Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Квинт Септимий Флоренций ТЕРТУЛЛИАН (160-220).



Карфаген. Родился в семье сотника, служащего у проконсула Африки. Получил блестящее юридическое образование. Адвокат.

Обратился в Христианство в зрелом возрасте. Имел очень горячий темперамент. Вероятно, был учитель огласительной школы. Занимался бурной литературной деятельностью. Острый ум. Блестящий полемист. Сочинения едки и саркастичны, подавляют противника аргументами и выставляют глупцом.

Абсолютно безкомпромисный. Выступает категорически против участия христиан в театрах, служения в армии, работы на государственной службе.

 

 

Императоры. Гонения.

Септимий Север (202г.) Каракалла. (Элагабал.) Александр Север (в семье были христиане). Максимин (235-238). (Гордиан.) Филипп Аравитянин (наложница – христианка). Декий (249-251). Галл. Валериан (253-260). (Галлиэн.) Аврелиан (270-275). Крупнейшее гонение. Частичные. (Нет.) 13-летний период мира. Краткое, но жестокое гонение.   Период мира. Самое жестокое гонение.   Гонения продолжаются.     Частичные. Ввёл культ солнца.

 

 

В связи с гонением Декия в церковном воззрении на мученичество произошёл переворот. Церковное сознание пришло к выводу, что ответственные члены Церкви не должны вызываться на мучение, что их надо охранять и прятать.

В 250 году виднейшие иерархи – Киприан Карфагенский, Дионисий Александрийский и Григорий Неокесарийский, по настоянию паствы, покинули свои города и скрывались до окончания преследований.

Гонения Декия были причиной ухода христиан в пустыню. Павел Фивейский (251 г.) – первый восточный отшельник.

Лжеучения и ереси II-III вв.

Ещё в I в. Церкви приходилось бороться с различными лжеучителями. От их учения предостерегают все апостольские послания.

Во II веке появляется новое учение гностицизм (гнозис – знание) – смесь греческой философии, восточной мистики с Христианством.

В гностицизме человеку предлагается посвящение в тайное знание, недоступное широким массам.

Отличительные черты:

1. Дуализм. Существование двух богов, верховного благого и низшего жестокого, управляющего миром.

2. Учение о том, что материя есть зло. Тело – зло, душа – добро. Необходимо загнать тело в рамки жёсткой аскезы, для того, чтобы душа освободилась от оков чувственности. Запрет на любые телесные удовольствия, в том числе на брак. Некоторые группы наоборот предаются разврату, ссылаясь на слова ап. Павла о том, что все мы спасены.

3. Отрицание или пренебрежительно отношение к Ветхому Завету. Считали, что низший злой бог – это Бог Ветхого Завета.

Каждая гностическая группа пытается по-своему объяснить происхождение мира, добра и зла, мира духов и человека.

В основе гностицизма лежит представление о падении души в низший, материальный мир, созданный демиургом — низшим божеством. В дуалистической мистике гностицизма материя рассматривается как греховное и злое начало, враждебное Богу и подлежащее преодолению. В мире рассеяны частицы потустороннего света, которые должны быть собраны и возвращены к своим истокам. Искупителем является прежде всего Христос, но его призыву следуют лишь «духовные» люди («пневматики»), тогда как не принявшие гностического посвящения «душевные» люди («психики») вместо подлинного «познания» достигают лишь «веры», а «плотские» люди («соматики») вообще не выходят за пределы чувственной сферы. Для гностицизма характерно представление о ступенях, или сферах, мира и их демонических властителях, препятствующих искуплению.

Общим для гностических систем является резкое неприятие Яхве и дуализм (противопоставление духа и материи). В основе гностического мифа лежало представление, что мир пребывает во зле и это зло никоим образом не могло быть сотворено Богом. Отсюда следовало, что мир был сотворён либо злой, либо ограниченной в своем могуществе силой, которую гностики именуют Демиургом (гностический Демиург не имеет ничего общего с Демиургом (богом-ремесленником) Платона), а Высший Бог обитает в занебесной области, однако из сострадания к человечеству он направляет к людям своего посланца (или посланцев), чтобы научить их, как освободиться из-под власти Демиурга.

 

 

Манихейство.

Манихейство появилось в Персии в первой половине III в. в результате религиозной реформы местной религии Зороастризма. Создателем Манихейства стал персидский маг Мани, который провозгласил себя посланником Бога и проповедником праведного учения.

Источниками Манихейства стали персидские, вавилонские, иудейские и гностические учения, многие моменты были взяты из Христианства. Характерными чертами являлись дуализм и учение об освобождении духовного начала от материи. Манихеи отвергали Ветхий Завет, а Новый признавали отчасти.

Молодость Мани провел в монастыре гностиков, но в возрасте 24 лет он, по его утверждению, получил откровение свыше и решил основать новую религию. Как проповедник Мани очень много путешествовал по Индии, Персии, Средней и Передней Азии, участвовал в дискуссиях с религиозными деятелями разных религий — индуизма, буддизма, иудаизма, гностических и негностических ветвей христианства, зороастризма, что привело к использованию в манихейских текстах символики всех этих учений, так как Мани был уверен в сущностном единстве всех мировых религий.

Мани понимал себя как преемника основателей религий: Заратустры, Сиддхартхи Гаутамы (Будды) и Иисуса Христа. Поэтому и религия его несла синкретический характер и содержала элементы вышеназванных религий. Философское движение гностицизма также оказало значительное влияние на учение Мани. Во время правления Шапура I (242− 273) Мани смог успешно распространять свое учение на территории Персии. Преемник Шапура Бахрам I по требованию магов — представителей старой религии, отдал приказ об аресте Мани и последующей смертной казни.

Мани проповедовал только в персидском государстве, но его последователи распространили учение на Запад в Римскую Империю и на Восток в Китай. В мире идет вечная борьба сил Света и Тьмы. От Царства Света проистекает добродетель, покой, а от царства тьмы — жадность, зависть, ненависть и жестокость. Зло проникло в мир Света и теперь сбивает людей с пути добра и благодати.

 

МОНТАНИЗМ

Движение монтанистов началось в христианстве еще во втором веке, и в третьем веке оно имело своих сторонников во многих христианских общинах. Называется это движение по имени его основателя - бывшего языческого жреца Монтана из Фригии. Обратившись ко Христу во второй половине второго века, Монтан усмотрел, что многие христиане не так горят, как должны были гореть. Он ревновал о большем огне. Желание Монтана было весьма хорошее, о большем огне должен ревновать каждый христианин, но Монтан впал в крайности в целом ряде вопросов. Он и его сторонники ревновали о более строгом образе жизни христиан. Они требовали строгих и продолжительных постов; считали, что христиане не должны допускать второго брака, если у христианина или христиан умер спутник или спутница жизни; христиан, которые овдовев, вторично обзаводились семьей, они объявляли прелюбодеями. Ничего подобного Христос не требовал от Своих учеников.

Кроме того, заблуждением монтанистов было их отрицание образования.

Заблуждением монтанистов было и их увлечение пророчествовами. По своей форме их пророческий дар выражался в крайне возбужденном состоянии. Всех христиан, не впадавших в такое возбужденное состояние, монтанисты считали плотскими, а себя считали духовными.

За свои крайности Монтан был исключен из членов церкви. После этого он, собрав вокруг себя своих сторонников, старался распространять свои убеждения по всем общинам. Достоверно неизвестен конец земной жизни Монтана, однако, по словам одного древнего писателя, он, заболев душевно, весьма печально закончил свой земной путь.

Последователи Монтана усиленно добивались гонений. Затишье в этом отношении в первой половине третьего века их явно не устраивало. И в этом вопросе монтанисты впали в крайность, конечно, вне всякого сомнения, пострадать за Христа является великой честью. Но это вовсе не значит, что христианин должен сам напрашиваться на гонения. Однако у монтанистов был именно такой дух, что если гонений в данный момент нет, то их надо искусственно вызывать, дабы получить венец мученика. Своей такой неразумной ревностью они обостряли обстановку, не понимая того, что за испытания, которые христиане сами на себя навлекли, правосудие Божие не отметит их золотыми венцами мучеников.

Монтанизм получил название по имени основателя движения Монтана, который до своего обращения в христианство в 155 году был языческим жрецом. Позднее он начал пророчествовать, заявляя, что в него вселился Святой Дух. Вслед за ним пророчествовать стали две женщины - Прискилла и Максимилла. Само по себе это не было чем-то новым: в то время, во-всяком случае - в некоторых церквах, женщинам разрешалось пророчествовать. Новым и внушавшим серьезные опасения стало то, что Монтан и его последователи заявляли, что их движение - начало новой эпохи. Первая новая эпоха началась с Иисуса Христа, а теперь с излиянием Духа начинается вторая. Новая эпоха предъявляет более строгие нравственные требования, как в свое время Нагорная проповедь требовала большего по сравнению с законом Ветхого Завета.

 

Опровержение гностицизма.

 

Св. Ириней. Среди ересеологов-антигностиков несомненно первое место принадлежит св. Иринею, епископу Лионскому, родившемуся в 140 г. и умершему в начале III-го века. По рождению и воспитанию он принадлежит Востоку — он ученик Поликарпа Смирнского, — а по деятельности Западу, куда (в Галльскую Церковь) он мог быть послан от Церкви Малоазийской, находившейся в особых духовных отношениях с Галльскою Церковью (см. у Евс. Ц. И. V, 1). Громадная заслуга для Церкви этого великого мужа заключается в том, что он верно понял нужды Церкви своего времени и имел достаточно сил и умения удовлетворить им. Гностицизм замышлял стать на место христианства. Нет нужды упоминать, что эта попытка не удалась. Важно то, что она была сделана, значит, в организме Церкви, как известного института, были такие незащищенные стороны или места, которые подавали повод питать такие дерзновенные замыслы. В таком случае для Иринея не столько важна была полемика с гностицизмом, сколько положительная сторона дела — укрепить, а иногда и создать вновь те или иные положения, как принципы христианства, ибо, при удачной постановке принципиальных положений, выяснялась сама собою нелепость всех претензий гностиков. “Путь, избранный Иринеем, говорит Гарнак, был единственный путь, каким можно было спасти Церковь.”

1. Прежде всего, Ириней стремился утвердить канон св. книг и выяснить предание, ибо гностики ссылались на каких-то особых посредников, при получении ими будто бы самого чистого учения Иисуса Христа и апостолов; они подчерпали свой материал из какого-то “тайного предания.” Канон книг Ветхого Завета окончательно был утвержден на Лаодикийском Соборе 364 г. и Карфагенском Соборе 397 г., фактически же Церковь пользовалась ветхозаветным каноном в его настоящем виде с древнейших времен. Так, свт. Мелитон Сардийский в Письме к Анесимию, датируемом примерно 170 г., уже приводит список книг Ветхого Завета, почти полностью совпадающий с утвержденным в IV столетии.

Оба Завета были впервые сведены в каноническую форму на поместных соборах в IV веке: Иппонском Соборе 393 г. и Карфагенском Соборе 397 г. Окончательно каноническая норма была закреплена в 692 году на Пято-шестом Трулльском соборе (вторым правилом).

2. Однако, знание источников христианской веры еще не вполне гарантировало христианина от гностической пропаганды. Они, “со-бирая изречения и имена, стоящие в разных местах, переносят их из естественной связи в неестественную”, таким образом “разрывая члены истины.” Против таких злоупотреблений гностиков является на по-мощь верующему “правило веры, ” как краткое выражение всего христианского вероучения.

3. Однако, и гностики претендовали на обладание и Св. Писанием и Св. Преданием и излагали будто бы по ним свое учение. Последним оплотом против еретических ухищрений является принцип древности или апостольского преемства епископов и единой Вселенской Церкви. Апостолы древнее всех еретиков, ибо раньше Валентина не было валентиниан и до Маркиона не было маркионитов; а между тем Валентин и Маркион пришли в Рим при епископе Егине, т.е. около половины II-го века христианской эры. И преемниками апостолов являются епископы, а не еретики. “Мы можем, говорит Ириней, перечислить тех, которые поставлены апостолами в епископы в Церквах и преемников их до нас, которые не учили и не знали ничего такого, что эти (еретики) бредят”. Ириней действительно перечисляет римских епископов от Св. Петра до своего современника Папы Елевферия.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-11; Просмотров: 364; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь