Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


КОРОЛЕВСКОЕ ПРАВО И КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО



Системы королевского права, получившие развитие в различных ко­ролевствах и княжествах Европы в XII и XIII столетиях, имели много общих черт. В то же время они имели структурное сходство с системой канонического права, действовавшего повсюду в западном христианском мире. В каждом королевстве или княжестве королевское и каноническое право дополняли друг друга таким образом, что можно говорить о них как о нераздельных частях единого правопорядка.

1. И каноническое, и королевское право имели ограниченные компе­тенцию и юрисдикцию. Каноническое право претендовало на компетенцию в отношении уголовных и гражданских дел, возникавших в результате со­вершения греха или нарушения веры; королевское право претендовало на компетенцию в отношении уголовных и гражданских дел, возникавших в свя­зи с правом сейзины на фригольд и с нарушением королевского мира. Ка­ноническое право претендовало на юрисдикцию над духовными лицами и цер­ковной собственностью, а также над мирянами, обвиненными в грехе и на­рушении веры; королевское право претендовало на юрисдикцию над свобод­ными землевладельцами и лицами, совершившими тяжкие преступления, а также по вопросам, прямо относившимся к короне и собственности короны. Компетенция и юрисдикция двух типов правовой системы в определенных пунктах пересекались, и между ними происходили конфликты. Однако в те­чение длительного времени они были способны сосуществовать более или ме­нее мирно.

2. Как каноническое, так и королевское право основывались на авто­ритете внешних источников права, из которых они стремились заимствовать объективность и всеобщность. Оба нашли такие источники в божественном праве и в естественном праве (разуме и совести). Кроме того, каноническое право опиралось на священные тексты, включая каноны и постановления, принятые церковными соборами, папами и другими властными инстанциями, тогда как королевское право в целом опиралось на королевские указы, ко­торые, однако, были в общем гораздо менее разработанными, чем церковное законодательство. Обе системы также рассматривали обычай как важный ис­точник права, хотя королевское право в гораздо большей степени опиралось на обычай, чем каноническое право. В области судебной процедуры канони­ческое право, как и многие системы королевского права, использовало сви­детельства, полученные путем допроса под присягой. Однако английское ко­ролевское право опиралось на показания соседей, данные под присягой, с исключением из этого правила английских парламентов XIII в., заседавших


в качестве судов, и суда канцлера в XIV и XV столетиях. В том и другом случае парламенты и суд приспосабливали для своих целей каноническую судебную процедуру. Германские королевские (или герцогские) суды также опирались на объявленные под присягой глашатаями права (Sch6*ffen) действующие обычаи.

3. Как каноническое, так и королевское право были систематизирова­ны. Однако каноническое право было более систематизированным, чем воз­рожденное римское право, не являвшееся позитивным правом с какой-либо юрисдикцией. И хотя его часто называли " дополняющим правом", даже там, где оно считалось действующим, оно никогда не составляло весь массив дей­ствующего права.

Каноническое право (подобно римскому праву) было университетской дисциплиной, " наукой". Королевское право было ближе к обычному. В Ан­глии, где сначала королевское право развивалось в первую очередь в рамках системы письменных юдициальных предписаний (writs), главную роль в по­степенном расширении средств судебной защиты играла аналогия. По той же причине обобщение и синтез играли более ограниченную роль. Даже в XIV столетии, когда общее право стало изучаться и преподаваться в Судебных Иннах, большой акцент делался на его технических аспектах. Конечно, Глэн-вилл написал в 1187 г. прекрасную книгу по английскому королевскому пра­ву, но это был в своей основе комментарий юдициальных предписаний в духе канонистских монографий о канонических формах исков (libelli), а не трактат (tracttus) или " итог" (summa). Великолепный трактат Брактона в следующем столетии был значительно более содержательным и был назван " summa", но он после нескольких поколений вышел из употребления, а достойных упо­минания дополнений или замены ему не появилось. В Сицилии, Нормандии, Франции, германских герцогствах и в других регионах, например в Англии, королевское право (или герцогское право) было гораздо менее систематизи­ровано, чем каноническое право. Имелось несколько трактатов, например трактат Бомануара и Саксонское зерцало, обобщавших соответственно фран­цузское и германское " общее право", но по ним не было университетского обучения, за исключением того, что они могли затрагиваться в курсах по римскому праву и в обсуждениях обычаев как источника права. Королевское право, подобно другим формам светского права, не нуждалось в отражении в учебниках и в преподавании в университетских курсах, чтобы быть при­знанным в качестве целостной, развивающейся автономной совокупности пра­ва, тогда как для создания новой системы канонического права правовая на­ука была необходима.

Различия в степени и характере систематизации двух типов права сле­дует частично объяснить различиями в концепциях духовного и светского по­рядков. Светский порядок был по определению более хаотичным, дезоргани­зованным, лишенным цели по сравнению с духовным (церковным) порядком. Светский порядок больше всего нуждался в реформе и спасении. Конечно, светское право, помогая удовлетворить эту потребность, было подчинено ра­зуму. Предполагалось, что оно является научным и систематизированным, оно должно было проверяться критериями справедливости и истины. Но оно было ближе к обычаю, чем каноническое право, и поэтому ближе к беспо­рядку и насилию. В то же время оно было больше связано формальностями.


В силу обеих причин — его обычного характера и его формального харак­тера — светское право было более трудно систематизировать.

Однако если сравнить королевское право в 1200 г. в Сицилии, в Ан­глии, во Франции, в германских герцогствах и в других регионах с коро­левским правом в 1000 г. в тех же странах, то производит впечатление вы­сокий уровень достигнутой им систематизации и степень освобождения от обычая и от формализма.

4. Как королевское, так и каноническое право руководствовались не толь­ко этими тремя принципами — компетенции и ограниченной юрисдикции, опоры на внешние источники авторитета и осознание проводимой систематизации, — но, кроме того, и принципом осознанного роста в течение поколений. Оба вида права должны были быть не просто системами, но прогрессирующими системами. В каноническом праве это качество прогрессирующего движения выражалось в сознательно проводившейся политике преемственности законодательства, изда­вавшегося церковными епископами и папами, а также судебных решений, при­нимавшихся папскими и другими церковными судами. Оно также находило вы­ражение в сознательной преемственности преподавания и научного исследования. В различных системах королевского права принцип сознательного роста, или продвижения вперед, аналогичным образом выражался в преемственности пре­подавания и научного исследования.

5. Наконец, как королевское, так и каноническое право выражали со­бой веру, что все право содержит в себе известные цели, определявшиеся как справедливость; эти заключенные в самом праве цели должны были слу­жить руководством для толкования и применения правовых норм, хотя то и другое право не могло функционировать без норм, и в обоих было признано, что нормы должны составлять совокупность в смысле взаимосвязанной сис­темы. Каждая система права рассматривалась в первую очередь как такой процесс создания, толкования и применения норм, чтобы реализовались за­ключенные в них цели справедливости.

Аристотель определил природу права справедливости (" добра" ) как " поправку к закону в том, в чем из-за его всеобщности имеется упущение". Добро, говорил он, " и есть право и лучше любого, но не безусловного права, а точнее, оно лучше права с погрешностью, причина которой — его безус­ловность... Хотя добро есть право, однако право не в силу закона, а в качестве исправления законного правосудия. Причина этого в том, что всякий закон составлен для общего случая, но о некоторых вещах невозможно сказать вер­но в общем виде. Поэтому в тех случаях, когда необходимо сказать в общем виде, но нельзя сделать это правильно, закон охватывает то, что имеет место по преимуществу, вполне сознавая возможную погрешность... Так что, когда закон составлен для общего случая, а произошло нечто подсудное ему, но вне общего случая, тогда поступать правильно значит: там, где у законода­теля, составлявшего закон без оговорок, пропуск или погрешность, исправить упущение, которое признал бы даже сам законодатель, окажись он тут, а если бы знал заранее, то внес бы эту поправку в законодательство. Эта широкая концепция права справедливости (" добра" ) вошла и в учение сто­иков, и в восточное и западное христианство. Она появилась в римском праве Юстиниана в виде таких доктрин права справедливости, как доктрины до­бросовестности, неправомерного обогащения и материальной справедливости.


Однако, возрождая аристотелевскую философию и римское право, церковь в конце XI — начале XII столетия придала понятию права справедливости но­вое моральное и культурное содержание. В частности, и каноническое и ко­ролевское право дополнили раннее, более общее понятие права справедливо­сти различными специфическими требованиями христианской совести: защи­той бедных и нуждающихся в помощи (включая вдов и сирот), реализацией отношений, основанных на доверии (включая дарения, которые должны быть использованы в благотворительных целях), и другими требованиями. В Англии в XIV и XV столетиях, когда два основных королевских суда ограничили свою компетенцию по этим вопросам, канцлер короля, который тогда почти неизменно являлся высоким должностным лицом в католической церкви, на­чал осуществлять исключительную юрисдикцию " по совести" и " во имя права справедливости". Однако в других европейских системах королевского права и в Англии в XII и XIII столетиях " право справедливости" рассматривалось не как нечто отдельное от " права", а, наоборот, как его составная часть. Как и в каноническом праве, право справедливости королевских судов было тем аспектом права, который придавал ему способность приспосабливать ста­рые нормы к новым (" исключительным" ) обстоятельствам во имя осуществ­ления справедливости.

Аналогичные сравнения могут быть проведены между королевским пра­вом и другими типами светских правовых систем — феодальным, манориаль-ным, городским и торговым правом. Королевское право соотносилось с этими правовыми системами аналогично тому, как каноническое право соотносилось с королевским правом: в сравнении с ними королевское право было более обширным, более разработанным, более развитым или по меньшей мере бы­стро становилось таким в последующие столетия. Когда в XVI в. началась атака на каноническое право церкви, ведущую роль при этом играло право королей и князей. Манориальное право исчезло почти полностью, феодальное право сохранилось главным образом как пережиток прошлого, а городское и торговое право все более подчинялись королевскому праву.


Каноническое, городское, королевское и феодальное право с XI по XIII в.


 


 

Каноническое право (включая римское право) Городское право Королевское право: Сицилия Королевское право: Англия и Нормандия Кор Ф  
   
           
1040 г. Перемирие Господне, введенное аббатством Клюни 1049 г. Папа Лев IX (1049-1054)          
1054 г. Схизма между восточными и запад­ными церквами 1056 г. Обы­ чаи Генуи 1057 г. В Ми­ лане создана коммуна        
1059 г. Синод в Риме: избрание папы карди­налами, запрещение светской инвеституры   1059 г. Роберт Гви-скар наделен папой титулом герцога Апулии и Калабрии      
  1066 г. Лондо­ну дарована хартия   1066 г. Вильгельм I (1066-1087); нор­маннское завоевание Англии    

   
           
      1072 г. Указ о разде­лении светских и цер­ковных судов    
1073 г. Папа Григо­рий VII (1073-1085) 1073 г. Вормсу да­рованы свободы        
  1074 г. Восстание против архиепи­скопа Кельна        
1075 г. " Диктаты па­пы". Борьба за инве­ституру (1075-1122) 1075 г. Жители присягнули комму­не в Камбре        
1077 г. Император Генрих IV в Каноссе 1077 г. Майнцу да­рована свобода        
1078 г. Ансельм " О существовании Бога"          
1080 г. Открытие Ди-гест 1980 г. Генрихом IV дарованы хар­тии Лукке и Пизе        
           

   
  1084 г. В Пизе из­бран консул с опре­деленным сроком полномочий        
    1085 г. Рожер I, граф Сицилии (1085-1105) 1085-1086 гг. " Domesday book"    
1087 г. В Болонье ос­нована школа права          
           
1095 г. Ивон Шартр-ский 1095 г. Амальфи-танская таблица        
1097 г. Ансельм, " По­чему Бог вочелове-чился? "          
1098 г. Основан орден цистерцианцев          
  , i, .,   1100 г. Генрих 1 (1100-1135). По­явление казна­чейства и его от­четов; рациона­лизация управле­ния и отправле­ния правосудия    

as to

НО


 

   
           
  1106 г. ВКельне создано независи­мое муниципальное управление и сис­тема городского права        
1107 г. Бекский кон­кордат, завершивший борьбу за инвеститу­ру в Англии и Нор­мандии     1107 г. Бекский конкордат, завер­шивший борьбу за инвеституру в Англии и Норман­дии    
        (1108 вик V Коро расш елы созда рали ленч вые и  
           

   
    1112 г. Рожер II (1112-1154) Создание канце­лярии, казначейства, профессионального королевского суда, должностей разъезд­ных судей, бейлифов i    
  1115 г. Реестры Олерона        
      1118 г. L Henrici    
  1120 г. Фрайбургу дарована хартия        
1122 г. Пьер Абеляр, " Sic et Non". Вормс-ский конкордат, завер­шивший борьбу за ин-веститутуру в империи          
           
  1127 г. Сент-Омеру дарована хартия 1129 г. Неудачное восстание против епископа в Магдебурге. Лондон получает от Генриха II хартию, подтверждающую право избрания шерифов        

ИЗО г. Смерть Ирне-рия          
    1136 г. Учреждена должность юстициа-рия      
1139 г. Пьер Абеляр. Этика. Второй Лате-ранский собор          
1140 г. Грациан, " Со­гласование разноречи­вых канонов"   1140 г. Ассизы Ариа-но      
  1142г. Хартия Пизы        
  1143 г. Графом Адоль­фом Гольштейнским основан Любек        
1147 г. Папа Евгений III запретил духовным лицам участие в свет­ском правосудии или подчинение ему          
      1150 г. Вакарий в Оксфорде    
1151 г. Петр Ломбард­ский " Сентенции"          
           

 
  1153 г. Генрих Лев даровал Любеку привилегии        
    1154 г. Виль­гельм I (1154-1166) 1154 г. Генрих II (1154-1189)    
1159 г. Папа Алек­сандр III (1159-1181) Иоанн Солсберий-ский, " Policraticus"          
           
  1161 г. " Constituta Legis et Usus" Пи­зы        
  1162 г. Разруше­ние Милана Фрид­рихом Барбарос­сой        

   
1164г. Кларен-донские поста­новления Генри­ха II, регулиро­вавшие деятель­ность английской церкви     1164г. -ЛСларендон-ские постановления    
    1166 г. Вильгельм II1166 г. Assize of novel (1166-1189). Изданы disseisin. Дознание о королевские законы, рыцарских повинно-устанавливавшие не- стях подсудность духовен­ства светскому суду и разрешившие всем свободным людям вступать в духовное сословие    
  1167 г. Создана Лом­бардская лига        
           
  1169г. ВМилане уч­реждена должность подесты 1169—1181 Ьрюгге и другим фламандским городам дарованы хар­тии во время правления графа Филиппа        

 
1170 г. Смерть Булга-руса, наиболее извест­ного из " четырех док­торов". Убийство Бе-кета     1170 г. Убийство Беке-та; отмена оскорби­тельных положений Кларендонских поста­новлений    
1172 г. Генрих II в Авранце. Отмена оскорбительных положений Кларен-донских постанов­лений       1172 г. Обследование ских повинностях  
      И76 г. Учреждение ин­ститута разъездных су­дей; assize of mort d'ancestor    
      1178 г. Court of Common Pleas    
1179 г. Третий Ла-теранский собор     1179 г. Введен судеб­ный процесс с участием присяжных на основа­нии writ of right " Беседа казначея"  
\       1180 г. Филип II (Авгу 1223) Французская ад тивная система усоверш на, учреждены должнос сенешалей; в королевс введено процедурное е зие  

 

 
  1181 г. Любек за­хвачен Фридрихом Барбароссой        
  1183 г. Мир Консганиии. Магяа карта комму­нальных свобод.        
         
      1187 г. Глэнвилл. Трактат о законах и обычаях королев­ства Англия    
  1188 г. Реформа управления Магде­бургом; первая ко­дификация Магде-бургского права        
1190 г. Гугуччио, " Summa"          
      1193 г. Губерт Уол­тер назначен архи­епископом Кенте-берийским и юсти-циарием    
1198 г. Папа Инно­кентий III (1198-1216)          
      1199 г. Король Иоанн Безземель­ный (U99-1216) ,  

   
  1200 г. Ипсви­чу королем Иоанном даро­вана хартия   1200 г. " Tres ancien coutumier de Normandie"    
      1204 г. Франция завер­шила завоевание Нор­мандии    
    1208 г. Фридрих II (1208-1250).Создание уни­верситета Неапо­ля и королевской службы; расши­рение королев­ской судебной власти      
      1209 г. Иоанн Беззе­мельный отлучен папой от церкви    
           
      1213 г. Англия стала папским леном    
        при  

 
1215 г. Четвертый Лате-ранский собор: священ­никам запрещено при­нимать участие в " божь­их судах"; официально провозглашена доктри­на пресуществления     1215 г. Великая хар­тия вольностей    
  1216 г. " Книга обычаев" Ми­лана   1216 г. Генрих III (1216-1272)    
      1219 г. Введение су­да с участием при­сяжных по уголов­ным делам    
           
           
           
        1223г. Л VIII (122  
        1226 г. IX (1226-  
  1231 г. Liber Aueustalis        
           

 
1234г. Григорий IX. " Декреталии"          
           
           
1250г. Аккурсий " Glossa Ordinaria"       1250 г. Вкачес ного органа со ламент Парижа  
      1256 г. Брактон " О законах и обычаях Англии"    
      1258 г. Первыйпарламент 1258 г. Запреще го суда  
  1260 г. Бреслау получил Магде-бургское право г      
           
        1277 г. Статут disseisin"  
        1283 г. Боману чаи Бове"  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Первой из великих революций истории Запада была революция против господства над церковью императоров, королей и феодальных господ и за утверждение римской церкви как независимого, корпоративного, политиче­ского и правового образования под управлением папы. Считалось, что цер­ковь, рассматривавшаяся с тех пор прежде всего как духовенство, действовала во имя спасения мирян и реформы мира посредством права в направлении утверждения справедливости и мира. Это, однако, была лишь одна сторона Папской революции. Другая ее сторона заключалась в усилении светской политической и правовой власти императоров, королей и феодальных господ, а также в создании тысяч автономных, самоуправляющихся городов. Третьей ее стороной было огромное расширение экономической активности, особенно в сельском хозяйстве, торговле и ремесле. Еще одной стороной было основание университетов и развитие новых наук теологии и права. Были и другие сто­роны. Папская революция имела характер тотальных перемен: борьба за ин­веституру, григорианская реформация были лишь ее частями. Она видела пе­ред собой не только новые небеса, но и новую землю.

Папская революция готовилась по меньшей мере поколение. Первые от­крытые шаги к ней были предприняты папской партией в 1050-е и 1060-е гг. В 1059 г. папа Николай II на синоде в Риме впервые запретил светскую инвеституру и учредил процедуру избрания пап кардиналами, изъяв тем са­мым у императора полномочие назначать папу. В 1075 г. папа Григорий VII бросил вызов в своих " Диктатах папы". С 1076 по 1122 г. в различных частях Европы шли войны между сторонниками и противниками папской власти и ее программы. В конце концов были достигнуты компромиссы. Ни одна сто­рона не стала полной победительницей.

Именно этот тотальный сдвиг породил западную традицию права.

Система права была необходима западной церкви для поддержания ее нового, зримого, корпоративного единства под управлением папы. Вычленение


канонического права из теологии и литургии и его систематизация и раци­онализация были нужны как источник легитимности и средство контроля со стороны центральных церковных властей, а также в качестве действительного символа особого корпоративного самосознания духовенства как целого. Новое jus canonicum имело также существенное значение для поддержания новой системы отношений церкви с различными светскими властями. Относительно автономные и рациональные системы права были нужны различным светским властям для легитимации и приведения в действие вновь создававшихся ме­ханизмов центрального контроля и для укрепления собственных позиций в новой конкуренции политических образований.

Потребность в правовых системах не была просто практической и поли­тической. Она была также моральной и интеллектуальной. Право стало рас­сматриваться как сама сущность веры. " Бог сам является правом, и поэтому право дорого ему", — писал около 1220 г. автор Саксонского зерцала — первой немецкой книги законов. Это имело место почти столетие после того, как Вормсский конкордат завершил борьбу за инвеституру, но тем не менее это было прямое выражение философии Папской революции, духа Вормсского конкордата. Никто на Западе не сказал бы так до 1075 г., после 1122 г. эта мысль стала в той или иной форме общей. Право стало рассматриваться как путь реализации миссии западного христианского мира, состоявшей в на­чале строительства царства Божия на земле.

Папская революция дала почву для новой формулировки доктрины двух мечей, введенной пятью столетиями раньше папой Геласием I. Более ранняя формулировка касалась соотношения земной и небесной сфер хри­стианской жизни. Для теоретиков Папской революции, однако, главной проблемой было отношение между церковными и светскими властями в са­мой земной сфере. Именно церковь как зримое, корпоративное, полити­ческое и правовое образование должна была владеть духовным мечом, и этот меч должен был осуществлять контроль не только над жизнью в по­следующем мире, но и над большим кругом вопросов в этом мире, включая управление церковной собственностью, деятельность церковных лиц, се­мейные отношения, деловую этику и практически все, что могло быть от­несено к вопросам нравственности и веры.

Впервые духовный меч был воплощен в системе и науке права в заново систематизированном и рационализированном каноническом праве Грациана и великих юристов-пап XII — XIII вв. Папство создало также управленче­ские институты и бюрократический аппарат, необходимые для функциониро­вания этой правовой системы: профессиональное судейское сословие, казна­чейство, канцелярию. Это была первая новая западная система управления и права. Со временем ее заимствовали светские и политические образования, оформившиеся в последующие эпохи. На первый взгляд может показаться странным, что мы считаем революционные события конца XI и начала XII столетия источником развития правовых систем в конце XII, в XIII и даже более поздних столетиях. Может показаться более логичным связывать более поздние процессы с более поздними событиями. Тем не менее все правовые системы Европы в конце XII и в XIII в. выражали, воплощали в себе и до­водили до логического конца принципы, сформулированные в течение пред­шествовавших поколений. Это следует понимать не в духе гегелевского раз-


вития идей, а в смысле динамики западной истории, в которой не только материальные и идеальные факторы, но прежде всего сами великие события оказывали положительное воздействие на изменения в определенном направ­лении и в течение долгого периода времени. Прослеживать рост право­вых институтов в конце XII и в XIII вв., начиная с Папской революции конца XI столетия, имевшей своей кульминацией Вормсский конкордат — не более странно, чем прослеживать развитие расового равенства в Со­единенных Штатах в конце XIX и в XX столетии, начиная с Американской революции конца XVIII столетия, приведшей к кульминации в виде поправок к Конституции Соединенных Штатов времен Гражданской войны. Вне вре­менной перспективы такой продолжительности невозможно понять ни пе­риодические катаклизмы западной истории, ни сложившиеся великие тради­ции, следовавшие за ними и служившие защитой от их повторения. Обнов­ление сменяется преемственностью развития и ростом, революция — эво­люцией.

То обстоятельство, что для совершения революции требуется несколько поколений, не должно вызывать удивления. Особенно, если говорить об ин-ституционализации ее целей и о необходимых компромиссах, связанных с этим процессом, то нужно брать в расчет движения, развивающиеся в течение длительных периодов времени. В отношении Папской революции две из ее главных целей были совершенно новыми для западного общества — господ­ство посредством права и господство права. Это означает, что правители должны проводить в жизнь свою политику постоянно через правовые учреж­дения и что они управляют. Чтобы гарантировать эти принципы, последние должны быть восприняты и усвоены, а также адаптированы и модифицированы детьми и внуками тех, кто ввел их впервые.

Большая часть институтов, процедур, понятий и норм германского народного права после Папской революции постепенно исчезла. Однако это случилось не сразу. Кровная месть во многих областях Европы сохранялась еще и в XV в. несмотря на противостояние и канонического, и королевского права. Браки детей по-прежнему устраивались их родителями, особенно среди знати. Хотя процедура компургации трансформировалась в дачу показаний под присягой, тем не менее принцип оценки верности показаний в соответ­ствии с социальным статусом свидетеля указывал на остатки старого форма­лизма. Это лишь некоторые примеры пережитков. Однако в целом германское народное право перестало существовать под воздействием разделения политической власти на церковную и светскую, формирования теократических, а затем и светских государств, а также вследствие совершенствования и систематизации церковного права, а в конечном итоге и отраслей светского права.

Тем не менее заимствованная культура германского народного права стала необходимой основой новых усовершенствований в области права, и можно утверждать, что систематизация западного права уходит корнями в ранний коммунитаризм (общинное право). Сама по себе Папская революция была возможна только в обществе людей, объединившихся как христи­анский народ; борьба за право контролировать церковь и таким образом идеологию (как это назвали бы сейчас) предполагала наличие единой всеоб-


щей веры. Связанный с этим вопрос о том, кто должен распоряжаться иму­ществом церкви, также предполагал наличие общепринятого представления о том, что богатства церкви следует использовать для религиозных целей. Революция положила конец тому единству, которое явилось ее первоосновой. Она создала и оформила новые разделы канонического и светского права и, в рамках светского права, отрасли феодального, поместного, торгового, го­родского и королевского права. В рамках каждой из этих отраслей сущест­вовало два направления: право, основанное на обычае и здравом смысле, и право, основанное на приказе. Ранее существовавшая общность создавалась по принципу единства расы, класса, семьи, веры. В сущности, систематизи­рованные, усовершенствованные, развивающиеся своды законов были час­тично направлены на сохранение все тех же старых единств, хотя и в формах, отличных от тех, что преобладали ранее.

Само по себе германское народное право было неразрывно связано с общинным, в сущности племенным, общественным укладом. Как германский эпос, искусство, да и сам язык, народное право было многословным, глубоко укоренившимся в традициях и в целом воспринималось как более или менее неизменное. Христианство, подвергнув сомнению племенные ценности, вне­сло в право элемент динамики. Тем не менее до конца XI в., за небольшим исключением, христианство не нашло систематического отражения в состо­янии институтов власти у германских народов; оно представляло собой веру в загробный мир. Папская революция, однако, превратила христианство в политическую и законодательную программу. Церковь стала государством. Ка­ноническое право стало, во-первых, особым средством обеспечения единства церкви-государства, а во-вторых, средством реформирования мира. Другие появляющиеся в это время правовые системы также имели целью привести обычай в соответствие с принципами разума и совести. В то же время эти попытки реформации не должны были разрушать старые общины, напротив, задача состояла в том, чтобы укрепить их.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 338; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.035 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь