Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


После персидских войн мужская прическа сильно уменьшилась в размере и сделалась совершенно непохожей на женскую.



С. 126 В Афинах мужчины стали носить длинные волосы только в детстве и до вступления в возраст эфебов. Симметрические прически вышли из моды. Волосы начали стричь коротко, хотя не подстригали чрезмерно низко, по крайней мере у тех юношей, которые еще посещали гимназии и палестры; в более позднем возрасте волосы отпускались средней длины; они падали на шею, не доходя плеч. Завитые волосы носили только те, у кого они вились естественным путем.

Прическа IV века.

По мнению греков, густые волосы, поднимающиеся надо лбом и обрамляющие лицо, считались всегда признаком силы и гордости. Нам не известно, длинные или короткие волосы носили спартанцы в обыденной жизни; указания древних по этому поводу противоречивы. К эвбейцам прилагают наименование ὀ π ι σ θ ο κ ό μ α ι (откидывающие волосы назад), к фракийцам — ἀ κ ρ ο κ ό μ α ι (поднимающие волосы на макушку); македоняне до эпохи царя Александра носили длинные волосы, а после него — короткие.

Но могли быть и исключения из этих обычаев. В Афинах, например, такие щеголи, как Алкивиад, носили длинные волосы, заботливо ухаживая за ними. Длинные волосы являлись также отличительным признаком философов. Атлеты, наоборот, носили обыкновенно очень короткие волосы, а иногда стриглись наголо.

Равным образом, после персидских войн изменилась и женская прическа, в том смысле, что с тех пор она стала менее вычурной. У многих локоны падали совершенно свободно; другие связывали концы своих волос или прятали их в особую повязку; иные разделяли их посередине на гладкие пряди, которые соединяли затем с шиньоном, или поднимали волосы вверх и закручивали их наподобие короны вокруг повязки, иногда же волосы поддерживались тесьмой. Некоторые, наконец, отпускали себе волосы только до шеи, с. 127 так что они едва касались плеч. Чтобы сделать прическу, которая достигала иногда довольно большой высоты, пользовались повязками, длинными шпильками, сетками и подобием косынок.

Молодые девушки, по-видимому, носили прически в виде простого пука волос, собранного и перевязанного на макушке головы. Спартанские девушки носили длинные, распущенные волосы, но в день свадьбы их совершенно сбривали.

Женские прически.

При причесывании прибегали часто к услугам парикмахера или парикмахерши. Гребенки, ножницы для волос и для ногтей, бритвы, зеркала, полотенца, щипцы для завивки служили обычными инструментами этих артистов. Обыкновенно волосы душились благовонными эссенциями, потом расчесывались и завивались. Окрашивание волос с. 128 также было известно греческим женщинам; уже с V века они знали, как превращать волосы в черные или белокурые. В употреблении были также и фальшивые волосы; их носили или целым париком, или простыми накладками. Если судить по некоторым эпиграммам в Антологии24, они являлись ходким товаром, покупавшимся на агоре наряду с прочими принадлежностями туалета.

(Pottier. Dict. des antiquité s, I, стр. 1355 и сл.).

Драгоценные украшения.

Чтобы избежать сухого перечня драгоценностей, носившихся в Греции, и их названий, лучше описать некоторые из них.

Серьга.

Серьги. — К розетке, окруженной эмалевыми валиками и фестонами из золотой проволоки, прикреплен маленький лебедь из белой эмали. С обеих его сторон к розетке приделаны по три цепочки разного фасона; одна, состоящая из валиков, заканчивается колокольчиком; остальные две в виде сплетенных проволок имеют на концах маленькую амфору25 с палочкой или с коническим острием (Saglio. Dict. des antiq. I, стр. 797).

Браслеты. — Найденный в Крыму в могиле царя или царицы Херсонеса один греческий браслет IV века представляет собой витой шнур, имеющий на своих концах по кольцу с яйцеобразными и филигранными украшениями из голубой эмали. Два сфинкса с распростертыми крыльями и с вытянутыми вперед лапами выступают из этих колец; своими когтями они держат золотую проволоку. Другой браслет, из толстой проволоки кованого золота, имеет форму кольца ажурной работы. Посредством шарнира к этому кольцу прикреплена квадратная с. 129 пластинка в виде золотого листика, на котором находятся восемь выпуклых изображений передней части туловища лежащего льва. Девять гранатов, вправленных в гнезда, и цветы в виде колокольчиков служат украшением этой пластинки; маленькими гранатами обведен также и каждый шарнир. (Там же, стр. 435).

Браслеты. Цепочки.

Цепочки. — У греков существовали почти все виды цепочек, находящихся в употреблении у современных народов. Из воспроизведенных здесь цепочек одна, найденная на острове Кипре, имеет форму шнура, образующего ожерелье; другая, из южной России, с. 130 представляет собой плоскую тесьму (плетушку), состоящую из пяти рядов колец. (Saglio. Dict. des antiq., I, стр. 969).

Пояс. — Пояс с острова Итаки имеет вид золотой ленты с пряжкой для застегивания; концы ленты обведены небольшими фестонами; рисунок пряжки скромно оживлен цветами, пальмовыми листьями филигранной работы, а также маленькими инкрустациями в виде гиацинтов; три шнурочка, подвешенные с каждой стороны пряжки, прикреплены к поясу посредством кольца, которое держит маску Силена26; на концах этих шнурочков вделаны гранаты. (Там же, стр. 798).

Пояс.

Диадема. — Одной из наиболее прекрасных греческих драгоценностей, хранимых в Лувре27, является женская диадема, или стефана, в которой стеклянные бусы и эмалевые пальмовые листья соединены с украшениями из чеканного золота. Диадема как бы воспроизводит венок, сделанный из маргариток и других более мелких цветов, которые перемешаны с эгретками из листиков тончайшей работы. (Collignon. Manuel d’arché ol. grecque, стр. 360).

Головные шпильки. — Представленные здесь изображения золотых шпилек, вдвое меньшей величины, имеют на концах украшения — то в виде головы оленя, то лося — самой тонкой работы; на верхушке другой с. 131 шпильки поднимается Амур, играющий на флейте; головка третьей представляет маленького крылатого гения, держащего в одной руке плоскую чашу, а в другой — какой-то предмет цилиндрической формы, — быть может, сосуд с духами (Saglio. Dict. des aotiq., I, стр. 62).

Головные шпильки.   Зеркало.

Зеркала. — Греческие зеркала делались из бронзы, форму имели чаще всего округлую. С технической стороны их можно подразделить на два вида: к первому относятся простые зеркала, имеющие форму диска, выпуклая сторона которого, хорошо отполированная, отражала предметы, в то время как вогнутая украшалась изображениями, выгравированными резцом; диски эти имели ручки в виде статуэток на узкой подставке, что давало возможность держать их в руке или ставить на стол. Зеркала второго вида имели форму ящичков, с. 132 составленных из двух металлических дисков, которые вставлялись один в другой и соединялись иногда шарнирами. Верхний диск, или крышку, покрывали с наружной стороны барельефными28 изображениями, внутренняя же поверхность была хорошо отполирована и посеребрена; именно эта поверхность и отражала предметы. Второй диск украшали внутри гравировкой контуров фигур, которые часто заполняли легким слоем серебра, тогда как фон золотили. (Collignon. Manuel d’arché ol. grecque, стр. 347—348).

Женский туалет.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 508; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь