Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Понятие садово-паркового ландшафта. Классификация



Понятие садово-паркового ландшафта. Классификация

.Садово-парковый ландшафт- (определение появилось в 50-е годы 20 века.)-это организованное пространство, имеющее границы, характеризующие определённым набор элементов, которые отличаются от других ландшафтов функцией и художественной глубиной.

Элементы-некрупные материальные образования. Компоненты – более крупная структура, состоящая из нескольких элементов.

Ландшафты: парковый, лесной, луговой, садовый, альпийский.

Связь: планировочная и композиционная.

Под влиянием хозяйственной де­ятельности человека облик природ­ных ландшафтов может заметно из­мениться. В настоящее время на зем­ной поверхности почти не осталось чисто естественных ландшафтов.

 

Закрытий тип пространственной структуры

представлены насаждениями, исключающими или ограничивающими визуальные связи, создающими определённые психофизиологические условия благодаря замкнутости и верхнему пологу над головой, закрывающему небо и защищающему от солнечных лучей. В регулярных парках закрытые пространства представлены боскетами, в пейзажных — массивами и рощами. Величина массива зависит от территории парка и занимает площадь от 1—5 до десятков гектаров. Они характеризуются сомкнутостью полога от 1 до 0, 6 (0, 7) и в зависимости от длины крон верхнего яруса и густоты насаждений в нижних ярусах подразделяются на закрытые пространства горизонтальной сомкнутости (одноярусные) и вертикальной (многоярусные). Закрытые пространства играют важную роль в формировании парков. Их внутренняя среда обычно имеет более нейтральный характер и служит паузой в восприятии парковых пейзажей, приуроченных к полянам и водоемам. Маршруты, проложенные внутри массивов, обеспечивают площадками отдыха со скамьями и другими малыми архитектурными формами, а в насаждениях вдоль маршрута выделяют акценты — отдельные крупные или особо интересные экземпляры деревьев, кустарников, пятна декоративных травянистых растений, световые окна, иногда устанавливают скульптуру. Если в массив включают целые композиции, его роль в парке становится более самостоятельной. Так, основным декором Старой Сильвии является великолепная бронзовая скульптура Аполлона, которая по праву может украсить и дворец. Поставленная в лесу, она вносит парадность и придает круглой площадке характер изысканного дворцового лесного зала. Другое сооружение — Храм супругу-благодетелю, стоящий в стороне от маршрута у края оврага в Новой Сильвии, — усиливает характер окружающего его леса как глухой дикой чащи.

Закрытые пространства обладают различными изолирующими свойствами. Например, участки с горизонтальной сомкнутостью просматриваются достаточно глубоко. Массив таких насаждений даже при ширине 100 м не дает полной изоляции. Усиление изолирующих функций может быть достигнуто в случае, если опушка будет ориентирована на юг, что позволит развить деревьям низко-опущенные кроны, и дополнительно введены полосы из кустарника, при этом структура объекта сохранится. Участки с вертикальной сомкнутостью при правильном подборе древесных видов и их размещении могут обеспечить полную изоляцию и при незначительной ширине (10— 20 м).

Наибольший интерес в закрытых пространствах представляют естественные массивы, разнообразные по характеру и несущие определенную эстетическую нагрузку. Выразительность их облика определяется породным составом насаждений, возрастом древостоя, его пространственной структурой, богатством напочвенного покрова. Эстетические достоинства леса раскрываются не с какой-либо одной точки, а в процессе его восприятия при движении по маршруту.

В лесопарках лесные массивы составляют основу пространственной структуры и образного решения, подлежат тщательному изучению и оценке. Внутренняя организация закрытых пространств подчинена в первую очередь формированию полноценных фитоценозов с сохранением «закрытости» как главного пространственного свойства и эстетическому усилению роли растительных акцентов в облике массива.

Эстетические достоинства типов леса определяются их образной завершенностью, ярким проявлением связи внешних форм с условиями местообитания, тем, что формулируется как единство формы и содержания. Чем ярче выражено это единство, тем очевиднее эстетическая ценность леса. Такие формации естественных лесов являются эталонами не только для лесопарков, но и для формирования образа леса на меньшей территории — при создании парковых массивов.

 

Полуоткрытый тип пространственной структуры


Полуоткрытые пространства, в отличие от закрытых, обладают более глубокой просматриваемостью, боль­шими визуальными связями с примы­кающими участками, более прорабо­танной пространственной структу­рой. Они играют самостоятельную роль в структуре и формировании образа парка, в них ярче проявляют­ся декоративные достоинства отдель­но стоящих деревьев и групп, повы­шаются требования к качеству тра­вяного покрова. Это живописные рощи — дубовые, березовые, липо­вые и т. д., где воспринимаются и кроны деревьев, и их стволы, и земля, «из которой они растут». Они боль­ше пронизаны солнцем и дают выра­зительные светотеневые эффекты.
Полуоткрытые пространства используют в случаях, когда плотная изоляция между участками нежелательна. Они условно изолируют одно пространство от другого и в то же время могут их визуально связывать. Внутренняя организация полуоткрытых пространств подчиняется правилам построения пейзажных картин, формирования древесно-кустарниковых групп и обеспечения пейзажного разнообразия.

 

Открытый тип пространственной структуры

представлены всеми видами площадей, не занятых плот­ными насаждениями и сооружения­ми. Сюда включаются поляны, лу­жайки, партеры, крупные цветни­ки, площади, плоскостные спор­тивные сооружения, водоемы. Вклю­чение дорог в тот или иной тип пространственной структуры зависит от того, насколько их пространство решено самостоятельно и как подчи­нено окружению. Форма, размер и ха­рактер открытого пространства опре­деляются его обрамлением — окру­жающими насаждениями, а также откосами рельефа и сооружениями. Б. Кохно подразделяет открытые пространства по их взаимодействию с обрамлением на замкнутые, обра­щенные и раскрытые.

 

 

Боскет - понятие, классификация, приемы формирования, роль в объемно-пространственной композиции

Боскет — это крупная геометрическая форма насаждений, используемая в регулярных парках. По характеру размещения древесных растений различаются два типа боскетов — роща, включающая лесопокрытую территорию (существующие насаждения или культуры), и «кабинет» с насаждениями, расположенными по периметру территории (геометрический участок). Существует множество вариантов создания боскетов — обрамление, выполненное из 2 рядов деревьев; 2-ярусное обрамление; шпалеры — «зелёная стена» на основе трельяжа и т. д. Главной задачей является формирование четкого геометрического объёма боскета в виде плотной зеленой стены.

В зависимости от функции использование боскета дифференцированно — декоративная кулиса, участок огородно-ягодных культур, лекарственных растений, место отдыха (танцевальный зал, театр, место уединения).

 

Рельеф как пластическая основа формирования объектов ландшафтного проектирования. Понятия макро- и микрорельефа. 22. Принципы формирования объектов на равнинном рельефе

Принципы формирования объектов на склонах

Аллеи Павловского парка

. Павловский парк — это не только 600 га потрясающих пейзажей, но и 700 км аллей и дорожек. Большинство аллей имеют исторические названия.По плану Ч.Камерона были проложены главные дороги, аллеи и тропинки парка, выделены места для рощ и полян, сооружены мосты через реку Славянку.Хотя Павловский парк задумывался как пейзажный, в некоторых его частях использованы элементы регулярного парка.
Тройная липовая аллея (шир. 70 м), кот.проектировалась одновременно с Павл. дворцом и задумывалась Камероном как парадный подъезд к дворцу. 4 ряда лип образуют 1широкий проезд - для экипажей и 2 узких - для пешеходов.
. Район Большой звезды (142 га) - лесной массив с преобладанием ели, примесью сосны и березы. Центр-круглая площадь с Музыкальным павильоном (Ч. Камерон, 1795). От площади лучами расходятся просеки (аллеи): Дружеская, Красного молодца, Доброго жениха и др. Некоторые оформлены аллейными посадками из ели, дуба (дорога Зеленой женщины), и все они обсажены стриженой изгородью из акации желтой. Сюда же входит и обширный луг, рассекающий массив в виде длинного луча, расширяющегося в сторону Краснодолинных прудов.
)-Белая Береза(П. Гонзаго). В центре была посажена могучая белоствольная береза, которую окружали еще 18 берез. От круга берез лучами расходятся аллеи, кот.охвачены более широким кольцом Английской аллеи.
Тройная липовая аллея (шир. 70 м)-своеобр. ось самой парадной части парка – Придворцового р-на, проектировалась одновременно с П.дворцом и задумывалась Камероном как парадный подъезд к дворцу. 4 ряда лип -1 шир. проезд - для экипажей и 2 узких - для пешеходов. В 18 в.кроны лип подстрижены в виде шаров, что выглядело подчеркнуто нарядно.
В районе Большой звезды От ц.площади лучами расходятся просеки/аллеи, обсаж.стр.акацией желтой: Дружеская, Красного молодца, Доброго жениха Дорога Зеленой женщины - аллейные посадки из ели, дуба все. Каждая просека за счёт своего породного состава оказывает различное влияние на посетителя.
Лесная аллея, Тенистая аллея, Светлая аллея

 

41. Анализ планировочной структуры Московского парка Победы

МОСКОВСКИЙ ПАРК ПОБЕДЫ (Московский просп., 188), в юж.части СПб., между Московским просп. и просп. Ю. Гагарина. Проект создания районного ПКиО на месте карьеров кирпичного з-да разработан в 1939-40 (арх. Т. Б. Дубяго). Во время блокады 1941-44 з-д использовался как крематорий. Парк заложен 7.10.1945, открыт 7.7.1946, сочетает черты регулярной и пейзажной планировки (арх. Е. А. Катонин, В. Д. Кирхоглани). Пл. парка 68 га. От пропилей гл. входа начинается Аллея Героев с бронз. бюстами уроженцев СПб.-Л. - дважды Героев Сов. Союза и Социалистич. Труда. В парке 10 прудов, фонтан, многочисл. декорат. скульптура, павильоны, зона аттракционов. В 1995 открыт пам. маршалу Г. К. Жукову (скульп. Я. Я. Нейман, арх. Ф. А. Гепнер) и гранитный портик в память жертв блокады (арх. Е. Ф. Шаповалова). В северо-западной части парка находятся Верхний и Фигурный пруды. На островке Верхнего пруда есть скульптуры «Мальчик с корабликом» и «Мальчик с рыбкой». Два других пруда, которые соединяются каналом, называются «Очки». Система прудов, а их в парке восемь, соединена каналами и трубами. На территории парка расположены более 12 тысяч деревьев и 33 тысячи кустарников, таких как дуб, лиственница, береза, каштан, черемуха, голубая ель, рябина, тополь, сирень, шиповник и др. Перспективу Южной аллеи Московского парка Победы завершает Спортивно-концертный комплекс (СКК) на проспекте Ю. Гагарина.В юж. части парка - ст. метро " Парк Победы" (открыта в 1961).


42. Анализ регулярных садов в Гатчине – местоположение, анализ ландшафтных компонентов, композиционного решения, роль в композиции Дворцового парка

 

Дворцово-парковый ан­самбль Гатчина расположен в 45 км от Ленинграда. регулярные сады: Собственный, Ли­повый, Верхний и Нижний, Голланд­ские (рядом с дворцом), Цветочный и Ботанический (на противополож­ном берегу Белого озера), Сильвия (на границе со Зверинцем). Собственный Сад нес на себе типичные черты регулярных садов: деревья с кронами правильной геометрической формы, боскеты, трельяжи, увитые цветами, система аллей; четырнадцать мраморных статуй, в центре – статуя окруженная гермами (скульптурный бюст, венчающий четырехугольный столб, сатиров и вакханок. Нижний сад распланировали по образцу голландских садов с цветочными партерами, окаймленными низко подстриженным кустарником, и тремя привезенными из Италии мраморными статуями. В конце XIX века партеры сада засадили кустами лиловой сирени.В Верхнем Голландском саду, куда ведет каменная лестница из Нижнего, на круглой площадке в центре стояла статуя Афины.Широкая каменная лестница спускается к Карпину пруду.

Липовый сад отделяется от Голландских садов рвом. По краям дорожек аллейные липы, а также шпалерные и штамбовые, стоящие отдельно на газонах.

Ботанический сад Он предполагался как питомник различных растений, там находились каменные оранжереи и теплицы, позднее, вдоль центральной аллеи были вырыты пруды – Круглый и Восьмигранный, землю использовали для насыпки Цветочной горки. На трех ее ярусах в XVIII веке выставлялись экзотические южные растения. На дорожках Ботанического сада были высажены деревья, необычные для северного климата, – вяз, тис, бук и другие, замененные потом липами и дубами.Северо-западная часть дворцового парка получила название СИЛЬВИЯ. Считается, что Павел I пожелал воспроизвести в Гатчине черты планировки и облика парка в Шантильи. здесь были высажены тысячи деревьев, проложены парковые аллеи и дорога в Большой Зверинец. От Зверинца Сильвию отделяет речка Колпанка.Ее называли Пильной речкой, т.к. на берегу находилась Пильная мельница (лесопилка), приводившаяся в движение водой.

 

43. Приемы обработки рельефа в регулярных парках на примере Нижнего парка в Петергофе

Партеры Нижнего парка Петергофа. Нижний парк Петергофа имеет площадь 102 га. К середине XVIII в. сад представлял собой целостный ансамбль. Он включает ряд самостоятельных узлов, комп.подчиненных дворцу. С верхней террасы дворца обозреваются расстилающиеся у подножия ковры главного партера (25*135 м) с широкими чашами итальянских фонтанов.

Монплезир Уютный изящный с Голландским садиком (партер 30*32 м) и набережной и противопоставленный ему ансамбль каскада Шахматная гора и Римских фонтанов (партер 60*50 м).

Марли с его ироничным, но изысканно-сдержанным дворцом, обширным водным партером (75*45 м).

Центральный район: (в XVIII веке его называли Петергофский ): По сторонам ковша Большого каскада раскинулись Большие партерные цветники. Они совершенно одинаковы по размерам, узорам и водометам, расположенным в зеркальной симметрии по отношению друг к другу. Окаймленные подстриженными кустами акаций просторные и солнечные партеры задуманы и воспринимаются как огромные залы фантастического дворца с прозрачной крышей. В этих “залах” наборные паркеты заменены затейливыми цветниками, колонны—струями фонтанов, стены—подстриженными кустарниками и деревьями, и, как во дворце, всюду статуи, блеск мрамора и золота. В центре каждого партера в бассейнах диаметром 25, 5 метра, словно десятиметровые хрустальные свечи, высятся водометы Больших фонтанов. Партерные цветники замыкаются стройными беломраморными Воронихинскими колоннадами с золочеными куполами и вазами. Восточный (Монплезирский) районМонплезирский садКаскад Драконов—главное фонтанное сооружение восточной части Нижнего парка. Единством композиции с ним связаны два Римских фонтана. Они помещены на оси дорожек, разделяющих заниженные газоны (буленгрины) с цветниками. Монплезирская аллея замыкается Монплезирским ансамблем, в который входят дворец Монплезир, восемь зданий, два сада, фонтаны и морская терраса. Самые крупные фонтаны ансамбля сосредоточены в Монплезирском саду. Две пересекающиеся под прямым углом аллеи делят сад на четыре прямоугольных симметричных партера с узорными цветниками. Скрещение этих аллей отмечено фонтаном “Сноп”, а в середине каждого партера помещается фонтан “Колокол”.

Массивы в Павловском парке.

Парк создан на осн. лесного массива и долины реки Славянки. Состоит из 6 районов, кот. имеют своё простр. решение, но подчинены общ. идее – создание образа сев. рус. природы.

Массивы-основа крупных районов парка. Парк осн. из Хв пород, сейчас происходит постеп. смена породного состава. Присутствует 20 пород, из них 5 - 50% всёх деревьев.

Массивами сформированы, основаны осн. ра-ны:

Стр.Сильвия - елово-сосновый массив, прорезан 12 дорожками, кот. Сходятся на кр. пл.- зал, замкнутый стенами хвойного леса.

Нов. Сильвия примыкает к Ст. отделена от неё Руинным каскадом. Участок прорезан 5 паралельн. Изолир. дорогами и тянется узкой полосой леса вдоль долины реки Славянки. (сосна, ель, сейчас сосна выпадает).

Белая Берёза- район создан методом рубок в сущ. лесном массиве. Есть 2 поляны-Центр. и Сев.; обширное откр. пр-во Центр. поля обусловило создание динамич. картин, а пейзажи сев. поляны более чётко ограничены подступающим лесом и имеют статич. картины, открывающиеся с опр. точек.

Парадное поле-массив создает очертания р-на, создает зелёные зоны для ограничения ра-на. На обширном пр-ве лугового газона было посажено около 6000 Д в виде смешанных по составу гр.

Район большой звезды представляет собой лесной массив (ель, сосна, берёза), центр р-на – площадь, от площади лучами отходят просеки.

 

 

Собственный сад в Гатчине

Собственный сад (арх. В. Бренна – 1797г.). Насыщен скульптурным декором и имеет крытые аллеи — берсо. Несмотря на неправильную форму участка, в его планировке господствует симметрия. Расположен на насыпной террасе непосредственно у стен дворца. Огражден металлической решеткой и каменной балюстрадой. Придворцовые сады объединены не только общим стилем, но и единой композицией. Сады имеют центральную ось, кот. начинается от Часовой башни дворца, проходит через Собственный садик, пересекает Голландские сады и заканчивается перспективой на Приоратский парк. Здесь были деревья с кронами правильной геометрической формы, боскеты, трельяжи, увитые цветами, образующие крытые тенистые переходы. Радиальные аллеи сходятся в центре круглой площадки, украшенной фигурой Флоры. Вокруг размещены 8 мраморных герм, изображающих молодых и старых вакханок и два бюста римских полководцев (Герма - символ бога Гермеса, покровителя странников, торговцев). В собственный сад можно было попасть из личных комнат Павла Петровича, располагавшихся на первом этаже. Для этого была устроена терраса с гранитной лестницей, по сторонам которой поставили две фигуры крылатых сфинксов. Угловая часть, обращенная в сторону Карпина пруда, решена наподобие балкона; ее ограждает балюстрада, а вниз уходит высокая подпорная стенка, откуда открывается вид на парк. Еще один балкон находится в противоположной стороне сада. С его площадки отрывается панорама на Карпин пруд и Голландские сады. На площадке балкона была установлена громадная мраморная голова богини Геры. С территории сада видно одновременно 3 водоема - впереди справа от высокого каменного мостика - продолговатый пруд, слева - часть большого озера. А внизу - Серебряное озеро.

Понятие садово-паркового ландшафта. Классификация

.Садово-парковый ландшафт- (определение появилось в 50-е годы 20 века.)-это организованное пространство, имеющее границы, характеризующие определённым набор элементов, которые отличаются от других ландшафтов функцией и художественной глубиной.

Элементы-некрупные материальные образования. Компоненты – более крупная структура, состоящая из нескольких элементов.

Ландшафты: парковый, лесной, луговой, садовый, альпийский.

Связь: планировочная и композиционная.

Под влиянием хозяйственной де­ятельности человека облик природ­ных ландшафтов может заметно из­мениться. В настоящее время на зем­ной поверхности почти не осталось чисто естественных ландшафтов.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-11; Просмотров: 737; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.032 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь