Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Понятие и идейно-художественное своеобразие апокрифа.



МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО КУРСУ «ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА И КУЛЬТУРА»

для студентов I курса направления подготовки «Педагогическое образование», профиль «Русский язык и литература»

 

 

Вологда

2016 г.


УДК 821.161.1

 

Методические указания к выполнению контрольных работ по курсу «Древнерусская литература и культура» / М-во образ. и науки РФ, Вологод. гос. ун-т; [автор-сост.: Т. Н. Воронина]. – Вологда: ВоГУ, 2016.

 

 

Методические указания составлены в соответствии с действующими учебными программами и содержат темы контрольных работ, общие рекомендации по их выполнению, указания и комментарии к каждой теме, списки рекомендуемой литературы.

Предназначено для студентов I курса направления подготовки «Педагогическое образование» (профиль «Русский язык и литература») очной и заочной форм обучения.

 

Автор-составитель – Т.Н. Воронина, к.ф.н., доцент кафедры литературы ВоГУ

 

Рецензенты:

Л.А. Берсенева, к.ф.н., доцент кафедры русского языка, журналистики и теории коммуникации ВоГУ

Н.И. Рублева, к.ф.н., учитель высшей категории СОШ № 13 г. Вологды


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение______________________________________________________
Темы контрольных работ________________________________________
Общие рекомендации___________________________________________
Разъяснения к темам____________________________________________

 

 


ВВЕДЕНИЕ

С изучения литературы Древней Руси начинается знакомство будущего филолога с историей русской литературы в целом. От понимания закономерностей развития и особенностей литературы XI – XVII веков во многом зависит успех работы над последующими историко-литературными курсами. Дисциплина изучается на первом курсе во втором семестре и заканчивается экзаменом. Помимо лекционных и практических занятий, учебным планом предусмотрено выполнение письменной контрольной работы по предмету. Последняя является формой самостоятельной работы с литературным, учебным и научным материалом. В процессе ее выполнения может возникнуть целый ряд трудностей. Во-первых, студент первого курса еще недостаточно освоил данный вид заданий. Во-вторых, в силу своей специфики древнерусские памятники вызывают у неподготовленного читателя определенные сложности, а сами тексты не допускают вольной интерпретации и требуют знания своеобразия средневекового мировоззрения, историко-культурного контекста. В-третьих, контрольная работа подразумевает применение теоретических знаний в работе с текстом, самостоятельный анализ последнего в соответствии с поставленной задачей.

Цель настоящего издания – помочь студенту-первокурснику в изучении древней русской литературы, а конкретно - в выполнении контрольной работы по дисциплине.

Методические указания содержат собственно темы контрольных работ с планами (I); общие рекомендации по их выбору, выполнению и оформлению (II); разъяснения к реализации пунктов плана к каждой теме (III). Список базовой учебной литературы включен в раздел II издания, рекомендуемые научные источники указаны в III разделе после комментария к темам.

 


ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Понятие и идейно-художественное своеобразие апокрифа.

1) Понятие об апокрифах.

2) Апокрифы в переводной литературе XI – XIII веков.

3) «Хождение Богородицы по мукам».

а) История создания, редакции.

б) Сюжет апокрифа.

в) Образ Богоматери в памятнике.

4) Апокрифы в «Повести временных лет».

 

Понятие и идейно-художественное своеобразие патерика.

1) Понятие о патерике и патериковой легенде.

2) История создания и структура Киево-Печерского патерика.

3) Патерик как разновидность агиографической литературы.

4) Образы монахов Киево-Печерского монастыря.

5) Патериковые легенды в «Повести временных лет».

 

Переводная агиография в Древней Руси.

1) Понятие агиографии. Виды и структура жития.

2) «Житие Евстафия Плакиды».

а) история создания, редакции.

б) Особенности жанра и сюжета.

3) «Житие Алексея человека Божия».

а) История создания, редакции.

б) Особенности жанра и сюжета.

в) Суть подвига «величия незаметности».

4) Образ святого в агиографии.

 

Агиография Древней Руси XI – XIII веков. Житие Бориса и Глеба.

1) Понятие, виды и структура жития.

2) «Сказание о Борисе и Глебе» и «Чтение о Борисе и Глебе».

а) История создания, редакции.

б) Историческая основа жития.

в) Особенности сюжета редакций жития.

в) Стиль жития.

г) Изучение жития Бориса и Глеба в школе.

 

Агиография Древней Руси XI – XIII веков. Житие Феодосия Печерского.

1) Понятие, виды и структура жития.

2) «Житие Феодосия Печерского».

а) История создания, редакции.

б) Особенности жанра и сюжета.

в) Стиль жития.

г) Агиографический трафарет и историческая реальность.

д) Характеристика утверждаемого Феодосием типа подвижнической жизни.

е) Феодосий Печерский в ряду русских святых подвижников.

 

Агиография Древней Руси периода монголо-татарского нашествия (XIII в.)

1) Понятие, виды и структура жития.

2) «Житие Александра Невского».

а) История создания, редакции.

б) Особенности жанра и сюжета.

в) Стиль жития.

г) Образ главного героя.

д) Фольклорные элементы в житии.

е) Житие Александра Невского в школьном изучении.

 

Ораторская проза на Руси.

1) Понятие, жанровые особенности.

2) Представители ораторской прозы на Руси.

3) «Слово о законе и благодати Митрополита Илариона».

а) Личность автора, повод создания.

б) Особенности композиции.

в) Символический параллелизм в памятнике.

г) Риторические приемы в памятнике.

д) Идея произведения.

 

Учительное красноречие в Древней Руси.

1) Понятие, жанровые особенности учительного красноречия.

2) «Поучение Владимира Мономаха детям».

а) История создания, редакции.

б) Состав памятника.

в) Жанровое своеобразие произведения.

г) Образ идеального князя в произведении.

д) Художественное своеобразие текста.

е) Поучение Владимира Мономаха и «Слово о законе и благодати» Илариона.

г) Поучение Владимира Мономаха в школе.

 

Летописание на Руси.

1) Понятие и структура летописи. Отличие летописи от хроники. Основные центры летописания на Руси.

2) «Повесть временных лет» (ПВЛ).

а) История создания и редакции ПВЛ.

б) Композиция ПВЛ.

в) Историко-этнографическое введение к ПВЛ.

г) Состав текста ПВЛ.

д) Стиль монументального историзма и особенности изображения человека в летописи.

 

Изучение Повести временных лет в школе.

1) Древнерусское летописание на уроках литературы.

2) Общее понятие о летописании в школе.

3) Рассказы ПВЛ в школьном изучении.

4) Использование наглядно-иллюстративного материала при изучении ПВЛ в школе.

 

Моление» Даниила Заточника

1) История создания, редакции памятника, проблема жанра.

2) Вопрос об авторстве.

3) Сравнительный анализ двух редакций.

4) Стилевое строение текста.

5) Идея ценности мудрости в памятнике.

6) Проявления просьбы-моления в тексте.

 

Переводные повести второй половины XV в.

1) Понятие повести как жанра древнерусской литературы, новое в повестях второй половины XV века.

2) «Сказания о Соломоне и Китоврасе».

а) История создания, источник, редакции.

б) Особенности сюжета и композиции.

в) Новообразования в литературе XV века.

3) «Стефанит и Ихнилат».

а) История создания, источник, редакции.

б) Особенности сюжета и композиции.

в) Новообразования в литературе XV века.

4) Общность памятников.

 

Оригинальные повести второй половины XV века.

1) Понятие повести как жанра ДРЛ, новое в повестях второй половины XV века.

2) «Повесть о Дракуле».

а) История создания, источник, возможный автор, редакции.

б) Особенности сюжета и композиции.

в) Новообразования в литературе XV века и образ главного героя.

3) «Повесть о Басарге и сыне его Борзосмысле».

а) История создания, источник, редакции.

б) Особенности сюжета и композиции.

в) Фольклорная основа памятника.

4) Общность памятников.

 

Агиография Древней Руси XIV – XV веков.

1) Понятие и структура жития.

2) Экспрессивно-эмоциональный (панегирический) стиль агиографического жанра.

3) «Слово о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича».

а) История создания, редакции.

б) Особенности жанра и сюжета.

в) Образ Дмитрия Донского.

г) Стиль жития.

д) Фольклорные элементы в житии.

е) Дмитрий Донской в ряду русских святых.

 

Слово о полку Игореве» 1.

1) Основные этапы открытия и публикации «Слова…».

2) Историческая основа «Слова…».

3) Фольклорное начало в «Слове…».

4) Элементы воинской повести в «Слове…».

 

Слово о полку Игореве» 2.

1) Жанровая природа текста.

2) Композиция «Слова…».

3) Стиль памятника.

4) Проблемы изучения «Слова…».

5) «Слово о полку Игореве» в школе.

 

Публицистика XVI века.

1) Личности Ивана Грозного и Андрея Курбского.

2) Переписка царя Ивана Грозного и князя Андрея Курбского.

а) История переписки.

б) Содержание полемики.

в) Иван Грозный как писатель.

г) Курбский о стиле Грозного.

д) Сравнительный анализ переписки.

 

Зарождение русского театра.

1) Этапы возникновения русского придворного театра.

2) Особенности театрального действия первых придворных спектаклей.

3) Жанровая особенность первых русских пьес.

4) «Артаксерксово действо» как первый спектакль придворного театра.

 

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

В начале изучения дисциплины студентам выдаются темы контрольных работ, которые распределяются между учащимися с учетом того, что темы не должны повторяться. Цель данного вида задания – отработать умения самостоятельных отбора, систематизации материала, литературоведческого анализа текста. Для ее реализации важна способность соотнести полученные теоретические и историко-культурные знания с самостоятельным анализом текста произведения

Перед выполнением работы студенту необходимо ознакомиться с соответствующими главами учебника, текстом памятника (обязательно с комментариями), сделать выборку материала по теме. Ознакомление с научными исследованиями имеет рекомендательный характер и дополняет основной учебный материал. План, приложенный к каждой теме, является обязательным для воплощения, все его пункты должны быть отражены в тексте работы. Конкретные указания относительно содержания каждого пункта плана представлены в следующем разделе.

Содержание работы. Первые вопросы в плане, как правило, теоретического или историко-литературного характера. Ответ на них должен быть максимально кратким, желательно, своими словами. Большая ошибка излагать весь найденный материал, в данном случае оптимально построить текст в виде тезисов или тезисного плана. Например, если первый пункт плана звучит: «Понятие и структура жития (патерика, апокрифа, учительного слова и т.п.)», необходимо: 1) дать краткое определение жанра; 2) кратко перечислить его основные особенности (списком); 3) назвать ключевые произведения (с указанием даты их создания). Если вопрос касается истории создания произведения, то нужно: 1) назвать основные даты (создания; в памятнике какого века сохранился; дата открытия); 2) перечислить известные редакции; 3) дать лаконичную информацию об авторе (что известно).

Основная часть контрольного задания – непосредственно работа с текстом. Она начинается с составления сюжетного плана произведения, который включает последовательность частей в повествовании: ключевых событий, рассуждений, отступлений и т. п. Например, начало сюжетного плана «Слова о полку Игореве» может выглядеть так:

1. Вступление. Автор вспоминает о Бояне, соотносит себя с традицией певца.

2. Экспозиция.

А) Определение диапазона повествования («от старого Владимира до нынешнего Игоря».

Б) Рассказ о замысле Игоря пойти на половцев, краткая характеристика князя.

3. Выступление войска Игоря в поход.

А) Затмение.

Б) Обращение Игоря к дружине.

В) Обращение автора к Бояну.

Г) Встреча Игоря и Всеволода.

Д) Описание грозных предзнаменований природы при выступлении русских войск.

4. Описание битвы с половцами.

- и т.д.

При составлении сюжетного плана жития нужно обязательно отмечать основные компоненты агиографической сюжетной схемы (как и их отсутствие): вступление (формулы самоунижения автора, объяснение, почему начал писать); рассказ о детстве святого; искушения бесами; описание подвига; прижизненные чудеса; успение; посмертные чудеса; похвала святому. Результаты целесообразно оформлять в виде таблицы: в одной графе поместить основные части текста, дав им название, в другой отмечать традиционные явления и новообразования (отклонения от сюжетной схемы).

При ответе на вопросы плана важно продемонстрировать умение аргументировать свои слова примерами из текста. Примеры могут быть описательными (краткий пересказ поступка персонажа, события) или иллюстративными (показательная цитата из текста). В характеристике образа персонажа можно привести цитаты, содержащие описание внешности или характера, кратко рассказать о деяниях героя. Скажем, при раскрытии сущности подвига «величия незаметности» стоит привести конкретные аргументы из текста жития: черты поведения и поступки святого, иллюстрирующие такой тип подвига.

Оформление работы. Контрольная работа может быть выполнена в печатном варианте (формат бумаги А4; шрифт Times New Roman; 14 кегль; интервал 1, 15; объем – 5-10 страниц) или, что предпочтительнее, в рукописном (тетрадь 12 листов).

Образец оформления титульного листа:

ФГБОУ ВО «Вологодский государственный университет»

Филологический факультет

Кафедра литературы

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Дисциплина «Древнерусская литература и культура»

тема: ____________________________________________

наименование темы

 

Выполнил студент________________________

курс, группа, направление подготовки, профиль, ФИО

Работа сдана «__»_______20__ г.

Проверил_______________________________

ФИО преподавателя

Оценка_________________________________

 

На первой странице помещается план контрольной работы, далее следует текст с соблюдением каждого пункта плана. На последней странице указывается список использованной литературы, оформленный в соответствии с библиографическими нормами. С ними можно ознакомиться на сайте библиотеки педагогического института ВоГУ.

Сроки сдачи работы. Контрольная работа выполняется студентом в течение семестра. Учащиеся очной формы обучения должны сдать работу преподавателю до начала экзаменационной сессии. Учащиеся заочной формы обучения сдают работу не позднее, чем за три дня до экзамена по «Древнерусской литературе и культуре».

Критерии оценки. «Зачтено» ставится, если: последовательно и кратко раскрыты все пункты плана; в изложении материала студент опирался на текст произведения (видна самостоятельная работа с текстом); работа оформлена в соответствии с требованиями. Если текст представляет собой по большей части переписанные или перекопированные главы из учебной литературы, работа не будет аттестована.

 

Основная учебная и учебно-методическая литература

1. Гудзий, Н.К. История древней русской литературы/ Н.К.Гудзий. – 8-е изд. - Москва: Аспект Пресс, 2002. - 592 с.

2. Древнерусская литература XI-XVII в.в. Учебное пособие /Под ред. В.И. Коровина. – Москва: ВЛАДОС, 2003. – 448 с.

3. История русской литературы X-XVII веков /Под ред. Д.С. Лихачева. – Москва: Просвещение, 1979. – 462 с.

4. Кусков, В.В. История древнерусской литературы: учебник для бакалавров/ В.В. Кусков. – Москва: Юрайт, 2012. – 336 с.

5. Травников, С.Н. История русской литературы. Древнерусская литература: учеб. пособие для вузов по специальности 032900 (050301) - русский язык и литература / С.Н. Травников, Л.А. Ольшевская. – Москва: Дрофа, 2007. – 510 с.

6. Древнерусская литература и культура: учебно-методическое пособие для студентов I курса направления подготовки «Педагогическое образование», профиль «Русский язык и литература» / Сост. Т.Н. Воронина. – Вологда: ВоГУ, 2014. – 88 с.

 

Электронные ресурсы

1. Электронная библиотека отдела Древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинского дома) РАН. – Режим доступа: http: //odrl.pushkinskijdom.ru/

2. Словарь книжников и книжности Древней Руси. – Режим доступа: http: //lib.pushkinskijdom.ru/

3. Методические рекомендации по составлению и оформлению списков литературы на сайте библиотеки Педагогического института ВоГУ. – Режим доступа: http: //library.vologda-uni.ru/

 

 

РАЗЪЯСНЕНИЯ К ТЕМАМ

 

1. Понятие и идейно-художественное своеобразие апокрифа.

1) Понятие об апокрифах. Дать краткое определение, назвать типичных героев, характерные сюжеты.

2) Апокрифы в переводной литературе XI – XIII веков. Назвать основные памятники. Отношение официальной церкви к апокрифической литературе.

5) «Хождение Богородицы по мукам».

а) История создания, редакции. Назвать датировку исходного текста, основные редакции, в списках каких памятников сохранился текст.

б) Сюжет апокрифа. Составить сюжетный план. Почему этот памятник является апокрифом? Составить перечень грешников в Аду (кто и за что страдает), привести примеры описаний адских мук.

в) Образ Богоматери в памятнике. Как Богородица убеждает Христа смилостивиться? Как в тексте проявляется характерная для православной культуры функция Богородицы? Что объединяет образ Богородицы в апокрифе и на иконе деисусного чина?

6) Апокрифы в «Повести временных лет». Найти в «Повести временных лет» примеры апокрифических легенд, обосновать свой выбор.

Литература

1. Демин, А.С. Путешествие души по загробному миру (в древнерусской литературе) /А.С. Демин // Герменевтика древнерусской литературы. – Москва, 1994. – Сб. 7. – Ч. 1. – С. 51-74.

2. Мещерский, Н.А. Источники и состав древней славяно-русской переводной письменности IX – XV веков. Учебное пособие. – Ленинград: ЛГУ, 1978. – 130 с.

 

2. Понятие и идейно-художественное своеобразие патерика.

1) Понятие о патерике и патериковой легенде. Дать краткие определения. Кратко обозначить сходства и различия патерикового рассказа и жития.

2) История создания и структура Киево-Печерского патерика. Место и время создания, редакции. Структура: сколько рассказов, что объединяет рассказы патерика.

3) Патерик как разновидность агиографической литературы. Составить сюжетный план 3 (на выбор) рассказов Киево-Печерского патерика. Отметить, какие элементы сюжетной схемы жития присутствуют в рассказах. Сделать вывод о стандартных сюжетах патерикового рассказа.

4) Образы монахов Киево-Печерского монастыря. Выписать из Киево-Печерского патерика примеры этикетного описания святых (2-3). Что общего в этих описаниях?

5) Патериковые легенды в «Повести временных лет». Найти в «Повести временных лет» примеры патериковых рассказов, обосновать свой выбор.

 

Литература

1. Ольшевская, Л.А. Патерик Киево-Печерский / Л.А. Ольшевская// Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1 (XI – первая половина XIV в.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //lib.pushkinskijdom.ru/

2. Ранчин, А.М. Вертоград Златословный /А.М. Ранчин. – Москва: Новое литературное обозрение, 2007. – 575 с.

3. Ранчин, А.М. Чудесное в сюжетах Киево-Печерского патерика [Электронный ресурс] // А.М. Ранчин. – Режим доступа: http: //www.portal-slovo.ru/philology/

 

3. Переводная агиография в Древней Руси.

1) Понятие агиографии. Виды и структура жития. Дать краткие определения агиографии, жития и его видов, привести сюжетную схему жития.

2) «Житие Евстафия Плакиды».

а) История создания (кратко), редакции. Назвать датировку исходного текста, основные редакции, в списках каких памятников сохранился текст.

б) Особенности жанра и сюжета. Назовите лик святости Евстафия, обоснуйте. Определите вид жития, доказать. Составьте сюжетный план, отметьте характерные для жития сюжетные ходы, а также черты позднеантичного романа. Результаты оформить в виде таблицы (в первой графе – сюжетный план, во второй – черты жития, в третьей – романные черты).

3) «Житие Алексея человека Божия».

а) История создания, редакции. Назвать датировку исходного текста, основные редакции, в списках каких памятников сохранился текст.

б) Особенности жанра и сюжета. Определить вид жития, доказать. Составить сюжетный план, отметить характерные для жития сюжетные ходы.

в) Суть подвига «величия незаметности». Назовите лик святости Алексея, обоснуйте. Проиллюстрируйте примерами из текста проявления подвига «величия незаметности».

4) Образ святого в агиографии. Из обоих житий выписать примеры описаний святого, сравнить.

 

Литература

1. Башкиров, Д.Л. Переводная литература Древней Руси /Д.Л. Башкиров. – Минск: БГУ, 2000. – 131 с.

2. Мещерский, Н.А. Источники и состав древней славяно-русской переводной письменности IX – XV веков: учебное пособие /Н.А. Мещерский. – Ленинград: ЛГУ, 1978. – 130 с.

 

4. Агиография Древней Руси XI – XIII веков. Житие Бориса и Глеба.

1) Понятие, виды и структура жития. Дать краткие определения агиографии, жития и его видов, привести сюжетную схему жития.

2) «Сказание о Борисе и Глебе» и «Чтение о Борисе и Глебе».

а) История создания, редакции. Назвать датировку исходного текста, основные редакции, в списках каких памятников сохранился текст.

б) Историческая основа жития. Сравнить «Сказание…» с летописным рассказом о Борисе и Глебе в «Повести временных лет»; отметить, какие события автор опускает и с какой целью.

в) Особенности сюжета редакций жития. Назовите лик святости Бориса и Глеба, обоснуйте. Определите вид жития, докажите. Составить сюжетный план обоих житий, отметить характерные для жития сюжетные ходы, а также отклонения от житийного канона. Сделайте выводы о своеобразии жанра «Сказания о Борисе и Глебе».

в) Стиль жития. Привести примеры проявления в тексте стиля исторического монументализма, этикетности (используйте гл. 2 книги Д.С. Лихачева «Человек в литературе Древней Руси»).

г) Изучение жития Бориса и Глеба в школе. В рамках каких программ, в каком классе изучается; в каком объеме; на что обращается внимание при изучении текста – проанализировать школьные учебники и программы.

 

Литература

1. Селиванов, Ю.Б. Жития святых в школьном курсе литературы. Пособие для учителя / Ю.Б. Селиванов. – Вологда: ВГПУ, 2007. – 160 с.

2. Берман, Б.И. Читатель жития: (агиографический канон русского средневековья и традиции его восприятия) / Б.И. Берман // Художественный язык средневековья. – Москва: Наука, 1982. – С. 159-183.

3. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый уровень). 10-11 классы (профильный уровень) / Под ред. В.Я. Коровиной. – Москва: Просвещение, 2007. – 43 с.

 

5. Агиография Древней Руси XI – XIII веков. Житие Феодосия Печерского.

3) Понятие, виды и структура жития. Дать краткие определения агиографии, жития и его видов, привести сюжетную схему жития.

1) «Житие Феодосия Печерского».

а) История создания, редакции. Назвать датировку исходного текста, основные редакции, в списках каких памятников сохранился текст.

б) Особенности жанра и сюжета. Определить вид жития, доказать. Составить сюжетный план, отметить характерные для жития сюжетные ходы.

в) Стиль жития. Привести примеры проявления в тексте стиля исторического монументализма, этикетности (используйте гл. 2 книги Д.С. Лихачева «Человек в литературе Древней Руси»).

г) Агиографический трафарет и историческая реальность. В какой мере в житии Нестора отразились реальные особенности личности и биографии Феодосия? Приведите примеры.

д) Характеристика утверждаемого Феодосием типа подвижнической жизни. Назовите лик святости Феодосия, обоснуйте. Как подвижничество Феодосия проявляется в отношении к себе, к братии, в организаторской деятельности. Приведите примеры проявления подвига «величия незаметности».

е) Феодосий Печерский в ряду русских святых подвижников. С какими русскими святыми можно сопоставить Феодосия Печерского и почему.

 

Литература

1. Топоров, В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре / В.Н. Топоров. – Том 1: Первый век христианства на Руси. – Москва: «Гнозис» - Школа «Языки русской культуры», 1995. – С. 413 - 508; 601 - 751.

2. Ранчин, А.М. Житие Феодосия Печерского: к исследованию структуры текста /А.М. Ранчин // Макариевские чтения. Вып. VI. Канонизация святых на Руси. – Можайск, 1999. – С. 384-392.

 

6. Агиография Древней Руси периода монголо-татарского нашествия (XIII в.)

1) Понятие, виды и структура жития. Дать краткие определения агиографии, жития и его видов, привести сюжетную схему жития. Перечислить особенности княжеских житий в период монголо-татарского нашествия.

2) «Житие Александра Невского».

а) История создания, редакции. Назвать датировку исходного текста, основные редакции, в списках каких памятников сохранился текст.

б) Особенности жанра и сюжета. Определить вид жития, доказать. Составить сюжетный план, отметить характерные для жития сюжетные ходы. Приведите примеры черт воинской повести в житии, обоснуйте. Результаты оформить в виде таблицы (в первой графе – сюжетный план, во второй – черты жития, в третьей – черты воинской повести).

в) Стиль жития. Привести примеры проявления в тексте стиля исторического монументализма, этикетности (используйте гл. 2 книги Д.С. Лихачева «Человек в литературе Древней Руси»).

г) Образ главного героя. Назовите лик святости, обоснуйте. Охарактеризуйте образ Александра Невского (какие качества прославляются, в чем суть подвига, подтвердите примерами из текста). Сделайте вывод о своеобразии образа святого.

д) Фольклорные элементы в житии. Найдите в тексте фольклорное предание, докажите.

е) Житие Александра Невского в школьном изучении. Проанализируйте школьные учебники. В каких программах, классах и в каком объеме может изучаться памятник? На чем делается акцент при его изучении? Составьте словарь имен и понятий, которые нуждаются в комментировании на уроке.

 

Литература

1) Селиванов, Ю.Б. Жития святых в школьном курсе литературы. Пособие для учителя / Ю.Б. Селиванов. – Вологда: ВГПУ, 2007. – 160 с.

2) Кузьмин, А.И. Героическая тема в русской литературе /А.И. Кузьмин. – Москва: Просвещение, 1974. – С. 8-21.

3) Литература: программа по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы / Под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – Москва: Дрофа, 2005. – 93 с.

 

7. Ораторская проза на Руси.

1) Понятие, жанровые особенности. Дать краткое определение жанра учительного (торжественного) красноречия.

2) Представители ораторской прозы на Руси. Назвать представителей ораторского жанра Киевской Руси, основные произведения.

4) «Слово о законе и благодати Митрополита Илариона».

а) Личность автора, повод создания. Дать сведения об авторе и произведении в виде тезисного плана.

б) Особенности композиции. Выделите основные части «Слова…», озаглавьте каждую из них словами Илариона и своими собственными. Как связаны все части памятника?

в) Символический параллелизм в памятнике. Составьте схему символического параллелизма, используемого Иларионом для подтверждения мысли о преимуществе «благодати» перед «законом».

г) Риторические приемы в памятнике. Подберите примеры использования различных стилистических фигур (риторических вопросов, обращений, антитез, повторов, синтаксических параллелизмов) и тропов (метафор, сравнений, эпитетов).

д) Идея произведения. Какие политические, нравственные и религиозные вопросы ставит автор? Какими словами Иларион подчеркивает равноправие Руси с другими христианскими странами? Подтвердите примерами мысль Илариона о том, что история Руси и ее крещение – логическое следствие развития мировой истории. Какая связь между Русью и упоминаемой Иларионом притчей о виноградарях?

 

Литература

1. Лихачев, Д.С. «Слово о законе и благодати» Илариона /Д.С. Лихачев // Лихачев Д.С. Великое наследие. – Москва: Современник, 1979. – С. 33-45.

2. Лотман, Ю.М. Структура художественного текста [Электронный ресурс] / Ю.М. Лотман. – Режим доступа: http: //www.ruthenia.ru/lotman/ (гл. 4 «Текст и система», раздел «Многоплановость художественного текста»).

 

8. Учительное красноречие в Древней Руси.

1) Понятие, жанровые особенности учительного красноречия. Дать краткое определение жанра.

2) «Поучение Владимира Мономаха детям».

а) История создания, редакции. Назвать датировку исходного текста, основные редакции, в списках каких памятников сохранился текст.

б) Состав памятника. Из каких произведений состоит, чем они объединены (кратко). К кому обращено поучение? Составьте тезисный план первой части.

в) Жанровое своеобразие произведения. Почему автор широко использует прямые нравоучительные сентенции? Как это связано с традициями жанра? Что отличает памятник от традиционного ораторского (учительного) красноречия?

г) Образ идеального князя в произведении. Составьте таблицу (2 графы: в первую выпишите, каким должен быть князь, из «Поучения»; во вторую – подтверждающие эти качества примеры из «Автобиографии» и «Письма Олегу Святославичу»). Сделайте вывод о смысловом единстве всех частей памятника.

д) Художественное своеобразие текста. Выпишите из текста примеры сравнений человека с миром природы.

е) Поучение Владимира Мономаха и «Слово о законе и благодати» Илариона. Что объединяет оба памятника? Обоснуйте свою точку зрения.

г) Поучение Владимира Мономаха в школе. Проанализируйте школьные учебники. В каких программах, классах и в каком объеме может изучаться памятник? На чем делается акцент при его изучении? Составьте словарь имен и понятий, которые нуждаются в комментировании на уроке.

 

Литература

1. Лихачев, Д.С. Сочинения князя Владимира Мономаха /Д.С. Лихачев // Лихачев Д.С. Великое наследие. – Москва: Современник, 1979. – С. 141-162.

2. Копреева, Т.Н. К вопросу о жанровой природе «Поучения» Владимира Мономаха /Т.Н. Копреева // ТОДРЛ. – Ленинград: Наука, 1972. – Т. 27. – С.99-108.

3. Литература: программа по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы / Под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – Москва: Дрофа, 2005. – 93 с.

 

9. Летописание на Руси.

1) Понятие и структура летописи. Отличие летописи от хроники. Основные центры летописания на Руси. Дать краткое определение летописи, назвать принцип организации текста (в отличие от хроники), назвать центры летописания в Киевской Руси.

3) «Повесть временных лет» (ПВЛ).

а) История создания и редакции ПВЛ. Составьте схему древнейшего русского летописания по гипотезе А.А. Шахматова, укажите в ней названия первых летописных сводов, даты их возникновения, имена первых русских летописцев.

б) Композиция ПВЛ. Выделить основные части, озаглавить словами из названия ПВЛ и своими собственными.

в) Историко-этнографическое введение к ПВЛ. Составьте сюжетный план историко-этнографического введения к ПВЛ. Как оно связано с патриотическими идеями «Повести…»? Обоснуйте ответ.

г) Состав текста ПВЛ. Привести примеры разных видов записей: кратких и развернутых погодных записей, исторических повестей, сказаний о небесных знамениях, фольклорных преданий, богословских трактатов, житийных рассказов, патериковых легенд, церковных похвальных слов, апокрифических легенд, документов.

д) Стиль монументального историзма и особенности изображения человека в летописи. Приведите примеры типов героев летописи и их характерных описаний. Сравните изображения князей-язычников (Олега, Игоря, Святослава) и князей-христиан (Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха), сделайте выводы о характере авторских характеристик.

 

Литература

1. Лихачев, Д.С. Повесть временных лет /Д.С. Лихачев /
/ Лихачев Д.С. Великое наследие. – Москва: Современник, 1979. – С. 46-140.

2. Шайкин, А.А. «Повесть временных лет»: история и поэтика / А.А. Шайкин. – Москва: Русская панорама, 2011. – 616 с.

 

10. Изучение Повести временных лет в школе.

1) Древнерусское летописание на уроках литературы. Проанализируйте школьные программы и учебники. В каких классах изучаются фрагменты ПВЛ? Какие конкретно эпизоды ПВЛ включены в школьную программу, в какие образовательные блоки они входят? Составьте план-таблицу изучения летописания на уроках литературы в школе с указанием количества уроков на каждую тему.

2) Общее понятие о летописании. Что известно школьнику о том, что такое летопись? Проанализируйте статьи школьных учебников, на основании этого составьте тезисный план того, что должен знать школьник о летописи, ее составе, назначении и пр.

3) Рассказы ПВЛ в школьном изучении. Составьте план изучения каждого фрагмента ПВЛ. На что необходимо обращать внимание учеников в каждом рассказе? Какие понятия и имена нуждаются в историческом комментировании? Составьте словарь для школьника к каждому фрагменту летописного текста.

4) Использование наглядно-иллюстративного материала при изучении ПВЛ в школе. Подберите наглядный материал к урокам, обоснуйте свой выбор.

 

Литература

1. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый уровень). 10-11 классы (профильный уровень) / Под ред. В.Я. Коровиной. – Москва: Просвещение, 2007. – 43 с.

2. Литература: программа по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы / Под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – Москва: Дрофа, 2005. – 93 с.

3. Лихачев, Д.С. Повесть временных лет /Д.С. Лихачев /
/ Лихачев Д.С. Великое наследие. – Москва: Современник, 1979. – С. 46-140.

 

11. «Моление» Даниила Заточника

1) История создания, редакции памятника, проблема жанра. Назвать датировку исходного текста, основные редакции, в списках каких памятников сохранился текст. Почему мы говорим о жанре произведения как о проблеме? Обозначьте основные подходы к этому вопросу, сложившиеся в медиевистике.

2) Вопрос об авторстве. Перечислите кратко, какие предположения существуют в науке относительно личности и социального положения автора.

3) Сравнительный анализ двух редакций. Составьте сравнительную таблицу «Слова» и «Моления» Даниила Заточника, сопоставьте в ней сюжетные планы каждого произведения. Выявите отличия. Отметьте структурные части: вступление, повествование, заключение. Выделите цель, которую ставит перед собой автор. Какая особенность формы памятника дает возможность одним ученым называть его «Словом», а другим – «Молением»?

4) Стилевое строение текста. Выпишите из текста примеры книжных афоризмов и выражений, «мирских притч», бытовой лексики, примеры метафор, сравнений, применения приема контраста.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-11; Просмотров: 814; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.147 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь