Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Христорождественская церковь с. Савватьма



Анурова Екатерина 11 класс, МОУ «Савватемская СШ»

Научный руководитель: Кузнецов Иван Петрович, учитель МОУ «Савватемская СШ»

Благочестивые наши предки не могли жить без храма –
он был так же необходим для души народа,
как дом и пища для его телесного существования.
Патриарх Московский и всея Руси Алексей ΙΙ.

Я считаю себя счастливым человеком, потому что я живу в прекрасном селе, с красивым названием Савватьма. В августе 2017 г. наше село отметило свое 400-летие. Я очень люблю свою малую Родину. И мне очень интересно знать историю своего села, обычаи, традиции и все что с ним связано. Я узнала, что небольшое поселение уже можно было считать селом, если в нем находилась небольшая церквушка. В нашем селе есть храм Рождества Христова. Я немного знала историю села из рассказов нашего классного руководителя и моей бабушки Александры Васильевны Ануровой, но информация была скупа и разрознена. Вот тогда-то я решила провести свое исследование и собрать по возможности материал об истории храма нашего села.

Тема исследовательской работы: история храма в с.Савватьма.

Актуальность данной работы: обратить внимание молодого поколения на развитие духовности и нравственности, чтобы возродить и сохранить память у будущих потомков о живших ранее, а ныне исчезнувших сёлах, а вместе с ними сельских церквей, чтобы они знали и чтили историю своей малой Родины.

Новизна работы: предметом исследования избрана мало изученная тема.

Цель исследования – изучить историю храма села и показать духовное и культурное значение церкви в жизни села и людей.

Задачи: найти сведения о строительстве православного храма в селе; изучить историю храма до революции, а так же в годы гонений и в настоящее время; раскрыть значение храма в духовной и культурной жизни жителей.

Объект исследования события, связанные с храмом от построения и по настоящее время.

Предмет исследования: храм Рождества Христова в с.Савватьма Ермишинского района Рязанской области.

Гипотеза: храм всегда являлся духовным, нравственным, социальным и культурным центром села и судьба храма неразрывно связана с судьбой жителей села.

Практическая значимость работы заключается в том, что материалы и выводы исследования могут найти применение на классных часах и внеклассных мероприятиях. А воспитание любви и знание истории своей малой Родины необходимо каждому человеку, особенно ребенку, чтобы укрепить в себе и в других чувство патриотизма.

Источники исследования. В своей работе я использовала воспоминания жителей села: Александры Михайловны Киреевой, которая была старостой храма, Николая Николаевича Анискина, местного краеведа, Михаила Васильевича Марина, Марии Ивановны Лапшиновой и других старожилов села. А также пригодилась информация из Интернета.

При изучении истории церкви были использованы разные методы и формы работы: поисковый опрос, работа с газетными публикациями, экскурсия, беседа, наблюдение.

В своей работе я попыталась узнать историю Христорождественской церкви. При помощи найденных материалов, воспоминаний старожилов нашего села мне удалось воссоздать историю и рассказать о её буднях.

История села. Среди живописных уголков России есть много мест дорогих и близких сердцу русского человека, и каждое из них имеет свою историю, свои духовные истоки. Именно к одному из таких мест можно отнести храм в моем родном с.Савватьма. Храм Рождества Христова. Находится он на берегу пруда, его купола видны со всех сторон. В ХVI в., когда возникло поселение, вокруг возвышались непроходимые дебри мещерских лесов. Водились здесь в изобилии лесные пчелы. И не случайно первыми поселенцами стали бортники, промышлявшие добычей меда диких пчел. На Руси издавна покровителем пчел считается преподобный Савватий Соловецкий. Видимо, в его честь и нарекли поселение Савватьмой. В XVI-XIX вв. село именовалось то Саватьма, то Рождественское, по названию церкви во имя Рождества Христова. Многие владели усадьбой с.Савватьма. Первое упоминание в документах, что половина этого села без жеребья пожалована была в вотчину думному дворянину Якову Голохвастову за Московское "осадное сидение" в 1617 г. Далее имение неоднократно продавалось, дарилось в наследство. Селом владели и генерал-поручик С.М.Ржевский, и их дочь М.С.Ржевская (1774–1852), вышедшая замуж за генерал-майора А.Е.Татищева, и дворянин П.П.Никифоров, и князья Волконские, и полковник И.И.Муханов и его сын рязанский губернатор шталмейстер А.И.Муханов, и член Государственного Совета, член Императорского Русского исторического общества действительный тайный советник П.А.Муханов; брат декабриста П.А.Муханова, и др.

В 1676 г. в селе были сразу две церкви - Рождественская и Никольская. Здесь насчитывалось 123 двора, в том числе два боярских и три принадлежавших духовным лицам. Со временем одна церковь обветшала, другая сгорела. Во второй половине XIX в. половиной села владел князь М.В.Неклюдов.

Строительство храма. У Михаила Васильевича Неклюдова, председателя земской управы, 28 декабря 1862 г. родилась дочь Лидия, которая умерла младенцем. Это произошло 18 августа 1863 г. Больше детей у М.В.Неклюдова не было, поэтому все свое состояние он пожертвовал на строительство церкви. Есть легенда, что в 80-е гг. XIX в. владелец этих земель князь Неклюдов приказал заложить часовню в своем родовом имении – с.Вышуры. Но странным образом икона из новой часовни вдруг оказалась на пепелище церкви в Савватьме. Так повторялось несколько раз. Тогда князь приказал заложить здесь новый храм – в честь своей дочери Лидии, умершей в младенчестве. На Руси представления о высшей красоте, добре и гармонии из века в век связывали с храмом. Церкви на Руси всегда отличались от бытовых сооружений своей архитектурой и внутренним украшением. Радость переполняла сердца людей, каждый человек готов был последнюю копейку вложить в это святое дело. Для строительства храма выбиралось самое красивое место, он был виден издалека, звон его колоколов утешал усталого путника, а иногда помогал заблудившемуся в пургу. Строительство нового храма, построенного на месте ветхой деревянной церквушки в живописном месте на берегу пруда было начато в 1883 г. По воспоминаниям местных жителей (в частности К.М.Кузнецовой, которой рассказывала её бабушка), в раствор для кладки добавляли яичный белок. Яйца собирали по окружающим селам, набирали целыми возами, каждый стремился внести свою лепту в строительство храма. Очень много народа работало на строительстве. Кто строительный материал подвозил, кто раствор готовил, кто подносил, кто обед готовил и кормил. Всем хватало работы и, благодаря героическому труду строительство было завершено в 1885 г.

Активное участие в возведении храма принял Иван Фёдорович Политов, один из первых священников проводивших богослужения. Иван Федорович умер в 1892 г. и похоронен на территории храма. Церковь Рождества Христова выстроена в неовизантийском стиле, однокупольная, длина церкви 40 м, ширина 30 м, при ней имеются трапезная и колокольня. В трапезной церкви есть два престола - святого Захария и святой Елисаветы. На колокольне находился колокол такой силы, что его звучание было слышно в Ермиши (около 10 км.).

В «Историко–статистическом описании Тамбовской епархии» за 1911 г. сказано, что «в селе Савватьма церковь каменная, построена г. Неклюдовым в 1885 г. Престолов два: каменный, теплый - в честь Рождества Христова и придельный, холодный – во имя св. Захария и Елизаветы, есть приписная церковь – кладбищенская, деревянная, в самом приходе. Дворов 380, душ муж.пола 1217, жен. пола 1326, великороссы, земледельцы, имеют земли душевого надела 3 десятины… В приходе три деревни: Узково - 120 дворов, в 2 верстах от церкви, сельцо Вышуры - 72 двора, в 3 верстах и Елисеевка, Вышурский поселок тоже, 31 двор, в 6 верстах. Экономия г. Неклюдова, некрупная. Пруды в селе Савватьме и деревнях Узково и Вышуры. Школ четыре: церковно-приходская при церкви, министерская – Савватемская, одноклассная, Узковская и Вышурская, обе земские, законоучителю в министерской школе 120 руб. и в 2-х земских – по 24 руб. в год. Есть церковно-приходское попечительство. Имеются опись церковного имущества и метрические книги с 1859 г. Церковная библиотека, преимущественно по расколу, 20 экземпляров и при церковно-приходской школе 100 экземпляров или названий. Штат: священник, диакон и псаломщик. У причта земли 3 десятины усадебной, 33 десятины полевой и 5 десятин сенокосной, полевая земля в 3 местах, одно поле смежное с усадьбой, а два - в 3 верстах от церкви, а сенокосная в 18 верстах. Земля дает годового дохода от 10 до 15 руб. десятина, братский годовой доход 500 – 600 руб., причтовый капитал 500 руб. и две трети из 125 руб. Церковный капитал 500 руб. и треть из 125 руб. Дома у причта собственные».

В отчётах Тамбовского архивного училищного совета и сельских школ Тамбовской губернии (район до революции относился к Тамбовской губернии и входил в состав Елатемского и Темниковского уездов) такие данные: в селе Савватьма (Савватемская волость) в 1891 г. открывается церковно-приходская школа. Важную роль в открытии школы сыграли Михаил Васильевич Неклюдов, умерший в 1893 г. и похороненный на территории Христово-Рождественской церкви в с.Савватьма и Иван Фёдорович Политов. Земская школа в селе открывается в 1898 г. по прошению Петра Владимировича Неклюдова, являвшегося в то время предводителем дворянства Елатемского уезда, который проживал в своём родовом поместье сельце Вышуры (до 1857 г. Вышур).

Храм в гг. Советской власти. После революции, в 30-е гг., как и многие другие, церковь Рождества Христова была закрыта и службы в ней прекращены. Официальным объяснением было за неуплату налога. Колокол с колокольни сбросили, переплавив на металл, в самом храме вначале ничего не было, потом стали хранить зерно, поэтому здание не подверглось разрушениям и хорошо сохранилось (по воспоминаниям М.В.Марина, жителя с.Савватьма). Одним из последних служителей был Александр Ильич Чтецов, арестован 17.10.1937 г. по решению тройки при УНКВД по Рязанской области. Приговорен к восьми годам, по статье 58-10 У К РСФСР. 16 января 1989 г. по указу ПВС СССР реабилитирован.

В годы ВОВ политика действующей власти стала более лояльной к религии. Начиная с 1943 г. стали открываться церкви. По воспоминаниям М.И.Лапшиновой, уроженки д.Узково, население прихода церкви Рождества Христова тоже стали ходатайствовать об открытии, и направили в Москву с прошением Полного Георгиевского кавалера И.С.Лапшинова. Прошение было удовлетворено. В 1946 г. церковь, по прошению народа, была открыта, службу справлял отец Никита (в миру Никита Яковлевич Чуриков). Он служил до своей смерти (1957г.). С 1957 г. по 1960 г. священники часто менялись и заметного следа в развитии храма не оставили. Многие жители прихода вспоминают отца Николая (в миру Николай Андреевич Новак), который служил с 1960 по 1969 г. Ему пришлось совершать службы в годы активизации антирелигиозной борьбы, когда ни одно из церковных изданий никогда не поступало в открытую продажу, и на них было почти невозможно подписаться, в то время как годовые тиражи атеистических изданий составили только в 1950 г. 800 тыс. экз. Постановления партии обязывало «преподавать школьные предметы (историю, литературу, природоведение, физику, химию и т.д.) с позиций атеизма... усилить антирелигиозную направленность школьных программ». И в самом деле, любой школьный учебник, появлявшийся после постановления, становился еще более непримиримым к религии, чем прежде. Можно было встретить такие утверждения: «Религия - это фантастическое и искаженное отражение мира в сознании человека... Религия стала средством духовного закабаления масс».

Продолжателем дела протоиерея Николая, его достойным преемником стал отец Александр (в миру Александр Иванович Лакеев). Отец Александр родом из с.Токмаково Ермишинского района. В 1969 г. прибыл в Савватьму и до 1986 г. выполнял свой священный долг служения, совершения божественных таинств. Это был открытый, доброжелательный человек, прекрасно знающий все тонкости церковной службы. Он умел поговорить с прихожанами: одобрить, вселить уверенность, успокоить. Антирелигиозная пропаганда состояла в широком распространении идей, порочащих церковь, отрицающих всякую религию и существование Бога, в агитации за идеи атеизма, в поиске и привлечении на сторону последнего как можно большего числа людей. Эта пропаганда проводилась в формах беседы, показа фильмов, диспута, суда, лекции, публикации статей ит.д. К ней в качестве пропагандистов и агитаторов широко привлекались дети. Ограничивался колокольный звон, запрещалось совместное богослужение священников соседних церквей в дни праздников, участие детей и подростков в хорах певчих и церковных службах, не разрешалось строительство жилых домов для священников на средства общины, ограничивалось проведение крестных ходов, запрещалась благотворительность, запрещалось членам партии участвовать в религиозных обрядах.

С 1987 по 1992 гг. на благо храма трудился отец Иоанн (Иван Петрович Ивануса). Он жил интересами церкви и был готов к решительным действиям во имя ее процветания. В настоящее время настоятелем Христорождественского храма с.Савватьма является протоиерей Сергий (Козьяков). Службу он ведет энергично, все внимание сосредотачивает на молитвах. Прихожане идут домой, после службы, с радостным настроением, словно сил прибавляется. Не забывает настоятель поддерживать в порядке и церковное здание: перекрыта крыша колокольни, заменили рамы окон на пластиковые. Да и многие прихожане не остаются в стороне: убирают территорию вокруг церкви, красят, моют, чистят. С икон на нас взирают лики святых, сияют новые подсвечники, огоньки свечей льют в сердца мир и покой.

Храм в наши дни. 4 октября Преосвященный епископ Дионисий совершил чин освящения колокола для Христорождественского храма с.Савватьма. Колокол изготовлен на средства жертвователей храма к 400-летию села и отлит в 2017 г. в г.Каменск-Уральский (Свердловская область). Вес колокола - 660 кг. На территории церкви захоронены два священника: И.Ф.Политов и Н.Я.Чуриков, великие люди, посвятившие себя служению богу, служению народу. Два строителя храма: один строил, другой восстанавливал. Около храма, с восточной стороны, располагаются могильные памятники, членам рода Неклюдовых, проживающих в д.Вышуры, внесших большой вклад в развитии нашего края. Это Василий Владимирович Неклюдов с супругой Елизаветой Ивановной Сазоновой и их дети с женами: Владимир Васильевич с Надеждой Петровной Малевинской и Михаил Васильевич с Елизаветой Илларионовной Жуковой, а также Наталья Васильевна – девица и младенец Лидия (дочь Михаила Васильевича), Анастасия Васильевна (20.07.1828-05.10.1855) - по мужу Мосолова. Огромную роль в строительстве церкви и открытии церковно приходской школы сыграл. М.В.Неклюдов (03.09.1826- 25.10.1893) помещик Елатомского уезда (с.Вышуры), Елатомский уездный предводитель дворянства, действительный статский советник, почётный мировой судья Елатомского уезда и председатель уездной дворянской опеки. Жена - Елизавета Илларионовна Жукова (10.09.1837-25.11.1889). Похоронен вместе с родителями, женой, братом и женой брата в с.Савватьма. В.В.Неклюдов (11.07.1824-03.02.1874) - старший сын, помещик Елатомского и Шацкого уездов Тамбовской губернии и Касимовского уезда Рязанской губернии – с.Вышуры, Саблино, Таторниково и Романово. Мировой посредник Елатомского уезда 1-го призыва, почетный мировой судья. Похоронен вместе с родителями, женой и братом в с.Савватьма Елатомского уезда. Жена Надежда Петровна Малевинская (09.12.1830-13.01.1870). П.В.Неклюдов (09.03.1857-1918) -.действительный статский советник, был председателем Елатомского уездного земского собрания, почетным мировым судьей. Его жена Елизавета Александровна Панова являлась попечителем школ в селах Власово и Вышуры. Петру Владимировичу Неклюдову принадлежало 1190 десятин и 1238 сажен земли. В 1914 г. в с.Вышуры проживало 567 крестьян, которым принадлежало 549 десятин надельной земли. Судьба П.В.Неклюдова была трагична. Он отравился в г.Сасово, когда возвращался из Москвы, узнав, что его жена и две дочери арестованы, а имение реквизировано. Захоронен в с.Глядково Сасовского района. Место, где располагалось имение Неклюдовых, жители с.Вышуры знают, сейчас там растут красивые деревья, среди которых выделился древний кедр и липа. Наверное, они были свидетелями жизни хозяев имений. В наше время на месте имений Неклюдовых находится приусадебный участок и те самые могучие деревья, от беседки сейчас остался только маленький холмик. В истории нашего государства были периоды взлётов и падений, однако на протяжении многих веков неизменной оставалась вера в Бога. С древних времён она была незыблемой основой жизни, с ней человек рождался и умирал. Христианство было распространено по всей огромной территории России. Даже в самых дальних уголках нашего государства возводились храмы и монастыри. Верующие, желающие посетить храм, могут сесть на Рязанском вокзале на электричку, идущую до Сасова, а с автовокзала можно доехать на Ермишинском автобусе до самого села Савватьма. За много верст вас будут встречать голубые купола Христорождественского храма.

Под колокольный звон собираются прихожане на службу и, приближаясь к церкви, видят всю неповторимую гармонию этого архитектурного творения. Внешний вид церкви всегда вызывал благоговение и гордость местных жителей. Эта прекрасная старинная церковь объединяет верующих единым духовным чувством, обращенным к Всевышнему и Богоматери. Народ идет в храм и в радости, и в горести. Здесь, как и сто с лишним лет назад, встречают христианские праздники. Здесь крестят, венчают, отпевают ушедших в мир иной, молятся о здравии живущих, о спасении ушедших на ратный подвиг.




Литература:

Храмы Рязанщины http://www.ryazan-hram.ru/node/71

Древо Открытая православная энциклопедия http://drevo-info.ru/articles/24282.html

Церковь святителя Николая Чудотворца в с.Устье http://www.homutovo.ru/social/hram-sv-nikolaya-ustje.html

История, культура и традиции Рязанского края archive.is›FgtN

Касимовская епархия http://kaseparh.ru/

Ермишинское благочиние http://ermishblag.cerkov.ru/

Рязанские Ведомости rv-ryazan.ru›Рязанские ведомости›5784.html

Сайт Единой России по Рязанской области ryazan.er.ru›Новости›…-georgievskomu-kavaleru

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-21; Просмотров: 850; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.023 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь