Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Статусно-ролевая концепция личности.



Социальный статус– это соотносительное положение индивида в обществе, определяемое функциями, обязанностями и правами. Статус учителя имеет смысл только в соотношении с позициями ученика и директора школы, а последний – в связи с позицией министра образования, заведующего городским отделом образования и т. д.

Каждый человек в обществе выполняет определенные функции. Функция учителя – обучать школьников, функция средств массовой информации – давать представления о происходящих в стране и мире событиях. Военный выполняет функцию защиты Родины. Для выполнения функций на человека в соответствии со статусом накладываются определенныеобязанности. Чем выше статус, тем больше обязанностей накладывается на человека, тем жестче требования к статусным обязанностям и тем сильнее наказываются их нарушения.

Одним из самых важных элементов статуса является социальная роль– поведение, ожидаемое от личности определенного статуса (по Н. Смелзеру). Впервые роль как динамический аспект статуса рассмотрел Р. Линтон.

Если роли жестко определены, откуда берутся способные и неспособные учителя, храбрые и трусливые солдаты, талантливые и бездарные политики? Роль стандартна, но исполняют ее люди – индивидуальности. Каждый из них по-своему объясняет себе роль, по-разному ее исполняет. Фактическое исполнение ролью личности называется ролевым поведением.

Каждый человек одновременно занимает несколько статусных позиций. Мужчина может одновременно быть украинцем, губернатором, мужем, отцом, сенатором и т. д. Совокупность статусных позиций называется статусным набором. В нем выделяются:

предписанный статус– тот статус, который человек получает " автоматически" при рождении или по прошествии времени. К этому типу относятся статусы, связанные с полом, национальностью, расой, входящие в системы кровного родства и аристократических титулов. Пример – женщина, американка, европеоид, брат, герцог, пасынок;

достигаемый статус– получаемый человеком благодаря своим собственным силам или удаче. Пример: муж, инженер, изобретатель, кочегар;

смешанный статус– обладает признаками предписанного и достигаемого, но достигаемого не по желанию человека. Пример: инвалид, беженец, безработный;

главный статус– статус, определяющий положение личности в общественной иерархии. Чаще всего главный статус человека обусловлен его работой. Когда речь идет о незнакомом человеке, мы, прежде всего, спрашиваем: «Чем занимается этот человек, как он зарабатывает на жизнь? ». Ответ на этот вопрос многое говорит о нем. К главным статусам относят статус бывшего заключенного, чемпиона Олимпийских игр и др.

Каждый статус имеет не одну, а несколько ролей, на что впервые обратил внимание Р. Мертон. Так, отец выполняет роли кормильца, слесаря, плотника, электрика, опекуна, воспитателя и т. д. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевым набором. Человек обладает комплексом статусов, каждый статус имеет собственный набор социальных ролей, причем любая из них требует особой манеры поведения и общения с людьми. Естественно, что при выполнении ролей может возникнуть ролевое напряжение— трудность, связанная с неправильной ролевой подготовкой, неудачным исполнением роли. Ролевое напряжение часто выливается в конфликты. Ролевой конфликт– это столкновение ролевых требований, предъявляемых человеку, вызванное множественностью одновременно выполняемых им ролей. Известны два типа ролевых конфликтов: 1)между ролями; 2) в пределах одной роли. Часто две и более ролей заключают в себе несовместимые обязанности. Например, женщина великолепно трудится на производстве, а дома не успевает выполнять свои обязанности жены и матери. Внутри многих ролей существуют конфликты интересов, в которых, обязанности быть честным по отношению к людям входят в конфликт с желанием «делать деньги». Если конфликт обостряется, он может привести к отходу от данной роли, к внутреннему стрессу.

Ролевые конфликты решаются обычно с помощью защитных механизмов: рационализации, разделения и регулирования ролей.

Рационализация скрывает конфликт путем бессознательного поиска неприятных сторон желаемой, но недостижимой роли. Классический пример: девушка, не сумевшая выйти замуж, объясняет свое положение грубостью и ограниченностью современных мужчин.

Разделение ролей– выражается во временном изъятии из жизни одной из ролей. Моряку, находящемуся в дальнем плавании, не сообщают о смерти матери, исключая тем самым роль сына из его сознания, чтобы не вызвать стресс.

Регулирование ролей– с помощью его индивид освобождается от личной ответственности за последствия выполнения им той или иной роли путем перекладывания вины на организацию, народ, класс. Классическим примером может служить обряд " умывание рук" Понтия Пилата, с помощью которого он возложил вину в казни Иисуса Христа на евреев.

С помощью механизмов бессознательной защиты и осознанного подключения общественных структур личность может избежать опасных последствий ролевых конфликтов.

 

Механизмы действия личности

Биологические особенности человеческого организ­ма формируют у индивида способность адаптации к окружающей среде, приспособления ее к собствен­ным нуждам. При этом он проявляет активность. Од­нако, в отличие от животного, активность человека порождена социальным способом существования. Она проявляется во внутренней (психической) и внеш­ней (физической) формах деятельности.

Внутренняя форма деятельности скрыта от окру­жающих людей, она формирует готовность личности к какому-либо действию. Действия человека все­гда осмыслены. Важную роль в этом играют мотивационный и диспозиционный механизмы.

Мотивационный механизмскладывается из вза­имодействия потребностей, интересов, ценностных ориентации, которые преобразуются в цель деятель­ности.

Потребность — состояние живого организма, вы­ражающее его зависимость от того, что составляет условия его существования. Потребности — движу­щая сила человеческой активности, причина его действий.

Различают два вида потребностей: естественные и социальные. Под естественными потребностями понимают повседневные нужды человека в пище, жилище, одежде и т.д. Под социальными — потреб­ности человека в труде, культуре, т.е. во всем том, что является продуктом общественной жизни. Ес­тественные потребности составляют основу, на которой возникают, развиваются и удовлетворяются социальные.

Социальные потребности становятся актуальны­ми (насущными) лишь после того, как удовлетво­рены естественные. Если низшие (естественные) по­требности присущи всем людям в равной мере, то высшие (социальные) — в неодинаковой. Так, об­разованные и необразованные люди испытывают одинаковое чувство голода, но последние вряд ли нуждаются в творчестве. Поэтому высшие потреб­ности сильнее дифференцируют людей, нежели низшие.

Осознанные потребности преобразуются в «инте­ресы» личности. Они выражают отношение челове­ка к условиям жизни, определяют направленность его действий. Именно интерес выступает в качестве решающего мотива, мобилизующего личность бо­роться за сохранение, либо изменение своих жиз­ненных условий.

Важный элемент мотивационного механизма — ценностные ориентации. Они в значительной степе­ни предопределяют направленность социального действия личности. Ценности — это то, в чем чело­век нуждается и чего у него нет. Ценности и потреб­ности — две стороны единого целого. Если потреб­ность — побудительная сила, коренящаяся внутри человека, то ценность обозначает те внешние объек­ты, которые удовлетворяют эту потребность. В цен­ностных ориентациях конкретно проявляются ин­тересы личности

Интересы и потребности личности, преломляясь через ценностные ориентации, формируют внутрен­ние побудители, которые называют «мотивами» де­ятельности. Они выполняют функцию смыслообразования, т.е. придают смысл отдельным действиям, целям, условиям их достижения. Так складывается механизм мотивации, назначение которого — дос­тижение определенной цели.

Цель — осознанный образ предвосхищаемого дей­ствия. Термин «цель» применим только к челове­ку. Если животные руководствуются лишь потреб­ностями, то человек еще и мотивами. Строго гово­ря, мотив — осмысленное действие, а потребность — всего лишь ощущаемое состояние организма, не имеющее субъективного смысла.

Диспозиционный механизмтакже связан с внут­ренней формой человеческой деятельности. Диспо­зиции (от лат.diaposito— расположение) — это комплекс предрасположенностей человека к воспри­ятию условий деятельности и к определенному по­ведению в этих условиях. Данный механизм скла­дывается из взаимодействия мотивов и стимулов, в результате чего формируются диспозиции личнос­ти, фиксируемые в ее установках.

Если мотивы — это внутренние побудители к дей­ствию, то стимулы — внешние, т.е. объективные факторы, вызывающие ориентации человека или ус­тановки. Установка предшествует действию челове­ка и выражает его предрасположенность, готовность поступать определенным образом относительно дан­ного объекта.

Социальные установки рассматривают как иерар­хическую систему диспозиций, которая выступает регулятором поведения личности. Выделяются четыре уровня диспозиций: 1) готовность к простей­шему действию (элементарные установки); 2) готов­ность к действию на основе оценок определенных ситуаций (ситуационные установки); 3) готовность к действию в рамках общей направленности жизне­деятельности личности (установки — ценностные ориентации); 4) готовность к действию, исходя из концепции жизни личности (установки — интересы).

Начиная со второго уровня, установки приобре­тают сложную структуру, включающую следующие компоненты — эмоциональный (оценочный), ког­нитивный (рассудочный) и собственно поведенческий (готовность действовать). Указанным диспозициям соответствуют четыре уровня социального поведе­ния личности. Первый—простая реакция на воз­действия внешней среды. Второйуровень образует целенаправленные акты, подчиненные представле­нию о том, какой должен быть достигнут резуль­тат. К третьемууровню относится определенная последовательность поступков людей, преследующих отдаленные цели. На четвертомуровне происхо­дит реализация жизненных целей.

Таким образом, мотивационный и диспозиционный механизмы личности позволяют понять субъек­тивную детерминацию ее поведения. Функциони­рование описанных механизмов — это внутренний, непосредственно ненаблюдаемый аспект деятельно­сти личности.

Внешне (физически) наблюдаемые поступки лю­дей составляют поведенческий аспект деятельнос­ти. В чем заключается разница между деятельнос­тью и поведением? Деятельность включает осознан­ные цели и действия. Она совершается ради какой-либо награды, выполняющей функцию внешнего стимула, например, заработка или повышения в должности. Поведение чаще всего не преследует никакой цели. Но поведение есть намерения и ожи­дания, есть потребность и мотивы. В отличие от стимулов, как уже говорилось, мотивы относятся не к внешним, а к внутренним побудителям.

Человеческая деятельность эффективна в том слу­чае, когда ее структурные элементы интегрирова­ны, находятся в тесном взаимодействии, образуют целостную систему. Однако эта целостность вовсе не означает, что между отдельными элементами деятельности невозможно рассогласование. Бывает, что человек думает одно, говорит другое, а делает третье.

Почему так происходит? Специалисты полагают, что внешняя, поведенческая сторона деятельности имеет свою логику, а внутренняя, сознательная — свою. И вполне возможно, что с точки зрения пове­дения деятельность человека выглядит противоре­чиво, а с точки зрения сознания — последовательно.

Профессор А.И. Кравченко поясняет это на сле­дующем примере. Человек осознает, что на пред­приятии скверные условия труда (факт сознания), но он не уходит с этого предприятия (реальный факт). Видимо, человек рассуждает следующим об­разом: если я покину предприятие, то вряд ли где-то найду работу; протестовать нельзя — со мной легко расправятся; я понимаю, что в таких услови­ях быстро испорчу здоровье, но личная жизнь не сложилась, так стоит ли долго тянуть. Его ценност­ные представления и мотивы не соответствуют со­держанию потребностей.

Такого рода расхождения берут начало как в лич­ности, так и в обществе. Во-первых, личность не всегда адекватно осознает свои желания. Осознан­ные желания неадекватно вербализует (оформляет мысли в слова). Вербализованные мысли — неадек­ватно воплощает в действиях. Это рассогласование со стороны личности. Во-вторых, общество навязы­вает личности определенные стандарты поведения, при помощи которых оцениваются поступки людей. Однако личность далеко не все ценности усваивает одинаково глубоко. Одни ценности используются на­показ, другие — только как мотивы, оправдываю­щие поведение, а третьи так укореняются, что ста­новятся жизненными принципами. Поэтому лич­ность позволяет себе нарушать некоторые нормы, а другим — нет. Это уже рассогласование со стороны общества. Такие рассогласования могут привести к дезинтеграции личности.

Тема 6.

Девиантное поведение — это отклонение от обще­принятых норм. Под «нормой» в социологии пони­мают меру дозволенного или обязательного. Мера обязательного фиксируется в законодательных актах, а дозволенного -закрепляется традициями, обычаями, этикетом. Нормы облегчают жизнь человека в обще­стве, они помогают взаимодействию людей, способ­ствуют слаженному выполнению функций соци­альных институтов.

Одна из первых попыток объяснить девиантное (отклоняющееся) поведение принадлежит Э. Дюрк-гейму в его концепции аномии. Под аномией он по­нимал состояние общества, в котором образуется нор­мативный вакуум, когда старые нормы обесцени­лись, а новые еще не утвердились. Б результате воз­растают девиации, в частности преступления и самоубийства.

Р. Мертон, который также изучал аномию, но уже в стабильном обществе, разработал свою систему классификации девиантного поведения. Он выделил пять моделей социальной адаптации личности к об-щелринятым нормам в зависимости от того, при­знают ли люди господствующие ценности и следу­ют ли они правилам их достижения: конформизм, инновация, ритуализм, ретризм, мятеж.

Лишь конформизм не является девиантной моде­лью поведения (личность разделяет ценности обще­ства и достигает их легальными средствами). В дру­гих случаях личность либо обходит писаные и не­писаные нормы (инновация), либо не признает цен­ности своего общества, но соблюдает его предписа­ния (ритуализм), либо проявляет равнодушие к це­лям и нормам, отстраняясь от борьбы за «место под солнцем» (ретризм), либо ищет замену ценностям и средствам их достижения (мятеж).

Любая модель социальной адаптации личности к общепринятым нормам имеет позитивную и негативную формы проявления. Возьмем, к примеру, мятеж. На одном его полюсе находится политичес­кая активность, способствующая становлению норм демократического общества, а на другом — насиль­ственная преступность, порождающая криминаль­ные нормы поведения.

Следует различать девиантное и делинквентное поведение. Первое связано с нарушением неформаль­ных норм, а второе — формальных. Девиантное поведение относительно. То, что вчера считалось нормой, сегодня — отклонением, и наоборот. Де­линквентное поведение абсолютно по отношению к правовым законам. Тех, кто нарушает законы, от­носят к преступникам. Воровство, грабеж или убий­ство преследуются в уголовном порядке. Девиант­ное поведение — понятие более широкое, чем делин­квентное. Первое понятие включает в себя второе.

К негативным формам девиантного поведения от­носят не только преступления, но и «поступки без жертв», т.е. действия, жертвами которых являются сами субъекты действия: пьяницы, наркоманы, про­ститутки. Причины таких поступков коренятся не только в сфере воспитания, но и в других областях общественной жизни.

Например, исторические корни пьянства усмат­ривают в тяжелых и напряженных условиях труда. Самый простой способ расслабления — алкоголь. Ком­пенсаторную функцию выполняют также наркоти­ки. Однако последствия их употребления еще более разрушительны. Наибольшее распространение нар­комания находит в молодежной среде. Бедность, труд­ности в получении образования и работы, создании семьи толкают юношей и девушек к «самозабвению». Примерно такие же причины проституции. Чаще все го этим «промыслом» заняты молодые женщины из бедных семей, приехавшие в индустриальный центр с надеждой «устроиться в жизни».

К негативным девиациям также относят откло­нения, не противоречащие общепринятым нормам. Это — азартные игры, аутизм (затворничество), нар-циссизм (самолюбование), фанатизм и самоубийство. Азартные игры являются формой ухода человека от реальной действительности. Современный способ азартного времяпрепровождения, не развивающего личность, — компьютер. Аутизм связан с затрудне­нием социальных контактов, в результате чего лич­ность замыкается в одиночестве. Нарциссизм — де­монстративная форма привлечения внимания соци­ального окружения к собственной персоне. Нередко «нарциссы» доводят свое поведение до эпатажа (шо­кирующего впечатления). Фанатизм является сле­пой приверженностью какой-либо идее или идолу.

Чуть подробнее расскажем о самоубийстве. Ана­лиз социальных причин этого явления принадле­жит Э. Дюркгейму, который на основе статистики пытался провести замеры счастья в обществе. Он полагал, что чем больше людей добровольно уходят из жизни, тем больше в обществе страданий и мень­ше счастья. Французский социолог вывел законо­мерность: по мере индустриального развития обще­ства страданий становится больше.

Значение социализации.

Социализация - процесс формирования, развития и становления личности путем усвоения общепринятых в обществе ценностей и норм, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом.

Социализация предполагает одновременное: усвоение социальных ролей и образцов поведения, позволяющий индивиду претендовать на занятие определенных социальных позиций и приобретение соответствующего социального статуса; овладение формами, ценностями, символами, нормами, традициями и т.п. культуры; приобретение собственного социокультурного опыта и личностной идентичности; достижение статуса взрослого - самостоятельного и автономного субъекта, способного к принятию ответственных решений, касающихся его жизни в соответствии с институционально и межличностно транслируемыми предписаниями, запретами и ожиданиями общества, а также социальных общностей и групп, «которым принадлежит индивид. Социализация представляет собой двухсторонний процесс. С одной стороны, общество воздействует на индивида, а с другой, индивид на общество.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-11; Просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.028 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь