Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Проблема несправедливости социального устройства общества (Естественно ли деление людей на богатых и нищих? Правильно ли устроено общество?)



Тезисы

- Из всех несправедливостей самая невыносимая та, которая творится во имя закона.

 

Цитаты

- «Лучше подвергаться несправедливости, чем самим совершать её» (Сократ).

- Видеть несправедливость и молчать — это значит самому участвовать в ней» (Ж.-Ж.Руссо).

- Обещали и делим поровну: одному — бублик, другому — дырку от бублика. Это и есть демократическая республика.

 

(Владимир Маяковский).

Литературные аргументы

В повести «Шинель» Н. В. Гоголь выступает с резкой критикой того общества, которое превращает человека в Акакия Акакиевича, протестуя против мира тех, кто «натрунились и наострились вдоволь» над «вечными титулярными советниками», на теми, у кого жалование не

превышает чертырехсот рублей в год. Но более существенно обращение Гоголя ко всему человечеству со страстным призывом обратить внимание на «маленьких людей», которые живут рядом с нами. Ведь Акакий Акакиевич заболел и умер не только и не столько потому, что у него украли шинель. Причиной его смерти стало то, что он не нашел поддержки и сочувствия у людей.

В «Левше» Н. С. Лескова запечатлена талантливость, творческая одаренность русского народа. В этом несколько затейливом сказе вскрыта подлинная трагедия русских талантов из народа в условиях самодержавно-крепостнического строя, часто обрекавшего эти таланты на жалкое существование и смерть в безвестности. Чтобы выразить горькую мысль о «ненужности» дарований, писатель в основу сюжета кладет такую «нелепость», как подковывание стальной блохи, на что бессмысленно тратятся силы русского мастера.

И. С. Тургенев. «Муму ». Герои: немой крепостной Герасим, Татьяна – его любимая, барыня, единолично решающая судьбы вверенных её судьбой людей.

И. С. Тургенев. «Записки охотника». Рассказ «Бирюк»: главный герой лесничий по прозвищу Бирюк. Убогий быт крестьян. Несправедливость социального устройства жизни.

М. Горький «На дне». Предметом изображения в драме Горького «На дне» является сознание людей, выброшенных на дно жизни, о чём свидетельствуют и варианты первоначального названия пьесы: «Без солнца», «Ночлежка», «На дне жизни».

В пьесе «Гроза» А. Островский противопоставляет одухотворённую богатую натуру Катерины застойной жизни маленького волжского городка, где одни «тиранствуют» (Дикой и Кабаниха), а другие покорно подчиняются (Тихон и Борис).

Действие романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание» разворачивается на тесных улицах Петербурга, во дворах, напоминающих колодцы, на грязных лестницах, в комнатах-каморках. Здесь невыносимо душно, нечем дышать, голодают люди, умирают их мечты, в их уме зарождаются преступные мысли. Вот она, крайняя степень страдания и нищеты доведённого до отчаяния человека.

Н. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо».

Проблема ответственности за свои дела. Необдуманные поступки.

Тезисы

- Человек всегда должен оставаться человеком.

 

Цитаты

Литературные аргументы

М. А. Булгаков. «Мастер и Маргарита». Образ Иешуа – образ Иисуса Христа, несущего в себе идею подлинной доброты и всепрощения. Он обо всех людях, даже о тех, кто несёт ему боль и страдания, говорит: «Добрый человек», прокуратора Иудеи, обрекшего его на мучительную смерть, он прощает, уходя с ним в вечность. Образ прокуратора Иудеи символизирует то, как человек может быть наказан за трусость. Из-за трусости он невинного Иешуа отправляет на казнь, на страшные муки, за что страдает и на земле, и в вечной жизни.

Л. Петрушевская «Матушка-капуста». Сказка-предупреждение об ответственности за необдуманные поступки, о долгом и мучительном искуплении греха детоубийства во чреве матери. Через сколько испытаний пришлось пройти героине, чтобы искупить свою вину!

Л. Петрушевская «Глюк».

Проблема патриархального деревенского уклада жизни. Проблема прелести, красоты нравственно-здоровой деревенской жизни.

Тезисы

Цитаты

- «Гой ты, Русь моя родная

 

Хаты — в ризах образа...

Не видать конца и края —

Только синь сосет глаза.

(С. Есенин).

 

- «Выдумали, что в деревне тоска… да я бы умер от тоски, если бы хотя один день провёл в городе так, как проводят они! Хозяину нет времени скучать. В жизни его нет пустоты — всё полнота» (Н.В. Гоголь. «Мертвые души»)

 

Литературные аргументы

В рассказе И. Бунина «Антоновские яблоки» ярко и красочно представлен образ деревни, которая ассоциируется с «ранним, свежим, тихим утром». Мысли автора обращены к прошлому, в котором остался «большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад» с «кленовыми аллеями», где можно насладиться «тонким ароматом опавшей листвы и запахом антоновских яблок, запахом меда и осенней свежести…»

В рассказе И. Бунина антоновские яблоки – символ богатства («Деревенские дела хороши, если антоновка уродилась»), символ счастья («Ядрёная антоновка – к весёлому году), символ всей России с её «золотыми, подсохшими и поредевшими садами», «кленовыми аллеями», с «запахом дёгтя в свежем воздухе» и с твёрдым сознанием того, «как хорошо жить на свете».

Н.А. Некрасов в стихотворениях и поэмах обращал внимание читателя не только на нищету крестьянских изб, но и на то, как дружны крестьянские семьи, как гостеприимны русские женщины.

О самобытности хуторского уклада много сказано в романе-эпопее Шолохова «Тихий Дон».

В повести Распутина «Прощание с Матёрой » древнее село наделено исторической памятью, утрата которой равносильна смерти для жителей.

«Записки охотника» И.С. Тургенева – единое раздумье о судьбе народа. В центре повествовани – рассказчик, неспешно бредет он по деревням и охотничьим угодьям, внимательно вглядываясь в жизнь крестьян и помещиков, задумываясь о контрастах русской жизни. Обаятельным, овеянным поэзией образам крестьян автор противопоставляет образы безнравственных душевладельцев-помещиков, подчеркивая бесспорное превосходство закрепощенного народа над его хозяевами.

Вступление

В русской литературе тема деревни и тема родины нередко соединялись. Сельская жизнь всегда воспринималась как наиболее безмятежная, естественная. Одним из первых эту мысль высказал Пушкин, назвавший деревню своим кабинетом.

Проблема значимости труда в жизни человека.

Тезисы

- Труд сделал из обезьяны человека.

- Жизнь без труда — воровство.

 

Цитаты

- «Труд избавляет человека от трех главных зол - скуки, порока и нужды» (Вольтер).

- «Когда труд — удовольствие, жизнь — хороша! Когда труд — обязанность, жизнь — рабство! » (М. Горький).

- «Кто живет чужим трудом, тот неизбежно кончит тем, что начнет жить чужим умом, ибо свой ум вырабатывается только с помощью собственного труда» (В. Ключевский).

- «Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие» (Аристотель).

- «Не делать — не жить» (В. Белинский).

- «Что человек делает, таков он и есть» (Г. Гегель).

- «Труд – образ, содержание и цель жизни» (Слова Штольца в романе Гончарова «Обломов»).

 

Литературные аргументы

А П. Платонов «В прекрасном и яростном мире». Машинист Мальцев всецело предан труду, своей любимой профессии. Во время грозы ослеп, но преданность друга, любовь к избранной профессии совершают чудо: он, попав на любимый паровоз, вновь обретает зрение.

М. М. Пришвин «Кладовая солнца» Митраша и Настя, маленькие дети, в годы ВОВ оставшиеся без родителей, упорным трудом заслужили уважение односельчан.

А. И. Солженицын «Матрёнин двор». Главная героиня всю жизнь привыкла трудиться, помогать другим людям и хотя не нажила никаких благ, остаётся чистой душой, праведницей. Его героиня не воспринимает принудительный труд, как наказание, кару – она относится к работе как к неотъемлемой части существования.

Жизненная драма Евгения Онегина, человека незаурядного, вызвана именно тем, что «труд упорный ему был тошен». Выросший в праздности, он не научился самому главному терпеливо трудиться, добиваясь своей цели, жить ради другого человека. Его жизнь превратилось в безрадостное существование «без слез, без жизни, без любви».

Для Штольца – героя романа И. Гончарова «Обломов» - главное - труд. Но для Андрея труд - не способ достичь покоя, любое стремление к которому Штольц называл «обломовщиной». Труд для него - это «образ, содержание, стихия и цель жизни». Если Обломов не был приучен к работе, мечтал достичь всего без нее (как в няниной сказке: «взмахнул волшебной палочкой» - и «все готово»), то Штольц с детства воспитывался трудом, который был целью жизни его отца. Со временем Андрей просто перестал даже мыслить о существовании без деятельности.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-11; Просмотров: 1203; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.025 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь