Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Мужи апостольские. Их жизнь и творения.Стр 1 из 12Следующая ⇒
· Игнатий Богоносец. «Для чего я сам себя предал на смерть, в огонь, на меч, на растерзание зверям? Нет, не напрасно! Кто подле меча – подле Бога, кто посреди зверей – посреди Бога; только бы это было во имя Иисуса Христа. Чтобы участвовать в Его страданиях, я терплю всё это, и Он укрепляет меня». Сам пройдя через страдания, св. Игнатий приходит к выводу: там нет подлинной жизни, где нет, по крайней мере, готовности добровольно умереть по образу страдания Его… Предание о том, что он тот ребёнок, которого поднял Христос на руки записано Анастасием библиотекарем (IX в.) и Симеоном Метафрастом (X в.). В его собственных посланиях нет на это указаний. Но Богоносцем он себя называет. 7 его посланий знакомят нас с епископом Антиохии уже на пути к смерти. Он уже не молод, знаменит в Церкви. Вероятно эта знаменитость и привела его к страданиям за Христа. Евсевий Памфил пишет, что Игнатий осуждён в начале II в. и уже 40 лет возглавлял Антиохийскую Церковь. Иоанн Златоуст и блж. Феодорит, свидетельствуют, что он был поставлен во епископы ещё апостолами. Иоанн Златоуст («Похвала св. Игнатию»): «близко общался с апостолами… с ними воспитывался и везде при них находился…» Мученические акты и блж. Иероним: ученик Иоанна Богослова. Игнатий особенно любил пение. Ввёл антифонное пение в Антиохии. Ему было видение, что так славят Троицу ангелы. Просит Римлян: «не делайте для меня ничего более, как чтобы я был заклан Богу теперь, когда жертвенник уже готов, и тогда составьте любовию хор и воспойте хвалебную песнь Отцу во Христе Иисусе…» Был разорван зверями на римской арене. · Поликарп Смирнский.
Ученик Иоанна Богослова, возглавляет Смирнскую церковь недалеко от Эфеса. Между Игнатием и Поликарпом была самая крепкая дружба и особенная любовь во Христе Иисусе. Игнатий пишет послание Поликарпу и как бы вручает то руководящее положение в Церкви, которым пользовался сам. В личности Поликарпа было что-то особенно привлекательное. Игнатий: «Я преисполнен благодарности к Богу, что удостоился видеть непорочное лицо твоё, которым желал бы всегда наслаждаться в Боге. Даже враги, впервые увидевшие Поликарпа, покорились святости и простоте его личности. Всеобщая любовь проявлялась даже в мелких подробностях его жизни. Ему никогда не давали самому разуться. Не только слова, но и походку, внешний облик, весь образ его жизни, обычные его выражения много лет спустя с любовью вспоминали его ученики. Схвачен в Смирне по доносу, отведён в Рим и сожжён. ГОНЕНИЯ II ВЕКА. Хотя преследования христиан в Римской империи начались со времен Нерона, в I веке об этих гонениях почти не упоминалось. Зато свидетельства, относящиеся ко II веку, позволяют яснее представить себе все, связанное с гонениями и с отношением христиан к страданиям и смерти за веру. Наибольшего драматизма исполнены " деяния мучеников" (мартирологи), рассказывающие об аресте мучеников, суде над ними и их смерти. Некоторые из них содержат так много заслуживающих доверия юридических подробностей, которые вполне могли быть заимствованы, во всяком случае - частично, из официальных судебных протоколов. Иногда в этих " деяниях" говорится, что автор был очевидцем суда над мучеником и его смерти, и историки склонны верить, что дело происходило именно так. С другой стороны, многие из так называемых " деяний мучеников" явно написаны гораздо позднее и не заслуживают особого доверия. Но так или иначе, подлинные " деяния" относятся к наиболее ценным и вдохновенным документам раннего христианства. Кроме того, об отношении христиан к мученической смерти мы узнаем и из других христианских писаний. Наибольший интерес среди них представляют, пожалуй, семь писем епископа Игнатия Антиохийского о его пути к мученичеству. Наконец, источники II века дают дополнительные сведения о том, как к новой вере относились римские власти. В этом плане много полезных сведений содержит переписка Плиния с Траяном. Сам факт принадлежности к христианам еще не есть преступление против общества или против государства. Поэтому государству не следует тратить силы на розыски христиан. Но когда им предъявляется обвинение и они предстают перед властями, надо принуждать их поклоняться богам империи либо наказывать. В противном случае имперские суды потеряют авторитет. Иными словами, христиан наказывали не за преступления, совершенные до суда, а за проявление ими неуважения к римским судам. Тех, кто открыто отказывался поклоняться богам и императору, необходимо было наказывать - во-первых, потому что этого требовало достоинство судов, а во-вторых, потому что отказ поклоняться императору, по сути, подразумевал отрицание его права управлять государством. Марк Аврелий, ставший императором в 161 году по Р.Х., был одним из самых просвещенных умов своего времени. В отличие от Нерона и Домициана, он не был властолюбив и тщеславен. Человек утонченный, он оставил после себя сборник " Размышлений", которые писал для себя и которые признаны литературным шедевром своего времени. Казалось бы, при таком императоре для христиан должен был наступить период относительного спокойствия. Но, исповедуя столь возвышенные идеалы управления, тот же самый император отдавал приказы о гонениях против христиан. Этот просвещенный император, как дитя своего времени, был суеверным человеком. Он постоянно обращался за советом к провидцам и перед принятием любого важного решения совершал жертвоприношения. В первые годы его правления казалось, что вторжениям, потопам, эпидемиям и другим напастям не будет конца. Вскоре бедам нашлось объяснение - во всем виноваты христиане, именно они навлекают на империю гнев богов. Нельзя с полной уверенностью утверждать, что император мыслил именно так, но, как бы там ни было, он всецело поддерживал гонения и способствовал возрождению старой религии. Возможно, как и Плиний, самым большим недостатком христиан он считал их упрямство. Марк Аврелий умер в 180 году по Р.Х., и сменил его Коммод, начавший совместное правление с ним за восемь лет до его смерти. Хотя Коммод и не издавал никаких эдиктов, отменявших гонения, во время его царствования буря стихла и число мучеников было относительно небольшим. После смерти Коммода наступил период гражданской войны, и на христиан не обращали внимания из-за более насущных вопросов. Наконец, в 193 году по Р.Х. властителем империи стал Септимий Север. Первое время жизнь христиан под его управлением была спокойной. На протяжении всего II века положение христиан оставалось шатким и опасным. Гонения свирепствовали не беспрерывно. Временами в одних частях империи христиан преследовали, но зато не трогали в других. Поскольку в соответствии с общей линией, обозначенной Траяном, христиан специально не искали, но принуждали отрекаться или наказывали, когда они представали перед властями, важную роль играла добрая воля окружавших их людей. Если они верили дурным слухам на их счет, выдвигались обвинения и начинались гонения. Поэтому очень важно было показать необоснованность этих слухов и дать язычникам правильное и благоприятное представление о христианстве. В этом и заключалась задача апологетов. Мученики: Святитель Фока, еп. Синопский; равноапостольная Фёкла, ученица ап. Павла; знаменитый римский военачальник Евстафий Плакида; Вера, Надежда, Любовь и София, Флор и Лавр. Во время гонений в Галии пострадали еп. Лионский Пофин, дева Блондина. МУЧЕНИЧЕСТВО ПОЛИКАРПА. О событиях в Смирне нам известно от автора, который утверждает, что был их свидетелем. Дело началось с того, что перед властями предстала группа христиан, которые все до одного отказались поклоняться богам. Несмотря на жесточайшие пытки, они оставались твердыми в вере - как говорится в рассказе, " полагаясь на Христа, они не обращали внимания на мирские боли". Когда перед судом предстал пожилой христианин по имени Германик, ему сказали, что ввиду его преклонного возраста он должен отречься, чтобы избежать пыток и мучительной смерти. На это он отвечал, что у него нет больше желания жить в мире, в котором вершатся такие неправедные дела. И чтобы доказать, что его слова - не пустой звук, он сам попросил привести хищников, чтобы они растерзали его. Этот мужественный поступок вызвал еще больший гнев толпы, раздались возгласы: " Смерть безбожникам! " (то есть тем, у кого нет видимых богов) и " Приведите Поликарпа! ". Узнав, что его разыскивают, старый епископ последовал совету своей паствы и несколько дней скрывался. Потом он сменил убежище, но все равно был обнаружен. Поликарп решил, что его арест - воля Божья: он не стал больше скрываться и спокойно ждал, когда за ним придут. Председательствовавший на суде проконсул увещевал его, настоятельно советовал подумать о своем почтенном возрасте и вознести хвалу императору. Когда Поликарп отказался, судья приказал ему крикнуть: " Долой безбожников! " И Поликарп, показав на окружавшую его толпу, сказал: " Да. Долой безбожников! " Судья продолжал настаивать и обещал, что если он даст клятву именем императора и проклянет Христа, то получит свободу. Но Поликарп ответил: " Я служу Ему восемьдесят шесть лет, и за эти годы Он не сделал мне ничего плохого. Как я могу проклинать спасшего меня Царя? " Диалог продолжался. Когда судья пригрозил сжечь его заживо, Поликарп ответил, что огонь, зажженный судьей, будет гореть лишь мгновение, а вечная жизнь не кончается никогда. Наконец, когда его привязали к столбу, чтобы сжечь на костре, он устремил взгляд вверх и вознес молитву: " Владыко Боже... благодарю, что Ты счел меня достойным этого мгновения, чтобы я смог вместе с другими Твоими мучениками разделить чашу Христову... За это... я благословляю и прославляю Тебя. Аминь" 7. Много лет назад Игнатий Антиохийский наставлял молодого епископа Поликарпа достойно исполнять епископские обязанности и быть твердым в вере. Теперь Поликарп подтвердил, что он внял каждому слову своего учителя и достойно последовал его примеру. В этом рассказе есть одна важная деталь - когда Поликарп узнал, что его разыскивают, он скрывался и прятался. Упоминается в нем и о том, что некий Квинт, сам предложивший себя на мученичество, в последний момент проявил слабость и отказался от веры. Эти подробности имели важное значение для тех первых христиан, которые считали, что человек не сам избирает себя на мученическую смерть - его избирает Бог. Избранные укреплялись Христом, страдавшим вместе с ними, и поэтому могли переносить испытания. Их стойкость исходила не от них самих, а от Бога. Те же, кто проявляли поспешность и сами обрекали себя на мученичество (" добровольцы" ), были лжемучениками, и Христос оставлял их. ТРЕТИЙ ВЕК ЦЕРКВИ. Чаще собираются поместные соборы. Внутренние расколы. Проповедь христианства охватила всю Галлию, Испанию, часть Англии, Германии. В царствование имп. Александра Севера было разрешено строить храмы. Во всех значительных городах были воздвигнуты храмы. Земельные дары привели к обогащению отдельных епископов. Римский еп. Флавиан считался одним из самых крупных владельцев столицы. Римская община выкупила катакомбы и начала устраивать там богослужения. Раскол в Риме. В 217 году частью общины на еп. кафедру был избран диакон Каллист, придерживавшийся ереси монархиан. Другая часть общины избрала епископом св. Ипполита. Т.о. в течение 18 лет в столице было два возглавителя. БОГОСЛУЖЕНИЕ. Христиане собираются в специально построенных храмах. Часто эти храмы находятся в центре городов. Например, разрушенная в 303 г. церковь в Никомидии; собор в Неокесарии. Апологеты. Появляются во II веке. Апологии Сенату, императорам, против нападок языческих авторов. Кодрат Афинский, Аристид, Иустин Философ, Афинагор, Тертуллиан, Татиан. · Иустин Философ. Род в начале II века в Палестине в семье богатых язычников. Получил хорошее образование. В раннем возрасте пристрастился к науке и философии. Много лет ищет истину в разных философских школах. Вскоре приходит разочарование. Однажды, гуляя в одиночестве по берегу моря, Иустин встретил пожилого человека, разговорившись с которым, впервые познакомился с основными положениями Христианства. Впечатлённый страданиями христианских мучеников, Иустин крестится. Неустанно путешествует и проповедует. Открывает училище в Риме. Продолжает носить мантию философа. Много спорит с лжеучителями. Пишет апологию императору Антонину. Просит не наказывать христиан за одно лишь имя и призывает власти изучить их учение и жизнь, чтобы убедиться в их добропорядочности и высокой нравственности. Усечён мечём в правление Марка Аврелия в 166 году. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-11; Просмотров: 527; Нарушение авторского права страницы