Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Эль Греко (Доменико Теотокопули) Эжен Делакруа 1828



 

Дождь, пар и скорость. Большая западная железная дорога

Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер

Вообще-то, все художники делали это: ходили по лесам, сидели у рек и набрасывали этюды, быстрые зарисовки окружающего мира, изучали его таким образом. Только потом они собирали этюды, несли их в мастерскую и создавали картину по собственному представлению, применяя законы композиции и другие ценные знания. Импрессионисты же заявили, что истинно и ценно — то самое первое впечатление от увиденного, а не плод воображения и умственной работы художника.


6. Допустим, молодой художник решил писать в импрессионистском стиле – ему же нужна какая-то библия, мануал. Есть такой свод правил?


Главным теоретиком нового искусства, самым прозорливым и талантливым учителем-импрессионистом был Камиль Писсарро. Он поддерживал тех учеников, к которым остальные относились с презрением, без него вряд ли состоялись бы и поверили в свою художественную правоту Поль Сезанн и Поль Гоген. Поэтому учиться правильному импрессионизму можно просто по его советам (их записал один из молодых художников из окружения Писсарро):

— Подходите к мотиву с точки зрения формы и цвета, а не рисунка. Нет необходимости обрисовывать форму, которую можно выявить без этого. Точный рисунок сух и нарушает впечатление целостности, он уничтожает все ощущения. Не обозначайте слишком точно контуры предметов; мазок, правильный по цвету и силе, должен создать рисунок.


— Пишите самое существенное в характере вещей, старайтесь передать это любыми средствами, не беспокоясь о технике.

Джон Сингер Сарджент. Мэри Кассат. Летнее время

Симплон. Чтение

Уильям Меррит Чейз. Солнечный день


-Когда пишете, выберите предмет, посмотрите, что находится справа и что слева, и работайте надо всем одновременно. Не пишите кусочек за кусочком, а пишите все сразу, накладывая краску мазками правильного цвета и силы, учитывая, что находится рядом. Используйте мелкие мазки и пытайтесь фиксировать свои впечатления немедленно. Глаз не должен сосредоточиваться на одной точке, а должен видеть целое, наблюдая за отражением красок на всем, что их окружает.

— Как следует наблюдайте за воздушной перспективой от переднего плана до горизонта, за отражениями неба, листвы.

— Не бойтесь накладывать краски, отделывайте работу постепенно. Работайте не согласно правилам и принципам, а пишите то, что видите и чувствуете. Пишите щедро и уверенно, так как желательно не терять полученное первичное впечатление. Не робейте перед лицом природы, надо быть смелым, даже рискуя обмануться и наделать ошибок. Нужно иметь всего лишь одного учителя — природу, с ней всегда надо советоваться.


7. У импрессионистов преобладают такие миленькие сюжеты: танцы, купальщицы, цветочки. Они и в жизни были милыми ребятами? Неужели среди них не было алкоголиков, дебоширов? Они хоть ссорились друг с другом?

Слова «сюжет» импрессионисты терпеть не могли, они говорили «мотив». И свои мотивы Дега, к примеру, искал в публичных домах чуть ли не чаще, чем в театре или на скачках. И характер у него был прескверный: интеллектуал, циник и острослов, от презрительных замечаний которого мало кто из художников был избавлен. На каждую из восьми выставок импрессионистов он приводил своих протеже, а остальные яростно сопротивлялись участию сомнительных юных учеников Дега, «ловкачей самого худшего сорта» (это Гоген, комментируя желание Дега протащить на выставку картины Рафаэлли: подробности противостояния — в биографии последнего). Доходило до того, что Моне, Ренуар, Кайботт и Сислей собирали свои картины, хлопали дверью и отказывались от участия.

 

Пьер Огюст Ренуар. Эдгар Дега. Завершающий арабеск

Танец в Буживале

 

 

Клод Моне. Камилла и Жан Моне в саду в Аржантёе


Писсарро, в одно время увлеченный пуантилизмом, пригласил участвовать в выставке Сёра и Синьяка — и после криков и взаимных обвинений сошелся с остальными импрессионистами на том, что весь пуантилизм просто разместят в отдельной комнате. Ну, а Моне снова хлопнул дверью. К последним выставкам между художниками разногласий было больше, чем общих целей. Ван Гог описывал происходящее как «гибельную гражданскую войну в группе, каждый член которой хватает другого за глотку с яростью, достойной лучшего применения».


Спорили до хрипоты, участвовать или не участвовать в Салоне, разделились на два враждующих лагеря в «деле Дрейфуса», возвращали от обиды и злости друг другу подаренные когда-то картины. Но алкоголиков среди импрессионистов действительно не найдется. В молодости их часто кормили в долг, им продавали ботинки за картины.

А потом практически все они обзавелись семьями, которые непросто было прокормить. 8 детей у Писсарро, 2 своих и 6 приемных — у Клода Моне, трое сыновей у Ренуара, дочь у Берты Моризо, двое детей у Сислея. Даже бездетный холостяк Кайботт вместо того, чтобы шляться по кафе, строил лодки, собирал марки, растил орхидеи. Они до 40, до 50 лет работали как одержимые, не получая ни признания, ни денег, продавая картины за бесценок и сохраняя неистребимую веру в собственную правоту.


8. Сейчас букеты в импрессионистском стиле можно встретить на арт-ярмарке в любой точке мира, а в XIX веке импрессионисты были только во Франции?

На самом деле в конце XIX века импрессиониста можно было найти практически в любой западноевропейской стране, да еще и в Японии, и в США, и в России. Арт-дилер Поль Дюран-Рюэль в 1886 году устраивает выставку картин импрессионистов в Нью-Йорке, но там и так уже вовсю пишет целое поколение художников, проживших в Париже по несколько лет и вернувшихся домой с идеями новой живописи. Япония, которая в середине века открыла для Европы гравюру, нэцке, вееры и ширмы, теперь испытывает обратное влияние — из Страны восходящего солнца на материк едут японцы-паломники, приходят пешком молча посидеть в мастерских или даже живут по несколько месяцев в домах стареющих корифеев-импрессионистов. И в Японии появляется поколение художников-импрессионистов.

Василий Кандинский. Локи.Рапалло 1905

Пабло Пикассо 1901, Улыбающаяся женщина

Теперь в искусстве вообще без импрессионизма ничего не начинается: каждый второй художник-модернист, основатель авангардного движения, художественного объединения обязательно проходит через период импрессионизма, пишет на пленэре. Юрист Василий Кандинский решает стать художником, когда видит на выставке в Москве «Стог сена» Клода Моне — и Кандинский, конечно, будет поначалу импрессионистом. Начинали с восторженного изучения света и воздуха будущий кубист Пикассо,

будущий супрематист Малевич и будущий экспрессионист Эдвард Мунк.

Да-да, видим вопрос в ваших глазах. Понять, чем импрессионизм отличается от экспрессионизма, проще всего, сравнив две работы Мунка — человека, который сказал о себе «С момента моего рождения, ангелы тревоги, беспокойства и смерти были всегда рядом… Часто я просыпался ночью, оглядывал комнату и спрашивал себя: „Не в аду ли я? “».

Эдвард Мунк 1890.Вид с лодкой в Сен-Клу

— импрессионизм: художник отключает мозг и фиксирует на холсте зрительные впечатления от того, что увидел в реальности.

Эдвард Мунк 1940, У окна

— экспрессионизм: художник выражает на холсте прежде всего собственные эмоции.

19. Неужели и в России были импрессионисты? Прямо одновременно с передвижниками?!

Музей русского импрессионизма существует, а простого и точного ответа на вопрос, был ли импрессионизм в России, нет. Эпохи импрессионизма — с выставками, общественными дискуссиями и карикатурами в газетах — в России не было.

Но шедевры импрессионизма — вот же они:

Девочка с персиками (Портрет В. С. Мамонтовой)
Валентин Александрович Серов 1887,

Исаак Ильич Левитан 1889.Березовая роща

Убежденный, последовательный, неисправимый импрессионист среди русских был, пожалуй, только один — Константин Коровин. Он, похоже, даже немного смошенничал, чтоб присвоить себе лавры автора первой русской импрессионисткой картины (читайте подробно о его " Хористке" )

Когда Василий Поленов, глядя на работы своих учеников Коровина и Левитана, спрашивал: «Вы импрессионисты? Знаете о них? » — те только пожимали плечами. Серов тоже до импрессионизма дошел сам (да, «Девочку с персиками» он написал по возвращении из Европы, да только был он не в Париже, а в Венеции и копировал там старых мастеров), но, в отличие от своего друга Коровина, практиковал импрессионизм Серов эпизодически.

Впрочем, недостатка в информации у русских живописцев не было. Они регулярно ездили в Европу. Коллекционеры Морозов и Щукин покупали импрессионистов для своих коллекций и показывали их в России. Что же мешало импрессионизму развернуться? Вероятно, другое мировоззрение. Ренуар радовался, что импрессионизм наконец освободил художника от необходимости писать сюжеты — и теперь он мог изображать букеты без всякого смысла. Русскому художнику невыносимо просто писать тополя при разном освещении и блики на воде. Ему непременно надо высказаться.


Вот, к примеру, прачки — французские импрессионисты обожали их писать. Но сравните работы Ренуара, Дега, Тулуз-Лотрека и Архипова.

Французов интересует свет из окна, румянец на девичьей щеке, позы — они смотрят на прачку так, как смотрели бы на артистку кафешантана или балерину.

Русский не жалеет таланта на то, чтобы зритель задохнулся от пара, чтобы с первого взгляда понял, как ноют у героини ноги и спина.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 395; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.03 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь