Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Обзор основной католической литературы.



Одним из важнейших источников по данной тематике являются материалы II Ватиканского собора, который продолжался с 1962 г. по 1965 г. В материалах собора в первую очередь необходимо отметить следующие документы: « Декрет о Восточных Католических Церквях (Orientalium Ecclesiarum)»; « Декрет об экуменизме (Unitatis redintegratio)».

Второй важнейший источник по данной теме – « Христианское вероучение. Догматические тексты учительства церкви III-XX вв». В данном источнике представлены основные документы, связанные с историей становления современного католического богословия. Это постановления соборов, папские энциклики и буллы, декреты и прочие документы.

Третий важнейший источник по данной теме – Катехизис Католической церкви (ККЦ), являющийся изложением католической веры. Создан по решению чрезвычайного Синода епископов, состоявшегося в 1985 г., утвержден папой Иоанном Павлом II 25 июня 1992 г. папским посланием «Laetamur magnopere» и обнародован 11 октября того же года. Включает 2865 статей, связанных перекрёстными ссылками. ККЦ в структуре строится на четырех «столпах»: на исповедании веры, полученной при крещении (Символ веры), таинствах веры, жизни в вере (Заповеди), молитве верующего (Отче наш). На русском языке появился в 2001 г.

Еще один источник по данной теме – хрестоматия «Православие и католичество», составленная А.Юдиным. Хрестоматия представляет собой собрание официальных церковных текстов, иллюстрирующих взаимоотношения между Православными церквами и Римской католической церковью на протяжении последних полутора столетий. Целью настоящего учебного пособия ставится возможность проследить на документальном материале развитие православно-католических отношений.

Еще одна книга, к которой можно обратиться, – «Католичество в третьем тысячелетии» Т.Рауша. Две основные темы этой книги: что такое католичество и каково место церкви в третьем тысячелетии. Автор представляет католическую традицию в ее развитии, а так же в отношении к современному обществу.

Еще одна работа, к которой можно обратиться, – «Тайна таинств» П.Хаффнера. В книге исследуется историческое развитие учения о таинствах в католической церкви: библейские основания, осмысление таинств в святоотеческую эпоху и в современном богословии, особенности таинств совершения в различных конфессиях, догматическое значение.

Важной работой в рассматриваемой нами области является труд священника Джордана Омэнна, директора Института духовности Папского университета св. Фомы Аквинского в Риме и советника Священной конгрегации по делам духовенства и катехизации. Перу Джордана Омэнна принадлежит книга «Мистическое богословие» («Spiritual Theology»), в которой он предпринимает попытку исчерпывающего систематического исследования богословия христианского самосовершенствования, определяет богословские принципы, составляющие доктринальную основу аскетической и мистической практик, а затем рассматривает применение этих принципов в христианской жизни. Кроме этого Джордан Омэнн написал книгу «Христианская духовность в католической традиции» («Christian Spirituality in the Catholic Tradition»).

Интересная книга, которая так же будет здесь упомянута, – «Духовная традиция восточного христианства» Фомы Шпидлика, профессора Папского Восточного института. Труд интересен тем, что написан католическим богословом, но в ней излагается восточная духовная традиция.

Обзор основной протестантской литературы.

В настоящий момент времени протестантская литература имеет столь широкий спектр современных авторов, принадлежащих к основным направлениям реформации, что представляется невозможным сделать ее полный обзор. Поэтому остановимся на наиболее известных авторах. Первый – Г.К. Тиссен «Лекции по систематическому богословию» (1994); Д.Т. Мюллер «Христианская догматика» (1998); Ф. Х. Баракман «Практическая христианская теология» (2002); М. Эриксон «Христианское богословие» (2002).Анализируя книги данных авторов, можно предположить, что вышеуказанные авторы имеют недостаточно широкий богословский кругозор.

Достаточно интересной книгой с широким богословским кругозором является «Теологический энциклопедический словарь» (2003) под редакцией У.Элвелла.

Уникальной для протестантского мира является книга Д.М. Ферберна «Иными глазами (взгляд евангельского христианина на Восточное Православие)» (2008).Эта книга –редкий пример доброго взгляда на православное вероучение из среды протестантизма. И хотя с некоторыми выводами из этой книги трудно согласиться, тем не менее она является очень интересным и полезным трудом в изучаемой нами сфере.

Примером другого рода является книга П.Рогозина «Откуда это все появилось? », которая чрезмерно воинственна по стилю написания, а, кроме того, безграмотна. Складывается впечатление, что автор не владеет ни историей, ни вероучением тех церквей, о которых пишет.

Основные инославные исповедания.

1. Римо-католичество, которое отпало от единства Вселенской Церкви в 1054 г. Это наиболее многочисленное и организованное христианское исповедание, к которому принадлежит большинство христиан всего мира. Несмотря на множество искажений вероучения и церковной жизни Римо-католическая Церковь сохранила основы церковности, что позволяет нам считать ее Церковью, хотя и ущербной, и признавать, хотя и с оговорками, ее таинства. В 2008 г. в мире насчитывалось 1 млрд. 166 млн. католиков.

2. Протестантские исповедания, отделившиеся от римо-католичества, начиная с XV столетия, в ходе Реформации. Это отделение привело к потере протестантскими исповеданиями основных признаков церковности, которые еще сохраняло католичество, поэтому, с православной точки зрения, ни одно из них не может считаться Церковью, и «таинства» их не имеют благодатной силы. Протестантизм скоро разделился на отдельные ветви, каждая из которых отражает исторические особенности развития Реформации в странах средневековой Европы.

Можно выделить три основные ветви протестантизма:

1) Лютеранство — первое из протестантских движений, начавшееся в начале XV столетия в Германии и названное по имени отца Реформации Мартина Лютера. В лютеранстве мы видим попытку сочетания основ традиционного христианства со стремлением к обновлению церковной жизни, которое, однако, пошло по изначально ложному пути, жертвуя церковностью ради превратно истолкованного обновления. Сейчас лютеран в мире около 85 млн.

2) Реформатство или кальвинизм, зародившееся в Швейцарии чуть позже лютеранства и названное по имени его родоначальника Жана Кальвина. В реформатстве мы сталкиваемся с наиболее последовательным развитием основ Реформации в резких, подчас абсурдных формах. В настоящий момент времени насчитывается около 75 млн. кальвинистов.

3) Англиканство, которое первоначально развилось из стремления христиан Англии к независимости от Рима и поэтому не имело четко выраженной богословской подоплеки. Английская Реформация приобрела поэтому преимущественно политический характер и в области богословия она испытывала влияние Реформации европейской, в частности, кальвинизма, не решалась окончательно порвать с католической традицией. Фактически, эта двойственность сохраняется в англиканстве и поныне. Сейчас англикан около 70 млн.

Процесс дробления протестантизма не закончился, и его основные течения сами порождают множество отдельных движений и сект, которые отличаются значительным своеобразием в своем богословском развитии.

Чины приема из инославия.

Прежде всего, православное богословие утверждает, что полнота спасительной благодати Божией и бытия церковного пребывает только в пределах Вселенской Православной Церкви, которую образует семья Поместных Православных Церквей, сохранивших чистоту христианской веры неповрежденной.

С другой стороны, очевидно, что Православная Церковь также признает некое присутствие спасающего действия Божия не только в ограде церковной, но и вне ее. «Православная Церковь свидетельствует, что христианский мир, который находится вне ее ограды, не есть что-то с нею никак не сообщающееся…, что свет благодати, имеющий источником своим Церковь, неизреченно... простирается и за видимые ее пределы». Однако, хотя это спасающее действие благодати совершается вне видимых границ Церкви, но оно имеет ее своим источником. Говоря иначе, мы признаем, что спасение возможно вне Церкви только по причине того, что существует сама Церковь, ибо она есть единственный в мире источник Божией благодати, которая пребывает в ней в полноте и может спасительного изливаться вовне, спасение может совершаться вне пределов Православной Церкви, но оно не может совершаться вне ее спасительного бытия.

Наиболее болезненным и не лишенным внутренних противоречий остается, в этой связи, вопрос об отношении Православия к Римо-католической Церкви. Вероучительные заблуждения римо-католичества очевидны, причем некоторые из них, например, учение об исхождении Св. Духа, затрагивают догматические основы веры. Возникает закономерный вопрос: сохраняет ли истинную церковную природу исповедание, которое содержит ложные вероучения, ибо природа Церкви — Тела Христова не может быть ущербной или неполной. Исчерпывающий ответ на этот вопрос дать чрезвычайно сложно, но, тем не менее, Православная Церковь продолжает верить в то, что ложные воззрения Римо-католической Церкви не исказили окончательно ее церковную природу, в отличие от всех протестантских исповеданий.

Установленные Православной Церковью различные чины воссоединения инославных христиан с Православием отражают степень поврежденности церковной природы и ее вероучения в различных христианских исповеданиях. Еще в IV-V веках сложились три чина воссоединения с Православной Церковью, порядок которых затем был закреплен в правилах Вселенских и Поместных Соборов и в правилах святых отцов, в частности, в 95 правиле VI Вселенского Собора.

Через таинство крещения принимаются представители тех религиозных течений, которые отдаленно сохранили историческую и вероучительную связь с христианством, но существенно исказили основные истины христианской веры. Термин «христианское исповедание» или даже «христианская секта» не может быть с полным правом использован по отношению к ним, скорее, мы можем говорить о псевдохристианских течениях. Прежде всего, это те кто исказили учение о Святой Троице настолько, что они (как, скажем, «Свидетели Иеговы») отвергают триединство Божие, или те, кто совершенно исказили учение о лице Спасителя, или отвергают Его Божественность, или ложно учат о Его воплощении (как, например, представители «Белого братства» и «Богородичного центра»).

Через таинство миропомазания воссоединяются с Православной Церковью представители тех христианских исповеданий, в которых несмотря на существенное искажение церковного устроения, сохранились основы христианского сознания. Сохранилась вера в Троичного Бога, сохранился догмат Боговоплощения Господа Иисуса Христа, но не сохранилась полнота благодатного церковного бытия, видимым признаком которого служит апостолькое преемство священнослужителей. По древнему церковному правилу, запрещающему повторять таинство крещения, крещение этих исповеданий признается, поскольку нет сомнений в их поклонении истинному Богу. Переходящим же в Православие преподается миропомазание, потому что у них его либо вовсе нет, либо оно не имеет благодатной силы как совершенное не священником. Этим чином принимаются лютеране, кальвинисты и другие более или менее традиционные протестанты.

И, наконец, третьим чином — через таинство покаяния, или исповедания православной веры, воссоединяются с Православной Церковью переходящие из тех христианских исповеданий, которые кроме основ вероучения сохранили и основы церковного устроения, видимо выраженного в непрерывном апостольском преемстве священнослужения, но имеющие в своем богословии искажения догматического учения древней церкви. Как сказано об этом в Послании Святейшего Правительствующего Синода Русской Православной Церкви от 25 февраля 1903 г.: «Мы чтим апостольское преемство латинской иерархии и приходящих к нашей Церкви клириков их принимаем в сущем сане подобно тому, как принимаем армян, коптов, несториан и других, не утративших апостольского преемства».

Столь тщательно различая степень сохранившейся чистоты веры и церковной жизни в инославных исповеданиях, Православная Церковь вместе с тем хранит твердую уверенность в том, что полнота вероучительной истины и церковного бытия хранится лишь в семье Поместных Православных Церквей.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-11; Просмотров: 1206; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь