Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ РЕЛИГИОЗНЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ



ПЬЕР АБЕЛЯР (1079—1142). Основоположник диалектической схолас­тики. Блестящий полемист и лектор, создал свою школу преподавания, про­шел школу бродячего школяра, позже принял сан аббата, философ-схоласт, богослов.

Сочинение: Да и нет.

Стремился обосновать религиозные догматы на основе разума. Наста­ивал на изучении наследия прошлого.

Основная форма общения и обучения — беседы во время прогулок и диспуты.

Главный ответчик — учитель, ученики учатся на его ответах.

Сомнение в формах диалога позволяло ученикам задавать учителю лю­бые вопросы. От учителя требовалось терпение в общении.

ГУГО СЕН-ВИКТОРСКИЙ (1097—1141). Ученый мистик.

Сочинения: Описание карты мира, О грамматике, Дидаскаликон и др.

Дидактическая цель — увязать смысл жизни человека и его природы

смыслом обучения вообще.

Взаимоотношения учитель — ученик предполагали в определенных рамках свободные формы мышления, размышления и созерцания.

Требуемые качества ученика: природные способности, усердие и бла-щравие. Благонравие — это смирение, проявляющееся в отсутствии вы-

сокомерия и стремлении к постоянному познанию. Такими же качества-жен обладать и учитель.

ВИНСЕНТ ИЗ БОВЕ (ок. 1190 — ок. 1264). Энциклопедист, монах.

Педагогический трактат: О наставлении детей знатных граждан. Ученик должен смиренно подчинять себя учителю, но делать это осознанно и с радостью: «кто не умеет подчиняться, тот не умеет уп-равлять».

Наставник должен иметь «честный нрав и быть смиренным в настав- рши». Уважительные взаимные отношения не исключают наказаний, принимаемых добровольно и с пониманием их пользы.

ЖАН ЖЕРСОН (1363—1429). Канцлер Парижского ун-та, богослов, ос-ггель соборного движения.

Подготовил реформу университетов, направленную на исправление нра-: ентов (отмена грубых праздников, ряда привилегий) и преподава-

-

Выродившуюся схоластику пытался заменить курсом мистики — как личного опыта богообщения, как соединение с Богом через лю-: «Лучше любить, чем знать». Чрезвычайно высоко ставил роль учите-ля, его личного примера.

Отвергал как стили воспитания озлобление и жестокость. Ученик дол-жен учиться по собственному побуждению, а не под нажимом: «приятно поддерживаемый похвалой, чем стесняемый какой-то грубой тиранией». Против грубых физических наказаний.


 


ОБРАЗОВАНИЕ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В СРЕДНИЕ ВЕКА Во всех учебных заведениях преподавание велось на латинском языке.


 

Церковные Светское образование Универси- Обучение горожан и
школы   теты селян
• монастырские — внеш- Цель воспитания старшего сына феодала — воспита- Возникли в Цеховые школы — для
ние (для мирян) и внутрен- ние рыцаря: до 7лет — в семье; до 14 лет — в конце XII в. детей ремесленников.
ние; замке сюзерена в роли пажа на женской половине; Факультеты: Образовательный
кафедральные; с14 лет — оруженосец сюзерена; • подгото- путь: мастер, подмас-
•приходские. с 21 года — рыцарь. вительный терье, ученик.
Срок обученияне устанав- • Содержание «семи рыцарских добродетелей»: (артисти- Для включения подмас-
ливался, возраст—тоже. верховая езда, плаванье, фехтование, охота, ческий) — терья в число полноп-
Социальное положение: шахматы, владение копьем, мечом, щитом; «7 сво- равных мастеров он
сначала учениками были умение слагать и петь стихи. бодных должен был: изготовить
дети духовенства, потом — В условиях распада большинства государств Зап. искусств», «шедевр» (образцовую
все остальные. Европы на множество враждебных феодальных 6—7 лет, работу), сдать устный
Метод— механическое владений военная подготовка рыцаря приобретала магистр; экзамен; уплатить
запоминание. важнейшее практическое значение. бого- взнос за прием в цех,
Содержание: Телорыцаря принадлежит сюзерену, душа — словский — устроить угощение для
— чтение молитв; Богу, сердце — даме.Отсюда воспитание дворя- 5—6 лет, членов цеха, совершить
— церковное пение; нина: основы любви, войны и религии. доктор наук; пешком образователь-
— письмо. Начала любви: вежливость, доброта, великоду- • юриди- ное путешествие.
В монастырской школе шие, этикет, витиеватая речь, воздержанность ческий — Гильдейские школы —
повышенного типа отгнева, лени, чревоугодия. 5—6 лет, для детей купцов.
«7 свободных искусств». Умственное воспитание было ничтожным. доктор наук; Позже эти школы
Высшая кафедральная (или Религиозное — с самого начала пребывания в медицин- превратились в на-
соборная)— замке сюзерена. ский — 5—6 чальные городские
«7 свободных искусств» + На последней стадии развития рыцарства были введе- лет, доктор школы, содержавшие-
древняя философия, ны в подготовку рыцаря начала экономики, детей отда- наук. ся магистратами.
богословие, позже введены: вали на выучку ремесленникам, учили читать и писать. Вид заня- На селе: приходские
астрономия, медицина. Для следующего сына: семья —> монастырская шко- тий: школы и раннее
Идеал монашества: ла —> уход в священнослужители или университет. • лекции, включение в трудо-
целомудрие, бедность, Женское воспитание: в семье —»монастырские шко диспуты. вую деятельность.
послушание. лы -4 возвращение в семью или уход в монахини.    

СТРУКТУРА ПАРИЖСКОГО УНИВЕРСИТЕТА


РЕКТОР


- избирался профессо­рами и студентами, иногда эту должность занимал студент


 


КОЛЛЕГИЯ ОБЩЕЖИТИЕ Бурса — студенческая квартира, содержащая­ся под надзором одного из магистров


ДЕКАНЫ


УНИВЕРСИТЕТСКИЙ СУД


ФАКУЛЬТЕТЫ (срок обучения 5-7 лет)


           
   
 
 
 
   


богословский )4

медицинский >

юридический ч

 


 

артистический

преподавалось «7сво-

бодных искусств». Факультет был подго­товительным и обще-образова тельным


 


Методы обучения лекции, диспуты


Изучив грамматику, риторику, диалектику, студент получал степень бакалавра искусств. По изучении полного курса философии и других предметов давалась степень магистра и студент переходил на специальный курс (фа­культет)


45



ВОСПИТАНИЕ И СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ


ГУМАНИСТЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ

ОБЩИЕ ВЗГЛЯДЫ Выдвигали на первое место культ человека.

Человек в гуманистических трактатах о воспитании представляет со­бой личность деятельную, социально и граждански ориентированную, высоконравственную, обладающую чувством собственного достоинства, мужеством, физической и душевной стойкостью, способную быть за­щитником Отечества; ей присуще стремление к похвале, славе и боль­шим делам; ее отличают всестороннее образование и культура.

Всестороннее развитие личности как величайшая ценность.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь