Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Пикардия (Франция): Камбре, Бове, Дан



Камбре в Пикардии (на крайнем севере нынешней Франции), на ме­сте которого раньше располагался римский город Камаракум, завоевывали мадьяры и норманны. К X в. он стал маленьким епископским городом, " civitas", за стенами которого располагался огороженный частоколом торговый квартал (faubourg). К 1070 г. пригородные купцы разбогатели настолько, что потребовали огородить свой квартал каменной стеной.

В 1075 г., вскоре после того, как папа Григорий VII провозгласил по­литическое и правовое единство церкви и ее независимость от империи, население Камбре, возглавляемое одним священником-папистом и богатыми купцами, вос­стало против власти императора и его епископа и " присягнуло коммуне" [т.е.


города с населением Города с населением Города с населением

сбыте 40 тысяч челобек сбыте 20 тысяч челобек свыше 10 тысяч человек

Города с населением до W тысяч человек

Карта 3. Города Западной Европы около 1250 г.

коллективной присягой основало городскую общину. — Примеч. перев.]. Это восстание быстро подавили. Однако еще через два года, когда новый епископ покинул свою епархию для принятия императорской инвеституры, второе вос­стание добилось успеха. Вновь возглавляемые григорианцем-священником и богатыми купцами, жители Камбре принесли присягу на верность городской коммуне и поклялись защищать ее от восстановления епископской власти. Од­нако в 1106 г. вмешался император, еще раз раздавив общину. И только по окончании борьбы за инвеституру (1122 г.) Камбре получил новую хартию вольностей, самый старый список которой датируется 1184 г.

Другие епископские города Пикардии на севере Франции последовали примеру Камбре и в конце XI — начале XII в. восстали против император­ской власти, провозглашая присяжные коммуны. Как и в Камбре, епископы, власть которых первоначально исходила от императора, часто (хотя и не всег­да) выступали против коммун, а партия папы их часто поддерживала10. Так


обстояло дело не только в Северной Франции, но и в Нидерландах и в Се­верной Италии, где происходили городские бунты, подобные камбрийскому. Бове, тоже в Пикардии, представляет особый интерес, потому что в XII в. он получил хартию, обеспечивавшую большие полномочия самоуправ­ления и широкие привилегии граждан (буржуа). Присяжная коммуна была создана в Бове в последние годы XI столетия, после четырех десятилетий острого конфликта между буржуа и целым рядом епископов. В конце концов король Людовик VI (1108—1137) издал хартию, признавшую власть общины; в 1144 г. ее подтвердил Людовик VII, а в 1182 г. (с некоторыми дополне­ниями) Филипп-Август. Среди 17 статей хартии были такие:

— все люди в стенах города и в пригороде должны принести присягу коммуне;

— каждый должен помогать другому, как сочтет правильным;

— если любой человек, присягнувший коммуне, подвергается нару­шению его прав и приносит жалобу пэрам коммуны (франц. " pairs" — " рав­ные", имеются в виду ведущие граждане города), они пусть примут меры против личности или собственности обидчика, разве что он возместит ущерб в соответствии с их решением; а если обидчик бежал, пэры коммуны пусть совместно получат удовлетворение за счет его собственности или личности или тех, к кому он бежал;

— так же, если купец приедет в Бове на рынок и кто-нибудь в стенах города нарушит его права и пэрам поступит жалоба, они должны дать купцу удовлетворение;

— ни один человек, нарушивший права члена общины, не будет до­пущен в город до тех пор, пока он не даст возмещения согласно решению пэров; это правило может, по совету пэров, не применяться в отношении лиц, приведенных в город епископом Бове;

— ни один член коммуны не должен предоставлять кредит ее врагам и общаться с ними, кроме как с разрешения пэров;

— пэры коммуны пусть присягнут, что они будут судить справедливо, а все прочие пусть присягнут, что будут признавать и исполнять решения пэров11.

Другие положения касались работы мельниц, взимания долгов (чело­век не мог быть взят заложником за долг), общественной защиты пищи, рав­ных мер тканей, ограничений разных феодальных трудовых повинностей, ко­торые горожане все еще были должны нести в пользу епископа.

Хартия не определяла форму управления городской общины, а только устанавливала, что ее пэры должны выносить решения и гаранти­ровать жизнь и собственность ее членов. На практике хартия ничего не добавляла к тому, что было установлено не менее одного-двух десятилетий назад, за исключением последнего положения, в котором говорилось, что " мы, [король], уступаем и подтверждаем правосудие и суждение, которое будут осуществлять пэры". Короче говоря, хартия была признанием свер­шившегося факта: восстания буржуа города Бове в разгар Папской рево­люции, формирования его присяжной коммуны, ограничения политической и экономической власти епископа, который прежде был не только главным духовным лицом, но и главным сеньором города, и принимал самое ак­тивное участие в местной и межсемейной политике. Хотя сама-хартия


была лаконична до крайности, она ясно подразумевала, что сеньориальные права в городе Бове будут отныне сурово ограничены.

Положение, что " все люди" должны принести присягу общине и под­чиняться ее юрисдикции, не включало духовенства и дворян вне зависимости от того, жили они в стенах города или за ними. На практике новые городские сообщества Европы соперничали с духовными и феодальными властями. На заднем плане этого соперничества стояли центральные королевские и папские власти, помогавшие его упорядочить.

Бове был несколько необычен, хотя ни в коей мере не уникален, тем, что епископская и феодальная власть в нем были объединены в лице епископа. Феодальный суд епископа Бове, который посещали все дворяне (" свободные" ), подчиненные ему как феодальному сеньору, сохранял значительную светскую уголовную и гражданскую юрисдикцию над городом. В целом, однако, эти и другие феодальные прерогативы епископа уменьшались на протяжении XII и XIII столетий отчасти потому, что французская корона оказывала городам су­щественную поддержку в их борьбе против феодального контроля. Церковная юрисдикция епископа была иное дело: здесь усилия городских властей уменьшить неприкосновенность духовенства в отношении городской юрисдикции в основном не имели успеха, в частности потому, что в этой борьбе на стороне церкви был обычно не только король, но и папа. Указ Филиппа-Августа в 1210 г. запретил магистратам французских городов арестовывать клириков, разве что те будут схвачены на месте преступления, но даже тогда их следовало передать в цер­ковный суд, который один имел полномочия судить их по большинству дел. На­конец, самой королевской власти городская община должна была уступать " вы­сокое правосудие", то есть юрисдикцию в отношении преступлений, наказуемых смертной казнью, а также некоторый объем апелляционной юрисдикции в об­ласти " среднего" и " низкого" правосудия.

Несмотря на эти ограничения в пользу феодальной, епископской и королевской власти, в руках городской коммуны оставался значительный объ­ем самостоятельной юрисдикции над ее членами и значительный объем са­мостоятельного и своеобразного городского права.

Многие новые городские коммуны на севере и юге Франции, а также в других частях Европы называли себя " коммунами ради мира" (" communia pro pace" ). Среди них был Лан, расположенный недалеко от Камбре и Бове. Именно там в 1128 г. Людовик VI провозгласил Institutio Pads, признав этот город " прибежищем мира и безопасности для всех, равно свободных и не­свободных. И здесь также непосредственным политическим вопросом был конфликт между епископом и гражданами. Отчасти это был конфликт внутри церкви по поводу природы епископской власти и притязаний соперников — короля и папы — на верность епископа, отчасти же — конфликт между фе­одальными и городскими экономическими и социальными интересами и цен­ностями. Подавление образовавшейся до этого коммуны повлекло за собой длительный период беспорядков. В 1112 г. даже был убит епископ. Указ " Institutio Pacis" был попыткой компромисса в духе Вормсского конкордата (1122 г.), который установил окончательный компромисс в борьбе за инве­ституру. Была признана высшая феодальная юрисдикция епископа Лана, и он продолжал назначать местных судей (echevins), но мэр и " присяжные" (jurati, jures, то есть " приносящие присягу" ), соответствующие пэрам Бове


44-499



и других городов, тоже имели юрисдикцию по соблюдению обычаев города и должны были обеспечивать правосудие, когда епископского было недоста­точно. Сервы, переселившиеся в город из других мест, получали свободу, а сервы местных помещиков освобождались от многих повинностей; были от­менены менмортабль и формарьяж, а талья сведена к фиксированному пла­тежу и ограничена определенным кругом лиц.

В Пикардии, как и в других областях Европы, время работало на городское самоуправление. Там, где, как в Лане, епископ сохранил право назначения на должности, его назначенцы становились муниципальными чи­новниками магистрата и к концу XII столетия, как правило, избирались при­сяжными. Везде магистрат состоял из небольшой группы людей, выдвинутых ведущими гражданами и избираемых всеми жителями.

Франция: Лорри, Монтобан

Весьма широким вольностям, дарованным Людовиком VI епископским городам Пикардии, можно противопоставить " элементарные свободы" (выра­жение Карла Стивенсона), данные тем же монархом десяткам городов, рас­положенных в королевском домене вокруг Парижа и прилегающих районах. Один такой небольшой город возле Орлеана, Лорри, получил от Людовика VI знаменитую грамоту, послужившую моделью для многих таких городов. Эта грамота установила максимальный размер ренты за землю и дом, отме­нила талью и многие другие подати, уменьшила военные повинности до од­нодневной службы в ближайших окрестностях, упразднила " corvees" (с одним только исключением, что люди, имевшие лошадей и повозки, должны были раз в год доставлять в Орлеан королевское вино), ограничила штрафы, на­казания, пошлины, сборы и другие платежи. Эта грамота установила, что любой человек, мирно проживший в городе год и один день, получает свободу и не может быть затребован своим прежним хозяином. Граждане могли про­дать свое имущество и отправиться куда угодно. Граждан нельзя было судить вне города, а для судебного разбирательства в городе были установлены раз­личные нормы процедуры. Обязательного предоставления кредита отныне не существовало, только королю и королеве давалось две недели, чтобы запла­тить за пищу.

К.Стивенсон замечает: " Лорри был очень маленький городок, и сво­боды там были явно второсортные. У него не было самоуправления, вся по­литическая власть оставалась за королем и его министрами. Однако же по­ложение его жителей было несомненно привилегированным... житель Лорри... был экономически и юридически свободен. Он был вне досягаемости произ­вола домениальной эксплуатации. Его права держания и статус были типично буржуазными... Обычным объектом держания было не поле, а участок для строительства. Привилегии жителей были по существу такие же, какие тре­бовали для себя купцы в качестве минимума для поселения в том или ином месте. Именно по этой причине обычаи Лорри пользовались столь замеча-тельной популярностью в последующие века.

Если свободы Лорри были более " элементарными", чем Бове, это было обусловлено, несомненно, тем, что Лорри находился в королевском домене, а


Бове — в домене вассала короля. Не только короли, но и герцоги, графы и другие правители областей имели сильные побудительные мотивы к тому, что­бы способствовать появлению городов на своих землях; города привлекали ма­стеровых, ремесленников и купцов, а с них можно было получать денежные ренты. Однако в то же время правитель территории неохотно отказывался от политической власти над городами. Хороший пример — хартия вольностей, дарованная в 1144 г. городу Монтобану на юге Франции графом Альфонсом Тулузским. Граф предложил для нового поселения участок своей собственной земли, примыкающей к более старому городу Монториолю, в котором царила постоянная вражда между горожанами и главой аббатства, вдоль стен которого был построен этот город. Желая переманить жителей из Монториоля, граф не только даровал свободы, но и согласился советоваться по ряду вопросов с " го­рожанами из лучших". Вероятно, именно с помощью таких горожан и был ор­ганизован и финансировался город. К концу столетия Монтобан управлялся собственными выборными должностными лицами.

Нормандия: Верней

В XI—XII вв. города Нормандии не очень отличались от городов Франции в отношении свобод, управления и законов. Классический пример нормандской городской хартии — хартия, дарованная Вернею Генрихом I, герцогом Нормандии и королем Англии с 1100 по 1135 г. Хартия устанав­ливала, что каждый горожанин (буржуа) должен получить три акра земли и сада, за которые он должен платить ежегодно 12 денье, независимо от коли­чества построенных им домов. Он должен был также заплатить единовремен­ную сумму в 7 денье за право стать гражданином и потом ежегодно платить 4 денье на содержание стражи. Это были небольшие деньги. Горожанин не был обязан нести военную службу, если только войско не возглавит лично король. За исключением службы лично королю, он не был обязан нести службу по королевским делам. Его нельзя было обязать предоставить кредит, даже самому королю. Он освобождался от всех таможенных сборов на импорт на три года, а на импорт некоторых товаров, таких как пища, одежда и пред­меты для личного потребления, навсегда. Король мог облагать налогом про­дажи на местнрм рынке, включая продажи скота, вина, соли, зерна, рыбы, кожи и тканей. Помол зерна, выпечка хлеба, пивоварение и винокурение были открыты для граждан после уплаты определенных сумм. Правосудие оставалось в руках прево, но разбирательства происходили в городе, за исключением тех случаев, когда жалобы подавались лично королю. Говоря словами Стивенсона, " подробные статьи ограничивают штрафы и наказа­ния, которые могут быть наложены в определенных случаях, предписыва­ют методы сбора долгов, ограничивают применение поединка и устанавли­вают правила разрешения еще дюжины юридических вопросов, важных

1 7

для городского населения" 1'.

Со временем вольности Вернея были распространены и на другие го­рода Нормандии.


44*


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 387; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.037 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь