Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Антропологические трактовки интеракции
Мыслители эпохи Просвещения в трактовке проблем человека разделялись на сторонников идей универсализма и развития. Для первых были характерны стремление к открытию общих законов и универсалий в человеческом мире, концепция «глубинной структуры» психики людей и представление о естественности некоторых аспектов их существования. Вторые придерживались идеи прогресса, акцентируя в движении человечества адаптацию и решение проблем, считая историю процессом кумуляции все более адекватных представлений о реальности и все лучшей адаптации к императивам окружения. В антропологии последних 20 лет эти идеи перестали быть исходной точкой и источником противоречий. Стало понятным, что оба направления правомерны, но имеют свои ограничения. Ориентация на универсальные процессы взаимодействий и коммуникаций ограничивалась выявлением схем, которые встречаются во всех культурах и посредством которых кодируются и символизируются их различия. Акцент на адаптации подразумевал изучение влияния коллективных представлений на совместную активность людей. В рамках обоих направлений происходит сдвиг в сторону рассмотрения механизмов микродинамики человеческих отношений. При этом их семантическим, коммуникативным аспектам отдается решительное преимущество перед эмпирическими действиями. Внимание фокусируется на восприятии и символизации «синдромов поведения», т. е. «узлов» корреляции характеристик поведения и высказываний в ситуациях социального взаимодействия. Этим отличаются современные когнитивист-ские исследования, где подчеркивается значимость познания как агента влияния на активное окружение. Главная здача, связанная с таким сдвигом в антропологии, заключается в желании понять связи структур знаний с их общекультурным и ситуативными контекстами. Согласно Д. Шнейдеру, здесь можно выделить два основных акцента. В первом случае культура принимается как структурированное целое, а центром внимания становятся процесс приобретения индивидом новых знаний и их отношение с уже имеющимися. В этом контексте особенно активно изучается связь символа и значения, означаемого и означающего. Однако в отличие от ранних работ Морриса, Пирса, Соссюра, подчеркивавших их неразрывность, современные исследователи считают необходимым разделить их, чтобы ответить на вопрос, каким образом в ходе взаимодействий и коммуникаций индивиды идентифицируют символы и конструируют значения. Д'Андраде, например, доказал, что изучать культурные символы следует на уровне не отдельных слов, а обширных систем знаний, и под-лежащих им базовых когнитивных схем. «В конечном счете, вероятно, мы будем вынуждены отказаться от классических представлений о сознании как блочной конструкции, где система убеждений строится из пропозиций, которые, в свою очередь, складываются из независимых концептов. Вместо этого мы будем рассматривать сознание как феномен, отдельные составляющие которого взаимообусловлены»1. Во втором случае предметом исследования становятся не когнитивные схемы, но практики взаимодействия людей с окружением и контексты, в рамках которых приобретаются и используются знания. Связь между ними представлена так: значение отдельного знака выводится из контекста, который определяется интерпретацией используемых людьми культурных элементов. Культурный контекст и когнитивные процессы структурированы. Но сознание отображает структуру окружения не во взаимно однозначном соответствии. Это следует принимать во внимание при изучении отношений между действиями и процессами мышления и говорения людей в реальном мире, построением когнитивных и моделей окружения на этих уровнях. «Нам необходима холистическая теория сознания, которая будет объяснять сложную динамику ментальной и физической активности, психической и вещественной сфер реальности. Возможно, кооперация представителей разных теоретических направлений, которая уже сейчас наблюдается в когнитивных науках, будет способствовать продвижению в указанном направлении»2. Различие между реальностью и ее представленностью в сознании и речи уподобляется тому, что французские структуралисты проводят между языковой компетенцией и реальным использованием языка. Структура языка связывается с индивидуальной лингвистической компетенцией, врожденной способностью людей к его использованию в качестве средства обмена информацией. Реальное же вербальное поведение ограничено индивидуальным когнитивным и коммуникативным опытом. Компетенция обычно соотносится с освоением языка, со способностями, навыками индивида, а его использование — с реализацией этих навыков в определенных коммуникативных ситуациях. Компетенцию описывают в терминах структуры или системы языка, а использование — с точки зрения вербальных репрезентаций этой системы. Структура языка, или логика, — это одна область познания, а то, как они осваиваются и включаются в индивидуальные и коллективные практики, — другая. Аналогичным образом Дж. Фодор, например, предлагает изучать работу сознания. Возможность построения высказывания, утверждает он, предваряется до-вербальными предложениями, сформулированными на языке мышления, которым располагают все люди. Соответственно причинные зависимости между обоими уровнями обусловлены синтакти- 1 Schnider DM. American Kinship: A Cultural Account. 2nd ed. Chicago, 1980. P. 62. 2 Ibid. P. 64-65. ческими свойствами сформулированных на нем предложений. Считается, что такие знаки за счет действия присущих им механизмов порождают речевое поведение. Однако процессы ментальной репрезентации не ограничиваются уровнем сознания и содержательно зависят от соотнесения с внешним окружением. Иными словами, внутренние свойства ментальных предложений относятся к уровню организма, а их репрезентация обусловлена также и внешними причинами. Содержание репрезентаций определяется семантическими характеристиками и синтактической структурой этих предложений и их элементов. Всю эту систему приводит в движение интенциональность, которую Шведер считает основной характеристикой опытного переживания реальности и его репрезентации. Он отмечает, что «когнитивная революция» в антропологии выявила отсутствие концепции интенциональ-ности в трактовке личности и ее ментальных процессов, что мешало пониманию зависимости культурных форм от активности субъектов. Проблема усугублялась тем, что к 90-м гг. XX в., в течение 30 лет после когнитивной революции, антропология становилась все более фрагментарной, а ее интеллектуальное ядро — все менее идентифицируемым. В этом контексте настоятельной стала необходимость преодолеть прежние противопоставления личности и культуры как внутреннего и внешнего для индивида. Традиционно антропология опиралась на общую психологию, где изучались универсальные механизмы мышления, действия, обучения. Необходимой предпосылкой при этом было отделение внутрипсихиче-ских структур и процессов от внешних условий (при лабораторном экспериментировании). Сегодня осуществляется активный поиск зависимостей внутренних особенностей когнитивных процессов от внешних характеристик социокультурного окружения, формы вербального выражения от содержания мышления, «глубинных» ментальных структур от «поверхностной» их репрезентации, действия внутренних механизмов познания от влияний извне. Когнитивные процессы, утверждает Шведер, нельзя отделять от исторической вариативности и кросс-культурного многообразия интенциональных миров, компонентой которых он является3. В классической антропологии доминировал психический универсализм. Правда, в рамках общей психологии, откуда черпалась информация, организация когнитивных процессов изучалась в экспериментальных ситуациях, предполагавших устранение посторонних воздействий внешнего окружения. Тогда как в антропологии ее механизмы связывались с «естественным» социокультурным контекстом. Однако в обоих случаях считалось, что психика как таковая обусловливает постоянство их действия и защищает от внешних искажений4. В психологической антропологии раннего периода предполагалось, что центральные когнитивные механизмы не включены в социокультурную систему, независимы от нее и не меняют структуру и функционирование под ее воздействием. Все межкультурные различия интер- 3 Shweder R.A. Thinking Through Cultures. Cambridge (Mass.), L., 1991. P. 84. 4 Ibid. P. 88. претировались как многообразие результатов глубинного действия этих универсальных механизмов. В настоящее время подобные утверждения ставятся под сомнение5, и антропологи исходят из допущения, что психика, «центральные механизмы» организации когнитивных Процессов и их действие формируются в прямой зависимости от социокультурного окружения. Соответственно необходимой стала такая его концептуализация, которая позволила бы теоретически совместить представления о строении когнитивных процессов и среды их реализации, традиционно обозначаемой как культура. Культура как контекст социальной активности Из сказанного ранее следует, что культура рассматривается как поле действия людей, включающее в себя объекты, создаваемые и используемые ими, а также институты, идеи, образы, как содержание общественной жизни. В этом качестве она определяет условия и возможности действий; цели, достигаемые определенными средствами; устанавливает границы правильного, возможного, отклоняющегося поведения. Отношения между различными индивидами и группами также имеют культурное содержание и выражение; трансформации социально-структурных связей отражаются в символической сфере. «Как поле активности культура не только включает в себя и контролирует действие, но и постоянно трансформируется им, поэтому культуру можно рассматривать и как процесс, и как структуру»6. Это созданное людьми окружение не идентично биогеографическому. Оно характеризуется значительным количеством подвижных центров совместных действий и потому имеет активную структуру. Его различные области упорядочены повседневными действиями людей, и между ними существуют разные дистанции. Каждая такая область представляет собой подобие сети, порождающей значения, обусловленные взаимосвязанными действиями индивидов7. Эта сеть составляет пространство индивидуальных или коллективных действий, в рамках которого обеспечивается их упорядочение и координация. Пространства действия различных индивидов неодинаковы даже внутри одной и той же области. Они частично пересекаются, но не совпадают. Они структурируются прошлыми, настоящими и предполагаемыми действиями — индивидуальными и совместными. Итак, в этом случае культура представляется в виде сложного коллективного пространства действия, каждая область которого состоит из комбинации индивидуальных пространств действия, координирующихся друг с другом. Коллективное пространство формируется из индивидуальных как их динамическая комбинация, а индивидуальное — 5 Shweder R.A. Thinking Through Cultures. P. 90. 6 Boesch E.E. Symbolic Action Theory and Cultural Psychology. Berlin etc., 1991. P. 29. 7 Boesch E.E. Raum und Zeit als Valenzsysteme. In: Hilmann H. Vonessen F. (eds.). Dialektik как производная опыта не просто действий, но и взаимодействия людей. Как интерсубъективное образование, оно наделяется значениями, распределенными в его пределах и относящимися к целям, непосредственным возможностям, ограничениям и условиям совместной активности, осуществляемой в каждой из областей. Пространство действий — это своего рода «хранилище» их структур, зафиксированных в символической форме и имеющих индивидуальную и коллективную модальность. Дополняя действия их условиями и атрибутами, можно перейти к представлению об «индивидуальных полях действия как формирующих коллективное поле»8. Концепты Э. Боша пространства и поля действия близки по содержанию понятию «жизненное пространство» («Lebensraum») К. Левина, которое обозначает «личность и ее психологическое окружение в той мере и как оно существует для личности»9. Согласно Левину, психологическое окружение является функцией выполняемых или предполагаемых действий людей. Соответственно, как было сказано, культуру можно рассматривать как комплекс взаимосвязанных полей действия индивидов и групп10. Символизация содержания поля действия позволяет говорить о том, что в культуре выделяются лингвистические общности, которые как-то детерминируют естественные границы распространения определенной информации. Интеракционное содержание понятия намечает межгрупповые различия: две автономные группы, даже близко расположенные территориально, могут не взаимодействовать; между определенными структурными единицами общества может не существовать прямых контактов; с другой стороны, сходства могут обнаруживаться в культурах, не имеющих общего языка или истории взаимодействия. Это указывает на проблему разграничения культурных сообществ, которое, по мнению Э. Боша, следует концептуально осуществлять, даже если признается его условность. «Нашему определению культуры не мешает наличие периферийных областей или культурной диффузии; сам факт [выделения] таких промежуточных областей может свидетельствовать о реальности культурных структур»11. Иными словами, культура как контекст социальных взаимодействий считается не только неоднородной, но и по-разному упорядоченной совокупностью областей, полей действия. С функциональной точки зрения их вещественные и символические составляющие можно рассматривать в качестве регуляторов действия. «С одной стороны, они указывают на цели, стимулируют действия, могут служить орудиями, т. е. используются инструментально. С другой — они могут служить ограничителями: указывать на опасности, устанавливать барьеры, „зоны табу" и границы»12. В таком аспекте они используются не для того, чтобы в каждой ситуации жестко разграничить индивидуальные функции, но чтобы акцентировать их содержа- s Boesch E.E. Cymbolic Action Theory and Cultural Psychology. P. 30-31. 9 Lewin K. Field Theory in Social Science. N. Y., 1951. P. 99. if Boesch E.E. Op. cit. P. 32. и Ibid. P. 33. 12 Ibid. P. 35. ние и инструментальное значение во взаимодействии с элементами окружения. Причем это относится как к вещественным, так и к ментальным объектам. Большинство содержательных элементов «полей действия» создается для облегчения активности; но благодаря своей ограничивающей природе они могут и препятствовать этому. В то же время культурный контекст, где существуют поля, не содержит строгих предписаний относительно характера действий. Здесь обозначаются классы целей, виды поведения и границы, внутри которых у индивидов остается некоторая свобода выбора, которую Бош называет «зоной толерантности». Поведение в таких зонах может казаться «необычным» или «дерзким», но не рассматривается как девиантное, а при определенных обстоятельствах даже последнее интегрируется в культуру и категоризируется. Зоны толерантности могут стать источником инноваций. Культура в ее дифференциальном определении снимает вопрос об унификации людей; здесь скорее устанавливаются тенденции, которые в одних случаях допускают, а в других даже усиливают разнообразие проявлений активности, т. е. признается их сосуществование и поливариантность общих проявлений. Согласно этой позиции, культура оптимизирует условия для действий, обеспечивает защищенность и безопасность, облегчает ориентацию и предсказуемость поведения акторов. Это создает почву, на которой развивается идентификация «принадлежности к культуре», но также стремление к изменению форм и условий реализации активности13. Культуру в качестве контекста социального взаимодействия можно трактовать как структуру и как процесс. Эта категория объединяет события, поведение, действия, осуществляющиеся в сообществе с определенной регулярностью и связанные с другими подобными проявлениями. Из этих связей выводится система взаимозависимых черт, составляющих интеракционное представление о культуре. Поскольку антропологические исследования обычно фокусируются на сравнительно небольших группах с относительно «явной» структурой, на так называемых «традиционных» сообществах, в определениях этого понятия часто акцентируют преемственность и даже постоянство. Однако после Первой мировой войны и до настоящего времени ускорение культурных изменений оказалось столь значительным, что они стали более очевидными, чем устойчивые черты. Их перестали считать «нарушением» культурных порядков, чья «природа» якобы предполагает постоянство; теперь сюда включают и стабильность, и изменчивость. Фактически одной из главных функций социального действия в этом контексте становится поддержание баланса между тенденциями к сохранению целостности и трансформации структурных и содержательных его характеристик. «Даже в культурных мифах наряду с моделями покорности и подчинения обнаруживаются модели сопротивления, мятежа и девиаций. Иногда в культуре встречаются попытки регулировать изменения, устанавливая правила и границы инноваций; однако высво- 13 Boesch E.E. Op. cit. P. 36. бождающиеся при этом силы нередко превышают такие попытки, и инновация может означать изменение правил... Конечно «культура» не может стараться или хотеть что-либо делать — это могут только индивиды. Внутри культуры именно одни из них стремятся к поддержанию целостности, а другие — к изменению... Индивиды устанавливают постоянство и инициируют вариации... причинами изменения или относительной стабильности окажутся многочисленные индивидуальные действия»14. «Культура», понимаемая как контекст социальных взаимодействий, считается теоретическим концептом не только для стороннего наблюдателя, но и для ее носителей. В обоих случаях не имеет смысла говорить о возможности осознать ее как реальную целостность и в полной мере. Большая часть того, что наблюдает антрополог в качестве черт изучаемой культуры, представляется в субъективном опыте ее носителей естественными, самоочевидными аспектами повседневной жизни, практически незамечаемыми. «Мы можем совершенствовать свой опыт, улучшать информационные средства, комбинировать, обогащать и контролировать наши знания посредством знаний других, однако наше сознание остается проводником для кумуляции знания»15, которое всегда остается частичным и обусловленным конкретными целями и контекстом деятельности познающего субъекта. Такое понимание культуры как контекста социального взаимодействия основывается на философии У. Джеймса, социологии Т. Парсон-са16, социальной психологии17, психологии18, гешталь-психологии К. Левина, «экологической психологии»19, немецких теориях действия20. Идея культурной опосредованности действий и мышления предполагает уточнение не только круга артефактов-медиаторов, но также и обстоятельств, в которых они порождаются. Иными словами всю человеческую активность следует понимать в соотнесении с ее контекстом. «В реальном опыте не существует никаких изолированных единичных объектов или событий: всякий объект или событие всегда есть часть, фаза или аспект воспринимаемого окружающего мира— ситуации»21. Поскольку активность осуществляется через вещи и/или символы, она не может быть независимой от социокультурных условий и когнитивной сферы. Ее следует рассматривать как распределенную в отдельных упорядоченных областях социокультурного пространства, где особым образом переплетаются друг с другом отдельные человеческие действия в соответствии с происходящими здесь событиями и включаются в них. В то же время контекст детерминирован организацией вещей и симво- ч Boesch Е. Е. Op. cit. P. 37-38. is Ibid. P. 39-40. is Parsons Т., Shils Е. А. (eds.). Toward a General Theory of Action. Cambridge, 1951. i' Kelly G.A. The Psychology of Personal Constructs. N. Y., 1955. is Miller C, Galanter E. and Pribram K.H. Plans and Structure of Behavior. L., 196. ^ Marker R.G. Ecological Psychology. Stanford, 1968; Poshansky H.M., Itelson W.H.I., Rivlin L.G. Environment Psychology: Man and his Physical Setting. N. Y., 1976; Baum A., Singer J.E., Valins S. (eds.). Advances in Environment Psychology. Vol. 1: The Urban Environment. Hillsdale, 1978. 20 Kaminski G. Verhaltenstheorie und Verhaltens Modifikation. Stuttgart, 1980. 2i Dewey J. Human Nature and Experience. N. Y., 1963. P. 67. лов, посредством которых человек взаимодействует с окружением и которые, в свою очередь, зависят от его целей и последствий, связанных с их достижением. В соответствии с таким взглядом на контекст взаимодействия, из которого черпаются сочетания целей, средств и обстоятельств, устанавливается как пространство действий и поведения, так и способы интерпретации связи познания с этим контекстом. В этом же ключе рассуждает и Ч. Тейлор, сводящий социальную реальность к совокупности социальных практик, обеспечивающих межсубъектную среду взаимодействий и коммуникаций. Она и составляет основание общественных отношений и познания. Смыслы и нормы проявлений активности существуют «не только в сознании тех, кто действует, они существуют вовне, в самих практиках, которые следует понимать не как наборы индивидуальных действий, но, по сути, как виды социальных отношений»22. А о том, что опыт индивидов детерминирован их погруженностью в эту реальность, писал еще Дьюи. «Опыт существует не просто внутри личности... мы от рождения и до смерти живем в мире людей и вещей, которые таковы, как есть, по большей части благодаря тому, что сделано и передано как результаты предыдущей человеческой деятельности. Когда этот факт игнорируется, опыт трактуется, как если бы он размещался исключительно внутри тела и разума индивида. Нет нужды говорить, что он обретается не в вакууме, но из внеиндивидуальных источников»23. Эта позиция является существенным методологическим принципом изучения процессов социализации (инкультурации): культура (искусственное окружение людей, созданное ими самими) и поведение, обусловливающее ее воспроизведение, мыслятся в единой схеме представлений о становлении человечества. Чтобы понять культурное опосредование поведения, необходимо проанализировать процессы личностных изменений во времени. Как подчеркивал Дьюи, каждый ребенок входит в мир, трансформированный деятельностью прежних поколений. Люди с опытом инкультурации организуют окружение детей так, чтобы дать им возможность освоить имеющийся фонд культурных ресурсов. Только через взаимодействие с другими младшие поколения становятся взрослыми членами общества24. Опосредование активности артефактами, не есть врожденное свойство ребенка. Но он попадает в среду, где взрослые заботятся о том, чтобы развить у него такую способность. «Фактически, сами дети, входя в мир, становятся в некотором важном смысле культурными объектами. Изменения способов, которыми они присваивают набор культурных средств своего общества в процессе превращения в его взрослого представителя, являются центральными в онтогенетических изменениях. Основной факт, свидетельствующий о возникновении человеческой сущности из символического характера культурного опосредования, 22 Taylor С. Interpretation and the science of man. In: Robinow P. and Sullivan W. (eds.). 23 Dewey J. Цит. по: Cole M. Socio — cultural — historival psychology: Some general remarks 24 Michael С Socio-Cultural-Historical Psychology. P. 191-192. состоит в том, что, когда новорожденные входят в мир, они уже являются объектами культурной интерпретации со стороны взрослых»25, постепенно включающих их в повседневную жизнь своей группы, в которую они попадают при рождении26. Ч. Сьюпер и С. Харчесс, последователи Дж. Уайтинга, говорят о «нише» развития ребенка, определяемой контекстом повседневных практик, характерных для его взрослого окружения. Это система физических и социальных компонент, регулируемая культурными факторами, обычаями ухода за ребенком и представлениями родителей о детях27. Культурные практики взрослых составляют непосредственный контекст формирования опыта ребенка. Его составляют повторяющиеся, привычные действия, регулируемые и отвечающие взаимным ожиданиям. Распространенное в настоящее время исходное допущение об одинаковости базовых когнитивных процессов в разных культурах по-прежнему определяет постановку вопроса о выявлении внешних факторов социализации, обусловливающих различия в поведении. «Но это предполагает и определение условий, в которых проявляются межкультурные сходства»28. Культура и когнитивные процессы: продукты взаимодействия Дискуссии на тему: «наследственность или среда детерминирует когнитивные процессы», оказались безрезультатными, поскольку никакие человеческие феномены не существуют вне зависимости как от биологических условий развития организма так и от конкретного окружения. Однако аналитически их можно развести и попытаться изучить область взаимодействия между ними29 в связи с темой индивидуального и коллективного опыта. Опыт человека формируется его внутренними состояниями, но они зарождаются и реализуются в условиях социального взаимодействия, в процессах символически опосредованной повседневной коммуникации людей, переживания ими отношений с другими. Так образуется система, «благодаря которой люди организуют свой опыт в социуме, знания о нем и взаимодействия с ним»30. В. Тернер, базируясь на «философии жизни» в духе В. Дильтея, основой мировоззрения считал именно категорию «опыт» — «атом... процесса человеческой активности. Из опыта возникают ценность и смысл»31. Эта категория позволяет представить динамику отношений 25 Коул М. Цит. раб. С. 208-209. 26 Там же. С. 114. 27 Super СМ., Harchess S. The developmental niche: a conceptualization at the interface of society and the individual // International Journal of Behavioral Development. 1986. P. 545 — 570. 28 Jahode G. Theoretical and systematic approaches in cross-cultural psychology. In: Triandies H.C., Lambert W.W. (eds.). Handbook of Cross-Cultural Psychology. Boston, L., Sydney, Toronto, 1980. м См.: Брунер Дж. Психология познания. М., 1977. С. 320. 30 Вгипег J.S. Child's Talk. Acts of Meaning. Cambridge (Mass.), 1990. P. 35. 31 Turner V. The Ritual Process: Structure and Antistructure. Harvondsworth, 1974. P. 191. между людьми в культурном контексте, выходя за пределы структуралистской модели и полагая, что «человек— существо и структурное, и антиструктурное, развивающееся в антиструктурах и сохраняющееся в структурах»32. Такая позиция подразумевает, что процессы, связанные с обретением опыта конструируются людьми совместно. При этом любые непосредственные контакты предполагают наличие «третьего партнера в процессе конструирования — культурное прошлое, материализуемое в культурном настоящем в форме артефактов, опосредующих этот процесс»33. Исходными для концепции освоения и использования социокультурного опыта являются допущения об экзистенциальной неопределенности и об интенциональных, сконструированных мирах. Экзистенциальная неопределенность предполагает, что человек, начиная с рождения, сталкивается с новыми для него ситуациями и возможностями социокультурного окружения. Он пытается освоить и использовать их в целях саморазвития или по крайней мере в собственных интересах. Положение об интенциональных мирах означает, что субъект и объект, актор и практика, индивид и социокультурное окружение составляют стороны интеракции и не могут анализироваться как независимая и зависимая переменные. «Интенциональные миры — это миры артефактов, созданных людьми. Интенциональные события, отношения, вещи существуют только в интенциональном мире. Ни одна вещь не существует вне нашей вовлеченности и нашей реакции на нее. Интенциональные вещи причинно активны, но только в результате наших ментальных представлений о них. Они не имеют «природной» реальности или идентичности отдельно от человеческих понимания и деятельности. Интенциональный мир не существует отдельно от интенциональных состояний (верований, желаний, эмоций), воздействует на них и сам находится под их воздействием, воздействием людей, которые живут в этом мире»34. Будучи созданной людьми, такая социокультурная среда зависит от способов ее поддержания, возобновления ее возможностей. При этом каждый строит свою субъективную, индивидуальную жизнь «посредством извлечения смыслов и возможностей из социокультурной среды и их использования»35. Таким образом, речь идет о тех процессах, которые происходят потому, что люди понимают их и включаются в них. «Особенно важно, что мы не допускаем реальности, независимой от нашего участия в ней. Вероятность событий, происходящих в интенциональном мире, не независима оттого, что, с нашей точки зрения, будет происходить»36. Хотя теоретики постмодернизма и подняли вопрос о степени «разделяемое™» культурных значений, в рамках когнитивной антропологии есть доказательства и функциональной значимости, и социального 32 Turner V. The Ritual Process: Structure and Antistructure. P. 116. 33 Cole M. Socio —cultural —historical psychology... P. 193. 34 Shweder R.A. Thinking Through Culture. P. 48-49. 35 Shweder R.A. Preview: A Colloquy of Culture Theories. In: Shweder R.A., LeVine R.A. 36 Ibid. P. 109. происхождения интерсубъективности, составляющей основу поддержания и освоения интенциональных миров. К. Тревартен, изучавший феномен первичной интерсубъективности, показал, что средствами ее достижения следует считать различные формы физической синхронизации: модуляции голоса, контакты взглядов и пр. Со временем она трансформируется во вторичную, которая достигается при помощи предметных и символических медиаторов и составляет основу для перехода к более абстрактным формам37. Восприятие этой многомерности, как и освоение языка, — интерактивный процесс. Информация поступает к индивиду извне, и его опыт придает направление поиску схем интерпретации получаемых данных. Зачастую отдельные их части могут быть определены лишь в контексте целостной ситуации социального взаимодействия, которая, как известно, не может быть сведена только к сумме ее частей. Концепция контекстуальной зависимости личности опирается на более широкий органицистский взгляд на отношения человека с окружением. Это составляющая холистической картины мира, принятой во многих культурах и характеризующейся социоцентрическими допущениями и организменной метафорой. Она базируется на допущении о взаимозависимости частей и целого от каждой из них. Однако и противопоставляемая ей эгоцентрическая позиция также предполагает обусловленность индивидуального опыта взаимодействием с окружением. Иными словами, в рамках обеих позиций признается фундаментальная значимость коллективных представлений, и западный индивидуализм есть их культурный продукт. Такие представления рассматриваются как производные интерсубъективности и в конечном счете социальности. Тернер выделяет три ее вида, называемых им коммунитас: — экзистенциальный, являющийся следствием ощущения единства, появляющегося у людей в ситуациях катастрофы, катарсиса и т. п.; — нормативный — производная свойства, присущего людям, порождать в сообществе элементы упорядоченности (прото-формы структур — неформальных, религиозных, политических и др.); — идеологический — концептуализация представления о «всеединстве» в форме доктрины, содержащей догматы и оправдывающие его императивы (реальность sui generis). Коммунитас как исходное, синкретичное состояние социальности не может длиться долго и неизбежно переходит в структурированные отношения между людьми38. Динамику взаимных переходов между ними Тернер называет «социетас» (лат. societas — общество). «Человеческой природе совойственна необходимость пребывать в обоих этих состояниях. Люди, лишенные одного из них, ищут компенсации в ритуальной лиминальности; находящиеся внизу социальной структуры стремятся к ритуальному главенству; занимающие ее вершину — к символической коммунитас...»39 37 Trevarthen С. Communication and cooperation in early infaney: a description of primary 38 Turner V.W. The Ritual Process: Structure and Antistructure. Harmondsworth, 1974. P. 120. 39 ibid. P. 193. Такого рода процессы рассматриваются как когнитивные и антропологически универсальные. Сигналы из окружения поступают в специальные входные психические системы (системы восприятия и первичной переработки информации), или, в терминологии Дж. Фодора, модулей. Здесь «входы» определенным образом перерабатываются и предаются на уровень сознания, или, по выражению Фодора «центрального процессора». Принципы организации таких преобразований, как уже отмечалось, считаются врожденными (подобно врожденной структуре языка Н. Хомского). Предполагается, что различные системы восприятия сигналов, в том числе указывающих на актуализацию социальности, не взаимодействуют друг с другом непосредственно и каждая из них представляет собой отдельный психический модуль. Информация, упорядоченная на уровне модулей, координируется посредством «центрального процессора». При этом исходное допущение заключается в том, что модули не испытывают влияния со стороны других составляющих психики, которые не имеют доступа к их внутреннему оперированию40. Поэтому с их действием связывается активизация побуждений людей к взаимодействию с окружением как таковому. «Существует две версии модульной гипотезы — слабая и сильная. По слабой версии, поведенческие диспозиции, встроенные в геном, и богаче, и сложнее, чем признается традиционными теориями когнитивного развития. Эти генетически определенные характеристики обеспечивают точку отсчета, начальную структуру, над которой надстраиваются более поздние когнитивные способности. Они устанавливают ограничения на способы восприятия и осмысления опыта развивающимся организмом, направляя развитие вдоль типичных для вида линий. Сильная версия модульной гипотезы идет дальше и предполагает, что в пределах этих областей поведенческие характеристики на самом деле вовсе не развиваются. Будучи врожденными, они реализуются лишь по мере необходимости и включаются внешними воздействиями. Полагаю, что более слабая форма модульной гипотезы — основные принципы и точки отсчета — могут полезным образом сочетаться с представлениями о культурном опосредовании. Такое сочетание привлекает возможностью учитывать переплетения «природной» и «культурной» составляющих в едином процессе»41. Социокультурная реальность и ев составляющие Представления о врожденной социальности и когнитивных процессах, придающих значения и смыслы человеческой активности, становящихся культурными в контексте интерсубъективности, позволяют современным американским антропологам говорить о социокультурном анализе, который, по словам Д. Уэрча, нужен, чтобы «понять, как осуществляются ментальные действия в культурном, историческом, институциональном контексте. Точнее было бы назвать такой подход социо- 40 Fodor J. Modularity of Mind. Cambridge (Mass.), 1983. 4i Коул М. Цит. раб. С. 226. историко-культурным, но это название слишком громоздко»42. Социокультурный анализ совместной активности людей подразумевает теоретическое разведение культурных, исторических, институциональных факторов, детерминирующих ее. В этом случае предметной областью изучения становятся связи между субъектами действий, самими действиями и опосредующими их средствами (механизмами). Такая интер-акционная модель предполагает, что «не существует чисто культурного, исторического или институционального контекста человеческой активности: любой контекст имеет все три измерения»43. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-18; Просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы