Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ НА РУСИ



Система начального обучения на Руси выглядела не как совокупность регулярных учебных заведений, а как определенные формы обществен-но-пед. практики (в семье, мастерами грамоты и др.). Грамотность в Ран-несредневековой Руси была распространена повсеместно.

Педагогическая мысль представлена списками Поучений Иоанна Злато­уста, сборниками Измарагды и др. Пед. идеи Златоуста и проблемы обу­чения развивали Кирилл Туровский (ум. 1182) и Кирик Новгородец (Учение ведати человеку числа всех лет, XII в.). Важные сведения о воспитательных ядеалах Древней Руси содержат Поучение Владимира Мономаха, Моление Да­ниила Заточника, Изречения Исихия и Варнавы, изборник Пчела и др.

Изборник (1076): «Чтение книг... полезно для каждого христианина. Каким человеку следует быть: Пред старцами — молчание, пред мудры­ми — послушание, с равными дружбу иметь, с младшими — дружелюб­ное согласие. И самому вопрошать себя о помыслах и о делах каждый день. Учить неведающих, ободрять малодушных, служить больным, а святым обмывать ноги».

Поучение Владимира Мономаха: «...Что умеете хорошего, то не забывай­те, а чего не умеете, тому учитесь... Леность ведь всему мать».

Пчела: Иоанн Богослов. «Безмолвное дело лучше бесполезного совета. Делай сказанное и не говори о сделанном».

Святой Василий: «Насильное обучение не может быть твердым, но то, что с радостью и весельем входит, крепко западает в души внимающим».

 

Вид практики Содержание
Училищная Профессиональ­ная Связана со сложившимися нормами преподавания и воспи­тания в системе начальной, средней и высшей школы — сис­теме, разной в разные времена, начиная от первых училищ эпохи крещения Руси и кончая деятельностью Киево-Моги-лянской и Славяно-Греко-Латинской академий. Охватывала сравнительно узкий круг населения допетровской Руси. Вместе с получением трудовых навыков в определенном ре­месле в процессе индивидуального и группового обучения у отдельных мастеров, в производственных артелях, в различ-

Вид практики


Содержание


 


Приходская

Монастырская

Сословная

Групповая

Бытовая


ных службах, кроме узкой специализации, воспитывалась сво­еобразная профессиональная этика.

Все христианское население разных возрастов было обязано посещать приходские храмы, где выслушивало проповеди, по­учения, наставления клира. Богослужения суточного, недель­ного и годичного циклов формировали устойчивое мировоз­зрение — стереотипы и нормы поведения. Вовлечение в об­рядовые церемонии, воздействие эстетически организован­ного церковного искусства, сакрализация основных жизнен­ных ситуаций, начиная с рождения и кончая смертью человека, что обеспечивало большую степень воздействия на всех, без исключения, людей.

Воспитание послушников и монахов соответственно приня­тому уставу. Наряду с религиозной аскезой включала обуче­ние книжному, иконописному, певческому и другим видам ис­кусства и «рукоделия». Густая сеть монастырей охватывала всю страну. Кроме монашествующих вовлекали в свою орбиту приходскихтрудников (временных работников) и ближайшее население.

Определялась воспитывающим воздействием определенной социальной среды. Иерархическая организация феодально­го общества формировала также иерархическое представле­ние о мироздании, о душе, обо всем, что окружало человека. Иерархичность, корпоративность, этикетность выступают как всеобщие способы организации эмпирического опыта и как воспитательные принципы. Различные представления о жиз­ненных ценностях у феодалов, монахов, крестьян, ремеслен­ников и торговцев порождались различием их места в соци­альной пирамиде.

Наряду с общим сословным воздействием существенную роль играло непосредственное вовлечение человека в конкретную социальную группу (сельскую общину, стрелецкий полк, при­казную палату, купеческую гильдию), в тот реальный коллек­тив, который формировал в своей среде данную личность. При­надлежность к привилегированному Посольскому приказу, к богатой гильдии купцов-сурожан или к бедной крестьянской общине какой-нибудь из северных областей России, есте­ственно, создавали разные представления о жизни на основе личного опыта.

Поддерживалась прежде всего семьей, первичной социо-этнической единицей любого общества. Накапливавшиеся в течение многих поколений местные традиции внедрялись в со­знание людей, передавались через века путем воспитания под­растающего поколения. Одна из самых устойчивых и консер­вативных разновидностей воспитательной практики.


58


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь