Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Древнеегипетская мифология – психологические аспекты и интерпретация
Основные циклы мифов: сотворение мира, наказание человечества за грехи, борьба бога солнца Ра с силами мрака в образе змея Апопа, смерть и воскресение Осириса и др. Согласно представлениям египтян, из уст Ра вышли первые боги, а из его слёз возникли люди. Религия: обожествления растений (например, священной сикоморы богини Хатор) и особенно зооморфизма (культа животных). Почти каждое египетское божество почиталось в виде какого-либо животного. Анубиса почитали в виде волка, богиню Баст — в виде кошки, бога Гора — в виде сокола и т. д. Убийство священного животного наказывалось смертью. Широко распространён культ мёртвых. У каждого человека несколько душ: Ба, изображавшаяся в виде птицы с человеческой головой, Ка, являвшаяся двойником человека, и др. Достичь вечного блаженства мог только тот, у кого тело, считавшееся прибежищем души, было сохранено в целости = обычай мумификации трупов. В гробницу клались маленькие статуэтки слуг («ушебти» — ответчики), покойный силой заклинания оживит эти статуэтки и они будут работать на него в загробном мире. После смерти душа покойного отправлялась в путешествие по загробному миру, где её подстерегали чудовища, спастись от которых можно было с помощью заклинаний и молитв, содержавшихся в «Книге мёртвых» — неотъемлемой части погребального инвентаря. 125-я глава «Книги мёртвых» посвящена загробному суду над человеческой душой. Верховный судья загробного мира – Осирис, происходила психостасия — взвешивание сердца покойного на весах, уравновешенных символом истины (перо). Сердце, отягощенное грехами, нарушало равновесие, и тогда покойный пожирался страшным чудовищем Амамат-пожирательницей; праведники, сердца которых не нарушали равновесия весов, отправлялись в рай — «поля Иалу».
Психологические аспекты родового сознания. Влияние древних восточных учений на психологическую мысль Европы: У. Джеймс (йогочара), З. Фрейд (джняня-йога), К.Г. Юнг (буддизм, Книга перемен, тибетская Книга мертвых) Йога – санскр., буквально — связь, единение, сосредоточение, усилие (управление дыханием, температурой, пищеварением, сердечно-сосудистой деятельностью и т.д.); фиксированное в определенной фигуре положение тела — асана; созерцание фиксированного (реального или мыслимого) объекта — охавана; состояние транса, характеризующееся резким изменением ментального и эмоционального состояния, — дхьяна; равновесно-сосредоточенное состояние психики, в котором она приобретает свойства гомеостатической системы (необратимости психических процессов), — самадхи.; в самом общем смысле — учение и метод управления психикой и психофизиологией человека в целях достижения высших психических состояний, высшим из которых является полное освобождение человека от пут материального существования. Йогачары, виджнянавадины, последователи религиозно-философской школы буддизма махаяны развивают идею исключительной значимости чистого сознания (виджняны), отвлечённого от всякого содержания. Пребывание в этом сознании, составляющее цель человеческих стремлений, есть «просветление», или нирвана. Фрейд, Движущими силами развития личности являются сексуальное и агрессивное влечения, инстинктивные по природе. При запрете на реализацию этих влечений происходит их вытеснение в область бессознательного, и их доступ в сознание возможен лишь в символической форме, в частности в виде оговорок, произведений искусства, невротических симптомов. (Я, сверх-Я, ОНО – постоянный диссонанс – конфликт). Юнг. Разработал технику свободных ассоциаций, превратив её в один из основных методов психиатрического исследования. Исследовал спонтанное появление фольклорных и мифологических мотивов во снах пациентов. Исходя из этого, постулировал существование в психике человека, помимо индивидуального бессознательного, более глубокого слоя — коллективного бессознательного - отражение опыта прежних поколений, запечатлевшееся в структурах мозга. Содержание ‑ общечеловеческие первообразы — архетипы (например, образ матери-земли, героя, мудрого старца, демона и т. п.), динамика которых лежит в основе мифов, символики художественного творчества, сновидений и т. д. Архетипы недоступны непосредственному восприятию и осознаются через их проекцию на внешние объекты. Гуссерль требует совершить акт воздержания от какого-либо утверждения. В результате редукции остаётся последнее неразложимое единство сознания — интенциональность, т. е. направленность на предмет - чистая структура сознания, свободная от индивидуальных (психологических, социальных, расовых и др.) характеристик. Она призвана служить как бы мостом между объектом и субъектом — быть одновременно представителем имманентного мира общечеловеческого сознания и трансцендентного мира бытия, предметности, феноменология есть, по Г., наука о чистом сознании как переживании интенциональных актов - переживание «усмотрением сущности». Психологические идеи древней Греции. Психологические особенности мифологического мышления. Первые философские школы о принципе единства – архее (Милетская школа, Гераклит Эфесский), бытии и мышлении (Элеаты). Протагор о человеке как " мере все вещам…". Софисты о воле как психологическом основании истины. Этико-психологические основания понимания истины Сократом. Платон о бессмертии души. Притча Платона " Пещера" и мифологема З. Фрейда об Эросе и Танатосе. Критика Аристотелем эйдологии Платона. Трактат Аристотеля " О душе". Виды души в учении Аристотеля: растительная, животная, разумная и метафоры Э. Берна (" Основы психиатрии" ). Милетская школа ‑ первая наивно-материалистическая школа (Фалес, Анаксимандр и др.) Название получила по имени г. Милеет. Рассматривая мир как живое целое, М. Ш. не делала принципиального различия между живым и мёртвым, психическим и физическим и признавала за неодушевлёнными предметами лишь меньшую степень одушевлённости (жизни); сама же одушевлённость («душа») рассматривалась как «тонкий» и подвижный вид первовещества. Фалес мыслил душу в виде тонкого (эфирного) вещества. Анаксимандр учил о бесчисленности возникающих и гибнущих миров. Гераклит Эфесский первоначалом сущего считал огонь. Путём сгущения из огня появляются все вещи и путём разрежения в него возвращаются. Этот мировой огонь «мерами вспыхивает и потухает», причём мир, по Г., не создан никем из богов или людей. Концепция непрерывного изменения - круговорот веществ, стихий — огня, воздуха, воды и земли. Противоположности пребывают в вечной борьбе, столкновение и единство противоположностей – всеобщий и универсальный способ развития. Элейская школа. Мысль о едином неизменном начале. Есть одно положительное бытие, небытия же нет; а потому поистине нет множества вещей, нет происхождения и уничтожения и нет движения, ибо они предполагают небытие в пространстве (пустоту) и во времени. Множественный мир чувственных ощущений сам по себе неистинен. Софисты - (от греч. " софия" мудрость) их интересовал человек: " есть мера всех вещей". Были оставлены поиски природной " материи" души. На передний план выступило изучение речевой и мыслительной деятельности с точки зрения ее использования для манипулирования людьми. Протагор признавал существование и богов, и мира в целом, но отрицал возможность достоверного познания объективного мира и признавал только текучесть чувственных явлений. Сократ: самопознание есть начало мудрости и истинной человеческой деятельности, теоретической и практической. Впервые рассматривал душу как источник нравственности человека (благо, реализуемое в поступках людей), а не как источник активности тела (Гераклит и Демокрит). Сократ: душа – психическое качество индивида, свойственное ему как разумному существу, действующему согласно нравственным идеалам. Связывал нравственность с разумом, считая, что добродетель состоит в знании добра и в действии соответственно этому знанию. Платон: совокупность идей - как некое высшее бытие, истинное бытие, воплощаясь в виде множественного чувственного мира, связываясь с др. началом — относительным небытием (условие реализации мира идей в мире явлений). Душа состоит из трех частей: вожделеющей, страстной и разумной. Вожделеющая и страстная души должны подчиняться разумной, которая одна может сделать поведение нравственным. Плохие и хорошие части души: разумная часть - хорошая, вожделеющая и страстная – плохая, более низменные. Аристотель ‑ ученик Платона. Душа – не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела, действия которого носят целесообразный характер. Душа присуща всем живым организмам (в том числе растениям) и подлежит объективному, опытному изучению. Она не может существовать без тела и в то же время не является телом. Душу от тела отделить нельзя. Полагал, что разум в его высшем, сущностном выражении есть нечто отличное от тела. Рассматривал живое тело и его способности, как целесообразно действующую систему. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-11; Просмотров: 487; Нарушение авторского права страницы