Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Бэлл Д. Грядущее постиндустриальное общество.Опыт социального прогнозирования



Даниел Белл родился в Нью-Йорке. Д. Белл рассматривал историю как смену трёх эпох, (или трёх типов общества): доиндустриальная, индустриальная и постиндустриальная. Доиндустриальное общество было организовано вокруг взаимодействия человека с природой: ресурсы обеспечивались добывающими отраслями промышленности, а общество подчиняется законам снижающейся отдачи и низкой производительности.

О характере перехода от одного типа общества к другому, то Белл чётко противопоставляет постиндустриальное и индустриальное общества как теоретические принципы. «В теоретическом аспекте, - отмечает он, постиндустриальное общество принципиально отличается от доиндустриального и индустриального. Как теоретический принцип, идея индустриализма не возникла из аграрного способа производства. В равней степени, стратегическая роль теоретического знания как нового базиса технологического развития или роль информации в преобразовании социальных процессов никак не связаны с ролью энергии в создании промышленного или производящего общества. Короче говоря, это аналитически независимые принципы». Между тем, Д. Белл не считает необходимым столь же чётко разводить их хронологически, говоря: «Было бы безрассудно пытаться точно датировать социальные процессы (с помощью каких критериев можно определить, когда капитализм сменил феодализм? ), но наше представление о времени… вынуждает нас искать какие-то символические точки, которые могли бы ознаменовать возникновение нового понимания общества».

«В этом смысле позиция Д. Белла базируется на двух моментах. С одной стороны, он предпочитает рассматривать становление постиндустриального общества через призму поступательно развивающихся процессов, которые в раной мере можно трактовать и как модификацию самого социума, и как совершенствование теоретических представлений о нём. Так, он акцентирует внимание прежде всего на таких основных признаках технократической эры, как рациональность, планирование и предвидение, отмечая, что одним из важнейших признаков постиндустриального общества становится «разительное изменение в моральном настрое - новая " ориентация на будущее", распространившаяся во всех станах и социальных системах». С другой стороны, он стремится максимально чётко указать на то, что новые тенденции не предполагают в качестве своего непосредственного результата разрушение прежних экономических и социальных форм»

остиндустриальное общество возникает благодаря переменам в социальной структуре, которая включает экономику, структуру сферы занятости и систему стратификации. Это то общество, в котором преобладает сектор услуг, которое основано на производстве услуг. Если индустриальное общество определяется через количество товаров, определяющее уровень жизни, то постиндустриальное общество характеризуется качеством жизни, измеряемым услугами и различными удобствами, - здравоохранением, образованием, отдыха и культурой. Неадекватность рынка для удовлетворения потребностей людей в нормальном окружении, равно как и в лучшем здравоохранении и образовании, ведёт к развитию функций государственной и муниципальной власти. Рост технических потребностей и профессионального мастерства делает образование, и в частности доступ к высшему образованию, условием вхождения в постиндустриальное общество. Информация становится основным ресурсом, а внутри организации - источником силы. Профессионализм превращается в основной критерий общественного положения. Постиндустриальное общество в той же мере является информационным обществом, в какой индустриальное общество - товаропроизводящим. Постиндустриальное общество представляет собой общество знаний в двояком смысле. Во-первых, источником инноваций всё в большей степени становятся исследования и разработки, основанные на теоретическом знании. Во-вторых, прогресс общества однозначно определяется успехами в области знания. В индустриальном обществе главной экономической проблемой была проблема капитала: как институционализировать процесс накопления достаточных сбережений и превратить их в инвестиции. В постиндустриальном обществе главная проблема заключена в организации науки, а важнейшим институтом становится университет или научно-исследовательская лаборатория. Теория постиндустриального общества играет первостепенную роль не только в области технологических новаций, но и в экономике и общественной жизни.

Постиндустриальное общество является также коммунальным обществом, где социальной единицей выступает скорее отдельное сообщество, нежели индивид, и целью служит достижение «социального решения», отличного от простой суммы индивидуальных решений. Как игра между людьми общественная жизнь становится сложнее, поскольку множатся политические требования и гражданские права, а быстрота социальных перемен и норм поведения стирает традиционные ценности.Сейчас, когда уже целое поколение тщательно изучило концепцию Белла, разумеется, нетрудно найти в ней недостатки. Однако, нельзя не заметить, что книга Д. Белла «Грядущее постиндустриальное общество - настоящий академический подвиг. Основой концепции постиндустриального общества служит оценка нового социума как резко отличающегося от господствующего от господствующего на протяжении последних столетий: отмечаются, прежде всего, снижение роли материального производства и развитие сектора услуг и информации, иной характер человеческой деятельности, изменившиеся типы вовлекаемых в производство ресурсов, а также существенная модификация традиционной социальной структуры.

Э.Тоффлер «Третья Волна»

Элвин Тоффлер (1928) - американский социолог и публицист.

Третья волна" (1980). В этой работе Э. Тоффлер разрабатывает теорию постиндустриального общества, по его терминологии - " сверхиндустриальной цивилизации". Он делит человеческую цивилизацию на три фазы: сельскохозяйственную фазу Первой Волны, индустриальную фазу Второй Волны и фазу Третьей Волны, которая по Э. Тоффлера, только начинается.

Сначала Э. Тоффлер описывает индустриальную фазу Второй Волны и тщательно описывает картину новой цивилизации, вызревает сегодня. Новая цивилизация, по мнению Э. Тоффлера, настолько глубоко революционная, что ставит под сомнение все устоявшиеся представления. Все старые способы мышления, старые формулы, догмы и идеологии, независимо от того, как высоко их ценили и какими полезными они были в прошлом, больше не соответствуют обстоятельствам. Мир, который быстро образуется в результате столкновения новых ценностей и технологий, новых геополитических отношений, новых стилей жизни и средств сообщения, требует совершенно новых идей и аналогий, классификаций и концепций. " Мы не можем, - пишет Э. Тоффлер, - втиснуть зачаточный завтрашний мир во вчерашнее традиционное, уютное жилье. Не годятся уже и ни ортодоксальные направления мыслей, ни ортодоксальные настроения".

Э. Тоффлер, описывая индустриальную цивилизацию, отмирает, пользуется терминами " техносфера", " социосфера", " Инфосфера" и " Энергосфера", а дальше показывает, как каждая из них претерпит революционные изменения в сегодняшнем мире. Стремится показать, в каких связях находятся между собой эти сферы, а также " биосфера" и " Психосфера", которые формируют структуру психологических и личных отношений, через изменения внешнего мира они влияют на нашу частную жизнь.

Э. Тоффлер предполагает, что цивилизация также руководствуется определенными принципами и развивает свою собственную " суперидеологию", чтобы объяснить действительность и оправдать собственное существование.

" Когда мы поймем, - утверждает Э. Тоффлер, - как эти сферы, процессы и принципы взаимодействуют и как они сменяют друг друга, вызывая мощные течения перемен, мы гораздо четче осмыслим гигантскую волну перемен, которая сегодня накатывается на нашу жизнь".

В " Третий волны" Э. Тоффлер стремится обосновать тезис, что экономика не является главным фактором современного капитализма. Новая цивилизация будет кардинально отличаться от капиталистического периода " индустриализма", в котором основными регулятивными принципами являются стандартизация, концентрация, максимизация, которые не будут срабатывать при переходе к экономике самообслуживания. Появление новой наукоемкой технологии, реорганизация производства на основе внедрения новейших достижений науки и техники привели в движение " третью волну" развития цивилизации, которая разрушает все принципы предыдущей экономики и меняет ее на противоположные.

то влечет за собой и совсем другой характер производства. " Новый способ производства, - пишет Э. Тоффлер, - делает возможным возвращение к домашнему производства на новой, более высокой, электронной базе и акцентирует внимание на доме как членом общества". Поэтому появляется возможность все делать дома, а это в основном промышленность самообслуживания, чем производство товаров для рынка, где производство и самообслуживания будто сосредоточены в одном месте. Этому типу производства, а именно потреблению, соответствует определенная этика - этика, которая приходит на смену протестантской этике с ее вузькоекономичним определением личного успеха. " Вместо ранжирование людей по тому, чем они владеют, эта этика предоставляет высокую ценность потому, что люди делают".

Согласно этой этикой уважение к человеку зависит уже не от имеющегося капитала, а от практической отдачи в непосредственной ее деятельности. Отсюда, меняется ценность не только отдельного человека, но и всего общества в целом. Так, по мнению Э. Тоффлера, происходит своеобразная " гуманизация общества", потому что с обесцениванием власти капитала исчезает присуще капиталистическому духу корыстолюбие.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-11; Просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь