Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


История Вослебовского храма



Игнатова Мария, 8 класс МБОУ «Вослебовская СОШ», Скопинский район

Научный руководитель: Титкина Елена Алексеевна, учитель истории МБОУ «Вослебовская СОШ»

 

Поводом для написания работы послужил случай в начале этого учебного года, когда на уроке истории от учителя я узнала, что в 2019 г. будет 20 лет, как восстановили нашу церковь. Все мои одноклассники были удивлены: оказывается, что в истории нашей церкви было два дня рождения. Тогда выяснилось, историю храма я тоже не знаю, хотя часто хожу туда. Заинтересовавшись данной темой, я решила провести опрос среди учащихся 6-8 классов моей школы в виде анкетирования. Результаты опроса показали, что никто не знает истории храма, но 93% хотели бы её узнать. Поэтому темой моей работы является История Вослебовского храма.

Цель работы заключается в изучении хроники исторических событий храма Рождества Пресвятой Богородицы в с.Вослебово. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: найти сведения о строительстве первоначального храма в с.Вослебово; выяснить, при каких обстоятельствах храм был разрушен; что послужило поводом для восстановления храма; узнать, кто восстановил храм; описать современное состояние храма и раскрыть его значение для жителей села.

Объектом исследования являются события, связанные с храмом от первого упоминания и по настоящее время.

Предметом исследования: храм Рождества Пресвятой Богородицы с.Вослебово Скопинского района.

Актуальность работы заключается в том, что в моем селе до сих пор нет работы, в которой были бы объединены все раннее известные факты из истории храма.

Практическая значимость работы: считаю, что материалы работы могут найти применение на классных часах и внеклассных мероприятиях.

В работе я использовала воспоминания жителей села, архивные документы, материалы из книг, пригодилась информация из Интернета. При написании работы были использованы методы: поисковый, опросный, работа с документами, беседа с жителями, систематизация и анализ собранной информации.

Село Вослебово Скопинского района относится к числу наиболее старых поселений Рязанской области наряду с такими городами, как Рязань, Пронск, Коломна и другие, возникших еще в XII в. Расположено село в 5 км от г.Скопина. Платежные книги 1594-97 гг. сообщают, что с.Вослебово входило в Пехлецкий стан и принадлежало к вотчинам крупнейших бояр Александра и Василия Никитичей Романовых, которым Михаил Федорович приходился племянником [3]. Существуют несколько версий объяснения названия села. Согласно первой версии, «село названо в честь русского богатыря Осляби, который участвовал в Куликовской битве. По дороге на Куликово поле он отдыхал на этом месте, где сейчас расположено село, с другим легендарным участником битвы Пересветом. А со временем слово трансформировалось в Вослебово [4,177]. По второй версии, «название дала речка Вослебка, в верховье которой и расположено село» [5,182].

Точная дата возникновения села неизвестна. По сведениям местных жителей, дату образования села относят к 1380 г., исходя из версии объяснения названия села. Но краеведы считают это «местной легендой», так как информация о существовании села в документах XIV-XV вв., к сожалению, отсутствует, поэтому она не имеет исторически достоверных оснований. «Первое упоминание о поселении относится лишь к 1522 г. Поэтому датой с.Вослебово правильно было бы считать начало XVI в., а именно 1522 г.» [7]. До 1640 г. сведений о церкви в селе не было. Храм Рождества Пресвятой Богородицы с.Вослебово в архивных документах впервые упоминается в 1640 г. в переписной отказной книге Василия Фатьяновича Неретина 1640 г. о владениях вдовы боярина Ивана Никитича Романова Ульяны Федоровны и ее сына, стольника Никиты Ивановича Романова: «…к тому острожку Скопину в вотчине село Вослеба, в селе деревянная церковь Рожества Христова, древена клецка, а в церкве Божия милосердия образа и книги, и ризы, и колокола и всякое церковное строение, боярское и мирское…»[2]. Из документа мы узнаем, что первое здание было деревянным и носило название Рожества Христова. В деревянном здании церкви служили следующие священники: Афанасий Петров (упом. в 1683 г.), Иродион Васильев (упом. в 1700 г.), Алексей Силин (упом. в 1703 г.), Петр Климентов (упом. в 1756 и 1762 гг.) [6,89].

В 1801 г. на месте деревянного здания была возведена новая кирпичная церковь с Богородице-Рождественским приделом и колокольней. Освящен храм был как храм Рождества Пресвятой Богородицы. От местного жителя села, Алексея Николаевича Черных, я узнала, что церковь была так названа потому, что первой иконой, которую занесли в здание, была икона Рождества Пресвятой Богородицы. Строили храм на средства и пожертвования прихожан и богатых купцов. Строительство осуществлялось двумя мастерами под руководством архитектора, имена которых остались, к сожалению, неизвестными. «Хорошую глину нашли для стройки недалеко от берегов Вёрды и изготовляли кирпичи на яичном растворе».[4,178].

В новом здании служили священники Иоанн Семенов (ок. 1802–23 гг.), Иоанн Михайлов (ок. 1823–29), Георгий Яковлев Соколов (1829–47) и Георгий Васильевич Славянов (1847–84 гг.) [6,91]. В 1870 г. к церкви был пристроен Никольский придел. Новый придел, также, как и Богородице-Рождественский, строили на средства прихожан. Об участии населения в строительстве церкви рассказала дочь жительницы села Нина Алексеевна Карназеева: «Свидетельницей стройки стала моя мама, которой на момент строительства было 7 лет. Она поведала, как по воскресеньям она вместе с матерью ходила к церкви, чтобы помогать мастерам. Людей всегда было видимо–невидимо, и все, как муравьи, рабочим подносили кирпичи. Особенно тяжёлой была работа, когда поднимали колокол на колокольню. Сначала мужики тащили его на деревянных санях и катках. Одни тянули сани спереди, другие толкали сзади, третьи то и дело меняли катки и подливали воду под сани, чтобы они лучше скользили по каткам. И подъём колокола на колокольню производили без всякой техники. С помощью канатов поднимали его на звонницу. И никто не ленился, а наоборот, каждый хотел зацепиться за верёвку и хоть чуточку помочь. Мы этот храм строили всем миром!» Благодаря названию церкви, в селе утвердился престольный праздник во имя Рождества Пресвятой Богородицы, который приходился на 8 (21) сентября. Местные жители называли это день «наш праздник». По их объяснению это значило, что все в этот день работают, а они отдыхают. Особенностью празднования этого дня было то, что в одном доме собирались все родственники разной степени родства. Широко был распространен обычай устраивать свадьбы. По воспоминаниям старожилов с.Вослебово, в престольные дни во имя Рождества Пресвятой Богородицы проходили почти все сельские свадьбы, бывало по 70 свадеб в день. «На праздник Рождества Богородицы много свадеб у вослебовцев, и зараз они справляют и то, и другое» [8].

«К концу XIX в. церковь Рождества Пресвятой Богородицы с.Вослебово становится главным архитектурным зданием» [5,184]. День захвата власти большевиками в октябре 1917 г. положил начало одному из самых трагических периодов в истории церкви. Особенно тяжелыми для храма были З0-е гг., когда против служителей церкви применялись различного рода политические репрессии. Принятый 23.01.1918 г. Декрет СНК РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», который «устанавливал не только отделение церкви от государства и школы, но и запрещение церкви владеть собственностью, лишение её прав юридического лица» [1], положил начало закрытию храмов. К церкви стали относиться как к контрреволюционной силе, оказывающей существенное влияние на сознание масс. В 30-е гг. XX в. храм с.Вослебово постигла та же участь, что и большинство церквей по всей стране. 27 сентября 1937 г. Вослебовский храм был закрыт. «Купола были сброшены, церковные ценности изъяты и сожжены, все священники были арестованы, от храма осталось только здание» [4,178]. По воспоминаниям жителей села, после закрытия храма представители власти ходили даже по домам и заставляли снимать и уничтожать иконы.

В начале 1942 г. здание церкви стали использовать в качестве склада, где хранили зерно. В качестве зернохранилища храм использовали недолго, всего 7 лет, так как помещение не было приспособлено для таких целей. И с 1950 г. кирпичное здание оставляют на произвол судьбы. Местная жительница Татьяна Дмитриевна Ушакова вспоминала, что в то время, когда храм пустовал, многие местные жители, проходя мимо, плакали, глядя на здание. И каждый надеялся на то, что когда-нибудь их родной храм восстановят. Таким образом, церковь Рождества Пресвятой Богородицы пережила тот этап, когда разрушались вековые традиции, но даже в такие тяжёлые моменты жители села не утратили свои духовные корни. Начало 90-х гг. в селе было ознаменовано возрождением церковной жизни. Генеральный директор ООО «Альфа» А.Н.Люлюкин, посоветовавшись со своим коллективом, решил восстановить сельский храм. В его возрождение внесли вклад администрации г.Скопина и Скопинского района, руководитель скопинского лесничества А.И.Гришаев, директор ЗАО «Ремонтник» В.Э.Николаев, директор АО «Скопинский хлебопродукт» В.В.Строганов, а также жители села Е.И.Жирков, В.В.Ульянов, А.В.Найдин и многие другие. Задав вопрос Александру Николаевичу о том, почему для реставрации был выбран именно храм с.Вослебова, он ответил: «Мне мои родители рассказывали, как они при посещении храма восхищались его мощью и красотой. А моему поколению он достался разрушенным. И я поставил для себя цель воссоздать величественный облик храма. Сейчас я помогу храму, а это значит, помогу себе».

В декабре 1999 г. храм был восстановлен и вновь освящен как храм Рождества Пресвятой Богородицы. Освящение храма проводил архиепископ Рязанский и Касимовский Симон. Приход возрожденного храма возглавил священник о.Павел. Освящение храма стало настоящим праздником для всех жителей с.Вослебово. В настоящее время церковь Рождества Пресвятой Богородицы успешно функционирует, её посещают не только жители села, но люди из других сел и городов. Храм состоит из двух приделов: Богородице-Рождественского, главный придел, и Никольского. Первый придел, основной, был освящен, как уже было выше сказано, 31 октября 1999 г. Второй придел был освящен 27 ноября 2017 г. Церковь располагает колокольней, звонницу которой составляют 3 колокола. Крупнейший из них весит 5,2 тонны, остальные - от нескольких десятков кг до 2 тонн. Настоятелем храма является архимандрит Пимен. Здесь чтят традиции прошлого, о которых знает вся Рязанская епархия: ведутся службы в честь церковных праздников, читаются молебны, совершаются крестные ходы. Одним из главных для села праздников остается престольный праздник Рождества Пресвятой Богородицы, который отмечается 21 сентября. Любой коренной житель подтвердит, что именно в этот день в селе царит какая-то своеобразная атмосфера. Все кажется родным, дорогим. В этот день в церкви особенно много прихожан и это связано не только с тем, что это сам по себе очень великий праздник, а с тем, что он для всех жителей по-настоящему любимый. В церкви, как обычно, проходит богослужение, литургия и молебен. После службы батюшка вместе с прихожанами проводит трапезу, где все едят угощения и ведут сердечные разговоры. Традиционным блюдом на праздник считается «курник» - пирог с мясом, который обязательно в этот день пекут в каждой семье. По сей день продолжается и реставрация храма. С 2010 г. при храме действует детская православная Воскресная школа, в которой дети получают первый опыт христианской жизни, получают знания о Священном писании, выучивают первые молитвы и заповеди. 5 октября 2016 г. церковь стали украшать новые купола. Освящение куполов возглавил епископ Скопинский и Шацкий Матфей. Особое внимание стоит уделить новому центральному иконостасу, по-своему уникальному в своей композиции, который делает храм еще более величественным. Иконостас строили жители с.Вослебово: Николай Праслов, Алексей Савёлов, Николай и Иван Алныкины. С помощью пожертвований прихожан были приобретены иконы самых разных святых земли Русской. Освящен иконостас в 2000 г. В августе 2018 г. храм был обнесён железным забором. Таким образом, из всего сказанного можно прийти к выводу, что в наши дни церковь приобретает совершенно другой, более изящный и величественный вид.

В своей работе мне удалось проследить последовательность событий, связанных с историей храма с.Вослебово. При помощи найденных материалов, воспоминаний старожилов села мне удалось воссоздать историю храма и рассказать о его буднях. Для того, что раскрыть значение церкви в жизни моих односельчан, я, по окончании воскресной службы, прихожанам церкви задала такой вопрос: Какие чувства испытывают они после посещения храма? Нина Алексееевна Карназеева: «Я испытываю чувство легкости и радости. Прихожу домой в приподнятом настроении».

Галина Владимировна Титкина: «После посещения Храма мне хочется многое сделать. Мне так легко, что хочется летать». Людмила Николаевна Тюрина: «Я забываю о неприятностях, болезнях, они сами уходят. Легко на душе». Николай Николаевич Праслов: «Для меня в церкви наступает благоденствие, мне спокойно, а воздух Храма меня просто лечит». На основе материала работы можно прийти к выводу, что церковь Рождества Пресвятой Богородицы всегда играла значимую роль в духовной и общественной жизни и села, и его жителей от момента возникновения до настоящего времени.

Список использованных источников:

1. ДЕКРЕТ от 23 января 1918 года «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» [Электронный ресурс] URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_181.htm

2. РГАДА Ф. 1209, Оп. 1, Ч. 1, Д. 937 [Отказная книга вотчины боярыни У.Ф. Романовой и ее сына А.И. Романова отказчика Вас. Неретина, 1640 г.]

3. ГАРО Ф. 6713, Оп. 1, Д 15. Л. 16, 222 [Платежные книги 1594-1597 гг.]

4. Добролюбов Иоанн, священник. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных, со списками их настоятелей за XVII, XVIII И XIX ст. и библиографическими указаниями. /Иоанн Добролюбов. Т. II. - Рязань, 1885.

5. Соболев В. А., Егоров В. Н., Крылов А. Ф. Скопин: Историко-краеведческие очерки о городе Скопине и населенных пунктах Скопинского района/ В.А.Соболев, В.Н.Егоров, А.Ф.Крылов.- Скопин, 1996.

6. Писцовые книги Рязанского края. XVI век/ под ред. В.Н. Сторожева. - Рязань: издание Рязанской ученой архивной комис., 1898-1904. Т. 1, вып. 1. - 1898.

7. Коростелев В.А.Российский М.А. Вослебово село (Вослебовское сельское поселение) [Электронный ресурс] URL: https://62info.ru/history/node/15424

8. История названий населенных пунктов района[Электронный ресурс] URL: https://skopin-adm.ru/istoriya-nazvaniy-naselennyih-punktov/

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-21; Просмотров: 517; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь