Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Затерянные страницы родного края



Мазин Алексей, 7 класс, МОУ «Малинищинская СОШ»

Научный руководитель: Илькина Елена Николаевна, учитель истории и обществознания МОУ «Малинищинская СОШ»

Актуальность исследования. Древние люди говорили, что для абсолютного счастья человеку необходимо славное Отечество. В нашем современном мире эти слова по-прежнему актуальны. Мы солидарны с теми, кто утверждает, что воспитание человека, испытывающего гордость за свою страну, готового «Отчизне посвятить души прекрасные порывы», начинается с углублённого познания своей малой Родины, её святых мест. Чем гордиться, если не знаешь свои корни, историю родного города, страны, если лишён памяти о своём наследии?

Вся отечественная культура зиждется на духовной основе. Патриотические чувства начинаются с уважения к святыням. Очень точно заметил философ Иван Ильин: без святынь «Россия подобна раме без картины, колыбели без младенца». Православные ценности всегда составляли духовное ядро русского человека. Кремль с его златоглавыми куполами - это тот образ столицы, который защищали от немецких захватчиков наши воины. Отправляясь в военный поход, наши князья и цари просили у честных старцев благословления, усердно молились о победе, брали с собой кресты, иконы и хоругви, давали обет Богу о строительстве церквей и монастырей в благодарность за дарованную Богом победу. «За веру, Царя и Отечество» - эти слова наполняли мужеством и отвагой солдатские сердца.

В настоящее время большое внимание уделяется духовному развитию человека, с этой целью в школах введен новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики». В прошлом учебном году на одном из занятий Основ православной культуры мы говорили о забытых храмах. Меня очень сильно заинтересовал вопрос: «Какова же история святых мест моей малой Родины?». На этот вопрос я решил найти ответ в ходе исследования. С того времени под руководством учителя истории Е.Н.Илькиной начал собирать информацию о заброшенном храме с.Малинищи.

Цель исследовательской работы: описать историю Тихвинской церкви и изучить ее современное состояние.

Задачи исследовательской работы: формировать чувство значимости к родному краю и к судьбе забытых церквей; изучить архивные материалы, публикации, рассказывающие об истории родного села и близ лежащего храма; выявить и оценить произошедшие изменения; развить навыки исследовательской работы в области православной культуры; формировать научное мировоззрение; привлечь общественность к сохранению и уважительному отношению к культурному наследию.

Объект исследования: церковь Тихвинской иконы Божией Матери.

Предмет исследования: изучение исторической судьбы Тихвинской церкви с.Малинищи, ее архитектурных особенностей, культурно-исторической ценности.

Формы исследовательской работы: выбор темы исследования; встреча с Сергеем Андреевичем Писакой – правнуком последнего настоятеля Тихвинской церкви Святозерского Павла Петровича, со старожилами села; изучение архивной справки ГАРО; работа с материалом о храмах Рязанской епархии И.В.Добролюбова; Переписной книгой 1688 г., со статьей из газеты «Пронский рабочий» от 02.06. 1992; работа с интернет-ресурсами; изучение и обобщение собранного материала; фотосъемка объектов исследования; работа по подбору фотоматериала для составления приложения.

При подготовке исследовательской работы использовались следующие технологии: работа в текстовых и графических редакторах (Мicrocoft Office Wоrd); обработка фотоматериала.

Практическая значимость данной работы: результаты могут быть использованы как память о духовном наследии. Собранный материал может представлять интерес для широкого круга читателей, интересующихся культурой родного края и близ лежащих храмов.

История названия с.Малинищи. Изучив архивный материал из краеведческого школьного музея МОУ «Малинищинская СОШ» об истории села, я узнал, что раньше на территории с.Малинищи были барская усадьба и сад. Сад сажали всем селом. Он был огромный, даже сохранился до наших дней, но, конечно одичал. Каждую осень, когда поспевал урожай, крестьяне сами приходили к барину, и он отправлял их в сад на работы, а потом расплачивался деньгами или частью собранного урожая. Дело у барина было поставлено столь хорошо, что сам хозяин находился в имении только летом, а зиму, весну и осень проводил за границей, оставляя хозяйство на своего управляющего. Собранного урожая хватало всем, и часть его даже отправляли в Москву. Овощи и фрукты хранились всю зиму, и весной в столицу уходили подводы с клубникой. И вот, то ли фамилия барина была Малинин, то ли жизнь в имении была хороша, как малина, только село прозвали Малинищи. Конечно же, это местная легенда. На самом же деле местность, на которой теперь существует село, издавна называлась Малинищи и вполне понятно, почему: малины тут росло видимо-невидимо. Поэтому и ручей, протекающий здесь, получил имя Малинов, и деревушка, возникшая здесь в IX-X вв., стало именоваться Малинищи.

В 1237 г. во время нашествия татар на Русь Малинищи была полностью уничтожена. Больше века здесь была пустошь. Потихоньку, потихоньку люди стали опять обживать старые места, но после самого большого и разорительного набега крымских и ногайских татар в 1521 г. деревня запустела. В 1592 г. по указу царя Федора Ивановича пустошь Малинищи была отдана в вотчину Рязанскому духовному владыке взамен взятой у него земли под Ряжском, где надо было поселить «новоприборных казаков» для сторожевой службы при Ряжской крепости.

Малинищи как новая деревушка известна с 1665 г. В 1682 г. в ней построили церковь в честь иконы Божией Матери Тихвинской, и она, став селом, получила свое новое название – Богородицкое. В ведомости архиерейского и его вотчин за 1739 г. записано: с. Богородицкое, «что была деревня Малинищи»…однако, название это не удержалось, и его вскоре забыли.

Тихвинская церковь с.Малинищи. Из книги И.В.Добролюбова «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных…» я отметил данную информацию. Село Малинищи в XVII в. входило в состав прихода к Покровской церкви с.Покровского. По окладной книге 1676 г. село Покровское поименовано «домовой митрополичьей вотчиной», в нем находился двор преосвященного Иосифа, митрополита Рязанского и Муромского, в котором жил приказчик, да два двора домовых задворных детей боярских; кроме села, в приходе показаны деревни: Малинищи, Безлычное и Осники, в которых было «три двора задворных слуг, двести дворов крестьянских, тринадцать дворов бобыльских и всего двести двадцать три двора». С построением отдельной церкви в честь иконы Божьей Матери Тихвинской, Малинищи получает статус села Богородицкого. Время построения Тихвинской церкви, хотя с точностью неизвестно, но в окладной книге замечено под с.Богородицким следующее: «а прежде всего, как то село Богородицкое было деревенею и приписано к домовой же вотчине к селу Покровскому и данными деньгами особо по сее число не обложено, а плачивали данные деньги с того села Богородицкого с Покровским вместе по 1683 год». В книге сбора полоняночным деньгам за 1681 г. с.Богородицкое еще не упоминается, хотя с.Покровское и упомянуто; следовательно, построение Тихвинской церкви может быть отнесено к 1682 г. При новопостроенной Тихвинской церкви в с.Богородицком по окладной книге значится «церковные домовые земли, жалованные блаженной памяти преосвященного Иосифа Митрополита Рязанского и Муромского, двадцать четвертей в поле и сенных покосов на 30 копен».

В состав Тихвинского прихода входила, кроме села, д.Егольники, в которых было 53 двора, в том числе в с.Богородицком двор преосвященного Павла, Митрополита Рязанского и Муромского, в котором жил старец и дворник. В приходе Покровском остались деревни Безлычное и Осники, к которым присоединена была в XVIII в. д.Шляпина, в которой состояло, по досмотру 1714 г., 75 дворов. В том же 1714 г. Покровские попы Косма да Иван жаловались преосвященному Стефану на то, что «данные деньги плотят они с пуста», так как крестьяне из того села Покровского вышли жить в Ряжский и в Тамбовские уезды, а иные крестьяне из того села бежали и в солдаты взяты.

В ведомости архиерейского дома и его вотчине за 1739 г. в с.Богородицком, «что была деревня Малинищи, показано земли 786 четвертей в поле, сенных покосов 1800 копен, лесу непаханого 20 десятин». Из того числа земли на архиерейский дом обрабатывалось 30 десятин в поле, сена убиралось 119 копен. По переписной книге 1688 г. написано, в селе Богородицком крестьянских и бобыльских 34 двора, в них, по свидетельству генералитета, было 102 души; по переписи 1749 г. 144 души. Здесь же имеется запись, что существующая ныне в селе Малинищах каменная Тихвинская церковь с пределом Покровским. Из памятников древности в Тихвинской церкви сохраняются:

1. Образ Тихвинской Божьей Матери, в медном, посеребренном окладе.

2. Книга «Пентакостарион», она же пятидесятница.

В состав Тихвинского прихода входят: село со ста одиннадцатью дворами и деревни: Егольники с сорока пятью дворами и Саввин Кряж с тридцатью четырьмя дворами. Старожилы с.Малинищи вспоминают, что из этих деревень в Тихвинский храм ходили на воскресные службы, да детишек крестить. Был храм в д.Ерандучи, но сгорел. И местный люд тоже потянулся в нашу церковь. Только старое кладбище напоминает о том, что здесь когда-то жил человек.

Данный документальный материал взят из окладной книги 1676 г., ведомости об архиерейском доме и вотчинах, сочиненной 4 октября 1739 г. по указу из Коллегии Экономии. В документах архивного фонда Рязанской духовной консистории, в ведомости о церкви, причте и приходе с.Малинищи Пронского уезда Рязанской епархии имеются следующие сведения о Тихвинской церкви с.Малинищи: «Церковь построена в 1862 г. тщанием прихожан. Зданием каменная с таковой же колокольней, оградой около храма и кладбища. Престолов в ней три: в настоящей во имя Тихвинской Божией Матери, в южном пределе во имя Покрова Пресвятой Богородицы и в северном во имя пророка, крестителя Господня Иоанна. Утварью достаточна. По штату в ней положены: священник и псаломщик. Жалованья причт не получает. Кружечных доходов за 1914 г. получено 340 рублей. Здания, принадлежавшие церкви: сторожка деревянная 7 аршин с 6 аршинами сенями, сарай для дров: 15 аршин длины, 8 аршин ширины. У священника дом собственный, деревянный, стоит на земле, дарственной крестьянами с.Малинищи в 1905 г. У псаломщика дом собственный деревянный, стоит на церковной усадебной земле. У вдовы священника Анны Васильевой Орловой дом собственный деревянный, стоит на церковной усадебной земле. В церковной библиотеке находится книг, для чтения предназначенных, 40 томов экземпляров. Имеющиеся в приходе школы: в селе Малинищах школа земская, в ней обучаются 55 мальчиков и 30 девочек. В д.Егольниках школа грамоты помещается в наемной квартире, в ней обучаются 25 мальчиков, 15 девочек, В д.Савине школа грамоты, переходящая, в ней обучаются 18 мальчиков, 14 девочек. При церкви состоит старостою церковным кр. с. Малинищ Стефан Стефанов Суханов, который должность свою проходит с 1892 года».

Из епархиального журнала за 1896 г.: «Разрешено распространить каменную церковь». Таким образом, ныне существующий храм претерпел значительные изменения в конце XIX в.

Период с 1917 г. занимает значительное и важное место в истории нашего храма. Эти годы носили антирелигиозный характер. По всей России шло массовое уничтожение и разрушение церквей и храмов. Всячески старались унижать священников, облагали их огромными налогами, которые невозможно было выплатить, лишали избирательного права и права голоса. Судьба священства храма - это отражение судьбы всего духовенства страны. Последним настоятелем в Тихвинском храме перед его закрытием был иерей Павел Петрович Святозерский, который захоронен в алтарной части храма. К сожалению, все могилы около храма утеряны и осквернены. Со слов местной жительницы Анны Кузьминичны Мельниковой я узнал, что в советскую эпоху в храме располагались: кузница, зернохранилище, а после ВОВ склад стройматериалов. С 80-х гг., когда храм окончательно обветшал, складские помещения переместили в другое место, оставив некогда культовое сооружение превращаться в руины. А ведь Анна Кузьминична утверждает, что в начале 90-х гг. кое-где на стенах храма все еще можно было наблюдать уже сильно поблекшие, полуистертые, но не потерявшие своей величественности росписи.

Изучив архитектурные данные и побеседовав со старожилами села, мы решили обследовать полуразрушенное строение и получили следующие данные. Храм в с.Малинищи, построен из красного кирпича, занимает площадь 452,4 м кв. Высота храма достигает 9,8 м. Относительно хорошо сохранились алтарная часть, основная храмовая часть с 8-угольным барабаном и куполообразным завершением. Алтарная часть длиной 5,6 м. и шириной 6,3 м имеет одну апсиду с тремя оконными проемами высотой до 3-х м. Нижняя часть окон располагается в 0,5 м от земли. Внутри алтарной и основной части здания на полу наблюдается значительный слой шлаков, оставшийся от кузницы. Настенные росписи, увы, не сохранились. Западное крыло здания имеет площадь 293 кв. м. Это наиболее поврежденный участок: перекрытия обвалились практически по всей площади - 269,5 кв. м., стены сильно обветшали, местами их высота не превышает 0,7 м, на отдельных участках они полностью или почти полностью отсутствуют; из 10-ти существующих оконных проемов полностью сохранились три (все в юго-западной части), частично просматриваются два (северный фасад); частично сохранились и арка, обрамляющая вход в храм, имевшая ширину 2,8 м и высоту 3 метра. Было бы правильным законсервировать заброшенную святыню, дабы прекратить дальнейшее поругание.

Павел Петрович Святозерский – последний настоятель Тихвинской церкви. Изучив документы архивного фонда Рязанской духовной консистории, ведомости о церкви, причте и приходе с.Малинищи Пронского уезда Рязанской епархии за 1914 г., я узнал сведения о священнике Павле Петровиче Святозерском - последнем настоятеле церкви Божией Матери Тихвинской. 20 июня 1887 г. Павел Петрович Святозерский окончил полный курс в Рязанской Духовной Семинарии с аттестатом 2-го разряда. 17 октября 1887 г. Высокопреосвященнейшим Феоктистом был определен в псаломщики в Иоанно-Богословской церкви с.Насилова Пронского уезда. 20 октября 1887 г. Преосвященнейшим Иустином Павел Петрович был определен и рукоположен во священника в Космо-Дамианской церкви с.Матвеевского Пронского уезда. Затем Преосвященным Аркадием он был утвержден духовником в округе.

С 10 марта 1895 г. он стал законоучителем в земской школе и заведующим школами. В 1898 г. был награжден набедренником, в 1902 году – скуфьею, получил письменную благодарность от попечителя Московского учебного округа, а в 1907 г. награжден камилавкой. 17 марта 1905 г. Преосвященным Аркадием по прошению Павел Петрович был перемещен в с.Малинищи.

В Епархиальных ведомостях за 1914 г. я обнаружил, что Павел Петрович был председателем кредитного отдела Малинищинского прихода. Также из издания «Состав причта приходов Рязанской епархии Михайловского уезда» я узнал, что отец иерея Павла Святозерского был сверхштатным дьячком в с.Плахино (Богоявленское) Михайловского уезда 1883-1885 гг. Скончался он в 1889 г.

Побеседовав с Сергеем Андреевичем Писакой – правнуком Павла Петровича Святозерского, я узнал, что Павел Петрович был женат на Ольге Ивановне Орловой и у них было 4 детей: Серафима, Михаил, Александра и Вера. Старшая дочь Павла Петровича Серафима Павловна Святозерская 1894 года рождения была бабушкой Сергея Андреевича. Молодые годы Серафима Павловна провела в с.Малинищи, замуж вышла в с.Троицкое за Николая Алексеевича Черкасова. После революции Серафима Павловна работала учителем. Серафима Павловна умерла в возрасте 86 лет, захоронена на Скорбященском кладбище г.Рязани.

Матфей Александрович Алоин – священномученик. Со слов Сергея Андреевича Писаки я также узнал, что Матфей Александрович Алоин – протоиерей, Бутовский священномученик был его родным прадедом. Брат Николая Алексеевича Черкасова Александр был женат на дочери Матфея Александровича Алоина. Матфей Александрович родился 1 августа 1879 г. в с.Стенькино недалеко от Рязани в семье священника. После окончания Рязанской духовной семинарии в 1899 г. был рукоположен в сан диакона, а в 1909 г. - в сан священника. Последовательно служил в различных епархиях: сначала в Черниговской в с.Лысые, а затем перевелся в Рязанскую епархию, где служил в селах Хавертово и Поляны. В 1929 г. был возведен в сан протоиерея. Последние годы жизни служил в храмах Коломенского района Подмосковья: в Никольской церкви в с.Погост Старки, а в 1936 г., незадолго до мученической кончины, его перевели в Успенский храм в с.Мячково. В 1937 г. советская власть решила Успенский храм в с.Мячково закрыть и переделать в зернохранилище. Для этого было проведено собрание граждан, которые, как планировали безбожники, должны были высказаться за скорейшее закрытие церкви. Однако верующие, пришедшие на собрание, сумели отстоять храм от закрытия. В октябре 1937 г. сотрудники Коломенского районного отделения НКВД решили арестовать отца Матфея. Для дачи показаний было вызвано несколько человек, жителей с.Мячково, которые подписали необходимые показания. Как доказательство антисоветской деятельности священника они привели факты, что отец Матфей выступал против закрытия храмов, против воспитания молодежи в атеистическом духе, о чем часто беседовал с верующими в храме и на улице, а также хорошо относился к тем, кого советская власть считала кулаками.

31 октября 1937 г. протоиерей Матфей Алоин был арестован сотрудниками НКВД и заключен в Коломенскую тюрьму. Вскоре отец Матфей был переведен в Таганскую тюрьму в Москве. 14 ноября 1937 г. тройка НКВД по Московской области приговорила отца Матфея к расстрелу за "антисоветскую агитацию, участие в церковно-монашеской группе в селе Мячково". 25 ноября 1937 г. был расстрелян на полигоне Бутово под Москвой и погребен в безвестной общей могиле. Причислен к лику святых Новомучеников Российских постановлением Священного Синода 17 июля 2004 г. для общецерковного почитания.

История наших храмов – это история родного края. А знание истории малой родины помогает лучше понять историю своей страны, крепче любить родную землю. По-особому становятся дороги те места, которые связаны со святынями, где происходили события, повлиявшие на дальнейшую жизнь наших предков. Никогда уж не предашь эти заповедные для души уголки родного края, не нанесёшь вреда, не поднимется рука их уничтожить. История убедительно свидетельствует - храмы на Руси имеют огромное значение, выполняя духовные, культурно-просветительные, социальные функции. Храм являлся, и является, центром христианского просвещения, светочем православной культуры среди населения. Церковь - духовный щит общества. Она всегда имела миротворческую, объединительную миссию и является источником культурного, образовательного роста России. Изучив множество источников, я пришел к выводу, что для возрождения духовности подрастающего поколения необходимо, чтобы дети лучше знали историю своего народа. Уважение к памятникам старины, бережное отношение к вере своих предков – одна из сторон нравственной характеристики человека. Она позволяет молодому поколению ощущать себя наследниками прошлого и сознавать свою ответственность перед будущим.

22 сентября 2017 г. учащиеся и учителя МОУ «Малинищинская СОШ» совершили паломническую поездку на Бутовский полигон. Разве я мог тогда предположить, что в своей работе буду писать о Бутовском новомученике, священномученике Матфее Алоине. Пришло время прославлять своих святых.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-21; Просмотров: 408; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь