прилагательных и наречий при конкретизации названного существительными и глаголами предмета речи и его действия, состояния);

в) синтаксическая организация (сложные и простые предложения, однотипность/разнотипность частей сложного предложения; наличие союзов и их роль; повторы или пропуски слов и их значение; связь слов в тексте; использование разных по цели высказывания и эмоциональной окраске предложений);

г) образный речевой строй (употребление слов в переносных значениях: использование метафор, в том числе олицетворения, овеществления; использование метонимий, в том числе сннекдохи; стилистические фигуры и тропы; приемы, например градация); употребление стилистически окрашенной лексики (книжные, просторечные, разговорные и др.);

д) особенности языка данного автора (излюбленные фразеологизмы, создание индивидуально-авторских неологизмов, опорные — ключевые — слова).

6. Использовать метод стилистического эксперимента (искусственно заменить, предложив свой вариант, слова, словосочетания, обороты, конструкция, порядок частей) для доказательства целесообразности отбора автором и точности применения именно тех изобразительно-выразительных средств, которые служат в анализируемом тексте для воплощения его основной мысли (идеи).

 

ОБРАЗЦЫ РАЗБОРА

Это было то место Днепра|, где он, дотоле спертый порогами, брал, наконец, свое и шумел, как море, разлившись по воле|; где брошенные в средину его острова вытесняли его еще далее из берегов| и волны его стлались по самой земле, не встречал ни утесов, ни возвышений. (Н. В. Гоголь.)

 

ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР

Своё

1. сво — ё. Оба слога открытые, так как оканчиваются на гласный звук.

2. [св^ — йо́ ]. Гласный звук [о] в первом предударном слоге изменяет свое качество и произносится как звук, близкий к [а], йотированная буква ё передает 2 звука — [й] и [о].

3. В слове 4 буквы и 5 звуков. Буква ё передает 2 звука, так как стоит после гласного.

4. Гласный звук [о] в первом слоге безударный, а во втором — ударный.

5. Согласный звук [с] — шумный, глухой, твердый, парный по звонкости — глухости: [с] — [з] и по твердости — мягкости: [с] — [с’].

Согласный звук [в] — шумный, звонкий, твердый, парный по звонкости-глухости: [в] — [ф] и по твердости — мягкости: [в] — [в’].

Согласный звук [й] — сонорный, звонкий непарный, мягкий непарный.

 

МОРФЕМНЫЙ РАЗБОР

Возвышений

1. Изменяемая часть речи — имя существительное, форма мн. ч., род. п.

2. и т. д. — основа .

3. Окончание нулевое.

4. Основа производная, так как образована от другой основы; членимая, так как делится на морфемы.

5. Родственные слова: корень . В корне наблюдается чередование звуков ш//с; с//с’.

6. Одноструктурные слова с приставкой . Функция приставки словообразовательная.

7. Одноструктурные слова с суффиксом . Функция суффикса словообразовательная.

8. В слове возвышений выделяются морфемы: .

 

СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РАЗБОР

Возвышений

1. Производящей основой для данного слова является основа в слове возвышать.

2. Слово образовало путем присоединения к производящей основе суффикса -ений-.

3. Способ словообразования — морфологический, суффиксальный.

4. Возвышений ← возвышать ← возвысить ← высь.

 

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР

Имя существительное

Днепра

1. Начальная форма Днепр.

2. Постоянные признаки:

а) собственное;

б) неодушевленное;

в) конкретное;

г) м. р.;

д) 2-е склонение.

3 Непостоянные признаки:

а) ед. ч.;

б) род. п.

4. В предложении является несогласованным определением.

 

Имя прилагательное

Лесистое (место)

1. Начальная форма лесистый.

2. Постоянные признаки: относительное.

3. Непостоянные признаки:

а) ед. ч.;

б) ср. р.;

в) им. п.

4. В предложении является согласованным определением.

 

Имя числительное

Девятью (порогами)

1. Начальная форма девять.

2. Постоянные признаки:

а) количественное;

б) непроизводное.

3. Непостоянные признаки: тв. п.

4. В составе словосочетания девятью порогами является косвенным дополнением.

 

Местоимение

То

1. Начальная форма то.

2. Постоянные признаки: указательное.

3. Непостоянные признаки:

а) им. п.;

б) ед. ч.;

в) ср. р.

4. В предложении является согласованным определением.

 

Глагол

Брал

1. Начальная форма брать.

2. Постоянные признаки:

а) весов, в.;

б) невозвратный;

в.) переходный;

г) I спряжение.

3. Непостоянные признаки:

а) изъявительное наклонение;

б) ед. ч.;

в) не изменяется по лицам;

г) м. р.

4. В предложении является сказуемым,

 

Деепричастие

Разлившись

1. Начальная форма разлиться от основы инфинитива разли-.

2. Постоянные признаки:

а) сов. в.;

б) возвратный;

в) непереходный;

г) образовало от глагола I спряжения.

3. В составе деепричастного оборота, который является обстоятельством образа действия.

 

Причастие

Брошенные

1. Начальная форма брошенный, от основы инфинитива броси-.

2. Постоянные признаки:

а) страдательное;

б) прош. вр.

3. Непостоянные признаки:

а) мн. ч.;

б) м. р.;

в) им. п.;

г) полная форма.

4. В предложении является согласованным определением.

 

Наречие

Далее

1. Начальная форма далеко.

2. Постоянные признаки: обстоятельственное, места.

3. Непостоянные признаки: форма сравнительной степени.

4. В предложении является обстоятельством места.

 

Предлог

По (земле)

1. Начальная форма по.

2. Постоянные признаки:

а) непроизводный;

б) употребляется с дат. п.;

в) передает пространственные отношения.

 

Союз

(брал)и (шумел)

1. Начальная форма и.

2. Постоянные признаки:

а) простой;

б) сочинительный, соединительный.

 

Частица

Не (встречал)

1. Начальная форма не.

2. Постоянные признаки: модальная, отрицательная.

 

Междометие

Боже!

1. Начальная форме Боже!

2. Постоянные признаки:

а) производное;

б) обслуживает сферу эмоций.

 

Звукоподражательные слова

(шумел) ш-ш-ш

1. Начальная форма ш-ш-ш.

2. Постоянные признаки:

а) непроизводное;

б) звукоподражание, издаваемое и людьми, и животными, и предметами.

 

СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР

 

Словосочетание

Вытесняли его

1. Начальная форма вытеснять его.

2. Главное слово вытесняли, зависимое — его. .

3. Глагольное.

4. Управление.

5. Форма личного местоимения он — род. п. его.

 

Простое предложение

Волныегостлалисьпосамойземле, не встречаяни утесов, ни возвышений.

1. Повествовательное.

2. Невосклицательное.

3. Двусоставное.

4. Распространенное.

5. Полное.

 

Сложное предложение

(см. предложение для разбора, с. 97)

1. Повествовательное.

2. Невосклицательное.

3. Состоит из 4-х частей. 1.я часть представляет собой простое предложение (главное) — Это было то место Днепра. 2, 3, 4-я части — простые (придаточные определительные) предложения: 2-я часть — где он, дотоле спертый порогами, брал, наконец, свое и шумел, как море, разлившись по воле; 3-я часть — где брошенные в средину его острова вытесняли его еще далее из берегов; 4-я часть — и (где) волны его стлались по самой земле, не встречал ни утесов, ни возвышений.

4. Между 1-й и 2-й частью, 1-й и 3-й, 1-й и 4-й отношения подчинительные: 1-я часть — главное предложение; 2, 3, 4-я части — придаточные определительные предложения. Придаточные предложения присоединяются к главному союзным словом где (является членом предложения), которое передает определительные отношения между главной и придаточными частями.

Между 2-й и 3-й частью связь бессоюзная, она передает отношения одновременности действий.

Между 3-й и 4-й частью связь сочинительная: соединительный союз и передает отношения одновременности действий.

5. Разбор 4-й части как простого предложения в составе сложного см.: Разбор простого предложения, исключая пп. 1, 2.

6. Графическая схема предложения:

 

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ

АНАЛИЗ ТЕКСТА

(краткий)

Сто верст пожара,

Откуда он?

Сокрылось солнце в клубах пара.

Затянут дымом небосклон.

Ползет шипенье,

Горит тайга.

Огнистых змеев льется пенье,

И бьет поток о берега.

Вся в синих дымах,

И вся в огне.

Приют видений нелюдимых,

Бродяге, ты желанна мне.

Тайга, ты тайна

В пути слепом.

Твоя нетронутость бескрайна,

В тебе бездомному есть дом.

(К. Бальмонт)

 

1. Анализируется отрывок поэтического текста.

2. Стихотворение К. Бальмонта навеяно впечатлением от конкретного события (см. пометку автора: «Подъезжая к Омску. 1916. 29 мая») — пожара в тайге; он связывает мысль о ее просторах и величии (твоя нетронутость бескрайна) с темой путешествия, вечного скитания и поисков человека (желанна мне; бродяге; бездомному есть дома), в результате которых обретается душевное равновесие, проявляется связь с миром, величие которого осознается поэтом.

3. Это лирическое стихотворение-размышление, вывод которого навеивается через подтекст и ассоциации (пожар → гибель дома-леса → мысль о бесконечном богатстве живой природы → человек — частица этого мира).

4. Стихотворение состоит из 4-х строф, организованных по две строки, ритмически расчлененных (5 и 4, 9 и 8-сложных), написано вольным ямбом.

5. Выделяется звуковой образ огня: наличие свистящих и шипящих согласных [з], [с], [ж], [ш], гласных [о], [а] в двух начальных строфах, перекликающихся и с аллитерациями конечных строф; звукоряд [и-э-о-э] (Огнистых змеев льется пенье) и [и-э-и] (Приют видений нелюдимых) усиливает впечатление свиста пламени.

Стихотворение насыщено именами-существительными в своей I части: они запечатлевают конкретные образы-картины (пожар, солнце, пар, дым), глагол сокрылось и страдательное причастие затянут — прошедшего времени совершенного вида — передают динамичность в развитии стихии пожара. В I части лишь одно прилагательное-образ; вся она жестоко конкретна по обрисовке ситуации. Этому способствует синтаксическая структура: все предложения простые, слабо распространены, глагол-сказуемое выносится на первое место (Ползет шипенье, горит тайга), отсутствуют повторы. Лишь 1-е предложение-зачин вопросительное, и ему отводится роль организующего в дальнейшем поэтическом описании.

Образный строй стихотворного текста в I части не осложнен: метафоры огнистый змей (об огне), льется пенье (о шуме огня) несут в себе олицетворение стихии (ползет, льется); выбор определения огнистый вместо огненный удачен: порождает дополнительные ассоциации по цвету (сравним: серебристый, золотистый).

6. Восстановление прямого порядка слов (подлежащее — сказуемое: Шипенье ползет, тайга горит) лишит текст стихотворения упругости, динамичности.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-11; Просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.083 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь