Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»
Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции. Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень осмысления литературного материала: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы. «Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»). Критерий №3 «Композиция» Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами. «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачет»). Критерий №4 «Качество речи» Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов. «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»). Критерий №5 «Грамотность» Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. «Незачет» ставится, если речевые, грамматические, а также орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов) ПАМЯТКА
ПОШАГОВАЯ РАБОТА 1 Читаем тему 2 Определяем вид заголовка( 1тема-понятие /2/тема- вопрос//3 тема-тезис, утверждение, суждение) 3 Определяем содержание темы: -Анализируем все слова заголовка, отвечая для себя на вопрос, что значит каждое слово -Ищем ключевые слова в заголовке - Задаём себе вопрос " О ЧЁМ я буду писать? Т.О., мы формулируем тему 4 Определяем объём темы: - на какие образы, на какие произведения будем опираться 5 Высказываем тезис 6 Определяем структурные элементы, нужные нам, тех ХП, к которым будем обращаться 7 Пишем аргументы, анализируя тексты 9 Делаем вывод, пишем заключение, повторяя тезис, но по-другому, др. словами 10 Составляем план-карту ПЛАН-КАРТА
Требования к сочинению 1. К сочинению желательно подобрать эпиграф, в котором заключается главная работы. (Можно обойтись и без эпиграфа.) 2. В сочинении необходимо высказать собственный взгляд на выбранную тему, аргументировав позицию на основе одного-двух произведений отечественной или мировой литературы. 3. Важно выполнить требования критерия №1 «Соответствие теме». Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.). «Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме (во всех остальных случаях выставляется «зачет»). 4. Необходимо выполнить требования критерия №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала». Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции. «Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»). 5. Структура сочинения: - во вступлении к работе должна быть четко сформулирована основная мысль сочинения и авторские рассуждения вокруг нее (приблизительно 50-70 слов) - первый аргумент из российской или зарубежной литературы должен быть развернут и раскрывать мысль, заложенную в тезисе, демонстрировать умение выпускника анализировать художественный текст в аспекте выбранной темы (приблизительно слов 120) -второй аргумент из российской или зарубежной литературы должен быть развернут и раскрывать мысль, заложенную в тезисе, демонстрировать умение выпускника анализировать художественный текст в аспекте выбранной темы (приблизительно слов 120) P.S. Аргументацию можно строить и на одном произведении…(Приблизительно 260 слов). Помните, что художественных произведений на экзамене не будет! Все по памяти. -вывод должен быть созвучен как вступлению, так и аргументам сочинения (приблизительно 50 слов). 6. При написании сочинения важно помнить об умении логично рассуждать и аргументировать свои мысли. 7. При написании и правке работы необходимо помнить о речевом оформлении текста, то есть использовании разнообразной лексику и грамматических конструкций, исключать из текста сочинения речевых штампы и неуместные термины. Если вы называете имена писателей и поэтов, то будьте последовательны: всех называете, указывая имя или имя и отчество. Например, Л.Толстой, А.Чехов или Л.Н.Толстой и А.П.Чехов. Не допускайте в работе панибратства, называя великого писателя только по имени и отчеству: Лев Николаевич говорил …(Эксперты вынесут как этическую ошибку.) 8. После завершения работы необходимо ее тщательно проверить. Помните, что в вашем распоряжении будет орфографический словарь. 9.Переписывайте работу аккуратно, разборчиво, избегайте помарок и исправлений. 10. Согласно тексту инструкции, объем сочинения должен быть не менее 300 слов. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 300 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.
1. Не затягивайте введение! Помните, что введение и заключение, вместе взятые, должны занимать ¼ часть всей Вашей работы. Поэтому начинайте с главного, с существа вопроса. Уже с первых строк проверяющему должна быть ясна идея, главная мысль Вашего сочинения. Заканчивая введение, перекиньте «смысловой» мостик – фразу, предложение – к глав- ной части Вашего сочинения. Иногда пишущий уже во введении начинает говорить о главном, что неприемлемо. Введение можно сравнить с … прихожей дома, квартиры. Назначение прихожей – встретить человека, познакомиться с ним, узнать цель его прихода и, если это необходимо, провести его в другие комнаты Вашей квартиры. Как прихожая не предназначена для долгих разговоров, задушевных бесед, семейных торжеств и т.д, так и введение не должно подменять собой главную часть сочинения.
КОМПОЗИЦИЯ СОЧИНЕНИЯ
Общая композиция I. вступление II. основная часть III. заключение
1. Определи ВИД темы
????? КАК подобрать аргументы? АРГУМЕНТЫ д.б. истинными 1. Ты определил вид темы
Композиционно-логическая стройность сочинения
ИНДУКЦИЯ - от частного к общему
Составляем план к сочинению «Одна минута, потраченная на планирование, экономит от 10 до 12 минут при исполнении», – эту цитату я взял из книги «Делегирование» Брайана Трейси. Автор всячески рекомендует разбивать одну большую задачу на много маленьких. Это не только сильно облегчает жизнь, но и помогает структурировать вашу работу. С четко составленным планом вы сможете строго следовать по маршруту и не сбиваться на посторонние детали. Надеюсь, вы осознали, что писать сочинение по плану действительно важно и нужно. Но я уже предвижу иронические выпады: «...я и без плана хорошо пишу и составляю его только после того, как, собственно, получится само сочинение. А план мне ни сдался вовсе, его учитель только зачем-то требует! ». Учителя, читающие это, думаю, сейчас вспомнили некоторых своих подопечных, не раз говоривших нечто подобное. Никогда не поздно меняться в лучшую сторону, если мы действительно этого хотим. Я не перестану повторять, что грамотно составленный план – это основа вашего сочинения. Поэтому призываю вас поработать над этим. Да, это придёт не сразу, однако вы ощутите всю пользу такой подготовительной работы, когда приступите непосредственно к сочинению. – Можно ли отступать от плана? Введение, основная часть, заключение – 3 кита вашего сочинения. Структура сочинения Основная часть всегда разбивается на подпункты. I. 1. III.
Пишем план Порассуждаем на примере такой темы: « Из двух друзей всегда один раб другого » (по роману «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова). Сразу видим, что наше сочинение будет посвящено теме дружбы. Поэтому во введении мы должны сразу поднять её. И пункт под римской цифрой I мог бы звучать примерно так: «Тема дружбы в произведении М.Ю. Лермонтова " Герой нашего времени”». Основную часть, как правило, озаглавливают по теме сочинения. И затем уже разбивают ее на части. И в качестве подпунктов можно выделить следующее: 1. Неспособность Печорина к дружбе. 2. Печорин и Максим Максимыч. 3. Печорин и Грушницкий. 4. Печорин и доктор Вернер. Меня в школе ругали, когда не мог подобрать синонимы в пунктах плана, но в данном случае, это вполне, считаю, уместно. Как мы видим, наше сочинение получается строго литературное. Поэтому данный вариант скорее подойдет тем, кто хорошо и уверенно пишет в таком ключе, и умеет рассуждать с литературных позиций. Плюс ко всему, здесь необходимо хорошо помнить текст романа, иначе ничего написать не получится. В заключении нам следует еще раз задаться вопросом, почему всё-таки «Из двух друзей всегда один раб другого»? Я бы стал развивать мысль, что Печорину просто не везло в дружбе, отсюда и такое к ней отношение. Завершил бы тем, что не согласился с этим высказыванием. Ведь, если исходить из такой позиции, то и дружбы как таковой не будет. Понятно, всё это субъективно, каждый может высказывать свою точку зрения. Но очень важно в заключении всё же не отходить от темы. И ключевые слова из неё должны прозвучать обязательно. «В дружбе не всегда везёт», – так бы звучал мой последний пункт плана.
Теперь еще раз пройдемся по структуре. И сформулируем основные тезисы: 1. I (введение) – то, что нам дано. Формулируем тему. II (основная часть) – то, что нам требуется доказать. III (заключение) – то, что нам требовалось доказать. Поэтому и говорю вам не забывать про то, о чем говорили во введении. 2. Во введении также можно порассуждать: a. Об эпохе; b. Вспомнить факты из биографии писателя; c. А лучше всего поговорить глобально о поднятой теме. 3. Оптимальное количество подпунктов в основной части – 4. 4. Лучше всего строить рассуждение следующим образом: сначала приведите пример, а потом свои мысли. Нежели наоборот. 5. Мысль должна либо подтверждать, либо опровергать справедливость идеи сочинения (но лучше, конечно, подтверждать).
6. Будьте нестандартны, когда приступите к написанию заключения! Это может быть цитата, афоризм, риторический вопрос или что-то новое, о чем еще не говорили прежде в сочинении
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-11; Просмотров: 357; Нарушение авторского права страницы