Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ АБУНАСЫР МУХАММЕДА АЛЬ-ФАРАБИ (873-950)
«Второй учитель» своего времени (после Аристотеля). Все ученые Востока, начиная с Авиценны, называли его своим учителем. Ученый-гуманист, врач, астроном, философ, авторитетный преподаватель медресе, один из основоположников опытного естествознания. Признавал одинаковые возможности женщины и мужчины в педагогическом и образовательном деле.
Биографические сведения и основные работы Обучение Воспитание Цели и методы воспитания
премудрости, Гражданская политика, Большая книга музыки, Книга духовных искусных приемов и природных тайн о тонкостях геометрических фигур, Трактат о достижении счастья, трактаты о логике и философии. Большой интерес представляют труды ученого по психологии, этике и эстетике. ственного письма. Теоретическим вещам следует обучать методом убеждения, а многие из теоретических (знаний) воспринимаются путем соображения (сочетания слова и наглядности). «Кто противится усвоению теоретических знаний, которые они начали приобретать», следует применять принуждение. Широко следует применять при обучении наблюдение и опыт. Чтобы не нарушать принцип системности, надо «ограничивать свои занятия одной наукой». Науку и разум считал основными средствами изучения бытия. «Упражнять мысль посредством трудности поиска» (создавая трудности и обучая их преодолению). «Понимать лучше, чем учить наизусть». овладения ремеслом и науками. Значительную роль в воспитании отводил музыке, выделяя три ее вида: 1 — произво 2 — выража 3 — обраща В духовном, умственном воспитании важное значение придавал овладению такими «воспитательными науками», как арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Отождествление главы государства и учителя. и счастья. Нравственные качества личности формируются под воздействием среды и воспитания. Формированию добродетельного человека противостоят 4 порока: невежество, безнравственность, переменчивость, заблуждение. Чтобы стать нравственным и противостоять порокам, человек должен познать самого себя. Воспитание того или иного свойства у людей зависит от окружающей среды, воли и желания воспитуемого. Первостепенное значение придает привитию устойчивых нравственных привычек, вырабатываемых многократными упражнениями. Отрицал врожденность этических качеств и признавал индивидуальные различия людей «в соответствии с дифференциацией ступеней родов, искусств и наук, к которым они склонны от природы». Признавал религию, но не ставил ислам выше других религий и считал, что религия должна служить средством для достижения счастья. Призывал в воспитании к соблюдению меры: «уклон от меры — это либо избыток, либо недостаток», мера определяется в каждом случае путем конкретного подхода к анализу ситуации. 33 Требования к учителю Если учитель недобросовестно относится к своим обязанностям по воспитанию или не выполняет их, то не заслуживает уважения и занимаемой должности. «...Не каждый человек способен руководить другим, и не каждый способен побуждать другого к совершению соответствующих действий». «Норма поведения преподавателя заключается в том, что он не должен проявлять ни излишней строгости, ни чрезмерного потворства, т. к. суровость восстанавливает против наставника, потворство приводит к неуважению его персоны, нерадению к его преподаванию и его науке». Аль- Фараби |
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы