Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Выводы по теме «О спасении вне Церкви».
Перед нами стоит очень трудная задача. С одной стороны, мы видим, как святитель Игнатий (Брянчанинов) отказывает в спасении не только неверующим и иноверным, но и инославным. К позиции святителя Игнатия примыкает мнение протодьякона Анлрея Кураева. С другой стороны, мы ознакомились с позицией профессора МДА А.И.Осиповым, который вполне допускает спасение и для неверующих и иноверных и для инославных. Сначала рассмотрим те евангельские тексты, на которые опирался А.И.Осипов. Рассмотрим их не к сокращенном виде, а в контексте. Еще раз обращаемся к первой евангельской цитате святого апостола Павла: « А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего » (2 Кор.5: 15). Как мы видим, здесь речь идет уже не только о том, что Христос за всех умер, а о том, что все люди после этого должны всю свою жизнь посвятить Христу. Во второй цитате в 1-ом послании к Тимофею апостол Павел пишет: « Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живого, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных » (1 Тим.4: 10). Здесь опять акцент ставиться не на всех, а на тех, которые верны. Теперь продолжим и третью цитату: « Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке » (Тит.2: 11-12). Как мы видим речь и здесь идет о том, чтобы все живущие люди жили благочестиво. Приведем здесь и другой текст святого апостола Павла из послания к Римлянам: «" Нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного. Гортань их - открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их. Уста их полны злословия и горечи. Ноги их быстры на пролитие крови; разрушение и пагуба на путях их; они не знают пути мира. Нет страха Божия перед глазами их ". Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом, потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех. Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией » (Рим.3: 10-23). Здесь все акценты расставлены очень четко, спасение возможно только через веру в Иисуса Христа. Другого пути спасения нет. Конечно, очень многие святые отцы пишут о том, что люди, живущие без Христа, могут спастись тем, что будут жить по совести. Но надо полагать, что спасение без Христа подобно спасению с терпящего катастрофу самолета без парашюта. Можно упасть в воду, можно в стог сена, можно в занесенный снегом овраг, но спасение при этом остается крайне редким явлением. Интересная, но справедливая характеристика инославия дана в образных словах святителя Православной Церкви XIX столетия, святителя Феофана Затворника, который много и справедливо критиковал инославных в своих творениях и письмах. В одном из своих писем он сравнивает действие Духа Святого в мире с человеческим дыханием и далее говорит, что «легкие, в которых это дыхание совершается, есть Святая Церковь. Каналы легких - это Божественные Таинства и другие освятительные действия. Чтобы Дух Божий оказывал полное свое действие, необходимо, чтобы органы, Им Самим учрежденные для сообщения Себя, были целы, то есть, чтобы все Божественные таинства и священнодействия сохранялись в том виде, как они установлены святыми апостолами по научению Святого Духа. Где учреждения эти повреждены, там дыхание Божественного Духа не имеет полного действия. Так у папистов (т.е. католиков) все таинства повреждены и многие священнодействия тоже. У лютеран большая часть таинств отвергнута, а оставшаяся часть искажена и в мыслях, и в слове. Лютеране похожи на тех, у кого три четверти легких сгнило, а остальная дотлевает...». Интереснейшее мнение по поводу спасения инославных высказывает святитель Филарет (Дроздов): «Поскольку я не знаю, многие ли из христиан Запада глубоко проникнуты особыми мнениями, обнаруживающимися в Церквах Запада, и кто из них твердо держится краеугольного камня Вселенской Церкви Христа, то высказанное мною справедливое уважение к учению Восточной Церкви ни как не составляет моего суда, и осуждения западных христиан и Западной Церкви. По законам церковным я придаю Западную Церковь суду Церкви Вселенской, а души Западных христиан суду или точнее милосердию Божьму». Попробуем подвести теперь итог всем нашим рассуждениям. Можно представить себе следующую картину. Есть три круга действия Божественной благодати. Первый, самый внутренний круг, это круг спасающей благодати, которая в первую очередь действует в Православной Церкви. Здесь условия для спасения наиболее благоприятные. Второй круг, несколько далее лежащий от центра – это круг действующей благодати, в этом кругу действующей благодати пребывают все инославные, католики, лютеране, реформаторы, баптисты, адвентисты, пятидесятники и другие. Именно к ним относятся слова, сказанные митрополитом Филаретом, что они тогда имеют надежду на спасение, когда держатся, в первую очередь, краеугольного камня – Христа Спасителя, не настаивая на своих конфессиональных убеждениях. Третий круг, еще далее лежащий вдали от центра, это круг призывающей благодати Божьей, в котором пребывают все неверующие и иноверные. Спасение в этом кругу возможно лишь в редчайших случаях. Оформим эту словесную картину в виде рисунка.
Вопросы для повторения 1. Опишите четыре различных варианта понимания того, где проходят границы Церкви. 2. Выделите для трех первых вариантов понимания границ Церкви, слабость позиции. 3. Расскажите о позиции святителя Игнатия (Брянчанинова) в отношении спасения иноверных и инославных. 4. Охарактеризуйте позицию проф. МДА А.И.Осипова в отношении спасения вне Церкви. 5. Охарактеризуйте позицию протодьякона Андрея Курвева. 6. Сделайте самостоятельные выводы о спасении неверующих, иноверных и инославных. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-11; Просмотров: 506; Нарушение авторского права страницы