Конец плаща опускается. Полный свет на сцене.
ТАНЦЫ. ВЕК 19.
МОДА: Самый скандальный и самый любимый, конечно же, вальс! Он родился в Австрии. Сегодня ему более двухсот лет, но никому и в голову не придет назвать Вальс стариком.
Из-под плаща Моды появляется исполнитель в образе Вальса, далее прием повторяется. Вместе с Вальсом появляется Маэстро Шлягер, на нем элегантный черный блестящий фрак. В течение представления М.Ш. постоянно меняет костюмы, преображается, в то время как Церемониймейстер и Танцмейстер остаются без изменений.
М.Ш.: Вальс! Огненный и нежный, он прожил жизнь, полную приключений, познал горечь запретов и головокружительную популярность. Подобно струе свежего воздуха ворвался Вальс в аристократические салоны с их жеманными, вычурными танцами! Боже мой, его называли даже неблагопристойным!
Т: Как это возможно: обхватить даму за талию и кружить ее по залу!
М.Ш.: И все-таки он покорил весь мир! Вальс танцевали медленный и быстрый, в пять па, вальс-миньон, двух-шаговый русский вальс, но самый любимый вальс – на три па. Раз-два-три! Раз-два-три!...
Вальс и М.Ш. танцуют.
МОДА: Кадриль! Модница и фантазерка!
Т: Фигуры кадрили танцевали парами vis-a-vis, и именовались фигуры вначале по названию модных песенок, под которые исполнялись. Потом стали называться просто – «первая фигура», «вторая», «третья»…
М.Ш.: Кадриль невозможно представить без своего верного спутника – Галопа!
МОДА: Галоп! По происхождению – венгр. Однако, им была увлечена вся Европа!
Т: В России галопом начиналась и заканчивалась шестая – т.е. последняя и главная! – фигура кадрили. В галопе все пары объединялись по распоряжению Ц-ра в разнообразные «круги», «звезды», «гирлянды». Это было очень увлекательно и живо!
МОДА: Полька! Родом не из Польши, а из Чехии! Прошу не путать! Прелестное, жизнерадостное дитя!
М.Ш.: Она не знает, что такое плохое настроение или жеманная медлительность. И хотя в России на великосветские балы Польку допускали неохотно, студенты, гимназисты и дети танцевали ее с восторгом!
МОДА: Мазурка! А вот мазурка родом из Польши. Без нее не обходился ни один бал!
М.Ш.: Разумеется! Мазурка – супер-шлягер своего времени! А все почему? Да потому, что в мазурке дамы могли вволю пококетничать, кавалеры –показать свою лихость. Кавалер пристукивал шпорами, становился на колени, обводил вокруг себя даму и целовал ей руку. Мазурка всегда была в центре каждого праздника, ее ждали, к ней готовились!...
МОДА: …Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком!
Исполняется МАЗУРКА.
После танца на сцене Танцмейстер и Церемониймейстер.
Ц: Вы слышали, какой роскошный бал был вчера в Дворянском Собрании?
Т: Я не перестаю удивляться этой загадочной стране. Казалось, недавно учились кланяться, не то что танцевать, а нынче танцуют в каждом доме. И как танцуют! Хорошо! Отлично танцуют!
Ц: Не удивительно! Как с петровских времен повелось – так и по сей день: танец – обязательный предмет в любой школе, любом пансионе, гимназии.
Ц: Полька, господа! Кавалеры приглашают дам!
Детский танцевальный коллектив исполняет веселую ПОЛЬКУ.
УРОК ТАНЦА И ХОРОШИХ МАНЕР
Ц: Девицы! Получив за раз приглашения на несколько кадрилей, вы должны запомнить своих кавалеров, чтобы не причинить никому неудовольствия и не сделаться героиней скандала. Во избежание подобных неприятностей, должно запасаться для бала маленькими агендами, в которых вписываются имена и очереди танцоров.
Ц. Протягивает девушке маленькую книжечку. Та с поклоном принимает ее.
Следующая пара.
Ц: Сударыня! Будьте так любезны, прочтите, пожалуйста, порядок кадрилей на вашей агенде.
Девушка читает: Первая кадриль – князь Николай Бегичев, вторая кадриль – граф Толь, третья кадриль – князь …
Ц: Довольно, довольно, сударыня! Хорошо! Я попросил прочесть исключительно ради нашего урока. Надеюсь вы понимаете, что светские девушки не станут хвастаться друг перед другом своими агендами, ибо это есть доказательство дурного тона.
Необходимо также помнить, что, отказав одному танцору, девица не имеет права участвовать в том же танце с другим кавалером: такой поступок обнаруживает также кокетство дурного тона и может иметь самые плачевные последствия. Не раз мы видели и кровавую развязку. Продолжим урок…
Неожиданно появляется М.Ш.
В маскарадной полумаске и с огромным веером.
М.Ш.: Милые девушки! Послушайте опытного человека! Чтобы не доводить дело до дуэли, советую вам обратить внимание на последнюю выдумку Моды. Вот она – коробочка с мушками. Вы еще не научились читать по мушкам?
М.Ш. подходит к девушке, открывает коробочку – и она одну за другой прилепляет новые мушки (в соответствии с тем, что он говорит).
…Новые мушки модница налепляет сообразно с обстоятельствами, потом что мушки дают возможность говорить молча. Звездочка на середине лба – величественная, на виске у самого глаза – страстная, на носу – наглая, на верхней губе – кокетливая, у правого глаза – тиран, крошечная на подбородке – «люблю, да не вижу», на щеке – согласие, под носом – разлука…
Девушка закрывает лицо веером.
Правильно! От чужих взглядов должна закрыть лицо веером.
Мушка – тайный знак лишь одному. А веер? Видите, как я его раскрыл? О! Это тоже особый, полный тайных знаков язык.
Энергично обмахиваясь веером, М.Ш. удаляется.
Т.: Не отвлекайтесь! Что там такое?!
Ц: Девицы, запомните: слишком смелое и фамильярное обращение с мужчинами чрезвычайно безобразит всякую девушку!
ОБЪЯСНЕНИЕ В ЛЮБВИ
Звучит романтическая музыка вальса.
Появляется Маэстро Шлягер в белоснежном костюме.
Солист музыкального театра исполняет старинный романс.
Ц.: Вальс, господа! Вальс!
Музыка звучит в полную силу. Маэстро кружится в вальсе, останавливаясь перед девушкой, кланяется ей. Выводит девушку в центр сцены. Начинается вальс. Вначале танцует одна пара. Потом, друг за другом, к ним присоединяются и другие. Исполняется большой, красивый, романтический
ВАЛЬС. Вальс – объяснение в любви.
На заднике сцены возникают тени танцующих людей (используется эффект театра теней).
АНТРАКТ.
II Отделение XX ВЕК
Занавес закрыт.
Звучит музыка в современных ритмах. Занавес разлетается в разные стороны. Из разных кулис появляются Маэстро Шлягер (он в модном костюма XX века) и танцмейстер (он в прежнем своем костюме).
Церемониймейстер спускается по лестнице (он тоже в прежнем костюме).
Ц: Как стремительно бежит время! Вот уже и XX век спешит к финишу!
Т: И все вокруг бегут, бояться опоздать, не успеть, отстать! Отстать от жизни, от моды, от времени!
М.Ш.: А время – оно все-таки неумолимо убегает вперед! Время потрясающих открытий и новых ритмов, время новой моды!
Ц: Встречайте: Ее Величество Мода!
Звучит фантастическая музыка. Меняется свет.
Появляются корона и плащ Моды.
МОДА: В XX веке я совершила революцию – я открыла женщинам ноги! Да, я не раз удивляла мир своими фантазиями и раньше, но открытые ноги женщин – это был шок! Это, действительно, было подобно революционному перевороту!
Женщина XX века – это женщина-мальчик. Короткая юбка и короткие волосы. Эта женщина занимается спортом, овладевает незнакомыми профессиями, страстно танцует новые танцы. Знакомьтесь: вот они!
Из-под плаща Моды появляются, исполняют несколько движений и замирают каждый в своей позе исполнители в образах популярных танцев.
В XX веке я привезла в Россию целую группу потрясающих парней:
– Фокстрот!
– Чарльстон!
– Твист!
– Буги-Вуги!
– Рок-н-ролл!
И жизнерадостных, ярких, веселых латиноамериканских девушек:
– Рубма!
– Самба!
– Ча-ча-ча!
Рекомендую отдельно:
– Англичанин Шейк!
И наконец, имею честь представить танец особый – страстный, вызывающий, яркий. В Европу он попал из Южной Америки, хотя происхождение его до сих пор овеяно тайной. Мы знаем несколько вариантов этого удивительного танца – испанский, цыганский, креольский, аргентинский. Вы догадались? Конечно же это
- Танго!
Танго, господа!
Исполняется ТАНГО. М.Ш. выступает в роли партнера.
ТАНЦПЛОЩАДКА.
На сцене Т. и Ц.
Ц.: Да, популярность танцев XX века сложно преувеличить!
«Твист и чарльстон! Вы заполнили шар земной! » – написал поэт.
И это, действительно было так.
«Твистовал» весь мир. Словно кто-то бросил клич: «Стиляги всех стран, объединяйтесь! »
Т.: И они объединились! Они надели немыслимых цветов галстуки, узкие брючки-дудочки, длинноносые туфли, черные очки, девушки сделали начес … и?!
Ц.: И «на танцы! »
Конечно же; на танцы! Они были настоящими фанатами танцплощадки! Пожалуй, так же, как танцплощадку они любили только Элвиса Пресли и «Битлз». Не верите?.. Спросите своих бабушек и дедушек – ведь это они те самые стиляги. Они знакомились, влюблялись, ревновали, расставались на танцплощадке.
Т. (напевает):
… Стоят девчонки, стоят в сторонке,
Платочки в руках теребят,
Потому что на десять девчонок
По статистике девять ребят.
На вершине лестницы появляется М.Ш. в образе стиляги 60-х годов.
М.Ш. Привет, старик, привет!
Ц.: «O Tempere! O mores! » (о темпере, о морес) – «О времена! О нравы! » Да, 60-е – это было самое танцевальное десятилетие века.
Кстати, молодой человек, вы не в обиде на нас за то, что мы остались верны своим старым камзолам, а не явились перед вами в образе диск-жокеев в каких-нибудь майках или вообще с обнаженной грудью? Я, знаете ли, люблю старые вещи…
М.Ш.: Все нормально, старик, все путем! А по поводу этих танцев, в которых надо все время крутиться, у меня есть своя версия. Я думаю, причина их появления – в изобретении пластинки. Это было изобретение века! Ведь пластинка постоянно крутится.
Ц.: Очень даже может быть.
М.Ш.: Ну что, старики, на танцы?!
Ц. и Т. (вместе): На танцы!
М.Ш. (кричит в кулисы): Заводи пластинку! Начнем с 20-х!
На вершине лестницы появляется девушка в образе «пластинки». Начинает крутиться на верхней ступени – и звучит музыка чарльстона. Вращаясь в танце, «пластинка» спускается вниз – навстречу М.Ш. Он танцует в центре сцены. Сближаясь, они продолжают танец вдвоем, как бы соревнуясь.