Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


История мировой литературы и искусства



История мировой литературы и искусства

Античность как фундамент европейской культуры. Система ценностей античного мира и общие особенности античного искусства

Гомер как отец европейской литературы. Особенности изображения героев в эпических поэмах «Илиада» и «Одиссея»

Античная драма и театр: происхождение театра и организация театрального дела

Эсхил как отец древнегреческой трагедии. Трагедия «Прикованный Прометей»

Древнегреческая комедия. Творчество Аристофана

Средневековье как особая эпоха в истории культуры. Система ценностей и общие особенности средневекового искусства

Поэма Данте «Божественная комедия» как итог средневековой культуры

Общая характеристики эпохи Возрождения. Специфика ренессансного гуманизма и особенности ренессансного искусства.

Великая живопись эпохи Возрождения.

Концепция «мира-театра» в творчестве Шекспира.

11. Вечные вопросы трагедии Шекспира «Гамлет»

Ренессансная трактовка любви в трагедии «Ромео и Джульетта»

Античность как фундамент европейской культуры. Система ценностей античного мира и общие особенности античного искусства

Гомер как отец европейской литературы. Особенности изображения героев в эпических поэмах «Илиада» и «Одиссея»

Гомер и его поэмы «Илиада» и «Одиссея»

Античная — греческая и римская — мифология явилась почвой для зарождения искусства и литературы Древней Греции и Древнего Рима. Античные мифы служили источником поэтического вдохновения у древних художников, в частности у легендарного древнегреческого поэта Гомера.

Гомеру принадлежат эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея». На русский язык обе поэмы неоднократно переводились. Наиболее удачными признаны перевод «Илиады» поэтом Н. И. Гнеди-чем и перевод «Одиссеи» В. А. Жуковским.

     

О самом Гомере известно мало. До нас дошли сведения, что Гомер не знал грамоты и что его поэмы исполнялись устно. Однако они принесли ему славу при жизни. Гомер, согласно греческим легендам, преданиям и поверьям, был гениальным певцом, которому удалось соединить в своих произведениях мифологию, фольклор и литературу.

Сюжетной основой поэм «Илиада» и «Одиссея» послужили события очень далёких от Гомера лет. Гомер жил около VIII века до н. э., описываемые им события относятся к 1200 году до н. э. Иначе говоря, Гомер пел о событиях, которые происходили за пятьсот лет до его жизни.

В этот год разразилась Троянская война, в которой воевали народы Древней Греции и Азии. Победителями из этой войны вышли греки, которые овладели азиатским городом Троей и разграбили его. Троянская война — сам по себе факт в истории довольно незначительный. Её значение в истории и в мифологии было сильно преувеличено и возведено в степень событий, решающих судьбы людей и богов.

Причиной войны стало желание верховного бога Зевса (Зеве-са) сократить число людей на земле, наказав их за то, что они оказались нравственно порочными. Исполняя волю Зевса, люди истребляют друг друга. Им помогают или мешают боги.

В обеих поэмах сюжет строится на том, что герой оскорблён: у Ахилла хотят отнять добычу — пленённую им Брисеиду, а у Одиссея — верную жену Пенелопу (её образ стал символом супружеской верности и преданности). Оба героя вправе мстить своим обидчикам, потому что, отбирая их достояние, они оскорбляют честь и достоинство героев и тем самым не признают их заслуги. Иначе говоря, причина состоит не в том, что отняли пленницу и покушаются на жену, а в том, что отторгают у героя завоёванное или обретённое им, нанося ему нестерпимую обиду. Достояние героя — это его бессмертная, вечная заслуга. Если она не ценится, то честь героя ущемлена.

В обеих поэмах изображены великие испытания, которые выпали на долю героев, причём победы связаны с потерями и поражениями. В «Илиаде» Ахилл хоронит своего друга Патрокла, теряет доспехи и оружие. В поэме «Одиссея» Одиссей лишается всех своих спутников и кораблей. Даже в момент торжества, когда Ахилл находит свою пленницу, печаль не покидает героя: он предчувствует близкую кончину. Возвратившегося после приключений Одиссея также ждут новые суровые испытания.

Борьбе стихий вне человека соответствует борьба стихий в самом человеке. Ахилл легко переходит от спокойствия к буйным порывам. В нём соединяются противоположные начала — божественное и человеческое (он сын богини Фетиды и простого смертного).

Ахилл, самый могучий и самый прекрасный воин среди греков, непобедимый герой, обречён на гибель в расцвете сил. Такова участь смертного человека, написанная выше, на небесах. Так решили боги. Гомер выразил здесь трагическую мысль о бренности человеческого существования. Однако мысли о неминуемой смерти противостоит мысль о славе, о любви, о дружбе, которые остаются неподвластными тлению и вечно живыми, бессмертными.

Не менее значительный характер воплощён Гомером в Одиссее — храбром воине, умном военачальнике, умельце и знатоке многих профессий. Одиссей великолепный атлет (он лучше других умеет бегать), отважный мореход, искусный плотник, ловкий охотник, хитрый и осторожный торговец, хороший хозяин, любящий сын, супруг и даже поэт, знающий толк в искусстве поэзии и пения. Но вместе с тем в Одиссее живёт другой человек — жадный, отбирающий себе лучший кусок на пиру, жестокий к рабам, ради выгоды готовый на ложь, притворство и могущий принимать различные образы. Как и Ахилл, Одиссей весь соткан из противоречий. В его образе с наибольшей наглядностью воплотилась мысль Гомера о многообразии и богатстве дарований человека, о его способности принимать разные лики, менять свой облик. Одиссей может стать разбойником и нищим стариком. В соответствии с этим его чувства раздваиваются: ему внятны страдания, он переживает гибель друзей, но его также увлекает игра жизни, её радости и её возможности. В нём уживается высокое и низкое, возвышенно-поэтическое и житейски прозаическое. И всё же главное в Одиссее — необъятные возможности и таланты, знания и умения мореплавателя, открывателя новых земель, путешественника, мудреца и воина.

Под стать главным героям и многочисленные античные боги-олимпийцы. В отличие от людей они бессмертны. Гомер идеализирует, приукрашивает их физическую красоту и мудрость, преклоняется перед их могуществом. Олимпийские боги проводят дни, забавляясь, пируя и вкушая нектар и амброзию (напитки богов). Им чуждо добро и законы человеческого общежития. Они находятся вне человеческих представлений. Троянская война, как и любое участие в человеческих делах, не более чем игра, причём часто игра жестокая, приносящая людям мучения, страдания и становящаяся причиной трагедий. Впрочем, и вся человеческая жизнь для богов — игра, а сами они — заинтересованные или незаинтересованные зрители.

Будучи красивыми, сильными и могучими, внутренне они, однако, часто ничтожны: между ними возникают ссоры из-за пустяков. Освещение жизни богов, как и героев, в эпосе Гомера двойственно: восхваление, поклонение и воспевание сочетаются с юмором, смехом, комическими картинами.

Значение поэм Гомера

Гомеровский эпос стал источником многих произведений искусства. Традиции Гомера ощутимы в творчестве Пушкина, Гоголя и Л. Толстого. К ним обращались и обращаются писатели всего мира.

Греческие дети учились читать по «Илиаде». В Греции всегда были люди, знавшие обе поэмы Гомера наизусть. Греческий ритор1 конца I века н. э. Дион Хрисостом нашёл таких людей в изобилии на краю тогдашнего цивилизованного мира — в греческой колонии Ольвии на берегу Чёрного моря, недалеко от нынешней Одессы.

Эпизоды из «Илиады» и «Одиссеи» становятся сюжетами для греческих художников. Гомеру приписывали разнообразнейшие познания во всех сторонах жизни — от военного искусства до земледелия, — искали в его произведениях советы на любой случай. Древние греки, восхищавшиеся Гомером и подражавшие ему, начали его изучать и комментировать. В 1488 году тексты «Илиады» и «Одиссеи» были впервые напечатаны во Флоренции. За этим изданием последовали многие другие.

Гомер — это начало начал всей литературы. Интерес к поэмам Гомера и их эмоциональное восприятие должны рассматриваться как надёжный признак здоровья всей человеческой культуры.

Несколько слов о содержании поэм Гомера
«Илиада» и «Одиссея»

В первых строках «Илиады» Гомер объявляет своё намерение воспеть героя Ахилла, который отличился в Троянской войне, но вместе с тем принёс грекам много бедствий вследствие своей распри с вождём греков Агамемноном. А всё началось с того, что Агамемнон во время одного из набегов взял в плен дочь жреца Хриса из храма Аполлона. Хрис явился к грекам с богатыми дарами и слёзно просил отдать ему дочь, но Агамемнон ответил ему оскорбительным отказом. Тогда Хрис обратился с жалобой к богу Аполлону и молил его отмстить грекам. Аполлон наслал на греков мор, который свирепствовал девять дней. Когда Агамемнон собрал народное собрание, чтобы решить, что делать с войсками, находившимися под Троей, там спросили прорицателя Калханта о причине божьего гнева. Тот объявил, что Аполлон карает греков за неуважение к Хрису и за отказ отдать ему дочь. Агамемнон не отверг воли Аполлона, но потребовал другой добычи взамен дочери Хриса. Ему возразил Ахилл, и тогда Агамемнон пригрозил, что отберёт у него его пленницу Брисеиду. Спорящих разняла и утихомирила богиня Афина. Ахилл не стал защищать Брисеиду с оружием в руках, но в гневе отказался принимать участие в войне, пока грекам не будет угрожать поражение и они не обратятся к Ахиллу за выручкой, принеся Ахиллу богатые дары, чтобы искупить оскорбление. Поступок Ахилла не осуждается, он не объявляется ни предателем, ни дезертиром. Он защищает свою честь и своё достоинство. В конце концов случилось так, что Агамемнон был вынужден направить к Ахиллу послов с предложением о примирении. Но Ахилл непреклонен. Он лишь соглашается отправить на помощь грекам своего друга Патрокла, облачив его в собственные доспехи. Однако Патрокл гибнет от руки Гектора, которому помогает бог Аполлон. Лишь тогда разгневанный и опечаленный Ахилл решает мстить. По просьбе богини Фетиды бог Гефест изготавливает Ахиллу новые доспехи необыкновенной красоты. И здесь Ахилл является во всей своей мощи и во всём своём величии. Троянцы гибнут. Наконец Ахилл убивает их героя — Гектора. Горе отца и родных

Гектора смягчает сердце Ахилла, и он выдаёт тело семье. Погребальным плачем над убитым Гектором кончается поэма.

Если в «Илиаде» воспевается один из эпизодов Троянской войны, то в «Одиссее» описывается множество приключений — от скитаний Одиссея до его возвращения на родину, в Итаку. Боги решают, что Одиссей может вернуться к семейному очагу, о чём Гермес должен сообщить нимфе Калипсо, которая семь лет удерживала героя на своём волшебном острове. Но Гермес не спешил исполнить волю богов. И только когда сыну Одиссея Телемаху не удалось узнать об отце ничего определённого, Гефест отправился к Калипсо. Так начинаются скитания Одиссея на плоте, который построила ему Калипсо, снарядив его в дорогу. Приключения Одиссея продолжаются до того дня, когда он прибывает в Итаку и когда ему удаётся перебить всех назойливых женихов его жены Пенелопы. Однако тревоги не исчезают: родственники женихов жаждут мщения. Распри прекращаются с помощью богини Афины, и на Итаке наступает мир.

Театр Древней Греции

 

У всех народов мира с древних времён существуют праздники, связанные с ежегодными циклами умирания и возрождения природы, со сбором урожая. Эти праздники, и дали жизнь драме и театру Греции и Рима.

В основе древнегреческой драматургии лежат мифы. В Пантеоне греческих богов важное место занимал Дионис, или Вакх, бог растительности, плодородия, виноградарства и виноделия. Во время шумных праздничных процессий в честь Диониса разыгрывались сценки из его жизни на которых пели дифирамбы (хвалебные песни). Наряду с торжественными и печальными, распевались веселые, а часто непристойные песни. Торжественная часть праздника дала рождение трагедии, веселая и шутливая - комедии. Где игра – там должны быть и правила игры. Они тоже формировались постепенно. И первым важным правилом стало разделение на зрителей и актёров.

Расцвет античного театра приходится на V в. до н. э. Именно в это время творили великие поэты драматурги - Эсхил, Софокли Еврипид. Персонажи их трагедий - Эдип, Антигона, Прометей - стали вечными образами мирового сценического искусства.

 

Римский театр

 

По своему культурному развитию римляне были гораздо ниже этрусков и греков. Через этрусков они познакомились с греческой мифологией и драматургией. Развитие римского театра началось в середине 3 века до н.э. Это было время, когда классический период у греков был уже позади и достиг расцвета культуры эллинистского периода. Развиваясь позже, чем Греция, Рим часто находил там ответы на многие идеологические вопросы. Сценическое искусство Древнего Рима развивалось под влиянием греческого театра и собственно римских народных представлений. На праздниках в честь жатвы исполнялись фесценины - грубоватые сатирические песни.

Истоки римского театра и драма восходит, как в Греции, к обрядовым играм, с богатым карнавальным элементом. Таков, например, праздник Сатурналий1 – в честь италийского божества Сатурна. Особенностью этого праздника была «переворачивание» привычных общественных отношений. Сатуры включали в себя музыку, танцы, пение, драматические сценки бытового и комического содержания. В Риме на праздниках сбора урожая пелись фесценнины – насмешливые песни, в которых по мере того, как обострялась борьба между патрициями и плебеями, всё более резко звучали актуальные темы, социальные мотивы. Где песни, где праздник – там и танцы, поэтому античный театр в истоках своих нёс и высокую пластическую культуру движения, жеста. Как и в Греции, обычно выступали два полухория, которые обменивались шутками, подчас язвительного содержания. В них, по свидетельству Горация, находила отражение и социальная борьба между патрициями и плебеями. Еще одним видом ранних драматических представлений, также комического характера, были ателланы. Участие в таких представлениях не несло в себе в те времена никакого бесчестья для граждан, тогда как позже, когда у римлян появилась литературная драма, актерская профессия стала считаться постыдной. Именно маски ателланы стали одним из истоков итальянской комедии дельарте. Каждая маска обозначала определённый тип личности. Всего было четыре постоянных персонажа: Макк - обжора, дурак и простофиля (изображался лысым, с крючковатым носом и ослиными ушами), Буккон - смышленый и болтливый обжора (в маске подчёркивались отвислые губы и раздутые щёки), Папп - богатый, скупой и глупый старик, и, наконец, Доссен - хитрый горбун, невежа и шарлатан. Текст ателланы сочиняли походу действия участники спектакля, и только в I в. до н. э. появились литературные обработки ателланы.2

На рубеже новой эры наибольшим успехом в Риме пользовались комедии, написанные как подражание греческим образцам, - паллиаты. Сам термин произошёл от названия греческого широкого плаща - палия; в таких одеждах ходили герои этих произведений. Действие пьес происходило в Греции и соответственно персонажи были греками. Однако часто всё греческое - имена, названия городов и т. д. - становилось просто декорацией: герои занимали должности, существовавшие в Древнем Риме, упоминались римские монеты, а само поведение этих " греков" скорее напоминало поведение римлян. Создателем паллиаты был римский поэт Гней Невий, а расцвет жанра связан с именем Тита Макция Плавта. Своим творчеством он заложил основы европейской комедии нового времени.

2. Архитектура театра: Древняя Греция и Древний Рим

 

Древняя Греция

 

Тип театрального здания сложился в Греции под влиянием климатических условий и рельефа (гористая страна). Зрители первых спектаклей рассаживались по склонам холмов, внизу, на поляне, выступали актёры. Театр Диониса в Афинах, появившийся в конце VI в. до н. э., располагался на южном склоне Акрополя. На склонах холмов были устроены театры и в других городах — Мегаполисе и Эпидавре.

Первоначально место для представлений устраивалось очень просто: хор со своими песнопениями и плясками выступал на круглой утрамбованной площадке- орхестре (от глагола орхеомай - " танцую" ), вокруг которой и собирались зрители. Но по мере того, как возрастало значение театрального искусства в общественной и культурной жизни Греции и по мере усложнения драмы возникла необходимость в усовершенствованиях. Холмистый ландшафт Греции подсказал наиболее рациональное устройство сценической площадки и зрительских мест: орхестра стала располагаться у подножия холма, а зрители размещались по склону. Все древнегреческие театры были открытыми и вмещали огромное количество зрителей.

В V в. до н. э. в Греции сложился устойчивый тип театрального сооружения, характерный для всей эпохи античности. Театр имел три главные части: орхестру, театрон (места для зрителей, от глагола теаомай - " смотрю" ) и скену (скенэ - " палатка", позже деревянное или каменное строение). Размер театра определялся диаметром орхестры (от 11 до 30 м). Скена располагалась по касательной к окружности орхестры. Передняя стена скены - проскений, имевший обычно вид колоннады, изображал фасад храма или дворца. К скене примыкали два боковых строения, которые назывались параскениями, которые служили местом для хранения декораций и другого театрального имущества. Между скеной и местами для зрителей, занимавшими несколько более половины круга, находились проходы, через которые в театр до начала спектакля входили зрители, а затем вступали на орхестру хор и актеры. Планировка греческого театра обеспечивала хорошую слышимость. Кроме того, в некоторых театрах для усиления звука среди зрительских мест размещались резонирующие сосуды. Занавеса в древнегреческом театре не было, хотя возможно, что в некоторых пьесах какие-то части проскения временно закрывались от зрителей.

Огромные размеры театров привели к необходимости использовать маски. Черты лица актёра зрители просто не смогли бы разглядеть. Каждая маска выражала определённое состояние (ужас, веселье, спокойствие и т. д.), и в соответствии с сюжетом актёр в течение спектакля менял собственные «лики». Маски были своеобразными крупными планами персонажей и одновременно служили резонаторами - усиливали звучание голосов. Маска меняла пропорции тела, поэтому исполнители вставали на котурны (сандалии с толстыми подошвами), а под одежду надевали толщинки. Котурны делали фигуру выше, а движения - значительнее. До сих пор в театре существует выражение " на котурнах" - оно означает излишнюю величавость, даже выспренность игры.

Ярко окрашенные природными красителями ткани, из которых шили сложные костюмы, также укрупняли и подчёркивали фигуру. Цвет одежды наделялся символическим значением. Цари появлялись в длинных пурпурных плащах, царицы - в белых, с пурпурной полосой. Чёрный цвет означал траур или несчастье. Короткая одежда полагалась вестникам. Также символичны были атрибуты, например оливковые ветви в руках просящих. Маски в комедиях были карикатурными или являлись шаржированными портретами известных людей. Костюмы обычно подчеркивали непомерный живот, толстый зад. Артистов хора иногда одевали в костюмы животных, например лягушек и птиц в пьесах Аристофана. В древнегреческом театре использовали простейшие машины: эккиклему (площадка на колёсах) и эорему. Последняя представляла собой подъёмный механизм (что то вроде системы блоков), с помощью которого персонажи (боги, напри мер) " взлетали под небеса" или опускались на землю. Именно в греческом театре родилось знаменитое выражение " Бог из машины". Позже этот термин стал означать немотивированную развязку, внешнее, не подготовленное развитием действия разрешение конфликта как в трагедии, так и в комедии.

Актёры в Древней Греции считались людьми уважаемыми. Только свободнорожденный мужчина мог играть в театре (они исполняли и женские роли). Сначала в спектаклях принимали участие хор и только один актёр; Эсхил ввёл второго актера, Софокл - третьего. Один исполнитель обычно играл несколько ролей. Актёры должны были не только хорошо декламировать, но и петь, владеть отточенной, выразительной жестикуляцией. В трагедии хор состоял из пятнадцати человек, а в комедии мог включать двадцать четыре. Обычно хор не принимал участия в действии - он обобщал и комментировал события. В комедиях Аристофана появилась и особая партия — парабаза, когда хор снимал маски и от своего имени обращался к залу.

Искусство сцены, родившееся в Древней Греции, стало основой европейского театра. Именно в ту далёкую пору сформировались ведущие жанры драматургии, возник сам тип зрелища. На пороге III тысячелетия лучшие театральные режиссёры всего мира обращаются к древнегреческой драматургии, стремятся воссоздать формы античного театра, приспособив их к требованиям современной сцены. 3

Греческий театр во многом отличался от современного. Во-первых, в Греции не было постоянных трупп, да и профессиональные актеры появились не сразу. Финансирование и организация театрального представления (литургии) были одной из обязанностей (хорегия) наиболее богатых граждан. Во-вторых, само устройство греческого театра было своеобразным и напоминало, скорее, современный стадион. Появились театральные здания. Древние театры сооружались под открытым небом и достигали огромных размеров. Так, театр Диониса в Афинах вмещал 17 тысяч человек. И сейчас ещё сохранились античные театры, где устраиваются представления.

 

Древний Рим

 

Долгое время в Риме не существовало постоянных театральных зданий (вплоть до середины I в. до н. э.) - сооружению его противился консервативный сенат. Для представления обычно на форуме воздвигался деревянный помост высотой в половину человеческого роста. На сценическую площадку вела узкая лесенка в 4-5 ступенек, по которой актеры поднимались на сцену. В трагедии действие происходило перед дворцом. В комедиях декорации почти всегда изображали городскую улицу с выходящими на нее фасадами двух-трех домов, и действие развертывалось перед домом. Зрители сидели на скамейках перед сценой. Но иногда сенат запрещал устраивать места в этих временных театрах: сидеть на представлениях, по мнению сената, было признаком изнеженности. Все построенное для театральных игр сооружение ломалось сразу же после их окончания.

Римский театр не был связан с культом божества, как в Греции, поэтому не имел того же общественного значения. Актёры считались не уважаемыми, а презираемыми людьми. Их набирали из числа рабов и вольноотпущенников и за плохое исполнение могли побить. Представления давались в основном на общегосударственных праздниках, Римских сентябрьских играх, Плебейских ноябрьских, Аполлоновых июльских играх, во время Мегалесий - апрельских торжеств в честь великой матери богов Реи Кибелы.

Важным событием в театральной жизни Рима было появление первого постоянного театра, построенного из камня. Этот театр был сооружен в 55 г до н. э. Гнеем Помпеем Великим и вмещал до 40 тысяч человек. В конце I в. до н. э. в Риме было построено еще два каменных театра: театр Бальба и театр Марцелла. От последнего до сих сохранились остатки наружной стены, разделенной на три этажа, что соответствует трем внутренним ярусам4.

Римский театр отличался от греческого. Размеры орхестры уменьшились наполовину, она превратилась в полукруг. Хора в римских пьесах не было, и места на орхестре занимали знатные зрители. Проскениум был поднят на полтора метра над орхестрой, а ширина его увеличилась до шести метров. Римский театр имел занавес; до начала спектакля его опускали перед сценической площадкой. Римские театры в отличие от греческих сооружали на ровном месте, и амфитеатр поддерживал мощный фундамент со сводами.

3. Организация театральных представлений

 

В повседневной жизни греков много места занимали различные соревнования: состязались возницы колесниц и всадники, раз в четыре года проходили спортивные Олимпиады. Театральные представления тоже были организованы как соревнования — и авторов пьес, и актёров. Спектакли игрались три раза в год: на Великие Дионисии (в марте), Малые Дионисии (конец декабря — начало января) и Линей (конец января — начало февраля). Трагические поэты представляли на суд зрителей и жюри три трагедии и одну сатировскую драму; комические поэты выступали с отдельными сочинениями. Обычно пьеса ставилась один раз, повторения были редкостью.5

Театр в Древней Греции считался делом государственным, поэтому за организацию представлений отвечал архонт — высшее должностное лицо города. Он давал разрешение на постановку пьесы, по его распоряжению набирали хор. Все материальные расходы брал на себя богатый горожанин — хорег, которого также назначал архонт. У каждого поэта был «свой» хорег. На мраморных памятных досках выбивали не только имя драматурга-победителя, но и имя хорега.

Как и в других областях греческой культуры в театре непременно присутствовал агон (состязательность). Театральные постановки шли три дня подряд, во время празднования Великих Дионисий. Давали обязательно три трагедии и одну сатировскую драму, т.е. комедию. В каждом представлении участвовали три драматурга, а зрители должны были определить лучшую постановку, лучшего актера, лучшего хорега (организатора представления). В заключительный день праздника победители получали награды6. В середине 4 века до нашей эры впервые появились актеры профессионалы, объединенные в театральные сообщества, так называемые «синоды технитов», состоявшие из свободнорожденных мужчин. Особенности комедий: правдоподобие, жизненность, сатирический оттенок. Появлению драмы в Греции предшествовал длительный период, на протяжении которого ведущее место занимали сначала эпос, а потом лирика. Эпосу и лирике в свою очередь предшествовал фольклор.

В Риме представления устраивались во время различных государственных праздников. Пьесы шли на празднике патрициев-Римских играх, проводившихся в сентябре в честь Юпитера, Юноны и Минервы; на празднике плебеев - Плебейских играх, происходивших в ноябре; на Аполлоновых играх - в июле. Играли в постановках уже не любители, а артисты-профессионалы. Их называли актерами или гистрионами. Римские актеры происходили из среды вольноотпущенников или рабов и по сравнению с греческими занимали гораздо более низкое общественное положение. Актеры объединялись в труппы во главе с хозяином-антрепренером, который по договоренности с властями организовывал театральное представление, где сам обычно играл главные роли. Все женские роли исполнялись мужчинами, женщин в труппы не брали. Актеры-профессионалы, выступавшие в трагедиях и комедиях в III-II в. до н. э., играли без масок. Поэтому, в отличие от греков, римляне могли следить за мимикой актеров. Маски использовались и раньше, но лишь в особых случаях - когда надо было, например, обыграть мотив двойника в комедии. В масках также играли актеры-любители, принадлежавшие к высшим слоям общества.

Заключение

 

Древнегреческий театр один из древнейших театров на территории Европы. Он достиг своего расцвета в V в. до н. э.

Достигнув больших идейных и художественных высот, античный театр заложил основы всего последующего развития европейского театра. Можно смело утверждать, что театры Древней Греции и Древнего Рима стали основой для последующего развития театрального искусства, которое продолжается и в наши дни.

Наследие, оставленное нам античностью в области литературы и искусства, огромно. Основные роды поэзии - эпос, лирика и драма - возникли в Греции. Античная архитектура, скульптура, литература и театр были предметом изучения и подражания и в последующие века. Значение античного театра выходит далеко за хронологические рамки породившего его общества. К примеру в эпоху Возрождения стали создаваться первые литературные трагедии и комедии, образцами для них послужили пьесы античных авторов. Но даже на протяжении XIX и XX вв. на европейских сценах шли античные драмы.

До сих пор многие удивляются, посещая Грецию, архитектуре древнегреческого театра. Его громадности и грациозности. На сохранившихся древнегреческих сценах и в наше время ставятся произведения древнегреческой драматургии.

Эсхил. Прометей прикованный

Герой трагедии всегда благородный человек, даже идеальный (короли и цари)

Зритель может сопереживать только герою, такому же, как он сам. А в глубине души, каждый считает себя точкой отсчета. И каким бы несовершенным был человек, он все равно считает себя правым. И если у него выходит что-то не правильно, то это враги, мешающие совершить ему правильное намерение. Тут реализовывается простая детская психология. Ребенок, рассматривая книжку с картинками, выбирает самых красивых и лучших и говорит - вот это я. Взрослый мыслит так же. И что бы зритель страдал, нужно чтоб на сцене находился идеальный человек, с которым смог бы отождествить себя зритель.

Прометей – это титан (титаны и титаниты порождение докосмического устройства, такие как Гея(земля), Океан, Уран, Хронус). Зевс – порождение титанов. Он условно племянник Прометея. Прометей украл с Олимпа божественный огонь, огонь знания. В греческой мифологии именно Прометей сделал человека человеком. До этого человек жил, как животное. Прометей научил его приготовлению пищи на огне, врачеванию, строительству, земледелию, разведению скота. Все знания, что получил человек, он получил от Прометея. Прометей является и носителем и воплощением знания, которое он даровал человеку.

Герой трагедии совершает некое действо, которое призвано улучшить состояние дел в мире. Это действие может быть только благородным, но оно имеет свои отрицательные, даже преступные стороны. В этом парадоксальность и двойственность действия, совершаемого героем трагедии. Он одновременно и герой и преступник. Но если бы это был обычный человек, то отождествления у зрителя с ним не произошло бы и история оказалась бы мелкой. Мир очень гармоничен и даже Боги полную гармонию мира не осознают. В греческой мифологии есть 3 богини- Мойры (одна сучит нить, другая вплетает ее в ткань, а третья обрезает эту нить). Эта нить и есть человеческая жизнь. И если нить в какой то момент окажется гнилая, то ткань начинает рваться.

Человеку никогда не дана полнота картины мира, ему кажется, что он знает. И основываясь на это знание, он совершает поступок. Но человек есть часть мира и ему не дано в полной мере просчитать последствие своего действия. Поэтому преступником он становится поневоле.

Что касается Прометея, то его знание полное, потому что он носитель знания. И поэтому его опасается Зевс. Он приказывает приковать Прометея к скале и насылает на него проклятье. Каждый день к нему прилетает орел, который выклевывает печень Прометея, за ночь она вырастает заново и все повторяется.

Греки считали, печень это самый загадочный орган. Зачем он нужен? Неслучайно всякие гадания жрецами осуществлялись по печени. У жертвенного животного вынималась печень, и делалось предсказание. Они считали, что это средоточие жизненных сил. А у Прометея сосредотачивается в печени знание, которое он носит. Поэтому наказание очень точное. А орел это один из образов самого Зевса. Зевс не знает того, что знает Прометей.

Герой трагедии всегда человек свободный и действия, которые он совершает, он совершает свободно. Это для героя не безвыходная, тупиковая ситуация. Это уже тогда не трагедия, а несчастный случай. Трагедия существует, если только человек действует самостоятельно. В этом и заключается смысл трагического. Выбор пути герой трагедии делает свободно. Он очень умный и с мощным интеллектом. И совершая поступок, он понимает какие могут быть последствия и принимает за них на себя ответственность.

Прометей – носитель знания. Ему известно будущее. Он знает что он совершит и какое наказание за этим последует. Знает он и о том, что придет человек- герой, который освободит его. Но он идет на этот поступок, потому что понимает необходимость его.

В результате собственного страдания, герой трагедии получает новое знание о мире. Переходит на новую ступень восприятия мира и это вызывает в человеке - зрителе катарсис, удовольствие. В этом смысле у трагедии всегда хороший финал. Во-первых, не всегда трагедия заканчивается гибелью героя. Но самое главное, что в конце всегда зритель получает катарсис.

Прометей на собственной шкуре понимает цену мирозданию и порядку Зевса.

Это страдание есть результат его конфликта с Богом.

Герой трагедии всегда вступает в конфликт с Богом.

Герой драмы вступает в конфликт с человеком.

Что бы вступить в конфликт с Богом в него надо верить. Поэтому трагедия появляется в 5 в. до н.э. и в 17 веке уже европейской культуры.

Сегодня трагедию не ставят или она превращена в драму. Она уже не трагедия.

Сегодня катарсиса не бывает у зрителей. Иногда даже нет взаимодействия зрителя и спектакля (это есть еще у Фоменок в какой-то степени). Катарсис это чувство соучастия, сопричастности, сострадания.

Специфика комедии

Хор был 24 человека, два полухория, которые спорили между собой, вели беседы со зрителями, хоревты веселились, кривлялись, двигались. Актеров было не менее 3-х, к ярких костюмах, с масками-карикатурами на общественных деятелей. Хор тоже рядился в костюмы – животных и птиц. Декорации не менялись.

Композиция комедии:

1. пролог (разъяснял смысл комедии).

2. парод (первое выступление хора).

3. агон (состязание полухориев или героев).

4. парабаса (обращение хора к публике).

5. чередование эписодиев и стасимов, как в трагедии.

6. эксод (заключительная песнь пляшущего хора).

Общий стиль аттической комедии – живой, легкий, остроумный балаган с мощной антигородской направленностью. Язык комедии народный, с жаргонизмами, ругательствами и даже непристойностями.

Наиболее известными авторами комедии до Аристофана являлись Хионид, Магнет, Кратет, Ферекрат.

Творчество Аристофана

Сохранилось 11 комедий из 40 написанных.

Периодизация творчества

1. первый период (427-421 гг.). Ярко политический, со строгим соблюдением обрядно-хорового стиля («Ахарняне», «Всадники», «Облака», «Осы», «Мир»).

2. второй период (414-405 гг.) Тематика общественно-сатирическая, сатира на поэтов и театр («Птицы», «Лисистрата», Женщины на празднике Фесмофорий», «Лягушки»).

3. третий период (392-388 гг.). Приближение к комедии нравов, культвированеи утопических идеалов, преобладание диалога над хором, отсутствие парабасы («Женщины в народном собрании», «Богатство»).

«Всадники».

Сюжет. Городом правит Демос, обезумевший старик, он имеет фаворита, кожевника, который фактически правит вместо него. Кожевник знает пророчество о приходе на его место авантюриста, колбасника Агоракрита. Два раба, Никий и Демосфен (носящие имена великих полководцев, ведущих Пелопонесскую войну), крадут у него это пророчество. Кожевника преследуют и всадники (хор), и Агоракрит. Кожевник и Агоракрит сосоязаются на глазах безумца Демоса (с греч.»народ»), тот выбирает в фавориты Агоракрита. Колбасник омолаживает Демоса, окуная его в кипящую воду, старик превращается в человека времен Марафона и Саламина (когда греческий народ был единым, что мило сердцу Аристофана). Помолодевший Демос приглашает Агоракрита на пир с гулящими женщинами.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-11; Просмотров: 320; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.074 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь