Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Критерий №1 «Соответствие теме»Стр 1 из 5Следующая ⇒
ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ. ЛИТЕРАТУРА сайт СОЧИНЕНИЕ 11.РФhttp: //sochinenie11.ru/ КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям №1 и №2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№3-№5). При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут. Критерий №1 «Соответствие теме» Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.). «Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачет»). Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала» Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции. Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень осмысления литературного материала: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы. «Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»). Критерий №3 «Композиция» Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами. «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачет»). Критерий №4 «Качество речи» Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов. «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»). Критерий №5 «Грамотность» Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. «Незачет» ставится, если речевые, грамматические, а также орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов) ПАМЯТКА
ПОШАГОВАЯ РАБОТА 1 Читаем тему 2 Определяем вид заголовка( 1тема-понятие /2/тема- вопрос//3 тема-тезис, утверждение, суждение) 3 Определяем содержание темы: -Анализируем все слова заголовка, отвечая для себя на вопрос, что значит каждое слово -Ищем ключевые слова в заголовке - Задаём себе вопрос " О ЧЁМ я буду писать? Т.О., мы формулируем тему 4 Определяем объём темы: - на какие образы, на какие произведения будем опираться 5 Высказываем тезис 6 Определяем структурные элементы, нужные нам, тех ХП, к которым будем обращаться 7 Пишем аргументы, анализируя тексты 9 Делаем вывод, пишем заключение, повторяя тезис, но по-другому, др. словами 10 Составляем план-карту ПЛАН-КАРТА
Требования к сочинению 1. К сочинению желательно подобрать эпиграф, в котором заключается главная работы. (Можно обойтись и без эпиграфа.) 2. В сочинении необходимо высказать собственный взгляд на выбранную тему, аргументировав позицию на основе одного-двух произведений отечественной или мировой литературы. 3. Важно выполнить требования критерия №1 «Соответствие теме». Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.). «Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме (во всех остальных случаях выставляется «зачет»). 4. Необходимо выполнить требования критерия №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала». Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции. «Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»). 5. Структура сочинения: - во вступлении к работе должна быть четко сформулирована основная мысль сочинения и авторские рассуждения вокруг нее (приблизительно 50-70 слов) - первый аргумент из российской или зарубежной литературы должен быть развернут и раскрывать мысль, заложенную в тезисе, демонстрировать умение выпускника анализировать художественный текст в аспекте выбранной темы (приблизительно слов 120) -второй аргумент из российской или зарубежной литературы должен быть развернут и раскрывать мысль, заложенную в тезисе, демонстрировать умение выпускника анализировать художественный текст в аспекте выбранной темы (приблизительно слов 120) P.S. Аргументацию можно строить и на одном произведении…(Приблизительно 260 слов). Помните, что художественных произведений на экзамене не будет! Все по памяти. -вывод должен быть созвучен как вступлению, так и аргументам сочинения (приблизительно 50 слов). 6. При написании сочинения важно помнить об умении логично рассуждать и аргументировать свои мысли. 7. При написании и правке работы необходимо помнить о речевом оформлении текста, то есть использовании разнообразной лексику и грамматических конструкций, исключать из текста сочинения речевых штампы и неуместные термины. Если вы называете имена писателей и поэтов, то будьте последовательны: всех называете, указывая имя или имя и отчество. Например, Л.Толстой, А.Чехов или Л.Н.Толстой и А.П.Чехов. Не допускайте в работе панибратства, называя великого писателя только по имени и отчеству: Лев Николаевич говорил …(Эксперты вынесут как этическую ошибку.) 8. После завершения работы необходимо ее тщательно проверить. Помните, что в вашем распоряжении будет орфографический словарь. 9.Переписывайте работу аккуратно, разборчиво, избегайте помарок и исправлений. 10. Согласно тексту инструкции, объем сочинения должен быть не менее 300 слов. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 300 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.
1. Не затягивайте введение! Помните, что введение и заключение, вместе взятые, должны занимать ¼ часть всей Вашей работы. Поэтому начинайте с главного, с существа вопроса. Уже с первых строк проверяющему должна быть ясна идея, главная мысль Вашего сочинения. Заканчивая введение, перекиньте «смысловой» мостик – фразу, предложение – к глав- ной части Вашего сочинения. Иногда пишущий уже во введении начинает говорить о главном, что неприемлемо. Введение можно сравнить с … прихожей дома, квартиры. Назначение прихожей – встретить человека, познакомиться с ним, узнать цель его прихода и, если это необходимо, провести его в другие комнаты Вашей квартиры. Как прихожая не предназначена для долгих разговоров, задушевных бесед, семейных торжеств и т.д, так и введение не должно подменять собой главную часть сочинения.
КОМПОЗИЦИЯ СОЧИНЕНИЯ
Общая композиция I. вступление II. основная часть III. заключение
1. Определи ВИД темы
????? КАК подобрать аргументы? АРГУМЕНТЫ д.б. истинными 1. Ты определил вид темы
Композиционно-логическая стройность сочинения
ИНДУКЦИЯ - от частного к общему
Составляем план к сочинению «Одна минута, потраченная на планирование, экономит от 10 до 12 минут при исполнении», – эту цитату я взял из книги «Делегирование» Брайана Трейси. Автор всячески рекомендует разбивать одну большую задачу на много маленьких. Это не только сильно облегчает жизнь, но и помогает структурировать вашу работу. С четко составленным планом вы сможете строго следовать по маршруту и не сбиваться на посторонние детали. Надеюсь, вы осознали, что писать сочинение по плану действительно важно и нужно. Но я уже предвижу иронические выпады: «...я и без плана хорошо пишу и составляю его только после того, как, собственно, получится само сочинение. А план мне ни сдался вовсе, его учитель только зачем-то требует! ». Учителя, читающие это, думаю, сейчас вспомнили некоторых своих подопечных, не раз говоривших нечто подобное. Никогда не поздно меняться в лучшую сторону, если мы действительно этого хотим. Я не перестану повторять, что грамотно составленный план – это основа вашего сочинения. Поэтому призываю вас поработать над этим. Да, это придёт не сразу, однако вы ощутите всю пользу такой подготовительной работы, когда приступите непосредственно к сочинению. – Можно ли отступать от плана? Введение, основная часть, заключение – 3 кита вашего сочинения. Структура сочинения Основная часть всегда разбивается на подпункты. I. 1. III.
Пишем план Порассуждаем на примере такой темы: « Из двух друзей всегда один раб другого » (по роману «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова). Сразу видим, что наше сочинение будет посвящено теме дружбы. Поэтому во введении мы должны сразу поднять её. И пункт под римской цифрой I мог бы звучать примерно так: «Тема дружбы в произведении М.Ю. Лермонтова " Герой нашего времени”». Основную часть, как правило, озаглавливают по теме сочинения. И затем уже разбивают ее на части. И в качестве подпунктов можно выделить следующее: 1. Неспособность Печорина к дружбе. 2. Печорин и Максим Максимыч. 3. Печорин и Грушницкий. 4. Печорин и доктор Вернер. Меня в школе ругали, когда не мог подобрать синонимы в пунктах плана, но в данном случае, это вполне, считаю, уместно. Как мы видим, наше сочинение получается строго литературное. Поэтому данный вариант скорее подойдет тем, кто хорошо и уверенно пишет в таком ключе, и умеет рассуждать с литературных позиций. Плюс ко всему, здесь необходимо хорошо помнить текст романа, иначе ничего написать не получится. В заключении нам следует еще раз задаться вопросом, почему всё-таки «Из двух друзей всегда один раб другого»? Я бы стал развивать мысль, что Печорину просто не везло в дружбе, отсюда и такое к ней отношение. Завершил бы тем, что не согласился с этим высказыванием. Ведь, если исходить из такой позиции, то и дружбы как таковой не будет. Понятно, всё это субъективно, каждый может высказывать свою точку зрения. Но очень важно в заключении всё же не отходить от темы. И ключевые слова из неё должны прозвучать обязательно. «В дружбе не всегда везёт», – так бы звучал мой последний пункт плана.
Теперь еще раз пройдемся по структуре. И сформулируем основные тезисы: 1. I (введение) – то, что нам дано. Формулируем тему. II (основная часть) – то, что нам требуется доказать. III (заключение) – то, что нам требовалось доказать. Поэтому и говорю вам не забывать про то, о чем говорили во введении. 2. Во введении также можно порассуждать: a. Об эпохе; b. Вспомнить факты из биографии писателя; c. А лучше всего поговорить глобально о поднятой теме. 3. Оптимальное количество подпунктов в основной части – 4. 4. Лучше всего строить рассуждение следующим образом: сначала приведите пример, а потом свои мысли. Нежели наоборот. 5. Мысль должна либо подтверждать, либо опровергать справедливость идеи сочинения (но лучше, конечно, подтверждать).
6. Будьте нестандартны, когда приступите к написанию заключения! Это может быть цитата, афоризм, риторический вопрос или что-то новое, о чем еще не говорили прежде в сочинении
Виды вступлений, образцы. 1.Вопросно-ответное единство. Диалог позволяет сделать вступление более энергичным. Что такое риск? Словарь дает ответ, что это возможная опасность какого-либо неблагоприятного исхода. Почему же люди рискуют? 2. Цепочка вопросительных предложений. Несколько вопросительных предложений в начале сочинения призваны зафиксировать внимание на ключевых понятиях исходного текста. Что такое забота? Из чего вырастает чувство сострадания? 3. Назывные предложения. Должны содержать базовое понятие или имя человека, о котором будет рассказываться в тексте. Черная обугленная земля до самого горизонта. Мертвая тишина. Жизнь остановилась. 4. Риторический вопрос. Предложение, вопросительное по форме и утвердительное по содержанию. Кто из нас не слышал о том, что в споре рождается истина? Вы, наверняка, сталкивались с «заядлыми спорщиками», которые готовы спорить до хрипоты из-за любой мелочи. 5. Цитата. «Жизнь сильнее смерти». Это не банальная фраза, а одна из вселенских истин. 6. Лирическое вступление. Рябина… Это, несомненно, великолепный образ, сочетающий в себе яркую привлекательность ягод-огоньков и скромность ветвей, прогнувшихся под тяжестью полновесных гроздьев, омытых осенним дождем. 7. Краткая справка о писателе. М. Веллер- современный писатель. За свою жизнь он сменил около тридцати профессий! Был и учителем, и лесорубом в тайге, охотником-промысловиком на Таймыре, журналистом. Огромное число разных людских судеб знакомо ему. Какие качества в человеке главные? Что может человек? 8.Определение темы текста. Настоящий текст о том, что память- творческий процесс, что с помощью памяти человечество преодолевает время и смерть, что совесть и память- тесно взаимосвязанные вещи. 9. Сравнение прошлого и настоящего, сравнение понятий. В жизни много таких событий, которые надолго остаются в памяти инее забываются почти никогда. Это могут быть как приятные, радостные воспоминания, так и очень грустные, тяжелые. 10. Связь с современностью. В человеке существуют два начала- рациональное и духовное. В современном мире разум преобладает над чувством, но, несмотря на это, в нас живет душа поэта. Даже в городе, где, казалось, все заполнено машинами, пылью, в нас живет чувство прекрасного. 11.Личные впечатления, чувства и жизненный опыт, связанный с темой, главной мыслью и центральными понятиями текста. «Я люблю читать книги. Раньше по радио были передачи, где артист читал главы из произведений русских писателей. А теперь таких передач нет. Вот и перебираешь книги в библиотеке, отыскивая ту, которая доставила бы тебе истинное удовольствие. А можно было бы взять книгу того писателя, о котором уже слышал или уже что-то читал, и о котором говорят, что он «классик», «настоящий писатель»
12. Историческая характеристика соответствующей эпохи, анализ социально-экономических, нравственных, культурных особенностей. В истории человечества есть примеры того, как новая наука, не всеми до конца понятая и принятая, подвергалась сомнениям, нападкам, посягательствам. Не раз бывало отказано даже в самом праве на ее существование.
Заключение.
1. Итог и обобщение Поразмышляв о.........................., начинаешь пониматьть, что заботе, состраданию, добру надо учиться, но творить добро надо каждый день, каждый час и каждую минуту по отношению к родственникам, друзьям, маленьким и беззащитным детям, и ко всему живому.
2. Может быть развернута мысль, выраженная во вступительной части.
Жизнь, действительно, сильнее смерти. Любой человек, не разучившийся быть человеком, знает это. Жизнь никогда не прекращается. Она находит свое отражение в детях и последующих поколениях, в звуках, наполняющих мир, в самых нежных и теплых словах… И пока мы будем осознавать это, жизнь не остановится.
3. Личное отношение к решаемой в тексте проблеме.
Рассуждение.................................. не может никого оставить равнодушным. Я согласна с автором, что из заботы о близких вырастает и чувство сострадания, и любовь к родине, потому что забота- это доброе чувство. Добро порождает добро.
4.Концовка- афоризм.
Снова и снова мы убеждаемся в том, что мужественное начало сильнее разрушающего и обывательского. То, что сделал человек во имя жизни и свободы, никогда не пропадет, наоборот, оно растет, укрепляется, все более утверждает и украшает жизнь на земле. «Безумству храбрых поем мы песню»!
5. Концовка-ответ. Ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения.
Для чего же люди рискуют? Счастье риска заключено в победе. Над своими страхами. Над самим собой. Преодолевая себя, ты учишься быть настоящим человеком.
6.Цитата, если она является итоговым суждением, отражающим идею или проблему текста.
Отношение к Д.С.Лихачеву как к человеку высокой нравственности хорошо определил Даниил Гранин. «Я привык, что есть человек, по которому можно сверять свои поступки. Его присутствие мешало идти на сделки со своими слабостями. Он защищал нас от того злого, мстительного, циничного, что ежедневно порождало наше время».
7. Корректное возражение автору.
Сложно не согласиться с автором......., что риск ведет к счастью победы. Но где же проходит грань между самоотверженностью и безрассудством? Все- таки нельзя пренебрегать опасностью и принимать осторожность за трусость. Не всякому риску – слава. Не всякая жертва – подвиг.
8.Яркий пример, обобщающий рассуждение.
Когда-то я читала сказку о жадном человек, мечтавшем о том, чтобы все, к чему он прикасался, превращалось в золото. Бог решил осчастливить глупца и выполнил его просьбу. Итог был страшен: человек умер от голода и жажды. Не повторяем ли мы роковую ошибку, стремясь к наживе? Думаю, что это тот самый случай, когда не хочется, чтоб сказка стала былью.
***********************************************************************************************
************************************************************************************************* ПРОШЛЫЙ ГОД
1. «Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова) 2. Вопросы, заданные человечеству войной 3. Человек и природа в отечественной и мировой литературе 4. Спор поколений: вместе и врозь 5. Чем люди живы? Краткий комментарий к тематическим направлениям, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»
Список литературы для написания итогового сочинения
Вопросы, заданные человечеству войной» o «Слово о полку Игореве», o Л.Н. Толстой «Война и мир», o М.А. Шолохов «Тихий Дон», o В.С. Гроссман «Жизнь и судьба», o М.А. Шолохов «Судьба человека», o В.Л. Кондратьев «Сашка» (человечность, сострадание), o В.В. Быков «Сотников» (предательство), o В.О. Богомолов «Иван» (мужество), o А.И. Приставкин «Ночевала тучка золотая».
o «Слово о полку Игореве», o И.С. Тургенев «Записки охотника», «Ася», o А.И. Куприн «Олеся», o М.М. Пришвин «Кладовая солнца», o М.А. Шолохов «Тихий Дон», o В.П. Астафьев «Царь-рыба», o В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой», o В.П. Катаев «Белеет парус одинокий», o Ч. Айтматов «Плаха», o В.М. Шукшин «Заревой дождь».
o А.С. Грибоедов «Горе от ума», o Д.И. Фонвизин «Недоросль», o И.С. Тургенев «Отцы и дети», o Л.Н. Толстой «Война и мир», o А.Н. Островский «Гроза», o А.П. Чехов «Вишневый сад», o В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой».
o И.А. Гончаров «Обломов», o Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», o Л.Н. Толстой «Война и мир», o И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско», o М. Горький «Старуха Изергиль», «На дне», o М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита».
Список тем с пробного экзамена по итоговому сочинению Данные темы были взяты с официального сайта ФИПИ, которые были размещены в открытом доступе. Пробный экзамен прошёл 20 ноября 2014. 001 Имеет ли смысл человеку спорить с судьбой? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова) 002 Зачем человек бросает вызов судьбе? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова) 003 Спорить с судьбой или принимать её? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова) 004 Какие произведения М. Ю. Лермонтова Вы бы посоветовали прочитать другу? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова) 005 Лермонтов в Вашем читательском опыте. (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова) 006 Жизнь – это поединок? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова) 007 Что Вам ближе в героях М. Ю. Лермонтова: стремление к одиночеству или бегство от него? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова) 008 Неужели зло так привлекательно? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова) 009 Какая из мыслей М. Ю. Лермонтова Вам ближе: «Я ищу свободы и покоя» или «Так жизнь скучна, когда боренья нет»? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова) 010 Что обрекает человека на одиночество? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова) 011 Какие поднятые М.Ю. Лермонтовым проблемы современны и сегодня? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова) 012 Помогает ли литература человеку познать самого себя? 013 Какие нравственные уроки, с Вашей точки зрения, может преподать литература? 014 Кого из литературных героев Вы узнаёте в своих современниках? 015 Кого из литературных героев Вы понимаете, но не принимаете? 016 Какой герой Вам ближе: созерцающий жизнь или преобразующий её? 017 Какие вопросы задаёт жизни литература? 018 Можно ли обойтись без книг? 019 Согласны ли Вы с утверждением А. Н. Толстого: «Хорошая книга – точно беседа с умным человеком»? 020 Кто из героев литературы Вам интересен и почему? 021 Кто для Вас идеальный герой литературы? 022 Способна ли книга сделать человека лучше? 023 Как богата Россия хорошими людьми! (А. П. Чехов) 024 Легко ли говорить правду? 025 Возможно ли полное взаимопонимание между людьми? 026 Чем страшен эгоизм? 027 Трусость и предательство: как связаны эти понятия? 028 Согласны ли Вы с утверждением одного из героев Д.И. Фонвизина: «Совесть… остерегает прежде, нежели судья наказывает»? 029 Почему так важно научиться понимать другого? 030 Почему важно уметь сострадать другому? 031 Всегда ли любовь делает человека счастливым? 032 Возможна ли жизнь без идеала? 033 Чем опасна вседозволенность?
Итоговое сочинение ЕГЭ по литературе Предлагаю сравнить итоговое сочинение и сочинение, которое дано в ЕГЭ по литературе. Составители, надо признать, кое-что позаимствовали оттуда. Поэтому подготовка к декабрьской зачетной работе во многом и будет подготовкой к ЕГЭ по литературе.
ПЛАНЫ СОЧИНЕНИЙ http: //neznaika.pro/look2.html Жизнь - это поединок? Для направления «Недаром помнит вся Россия...»
Введение o Что есть жизнь? Прочитав произведения Лермонтова, действительно задумываешься, что вся жизнь - один сплошной поединок, борьба? Но вот с чем? За что? Для чего? o Творчество М.Ю. Лермонтова даёт нам повод задуматься над этим вопросом и помогает найти ответы. Основная часть В творчестве М.Ю. Лермонтова очень сильны тенденции к романтическому направлению, поэтому основной мотив его творчества - борьба с чем-то, что трудно или вообще невозможно победить, борьба двух противоположностей, их столкновение. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-11; Просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы