Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
НОРМАННСКОЕ СИЦИЛИЙСКОЕ КОРОЛЕВСТВО
В течение столетий Италия южнее Рима находилась главным образом под властью либо Византии, либо исламских халифатов, либо под их двойной властью, а население было преимущественно греческим и арабским, а также латинским и в меньшей степени еврейским. Кроме того, некоторые территории находились под властью лангобардов. Такова была ситуация, когда норманны вышли на историческую сцену. В первые десятилетия XI в. норманнские рыцари стали поодиночке и небольшими группами отправляться в Италию для службы наемными солдатами или в поисках удачи иными средствами. Среди них были одиннадцать сыновей мелкого норманнского барона по имени Танкред де Оте-виль. Сыновья Танкреда организовывали все большее число своих норманнских соотечественников, совместно с наемниками для успешных военных рейдов в Anyлию, Калабрию и Капую. К 1050-м гт. они утвердились как правители больших территорий на юге Аппенинского полуострова и готовились вторгнуться на Сицилию. Однако в 1050 г. папство, готовившееся сбросить с себя оковы императорского господства и даже мечтавшего о крестовом походе против ислама для освобождения Гроба Господня, также обратило свои взоры на южную Италию. В 1053 г. папа Лев IX сделал серьезную ошибку, направив против норманнов войско численностью свыше тысячи наемников из Швабии, Ломбардии и других областей, рассчитывая наконец остановить этих разбойников и мародеров. Но папское войско было разбито наголову при Цивитате, к востоку от Неаполя. После этого папство взяло другой курс: оно стремилось привлечь норманнских вождей как союзников в предстоящей борьбе против императора. В 1059 г. на синоде, состоявшемся в Мельфи в Апулии, папа Николай II принял в число своих вассалов двоих сыновей Танкреда — Роберта Гвискара (Роберта Хитрого) в качестве " герцога Апулии и Калабрии, милостью Бога и Св. Петра, а в будущем, с их помощью, герцога Сицилии" и его брата Ричарда в качестве князя Капуи. В ответ на эту папскую легитимацию их претензий на создание королевства Роберт и Ричард поклялись защищать личность и статус папы Николая II, отстаивать свободу выборов папы, провозглашенную впервые несколькими месяцами раньше в Риме, и " поддерживать Святую Римскую церковь повсюду и против кого бы то ни было во имя сохранения и приумножения достояния Св. Петра". Укрепленный, или по меньшей мере поощренный, папской поддержкой, младший брат Роберта Гви-скара Рожер де Отевиль взял на себя ведущую роль в войнах против мусульман за завоевание Сицилии в 1060-х г., а в 1072 г. Роберт Гвискар и Рожер захватили Палермо — тогда самый крупный город в христианском мире, за исключением Константинополя. Роберт Гвискар объявил себя королем Сицилии и отдал большую часть королевства Рожеру в качестве лена, Рожер, принявший на себя титул великого графа Сицилии, который он носил до своей смерти в 1105 г., собственно говоря, не был королем, хотя он обычно упоминается как Рожер I, а Роберт Гвискар (умерший в 1085 г.) был королем только по собственному назначению. Однако оба претендовали на роль, отводившуюся королевской власти в XI столетии и описанную в " Norman Anonymous" в 1100 г.: роль наместника Христа, главного священника и главного правителя, наделенного Богом " неограниченной сакральной, а также политической властью. За сорок лет до того, как папство призвало весь христианский мир к крестовому походу за освобождение Палестины, Роберт Гвискар и Рожер считали свои военные предприятия священными войнами. Отправляясь на битвы против мусульманских войск, они призывали своих сторонников воевать как солдаты армии Христа. Описывая приготовления Роберта Гвискара к вторжению на Сицилию, летописец приводит его слова: " Я хочу освободить католиков и христиан от сарацин и быть орудием Божьего возмездия". Далее говорилось, что во время последующих боевых действий он убеждал своих приверженцев идти в бой, вдохновляясь святым причастием. " Верьте в Бога, а не в численное превосходство, и полагайтесь на Святой Дух, который даст победу вашему правому делу" . Это был крестовый поход Роберта и Рожера, а не папы, хотя они и были рады папскому благословению. Помимо предводительства в священных войнах против языческих сарацин, а иногда и против христианских греков, Роберт Гвискар и Рожер также осуществляли высшую власть над церковью в пределах их владений. В завоеванных странах они реорганизовывали епархии или создавали новые, назначали собственных епископов — норманнов или дружественно относившихся к норманнам прелатов. " В ходе моего завоевания Сицилии, — говорил Рожер, — я создавал сицилийские епархии" 8. Он и Роберт Гвискар были ревностными приверженцами церкви. Оба были озабочены укреплением канонического права и ввели отдельную церковную юрисдикцию для суда над духовными лицами. Но это были их церковь и их каноническое право. Они оставались верховными главами церковного правосудия в рамках их владений. И в этом им удалось обеспечить себе папскую поддержку. Папа " мог в крайних выражениях осуждать светскую инвеституру, но он обычно подтверждал без реального протеста епископские назначения, сделанные на Сицилии этим " борцом за христианскую веру, воином Рожером", блестящим в совете и доблестным на войне". Действительно, в 1908 г. папа Урбан II своей папской буллой предоставил графу Рожеру и его преемникам наследование права папского легата в Калабрии и Сицилии. Эта пресловутая булла (отмененная лишь в 1867 г., незадолго до объединения Италии) гарантировала, что ни один папский легат не вступит во владения Рожера без согласия последнего. Почему папство в апогее папской революции согласилось пожертвовать во имя союза с норманнскими правителями Сицилии основным принципом ради которого осуществлялась революция, а именно свободой церкви? Во-первых, папство нуждалось в поддержке норманнской военной силы для защиты Рима против императора. И действительно, в 1804 г., когда Генрих IV после долгой осады ворвался в Рим, Роберт Гвискар выступил против него с большим войском калабрийских и сарацинских наемников и заставил его уйти. Во-вторых, папство нуждалось в союзе с норманнским королевством Сицилии для легитимации его борьбы за политическую независимость церкви и особенно для легитимации его бунта против политического господства императора над папством. В 1059 г., когда Пасхальный собор в Риме провозгласил свободу папских выборов, папство все еще было, с политической точки зрения, составной частью империи. Оно не имело права поддерживать независимые политические отношения с любым другим политическим образованием. Существование норманнского политического образования давало папству возможность установить политические отношения с другой властью независимо от императора или кого-то еще. То обстоятельство, что Роберт Гвискар и его братья находились вне империи, усиливало значение этого притязания независимой папской власти на ведение внешнеполитических отношений. Таким образом, союз с норманнами юга знаменовал важный шаг в формировании папства как определенного государства в новом смысле. Папство, однако, заплатило высокую цену за этот шаг. Норманнские правители Южной Италии были безжалостными тиранами, они и их преемники не только господствовали над церковью в своих владениях, но также проявляли редкую жестокость, совершенно несовместимую с их страстной верой во Христа. Например, в 1804 г., три дня спустя после освобождения Рима Робертом Гвискаром и его войсками от императора Генриха IV, эти войска начали, под предлогом подавления восстания, жечь, грабить и разрушать город, насиловать и убивать людей и отправлять в рабство многих видных граждан. Папа Григорий VII бежал в отчаянии из своей столицы, разоренной не его императорскими врагами, а норманнскими союзниками и освободителями. Если обратиться к другой стороне вопроса, то почему норманнские правители были готовы во имя союза с папством рисковать своими абсолютистскими теориями власти и концепциями священности королевской власти? Почему, в самом деле, ради этого союза они были готовы воевать с императором, хотя в то время они даже не имели для этого причин и были полностью заняты арабами и греками на юге? Во-первых, Роберт Гвискар и Рожер нуждались в благословении папства, чтобы стать королями. Иначе у них была бы сила, но не власть. У германских королей власть традиционно основывалась на наследовании или выборах. Теория папской партии добавила третий источник королевской власти — освящение королевского титула властью папы. Норманнские вожди не имели наследственного права на управление Южной Италией. Они фактически устроили " избрание" себя своими сторонниками и " освящение" себя собственными прелатами, но никто не был этим обманут. Только епископ Рима мог легитимировать их власть и их завоевания и таким путем закрепить их, так же как только они могли легитимировать его политическую независимость от императора и таким путем закрепить ее10. Признавая легитимность друг друга, папа и норманнский правитель Сицилии создали два первых новых государства в Европе — одно церковное, другое светское. Во-вторых, в период борьбы папской партии Римская церковь открыла перед королями и королевствами Европы новую миссию, совпадавшую особенно с интересами норманнских правителей Юга, и в которую эти правители горячо верили. Частично миссия была геополитической - объединить Запад против сарацинского мира, повернуть его в военном, политическом и экономическом отношениях на юг и восток. Частично миссия была национальной — побудить светских правителей к организации соответствующих территориальных политических сообществ и установлению мира между воюющими племенами и феодалами. Частично миссия была правовой — водворить справедливость и реформировать мир посредством права. Норманны Южной Италии с энтузиазмом подхватили эти цели папской партии. Они были рады вести войска в крестовые походы против сарацин и греков и в конце концов установить мирные и торговые отношения между многоязычными народами своего и соседних королевств. Они были также, подобно их соотечественникам-норманнам в Нормандии и Англии, способными администраторами и юристами и стали разделять веру папства в реформирующую и спасительную силу правовых учреждений. Связи с Римом помогли норманнам создать в Южной Италии не только легитимную государственную власть, но также блестящую цивилизацию — практически самое богатое и мощное государство и самый крупный центр искусства, науки и техники на Западе в середине XII столетия. При Рожере II (1112—1154) его столица, Палермо, была самым большим и космополитическим городом на Западе. Его торговый флот был самым большим в Европе. Палермо был зернохранилищем для Северной Африки и самым крупным поставщиком шелковых тканей на европейский континент. Он занимал ведущие позиции в астрономии, географии и других науках, опираясь в значительной мере на интеллектуальный потенциал мусульманского мира, а через него и Востока, включая, возможно, и Китай. Медицинская школа в университете Салерно была лучшей в Европе. Представители литературы и науки при королевском дворе в Палермо сочетали лучшие из латинских, арабских и греческих традиций. Были популярны французская и арабская поэзия, труды Платона, Евклида и Птолемея переводились на латинский язык. Дворцы и соборы Сицилии XII в., сочетавшие норманно-романский архитектурный стиль с византийским искусством мозаики, остаются среди самых крупных художественных сокровищ Европы. Однако норманны также в конечном счете заплатили высокую цену за их союз с папством. Противоречия между их приверженностью Римской церкви и тотальным господством над духовенством в их владениях, между их приверженностью законности и собственной тиранической властью, между их страстной христианской верой и варварской жестокостью, а также противоречия между западными, византийскими, мусульманскими, норманнскими, греческими и арабскими компонентами их культуры вели их к саморазрушению. Это саморазрушение наступило после того, как внук Рожера II, император Фридрих II, являвшийся также внуком императора Фридриха Барбароссы, использовал свою мощную власть для восстановления императорского верховенства над церковью и подчинения своему господству не только Южной Италии и германских территорий, принадлежавших ему по наследству, но также итальянских городов Севера. Действительно, Фридрих, являвшийся, возможно, самым блестящим и могущественным монархом в истории Европы после Карла Великого и до Наполеона, не остановился на Италии, а предпринял, несмотря на папское отлучение от церкви, крестовый поход и короновал себя как король Иерусалима. Когда он умер в 1250 г., его сын Манфред продолжил его политику подчинения североитальянских городов до тех пор, пока папа Урбан IV не нашел защитника в лице Карла Анжуйского, которому он предложил корону Сицилии за свержение Манфреда. В 1266 г. Карлу это, наконец, удалось. Однако и Карл также был чрезмерно самонадеян, заносчив и жесток. Население Сицилии, которую он подчинил деспотическому господству французов, в 1282 г. восстало и перебило французских поработителей. Это восстание, названное Сицилийской вечерней, в конечном счете имело результатом изгнание французов с Сицилии и ограничение их власти Калабрией и Апулией, которые с тех пор стали называться Неаполитанским королевством. Сама Сицилия с тех пор находилась под властью дома Арагонов. Обе части политического образования, названного позднее " обеими Сицилиями", были опустошены и деморализованы во время войн, приведших к их разделению, и с тех пор уже не смогли полностью оправиться. Норманнское государство Если бы норманнское Сицилийское королевство, являвшееся сильнейшим королевством Европы в XII столетии, имело будущее, сравнимое с будущим норманнского королевства Англии, то политические и правовые институты, созданные в Сицилии в XII столетии, изучались бы столь же много и были столь же известны сегодня, как и институты Англии XII в., поскольку Сицилийское королевство представляло собой первое территориальное государство на Западе с первой новой западной системой королевского права. Сицилийские норманны продемонстрировали тот же самый управленческий гений, что и их соотечественники в Нормандии и Англии. Характерно, что они не пытались ликвидировать ранее существовавшие политические и правовые институты завоеванных народов, а скорее стремились в максимально возможной степени использовать их в рамках новой политико-административной правовой структуры, которая была одновременно и более централизованной и более децентрализованной. Подобная готовность сохранять старое и приспосабливать его к новому была характерна для тех скандинавов, которые в 911 г впервые постоянно поселились в империи франков на территории, ставшей называться Нормандией. Они уважали наиболее развитые обычаи побежденных франков, ассимилировали их и приспосабливали к новым условиям. Их потомки, оккупировавшие Англию полтора столетия спустя, также стремились сохранить, где возможно, политические и правовые институты англосаксов. Так и в Южной Италии норманнские правители приспосабливали к собственным нуждам различные черты ранее существовавшей политической и правовой культуры, в то же самое время трансформируя эту культуру в новый тип государства и новый тип права. В Южной Италии норманны встретили развитое, хотя и клонящееся к закату политическое образование, само по " себе представлявшее собой со- 49* единение многих элементов. Оно находилось частично под управлением мусульманского губернатора в Палермо, называвшегося " эмиром" и правившего самовластно с помощью ряда правительственных органов. Норманнские правители, начиная с Роберта Гвискара, сохранили должность губернатора в Палермо и даже титул " эмир", переведенный на латинский лад как amiratus (от которого происходит современное морское звание " адмирал" ), более того, большинство лиц, занимавших эту должность в первое столетие норманнского господства, были греческого или арабского происхождения. Amiratus, подобно его предшественникам, управлял с помощью правительственных органов, в которых работали чиновники, подготовленные на основе прежней административной теории и практики — главным образом византийской в Апулии, преимущественно арабской в Сицилии. Норманны, однако, ввели систему экзаменов для поступления на гражданскую службу представителей различных классов. Это нововведение могло быть подсказано китайской практикой, о которой могли рассказать арабские или еврейские путешественники. Помимо использования существовавших учреждений норманны создали новые, тесно связанные с королевским двором. Одним из них была канцелярия, вероятно, организованная по образцу папской канцелярии. Ее глава, сначала называвшийся протонотариусом (pritonotary) и позднее канцлером, хранил королевскую печать и был ответствен за издание от имени короля мандатов, дипломов, указов и разнообразных предписаний. Канцлер Рожера II, Гварин, был вторым " я" короля и управлял королевством, когда Рожер был на войне. Другим новым центральным учреждением было казначейство, сначала называвшееся dogana, занимавшееся ведением королевских счетов и управлявшее разработанной системой налогообложения. Казначейство заимствовало некоторые свои черты из ранее существовавшего арабского финансового учреждения diwan и арабской системы ведения счетов. Вероятно, оно также много заимствовало из высокоразвитой структуры финансового управления и налогообложения, созданной в конце XI и начале XII столетия в римской курии. Еще одним новым официальным органом, созданным норманнами, был профессиональный королевский суд с юрисдикцией в отношении наиболее серьезных преступлений, а также гражданских споров между свободными людьми, включавших нарушение домашнего мира и права собственности на фригольд. В 1136 г. Рожер И назначил " юстициария" для разбирательства дел и руководства королевской системой правосудия. Королевский суд командировал в провинции судей для проведения судебных сессий. Со временем такие путешествующие судьи заняли на местах постоянные должности, а верховный суд в Палермо стал предназначен для наиболее важных дел. К концу XII столетия суды феодалов и городов перешли в прямое подчинение королевских судов, которые имели монополию по делам, называвшимся по-разному: " уголовные процессы", " процессы меча", " кровная юрисдикция" и " высокое правосудие". Они не имели аналогов в византийской или мусульманской практике. Норманны в Сицилии XII в. создали также институт королевских бейлифов, называвшихся baiuli, похожих по названию и функциям на бейлифов (ballivi) герцогства Нормандского. Они были, во-первых, исполнительными чиновниками короля, направлявшимися для исполнения королевских приказов. Позднее они приобрели более широкие административные и квази-ад- министративные полномочия. Они находились в должности в течение определенного срока. В XIII столетии, при Фридрихе II, они стали оплачиваемыми и сменяемыми чиновниками. С помощью таких сложных управленческих институтов норманнские короли Сицилии укрепляли свои связи с населением в целом и свой контроль над феодальной и городской аристократией. Король был не просто сюзереном своих вассалов, получавших лен непосредственно от него, он управлял всем народом на своей территории непосредственно, хотя и не во всех областях жизни. Если его вассалы намеревались осуществить свое феодальное право сопротивления ему, то он мог обратиться ко всему населению за военной поддержкой и мог использовать не просто феодальные, но и королевские меры наказания, включая разрушение замков, денежные штрафы, заключение в тюрьму и объявление вне закона. Централизованный контроль сицилийской монархии над феодальной аристократией проявился в системе военной службы, и особенно в издании письменного реестра установленных повинностей рыцарской службы. Catalogue baronum, изданный Рожером II, устанавливал количество конных рыцарей, которых должен был выделить королю каждый барон. Однако это было лишь минимальное количество, и в случае нужды корона могла призвать к оружию весь народ. По-видимому, имелось положение о замене рыцарской службы денежным платежом. Очень вероятно, что сицилийский " Реестр баронов" послужил моделью для английских и норманнских положений о рыцарской службе 1166 и 1172 гг., и реестра ленов (seripta de feodis) короля Филиппа-Августа во Франции. Другим примером централизованного контроля сицилийской монархии над феодальной аристократией была практика упоминания вассальной верности королю в каждой взаимной присяге на верность, приносимой вассалом и его господином. Еще одним примером было сохранение королевского права давать согласие на женитьбу вассала или субвассала, осуществлявшегося большей частью косвенно в виде налога, но могущего быть примененным непосредственно в качестве политической меры. Оба этих примера имеют аналогии в Англии XII в., где также осуществлялся подобный королевский контроль над феодальной аристократией через канцелярию, казначейство, командируемых королевских судей, шерифов, институт рыцарской службы и резервное право всеобщего военного призыва (fyrd). Однако, в противоположность Англии, а также другим странам Европы, норманнские короли Южной Италии не считались подчиненными праву (и в этом смысле хотя бы — прототипами конституционных монархов), а напротив, рассматривались как автократы и даже тираны. Возможно, здесь оказали влияние византийская и арабская модели правления. Управляя церковью подобно византийским императорам, норманнские короли были главными священниками своего королевства. На мозаике в церкви Марторана в Палермо, построенной в XII столетии, изображен король Рожер II, получающий свою корону непосредственно от Христа, без посредничества папы или архиепископа, а аналогичная мозаика в соборе Монреаля изображает его сына Вильгельма II, также получающего свою корону непосредственно от Христа. Более того, в норманнском Сицилийском королевстве не было вольных городов, т. е. города управлялись лицами, назначенными короной, и хотя городские при- вилегии существовали, города всегда были подчинены воле короля. Наконец, король был не высшим лицом в феодальной иерархии, а непосредственным господином всех субвассалов и практически всех жителей на принадлежавшей ему территории. Во всех этих отношениях он был автократом (" самодержцем" ) без каких-либо ограничений его юрисдикции. Он был к тому же тиран в том смысле, что в теории и на практике отсутствовали правовые ограничения его возможности действовать произвольно и деспотически. Его власть была абсолютной в буквальном смысле этого слова, т. е. он был " освобожден" от права. Норманнские короли Южной Италии в целом предпочитали управлять посредством права, и в значительной степени они вынуждены были поступать так для контроля над подданными, но сами они считали себя выше права. На практике они не колебались проявлять варварскую жестокость не только против сопротивляющихся им, но и против покорных. Им нравилось пробуждать даже у своих сторонников не только благоговение, но и ужас. Исторический опыт существования норманнского Сицилийского королевства ставит под сомнение сложившееся представление, что новая западная концепция законности возникла из компромисса между потребностями и политикой сильных монархий, с одной стороны, и традициями и интересами ранее существовавших феодальных и местных сообществ — с другой. История Сицилии свидетельствует, напротив, что возможно было сосуществование высокоразвитой системы королевского права, охватывавшей страну сверху донизу, и деспотической власти правителя. Имеется бросающееся в глаза сходство между системами королевского права в Англии и Сицилии в XII столетии: в обоих случаях монархия устанавливала связи с населением как целым и, создавая централизованную правовую систему, доходившую в своем действии до каждого человека, добивалась успеха в ограничении особых интересов феодальной аристократии. Однако в Англии, как отметил Миттайс, " королевское право всегда находило свои пределы в правовом чувстве сообщества" 14. В Южной Италии никогда не было сильной традиции племенного (кланового) и регионального обычного права, которая существовала в германской и франкской Европе. Возможно, слабость правосознания сообщества толкала его правителей на крайности, возможно, их претензия на неограниченную власть еще больше ослабляла это правосознание. Более простое, но близкое к истине объяснение состоит в том, что в Англии, как и в других странах Запада, помимо Сицилии, римская церковь была достаточно сильна, чтобы существенно ограничивать и власть, и авторитет монархии. Личность Рожера II В процессе поиска причин исторического развития нетрудно убедиться, что отдельные личности могут играть значительную роль, особенно в эпоху быстрых правовых изменений и, однако, обычно очень трудно оценить эту роль с высокой степенью точности. Эпоха ли создает человека или человек эпоху? Рожер И был, очевидно, нужным человеком в нужное время. Родившись в декабре 1095 г., Рожер был девяти лет от роду, когда в 1105 г. умер его отец, великий граф Рожер I. Его мать Аделаида, родом из Северной Ита- лии, была третьей женой великого графа и управляла в это время в качестве регента, опираясь главным образом на сицилийских министров греческого или арабского происхождения. В 1112 г., в шестнадцать с половиной лет, Рожер считался уже достаточно зрелым, чтобы управлять от своего собственного имени. Выросший в преимущественно арабском городе Палермо, окруженный мусульманскими и греческими воспитателями, секретарями и чиновниками, он получил наиболее совершенное по тому времени образование по географии, математике и естественным наукам, знания в области византийского и норманнского искусства и музыки, поэзии и философии как Востока, так и Запада. Во время регентства матери и в первые десятилетия его собственного правления часто происходили восстания баронов. Рожер был решительным и удачливым, но не увлекающимся воином. Он не был воспитан в феодальных добродетелях и ценностях. Скорее, он был подготовлен для абсолютной власти типа той, которой обладали раньше римские императоры Византии и в его время султан Египта. Как писали авторы хроник того времени, Рожер жаждал власти и славы, но предпочитал завоевывать и сохранять их в меньшей степени путем войны, чем посредством дипломатии и интриг. Он описывается как умный, хитрый, терпеливый, иногда яростный, иногда щедрый, сочетающий просвещенную терпимость с ужасной жестокостью, правитель. Мстя восставшим баронам, он не колебался разрушать города до основания и уничтожать всех оставшихся там мужчин, женщин и детей. Но гораздо больше он предпочитал занятия наукой и философией, музыкой и искусством, блеск и пышность жизни двора, наслаждения гарема. Было ли что-либо в личности Рожера, что привлекало его внимание к праву? Можно ли предполагать, что он видел в праве и ключ к власти и славе, и мирное средство контроля над своим многоязычным королевством. Несомненно, что его амбициозное стремление быть похожим на императоров Восточной Римской империи побуждало его также и к законодательствованию. Кроме того, он имел перед собой другие примеры: пример папства, как раз в тот период осуществлявшего активную разработку новой совокупности канонического права, и гораздо более ранний пример Лангобардского королевства, имевшего до своего распада писаный кодекс обычного права, — Liber Papiensis. В королевстве Рожера сохранились некоторые черты римского права и Лангобардского права и, конечно, здесь применялось, как и во всей Европе, каноническое право, по меньшей мере теоретически. Кроме того, сама слабость канонического, Лангобардского, римского и других видов права в Южной Италии, и прежде всего отсутствие сильной традиции народного права, способствовали стремлению создать новую систему королевского права. Эти причины создания такой системы права существовали помимо личности Рожера II. Конечно, требовалось наличие правителя, обладающего умом, амбицией, силой и подобными качествами, чтобы ответить на потребность времени. Однако Рожер сделал нечто большее, чем решение стоявшей перед ним исторической задачи. Он добавил новый элемент, который легче описать, чем оценить. Он выделил из сферы права отдельную юрисдикцию — юрисдикцию короля Сицилии в вопросах " высокого правосудия", а затем конкретизировал ее посредством системы взаимосвязанных принципов и норм, составивших единую и развивающуюся совокупность права. Он выдвинул ряд взаимосвязанных принципов, устанавливавших и обосновывавших королевскую юрисдикцию определенного типа. Никто до него этого не делал. Сделанное Рожером нашло воплощение в " Ассизах Ариано" (1140) и было тесно связано с его личностью и характером, особенно с соединением в них норманнских, византийских и, возможно, арабских качеств. Макс Хофманн справедливо назвал Рожера " первым новым князем", " основавшим первую абсолютную монархию Западной Европы. Однако Ро-жер сделал больше. Он основал первую современную систему королевского права, объединил многоязычное разнородное население, имевшее ранее только крайне слабую традицию права, под властью объединенной и развивающейся совокупности правовых норм и процедур, применяемых в королевских судах. Его законодательство не составляло всего объема права, действовавшего в отношении его подданных, и даже не было всем королевским правом, но та существенная часть королевского права, которую оно составляло, была систематизированной и основанной на определенных принципах. Оно не пыталось свести всю сложность и неупорядоченность жизни к некоторой системе или набору принципов, но, скорее, выделяло из этой сложности и неупорядоченности определенную сферу, или юрисдикцию, которой могла быть придана разумная и систематизированная форма, благодаря чему окружающий хаос становился более выносимым. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 437; Нарушение авторского права страницы