Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


С. 147 Между пирующими завязался наполовину шутливый, наполовину серьезный разговор.



Сиракузянин заметил, что этот разговор отвлекает всех от его представления. Недовольный Сократом, он сказал: “Это не тебя ли зовут мечтателем? ” — “Было бы справедливее называть меня человеком мало мечтающим”. — “Да, если бы ты не слыл за любителя воздушных замков”. — “Знаешь ли ты что-нибудь более близкое к воздуху, чем боги? ” — “Нет, клянусь Зевсом! только, говорят, ты мало заботишься об этом”. — “Сверху мы получаем и дождь и свет; поэтому я и занимаюсь такими вопросами”. — “Оставим это, а скажи мне, сколько блошиных скачков в расстоянии, разделяющем нас; говорят, ты силен в подобной геометрии”. Тогда Антисфен сказал: “Скажи мне, Филипп, разве этот человек не похож на нахала? ”.

“Не лучше ли, — сказал Сократ, — пропеть хором? ” и он запел песню. Когда он кончил ее, принесли гончарный круг, на котором танцовщица должна была показывать свое искусство.

“Сиракузянин, — сказал Сократ, — я думаю о том, каким образом твои мальчик и девушка могли бы, производя легкие упражнения, доставить нам большое удовольствие; я думаю, что таково и твое желанье. Я нахожу, что прыгать через круг с мечами очень опасно и не подходит к пиру. Разумеется, читать и писать на катящемся колесе — вещь удивительная, но я не вижу, какое удовольствие может доставить это зрелище… Если бы эти дети изобразили граций, нимф, харит — это было бы легче и красивее”. — “Клянусь, Сократ, — сказал сиракузянин, — ты говоришь правду; я покажу вам зрелище, которое доставит вам наслаждение”. Сиракузянин вышел, чтобы сделать все приготовления, а в его отсутствие завязалась новая беседа. Когда он возвратился, началось представление встречи бога Диониса с Ариадной».

(Ксенофонт. Пир, гл. II и сл.).

С. 148

Паразиты.

Один из греческих поэтов, творец древних комедий Эвполид (V в. до Р. Х.), создал столь знаменитый впоследствии тип паразита. В своей пьесе, озаглавленной«Льстецы», он изображает, как философы, художники, драматические поэты осаждают дом богача Каллия и, расхищая его имущество, заставляют его взамен своих комплиментов и острот кормить и содержать их. Паразиты должны были естественным образом зародиться в обществе, которое чувствовало такую непреодолимую страсть к красивым фразам и среди которого остроумие пользовалось всеми правами и служило извинением для всяких пошлостей.

Среди паразитов, выведенных в «Льстецах», поэты Акестор и Мелантий и ученый Протагор, надоедливые и голодные клиенты Каллия, занимают первое место. Изворотливые и ловкие, покорные и услужливые, они переносят все грубости и пользуются всякими милостями; их руки и спины всегда готовы получать подарки или удары. Они сами хвастаются этим в одном месте дошедшего до нас произведения.

«Зрители, мы расскажем вам сейчас о жизни, которую ведут паразиты; слушайте же. Мы — во всех отношениях воспитанные люди; прежде всего — нас сопровождает маленький раб, который зачастую не при надлежит нам, но который все же может отчасти считаться и нашим. У меня есть два изящных плаща, которые я поочередно надеваю, когда иду на агору. Там, как только я увижу богатого дурака, я сейчас же начинаю вертеться около него, и если богач произнесет одно слово, я горячо приветствую его и восторгаюсь его речами так, как будто они доставляют мне громадное удовольствие. Затем все мы, паразиты, идем в разные стороны ужинать на чужой счет; за ужином паразит должен суметь наговорить множество острот, в противном случае его выгонят вон. Это произошло только что с. 149 с Акестором: за неуместную шутку, вырвавшуюся у него, раб вывел его за дверь и, надев ему на руки кандалы, отвел к городскому стражу».

(Couat. Aristophane, стр. 366—367).

Роскошь в Сибарисе.

Свое богатство сибариты употребляли на поддержание неслыханной роскоши, соответствующей больше нравам Азии, чем Греции. Каждый зажиточный дом считал своим долгом иметь карликов и маленьких мальтийских собачек, стоивших очень дорого. Дети до юношеского возраста, по существовавшему тогда обычаю, носили пурпуровую одежду и богатые золотые повязки на волосах. Жители Сибариса не могли допустить, чтобы человек из хорошего общества мог одеваться во что-либо другое, кроме милетских шерстяных тканей, необычайно тонких и покрытых роскошными вышивками; на всем побережье Средиземного моря эти материи считались последним словом роскоши в отношении туалета.

До нас дошло описание одного вышитого пеплоса43, чуда своего рода, который был сделан по заказу одного сибарита, Алкисфена, самыми знаменитыми мастерами Азии; в нем Алкисфен однажды появился в какой-то торжественной процессии. Пеплос представлял собой длинный кусок материи, на которой были расположены тремя рядами вышивки: в верхнем находились изображения священных животных Индии, внизу — животные Персии, а в самой широкой средней полосе — ряд божеств: Зевс, Фемида, Афина, Афродита и Гера, занимавшие место между изображениями самого Алкисфена и реки Сибариса, которые заполняли оба конца. Полтора века спустя Дионисий, тиран Сиракузский, нашел эту знаменитую одежду среди добычи при взятии Кортоны, где она хранилась, и продал ее карфагенянам за 120 талантов, т. е., считая деньги только по весу за 263 000 рублей, если производить вычисление с аттических талантов, и за 462 000 р. — с с. 150карфагенских; по действительной же цене тогдашних денег получится приблизительно в первом случае около 1 050 000 р., а во втором — 1 685 000 руб.

Для поваров в Сибарисе была придумана целая система патентов на изобретения. Каждый, создавший новое блюдо, получал на целый год привилегию, дающую право пользоваться этим изобретением только ему одному. Сибаритам приписывали изобретение значительного числа самых изысканных блюд греческой кухни, между прочим способа приготовления рыбы, считавшейся греками наиболее тонким кушаньем. Например, предполагают, что они первые придумали изысканную приправу, которая делалась из молок макрели, вареных в рассоле и разведенных в сладком вине и масле. Это было несколько похоже на соус из анчоусов, так ценимый англичанами. Из рыб сибариты предпочитали больше всего угря. Рассказывают, что сибариты даровали освобождение от налогов тем людям, которые занимались разводкой угрей, а также охотникам по ремеслу, доставлявшим дичь на городской рынок.

Завзятые гастрономы, сибариты были также и большими любителями выпить. Они первые из греков начали есть, как говорят, во время своих попоек семена капусты, считая, что это может замедлить действие опьянения.

От слишком сильного жара солнечных лучей они первые стали прикрывать улицы, удлиняя крышу с каждой стороны дома в виде навеса; это свидетельствует об их практической сообразительности. Они поняли условия постройки городов в жарких странах лучше, чем современные инженеры, которые сооружают в Алжире, в Афинах и в Александрии широкие бульвары и огромные площади, на которых погибаешь от жары. Можно даже подозревать, что сибариты в этом случае не столько изобрели, сколько перенесли на свою родину старый восточный обычай, сохранившийся в неприкосновенности до наших дней в арабских городах. Относительно их любви к паровым баням, в которые они ввели утонченность, неизвестную другим грекам, можно сказать с. 151 то же самое. Что касается их привычки строить для себя за городом искусственные гроты, чтобы иметь возможность проводить в прохладе жаркие часы летнего дня, то хотя это указывает на их избалованность, но само по себе является вещью довольно невинной. Наконец, те старания, какие они, по рассказам, прилагали к устранению из центра города в предместья шумных мастерских, чтобы их гул не мешал городским жителям, а также запрещение держать в городе петухов, которые могли разбудить среди ночи желавших спать, считались бы в современных городах просто постановлениями, входящими в круг деятельности хорошей полиции.

(Fr. Lenormant. la Grande Grè ce, I, стр. 283—288).

Цены на съестные припасы.

Хлеб.

В конце VI века до Р. Х. около 17 коп. за четверик.
В конце V века до Р. Х. около 65 коп. за четверик.
В 393 г. до Р. Х. около 50 коп. за четверик.
В середине IV века до Р. Х. около 65 коп. за четверик.
В эпоху Демосфена около 85 коп. за четверик.
В начале III века до Р. Х. около 1 р. 10 коп. за четверик.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 383; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь