Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Понятие общества и его основные характеристики.



Понятие " общество" рассматривается как некая совокупность людей, как сложная система, включающая в себя множество подсистем.

Над феноменом общества, его элементами, типами, структурой и природой общественных отношений люди размышляют c древнейших времен. Теория Гераклита разумно связана с обществом как c социальной реальностью. Здесь люди общаются друг c другом, управляют и контролируют одни других, здесь основа уверенности людей в том, что они живут в реальном мире. У Платона и Аристотеля размышления об обществе и его составляющих приобретает концептуальный характер. Для них общество – это подверженная постоянным изменениям социальная реальность со своими функциями, целями и возможностями принятия необходимых решений.

На сегодняшний день дано множество определений понятию общества. Но при всем многообразии подходов великих социологов, философов, ученых к понятию общества, таких как: Oгюст Конт, Георг Гегель, Kарл Маркс, Эмиль Дюркгейм и т. д. обнаруживается нечто единое, что общество – это совокупность исторически сложившихся форм взаимодействия людей.

Субъектами общества и общественных отношений являются отдельные люди, коллективы людей и их институты. Коллективы людей делятся на:

естественные (семья, род, класс, народ, нация);

искусственные, основанные на членстве (различные объединения по профессиям и интересам, политические партии и движения).

Естественные коллективы характеризуются большей степенью интегрированности и образуют более прочные подсистемы, чем искусственные коллективы.

Общество выражает и согласовывает социальные интересы своих членов, осуществляет социализацию, регулирует поведения людей путем выработки общественно значимых норм и контролирует их выполнение.

Одной из важных специфических черт общества является его независимость, выражающаяся в том, что оно самостоятельно определяет содержание своей деятельности, вырабатывает нормы и принципы своего функционирования. Без независимости нет самостоятельного общества. Поскольку в мире существуют тысячи обществ (гражданских, политических и т. д.), каждое из них в той или иной степени сотрудничает со всеми остальными, оказывает на них и само испытывает определенное влияние, стремится к доминированию или вынуждено подчиняться. Необходимо отметить, что существенную роль в жизни общества играют отношения распределения и потребления, материальных благ.

Отличительные признаки общества:

1. Социальность, которая выражает общественную сущность жизни людей, социальную специфику их отношений и взаимодействий. Она отличает человеческое сообщество от любых других групповых форм взаимодействия, встречающихся в животном мире;

2. Способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность взаимодействий между людьми, которые действуют относительно друг друга;

3. Территория, на которой происходят социальные взаимодействия;

4. Существование, функционирование и развитие в социальном пространстве и в Социальном времени;

5. Высокий уровень самоутверждения и саморегуляции;

6. Наличие специальных органов для осуществления саморегуляции – социальных институтов;

7. Любые изменения и события, происходящие в обществе, в отличие от природных процессов не осуществляются без сознания, воли и деятельности людей;

8. Наличие социальной структуры.

 

Междисциплинарный подход к изучению общества.

Интуитивно общество представляется нам как ес­тественная среда обитания, которую, однако, взять в руки и внимательно рассмотреть невозможно. Вот почему исследователи прибегают к моделям.

Модель— это способ абстрактной репрезентации (представительности) изучаемого объекта, предназ­наченной для получения научного знания о его су­щественных свойствах. Замещение объекта иссле­дования моделью предполагает существование между ними объективного сходства. Все многообразие мо­делей можно разделить на два класса: материаль­ные и идеальные.

Материальныемодели строятся на основе ана­логии между двумя реальностями. Предполагаемые в качестве модели образы, метафоры и сравнения весьма близки обыденному сознанию. Они служат точкой опоры для формирования представлений. По-атому в социологии часто использовались механи­ческие модели, уподобляющие общество каким-либо конструкциям (базис и надстройка), и органичес­кие модели, сравнивающие общество с живым орга­низмом,

Однако использование материальных моделей свя­зано с определенным риском. Будучи сравнением двух реальностей, такая модель создает опасность деформирования процесса наблюдения, культивиро­вание фрагментарного подхода, когда внимание ис­следователя концентрируется лишь на аналитичес­ких свойствах, а другие, не менее важные элемен­ты выпадают из его поля зрения.

Идеальные модели представляют собой логичес­кое построение объекта, наделенного теми же свойствами, что и в действительности. Это не про­стая аналогия. Она не содержит сравнения с реаль­ностью, имеющей иную природу. Это мысленная ре­конструкция объективных социальных явлений, с помощью различных символов, используемых для объяснения данных явлений.

Итак, модель — это описание реальности в форме понятий и связей между ними. Какие же понятия приходят на ум, когда мы пытаемся представить об­щество? Прежде всего — это люди, т.е. совокупность людей. Профессор И.В. Мостовая предложила следу­ющую схему определения понятия «общество». Если предельно упростить исходную формулу «общество — люди», то получаются следующие возможные обла­сти соотнесения данных понятий: 1) их смыслы «на­кладываются» (совпадают); 2) их смыслы «пересе­каются» (имеют как общую, так и самостоятельные области значений); 3) их смыслы «пограничны» (не пересекаются, хотя имеют общность значений «на стыке»).

Первый подход выводит, содержание понятия «об­щество» из определения «люди». Это не механичес­кое, а такое объединение людей, в рамках которого происходит их устойчивое взаимодействие. Парадиг­ма (образец решения задачи) «взаимодействия» по­родила функциональнуюмодель общества. Она по­зволяет интерпретировать общество как систему (со­гласованно действующих людей), структурирован­ную (разделенную на социальные группы) в соот­ветствии с набором функций, необходимых для под­держания ее целостности.

Второй подход выводит содержание понятия «об­щество» из определения «отношения». Здесь вни­мание концентрируется не на «людях», а на том, что происходит между ними, т.е. на связях, отно­шениях. Парадигма «взаимосвязи» породила конфликтологическуюмодель общества, которая демон­стрирует его как целостную систему (конкурирую­щих людей), иерархически структурированную (раз­деленную на экономические, социальные, полити­ческие, идеологические институты), в соответствии с принципом субординации, соподчинения.

Третий подход выводит содержание понятия «об­щество» из определения «культура». Он связан с пониманием того, что означает социальное, т.е. чем отличается общество людей от стада животных, ко­торое нередко строится также на «взаимодействи­ях» и «взаимосвязях». Парадигма «значения» по­родила социокулътурнуюмодель общества, которая выражает его как систему символов. Именно куль­тура порождает символические солидарности, орга­низующие взаимодействие и взаимосвязи людей на основе общих ценностей, идеалов, верований.

Таким образом, социологи представляют общество с трех точек зрения: функциональной, конфликтологической и социокультурной. Они не исключают, а дополняют друг друга, создавая тем самым пано­рамное видение объекта. Несмотря на принципи­альные различия, эти три подхода имеют нечто сходное. Все они рассматривают общество как целостную систему.

В настоящее время все больше нарастает стремление научного сообщества к универсализации средств познания. Результатом этого стало формирование общей теории систем, основная задача которой — создать гнездо фундаментальных понятий, применя­емых в различных отраслях научного знания.

Центральное понятие — «система».Ее опреде­ляют как целостный комплекс взаимосвязанных эле­ментов, находящихся в функциональных отноше­ниях и связях друг с другом. Суть идеи состоит в том, что различные области науки изучают систе­мы, обладающие общими свойствами. Существует иерархия систем. Любая система обладает особыми качествами: организация системы как целого выше, чем порядок ее отдельных элементов. Система пред­ставляет собой нечто большее, чем простая сумма составляющих ее элементов. Такая взаимозависи­мость частей и целого проявляется в интегральных свойствах системы. Каждый системный элемент, свойства и отношения зависят от своего места внут­ри целого.

Понятия общей теории систем можно условно раз­делить на три группы. Первая группа понятий — описательные. Они служат для обозначения различных типов систем, например, открытых и закры­тых. Закрытые системы самодостаточны. Открытые — наоборот, характеризуются обменом свнеш­ней средой. Эти понятия отражают иерархию уров­ней систем (подсистем, компонентов), описывают разнообразные аспекты внутренней организации систем (интеграция, дифференциация, взаимозависимость, централизация). Вторая группа понятий объясняет факторы, обеспечивающие регуляцию систем: устойчивость(открытые и закрытые системы остаются в определенных пределах, несмотря на воздействия, которым они подвергаются); рав­новесие(состояние покоя, обеспеченное взаимодействием противоположных, но взаимоуравновешенных сил); гомеостаз(динамическая саморегуляция, т.е. способность системы сохранять свое внутреннее

равновесие под давлением различных факторов). Третья группа понятий сосредоточена на динамике — адаптация, нагрузка, норма, напряженность, кризис и др.

С помощью этих понятий можно описать человеческое общество как суперсистему, или социетальную1систему, включающую в себя все виды социальных систем и характеризующуюся структурно-функциональной целостностью, устойчивостью, равновесием, гомеостазом, открытостью, самоорганизацией, эволюцией.

Социальная система—это упорядоченное множество элементов, т.е. индивидов, социальных групп и общностей. Состояние ее равновесия поддерживается посредством регулирующей деятельности соци­альных институтов, которые с помощью общих об­разцов, норм и ценностей организуют общество в самосохраняющееся, самовоспроизводящееся целое.

 

Типологии обществ.

В процессе развития социологического знания сложилось множество подходов к классификации обществ. Классификации наиболее типических обществ основаны на выделении их основных параметров. Самую первую типологию обществ предложили древнегреческие мыслители Платон и Аристотель. Согласно их воззрениям все общества можно разделить по формам государственного устройства на монархии, тирании, аристократии, олигархии, демократии.

На сегодняшний день классификация обществ на основе господствующих в них политических отношений не потеряла своей актуальности.

В современной социологии в рамках этого подхода выделяют тоталитарные (государство определяет все основные направления социальной жизни), демократические (население может влиять на государственные структуры) и авторитарные общества (сочетающих элементы тоталитаризма и демократии).

В рамках марксизма основой для классификации обществ является способ производства материальных благ. На этом основании выделяются шесть типов обществ:

1) первобытнообщинное общество, которое характеризуется примитивно-присваивающим способом производства;

2) азиатское общество, отличающееся особым видом коллективной собственности на землю;

3) рабовладельческое общество, специфической чертой которого является собственность на людей – рабов и продукты их труда;

4) феодальное общество, основанное на эксплуатации прикрепленных к земле крестьян;

5) буржуазное общество, в котором происходит переход к экономической зависимости формально свободных работников наемного труда;

6) коммунистическое общество, которое возникает в результате установления равного отношения всех к собственности на средства производства путем ликвидации частнособственнических отношений.

Согласно другой типологии, которая сегодня занимает ведущее место в социологии, можно выделить традиционное, индустриальное и постиндустриальное общества. Традиционное общество – это общество с аграрным укладом, малоподвижными структурами и способом социокультурной регуляции, основанным на традициях.

Поведение индивидов в нем основывается исключительно на обычаях, нормах традиционного поведения, устоявшихся социальных институтах (семья, община). Любые социальные преобразования в таком обществе невозможны.

Особенностью такого типа общества является низкий уровень темпов производства. Для современности характерно снижение количества традиционных обществ, однако они по-прежнему сохраняются в Африке, центральной части Австралии, индейских резервациях.

Термин «индустриальное общество» впервые ввел Анри Сен-Симон (1760–1825 гг.). Свою дальнейшую разработку это понятие получило в работах Р. Арона, У Ростоу, О. Тоффлераи др. исследователей.

В основе теории индустриального общества лежит идея о том, что в результате промышленной революции происходит трансформация традиционного общества в индустриальное. Для индустриального общества характерны следующие черты:

1) развитая и сложная система разделения труда и профессиональной специализации;

2) механизация и автоматизация производства и управления;

3) массовое производство товаров на широкий рынок;

4) высокая развитость средств коммуникации и транспорта;

5) рост урбанизации и социальной мобильности;

6) увеличение доходов на душу населения и качественные сдвиги в структуре потребления;

7) формирование гражданского общества.

В 60-е гг. XX в. в социологии формируется теория постиндустриального или информационного общества. Эта теория разрабатывалась такими исследователями, как Д. Белл, А. Турен, Ю. Хабермас.

Основой трансформации индустриального общества и превращения его в постиндустриальное принято считать развитие вычислительной и информационной техники. Основными чертами информационного общества являются:

1) глобальный характер информации, которая прорывает государственные границы и организационные барьеры;

2) рост возможностей сбора, обработки, хранения, передачи информации, доступа к ней;

3) рост влияния информации на различные сферы деятельности;

4) расширение демократии, децентрализация общества.

В обществе существуют различные подходы к оценке феномена информационного общества. Так, Р. Ф. Абдеевпишет, что следствием информационной революции и становлением информационного общества становится развитие наукоемких производств с минимальным использованием сырья и энергии. В информационном обществе жизнью правят интеллект, знания, высокоорганизованный труд, нет безработицы и национальных проблем, народ доволен жизнью.

Однако существуют и определенные опасения, связанные с наступлением эры информационного общества. Негативной стороной постиндустриального общества является опасность усиления социального контроля со стороны государства, правящей элиты через доступ к информации и электронным средствам массовой информации и коммуникации над людьми и обществом в целом. С другой стороны существует опасность формирования двухклассового общества: тех, кто владеет информацией и тех, кто не будет иметь доступ к ней в силу различных причин.

Еще одним распространенным подходом в современной социологии является цивилизационный подход. В рамках этой концепции также существует классификация обществ.

В основе цивилизованного подхода лежит идея своеобразия пути, пройденного народами. В рамках этой теории разными исследователями выделяются различные цивилизации, однако для всех характерно выделение Египетской, Китайской, Вавилонской, Европейской, Российской, Мусульманской, Греческой и других цивилизаций.

Любая цивилизация является уникальной. Уникальность каждой цивилизации обуславливается не только материальной базой и способом производства, но и соответствующей им культурой. Культура в данном случае определяется совокупностью определенного мировоззрения, образом жизни населения и моралью народа.

Все это в совокупности составляет, по определению последователей данного подхода, дух народа, обуславливающий определенное отношение к самому себе. Таким образом, можно говорить, что в рамках цивилизационного подхода в качестве основания для классификации обществ является складывающаяся в них культура.

Подводя итог, необходимо отметить, что существует множество подходов к классификации обществ. При этом среди них не существует единственного общепризнанного. Это подчеркивает актуальность рассмотрения данного вопроса.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-11; Просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.038 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь