Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Преподобный Назарий Валаамский, отец русского монашества



Зубренкова Мария, 7 класс МОУ «Ермишинская СШ».

Научный руководитель: Николай Николаевич Аниськин,

учитель истории МОУ «Ермишинская СШ».

 

Любить свою землю, свою малую родину можно только тогда, когда ты знаешь её историю. Без прошлого нет будущего. Без знания своих корней невозможно развитие личности, её духовное становление. А корни наши – в православии. О жизни преподобного Назария Валаамского впервые в Ермиши рассказал местный краевед Ю.А.Сочейкин в 2009 г., в годовщину 200-летия со дня кончины преподобного. Он же издал книгу «Восхождение» о святых и священнослужителях, связанных с Ермишинским краем. Супруги Минины с Валаама, побывав в Ермишинском районе в 2010 г., издали книгу «Святые и праведники земли Ермишинской (на родине преподобного Назария Валаамского)», в которой дополнительно рассказывается также об одном из первых основателей Саровской пустыни иеромонахе Дорофее, родом из с.Савватьма и священомученнике Илие Громогласове. В память о преподобном Назарии Валаамском недалеко от святого источника Токмаковский родник в Ермишинском районе возведен храм в честь преподобных Серафима Саровского и Назария Валаамского.

О жизни этого удивительного человека я решила узнать подробнее и поэтому свою исследовательскую работу посвятила изучению жизненного пути преподобного Назария Валаамского – отца русского монашества.

Цель исследования: - пополнить запас знаний о великом подвижнике Русской ЦерквиНазарии.

Задачи исследования: найти необходимую информацию, проанализировать и составить описание жизненного пути подвижника Русской Православной Церкви Назария Валаамского; показать, что память о преподобном Назарии Валаамском жива и в наши дни.

Практическая значимость . Материалы исследования могут быть использованы при подготовке к урокам литературы, истории, при проведении классных часов, создании классных уголков, стендов, при создании обобщающих работ, исследований по проблеме «Духовно-нравственное воспитание молодежи».

Методы исследования: изучение и обобщение литературы, поиск информации в интернете, беседа с местными краеведами, создание презентации.

В ходе сбора материала, я обратилась к учителю истории Н.Н.Аниськину, который рассказал о с.Аносово – родине о.Назария, и к предпринимателю А.М.Кузьмину. Александр Михайлович поделился мыслями о выборе места для строительства храма в память о Назарии Валаамском.

Жизнь и духовное наследие Назария Валаамского. Начало монашеского пути. Саровская пустынь. Игумен Назарий родился в декабре 1735 г., в с.Аносово Темниковского уезда Тамбовской губернии, в семье причетника. Отца его звали Кондратом, а мать Маврой. В святом крещении он был наречен Николаем. Деревню, в которой родился Николай, населяли великороссы; находилась она в пятнадцати верстах от Кадома – этот город являлся пограничным с Мордовией. В то время жители, населявшие эту область (мордва), еще оставались язычниками. С самой юности возлюбив Бога, Николай оставил мир, и в 1752 г., имея от роду семнадцать лет, ушел в Саровскую пустынь. Здесь он пробыл 3 года. Услышав о подвижнической жизни епископа Астраханского и Ставропольского Мефодия. Николай отправился к владыке. 20 декабря 1761 г., в присутствии преосвященного епископа Мефодия, в Покровском монастыре Николай был пострижен в монашество с именем Назарий. Через год, 22 октября 1762 г., отец Назарий был рукоположен епископом Мефодием во иеродиакона.[1] При епископе он нес послушание келейника. Впоследствии в своих письмах в Саровскую пустынь владыка Мефодий называет его своим воспитанником. 8 сентября 1764 г., получив увольнение из Астраханской епархии, отец Назарий возвратился в Саровскую пустынь. В монастыре отец Назарий нес послушание, исполняя чреду священнослужения в церкви, имел клиросное послушание, а также шил для братии камилавки. В 1776 г. отец Назарий был посвящен в иеромонахи епископом Владимирским и Муромским Иеронимом. Строгое исполнение иноческого устава было его всегдашней заботой. Он вел постническую и нестяжательную жизнь, и вскоре о нем стало известно митрополиту Санкт-Петербургскому и Новгородскому Гавриилу (Петрову), ревностно заботившегося о благоустроении монашеских обителей. В начале 1781 г. в письме к строителю Саровской пустыни иеромонаху Пахомию митрополит Гавриил просил о высылке иеромонаха Назария для восстановления Валаамского монастыря и для заведения в оном устава Саровского. Отец Пахомий не хотел отпускать опытного монаха, и отца Назария представлял как человека малоумного и неопытного в духовной жизни. Преосвященный Гавриил проник в тайну смирения Назариева: «У меня много своих умников, – отвечал он отцу Пахомию, – пришлите мне вашего глупца». Указом Консистории от 7 марта 1782 г. о.Назария назначают строителем Валаамского монастыря с возведением в сан игумена. [2].

В должности настоятеля Валаамского монастыря. При вступлении отца Назария в должность настоятеля в монастыре не было ни одного иеромонаха, кроме него самого, а единственный монах и двое белых священников, из которых состояло все братство, по несчастному случаю утонули, так что около года о.Назарий один совершал богослужение. К тому времени монастырь пребывал в запустении. Одним из первых дел настоятеля было упразднение ярмарки, проходившей на Валааме каждый год в июне месяце. В прошении отца Назария митрополиту Новгородскому и Санкт-Петербургскому Гавриилу говорится, что при ярмарке бывает винная торговля, от которой в обители производится сильный беспорядок, особенно во время богослужения слышны непристойные крики, пение песен и пляски. При содействии митрополита Гавриила в 1782 г. последовал Указ Санкт-Петербургской консистории об упразднении ярмарки и запрете на винную торговлю. Отец Назарий деятельно занялся в монастыре строительством. Тогда же вблизи монастыря были построены два каменных дома для рабочих, каменный дом для приема странников и каменная пустынная келия для игумена Назария. Келия каменная, покрыта железом, невысокая, в один этаж с подвальным помещением. В келью ведут два входа – парадный и черный, через коридор. Внутренность ее состоит из 5-ти небольших комнат и коридора, проходящего посередине. Отапливается келия 3-мя печами. В том же году по Высочайшему повелению в монастыре была учреждена епархиальная больница на пять человек.

Благодаря попечению отца Назария обитель Валаамская возродилась из запустения. Игумен Назарий придавал большое значение не только внешнему строительству монастыря, но и устройству внутренней жизни. По воле митрополита Гавриила отец Назарий ввел в монастыре общежительный устав по образцу Саровской пустыни. Его стараниями и молитвами было введено строгое уставное богослужение, в также три вида монашеской жизни: общежительная, скитская и пустынная. 5 марта 1786 г., по повелению Государыни Императрицы Екатерины II, Валаамский монастырь был включен в число штатных монастырей 3-го класса с игуменским настоятельством.

Братство Валаамской обители. В 1790 г. братство обители составляло 12 человек, из них четыре иеромонаха и два иеродиакона. Но уже через шесть лет братство возросло до 50 человек. Это превзошло ожидания самого старца Назария, который, нашедши монастырь почти без братства, считал за особенную милость, если соберется к нему братии человек до тридцати. Ученики старца вспоминали, что между братией отец Назарий ввел строгий порядок монашеской жизни. И желая действовать не одними только словами, но и примером, он трудился наравне с прочими: рыл гряды, сам ездил за сбором, лечил, навещал больных и печальных, беспрестанно учил братию, объясняя им слово Божие. По поручению Святейшего Синода в 1794 г. игумен Назарий из числа валаамского братства благословил на трудный путь миссионерского служения на далеких Алеутских островах восемь ревностных и способных иноков. В их числе был и преподобный Герман Аляскинский. В начале XX в. в монастыре насчитывалось уже более тысячи насельников.

Издание «Добротолюбия». Назарий стремился нести свет просвещения в монастырскую среду, он был первым в России издателем книги «Добротолюбие», рассказывающей о творении святых отцов, которая стала событием не только в истории русского монашества, но ив целом в истории русской культуры. По выходе в свет книги «Филокалия» («Добротолюбие») в Венеции отец Назарий приобрел ее. По получении этих книг игумен Назарий обратился к митрополиту Платону, ректору Московской духовной академии, с просьбой о переводе «Добротолюбия». Игумен Назарий предполагал издать всю книгу «Добротолюбие», состоящую из сорока книг, однако переведены были лишь двадцать шесть. В 1792 г. игумен Валаамского монастыря отец Назарий подал прошение в Святейший Синод с просьбой об издании «Добротолюбия» на свой кошт, то есть на свои средства. «Добротолюбие» печаталось с 25 июня 1792 г., на двух станках, на одном – первая часть (21 тетрадь), а на другом – вторая часть (16 тетрадей). Дважды, 8 марта и 28 апреля 1796 г., обращался игумен Назарий в Святейший Синод с прошением, в котором просил о рассылке нескольких экземпляров «Добротолюбия» по монастырям и епархиям. Также он просил Святейший Синод, чтобы ему предоставлено было право продавать изданное «Добротолюбие». К сожалению, благому делу игумена Назария по распространению «Добротолюбия» не суждено было сбыться. По указу Святейшего Правительствующего Синода от 21 января 1797 г. «Добротолюбие» было велено употребить в продажу вместе с прочими казенными книгами, а прошение игумена Назария о рассылке этой книги по епархиям оставить при деле без действия. «Добротолюбие» разошлось не только по российским монастырям, но и за пределами России.

В 1822 г. «Добротолюбие» было переиздано попечением митрополита Московского и Коломенского Филарета. Переиздания осуществлялись в 1832, 1840, 1851, 1857, 1880, 1902 и 2000 гг. Точная копия первого издания 1793 г. была напечатана в 1990 г. в Бухаресте под названием «Славянское Добротолюбие». Подводя итог этих событий, можно сделать вывод о том, что в нашей памяти и памяти наших потомков, должна остаться глубокая благодарность старцу Назарию, просветителю и издателю творения святых отцов, так как трудно найти другую духовную книгу, вышедшую в свет в течение последних нескольких столетий, которая бы оказала столь значительное влияние на весь христианский мир, как «Добротолюбие». Преподобный Назарий являлся автором «Старческого наставления». Он говорил: «Дело в руках, молитва на устах, очи в слезах и весь ум в богомыслии иметь», « Человек должен всегда повторять имя бога, говорит ли он, сидит, ходит, работает, ест или делает что то».

Увольнение c должности настоятеля. Возвращение в Саров. В 1801 г., в возрасте 66 лет, игумен Назарий получил увольнение от настоятельства.[4] Любитель пустынного безмолвия, о.Назарий пожелал поселить в свою уединенную келию в версте от обители. Его занятием были непрестанная молитва и рукоделие. После трехлетнего пребывания на покое внешние обстоятельства понудили старца Назария оставить пустынную келию и Валаамский монастырь.[5] Он решил вернуться в Саровскую пустынь, где было положено им начало монашеского жития. Кротость и смирение старца Назария были необыкновенны. Рассказывают, что однажды в дороге заехал он по неведению ночевать к разбойникам. После ужина, отобрав лошадей и повозку у своего гостя, хозяин стал заставлять его ложиться спать. Бывшие с ним работник и его ученик отец Иларион, чувствуя, что попали в западню, не знают, что делать, и в страхе уже ожидают смерти. Отец Назарий, спокойно сев к столу, стал рассказывать хозяевам назидательные поучения об обязанностях к Богу и людям. Но у слушателей не то на уме: двое из них, подойдя к печке, начинают точить большие ножи. Отец Назарий видит эти приготовления и продолжает свою проповедь. Хозяин, потеряв терпение, стал сердиться, требуя, чтобы гость скорее ложился спать и дал покой домашним. Но твердый старец, не обращая внимания на его слова, взял молитвенник и стал читать монашеское правило, кладет поклоны, и так молился до рассвета. «Ну, мой любезный, – говорит он тогда хозяину, – спаси тебя, Господи, за любовь твою и угощение. Прикажи-ка вывести повозку и лошадей наших – нам пора ехать». И тот хотя с бранью, но лошадей отдал. Запрягли – надо выходить, а у дверей встали двое сыновей хозяина с ножами в руках. Отец Назарий, помолясь Богу, смело подошел к ним, беспрестанно благодаря за ночлег и покой, ему доставленный. Обезоруженные кротостью и спокойствием духа чудного странника, разбойники в раздумье выронили ножи из рук и стояли неподвижно. Отец Назарий со своими спутниками свободно вышел из дома и сел в повозку, но только хотели они тронуться с места, вдруг хозяин кричит: «Остановись, батюшка! Скажи, пожалуйста, что ты за человек, что на тебя руки не подымаются, и какая же сила удерживает нас?». На это старец кротко ответил: «Ты видишь, что я – монах. Это сила Божия не допустила сделать мне зла, и она же непременно накажет тебя за преступления, если не оставишь их и не будешь жить, как должно доброму и честному крестьянину».

Прибыв в Саров, по любви к безмолвию, о.Назарий устроил себе в лесу, при речке Саровке недалеко от обители, пустынную келию. Когда позволяли силы, любил он в ночное время ходить по лесу и на память совершать молитвенное правило двенадцати псалмов, а с восходом солнца возвращался в свою келию. Все свои последние годы он поддерживал православные монастыри. Особенно сестер кадомского женского Милостиво-Богородского монастыря. Через 5 лет после возвращения в Саровскую пустынь 23 февраля 1809 г. игумен Назарий отошел к господу в возрасте 74 лет отроду, в своей келье на берегу речки Саровки. В день кончины братия застала его в живых, но он уже не мог сказать ни слова. Скончался он в шестом часу пополудни.

При Святейшем Патриархе Пимене имя игумена Назария было включено в Собор Тамбовских святых. А определением Сященного Синода от 11 мая 2004 г. - в Собор святых Валаамского монастыря.

Александр Михайлович Кузьмин – ермишинский предприниматель. Токмаковский родник. День памяти преподобного игумена Назария - 23 февраля/8 марта. В память о преподобном Назарии Валаамском недалеко от святого источника Токмаковский родник в Ермишинском районе возведен храм Серафима Саровского и Назария Влаамского с поклонным крестом на средства местного предпринимателя А.М. Кузьмина. Токмаковский родник — одна из известных достопримечательностей Ермишинского района, расположен близ с.Токмаково, в естественном овраге, среди полей. Родник Токмаковский существует с незапамятных времен. До Октябрьской революции у родника стояла часовня, в которой совершались богослужения. Позднее она была разрушена, а родник – забит камнем и засыпан землей, однако вода вновь пробила себе дорогу. В конце 70-х гг. территорию вокруг источника благоустроили. Для освящения святой воды прибыли священнослужители из трех близлежащих районов. В начале XXI в. усилиями местных верующих и церковных служителей была построена новая купальня. Ее освящение состоялось в 2002 г. В 2018 г. на средства А.М.Кузьмина благоустроена территория вокруг святого источника.

Строительство храма святых Серафима Саровского и Назария Валаамского. Немало в Рязанской области восстановлено величественных храмов, красивых церквей и уютных часовенок, но есть и те, чей век давно сочтен. Однако есть люди, которым горько осознание этой печальной участи славных духовных центров, и они берутся восстановить храм или построить его заново, как это сделал, А.М.Кузьмин - Ермишинский предприниматель. На его средства построены две церкви в Ермишинском районе: Успенский храм в с.Мердушь и храм преподобных Серафима Саровского и Назария Валаамского. В 2014 г. в праздник Обрезания Господня было совершено Великое освящение Успенского храма в селе Мердушь главой Касимовской епархии Преосвященным епископом Касимоским и Сасовским Дионисием. Когда освящали храм в Мердуши, старец Афанасий сказал, что над местом, где построен храм, простирает свое крыло Богородица. Но так как два крыла нужно, Александр Михайлович сделал второй храм. Необычный купол сразу бросается в глаза: цвет, рассказывает А.Кузьмин, подбирали долго, ему неоднократно предлагали другие варианты. Но хотелось, чтобы в этих пластинах были и синева неба, и яркость зелени, и прозрачность воды. То, что уже сделано, лишь начало. В планах мецената облагородить не скромный участок, а всю территорию вокруг, насколько глаз берет. Главное, чтобы хватило сил. Есть и рукотворный вклад предпринимателя, переданный для убранства церкви – деревянный крест Голгофы, вырезанный им собственноручно.

2 сентября 2017 г. Преосвященный епископ Дионисий совершил малое освящение и Божественную Литургию в храме преподобных Серафима Саровского и Назария Валаамского в Ермишинском районе. В завершении Владыка удостоил наград, особо потрудившихся в строительстве храма: А.М.Кузьмина - медалью святого благоверного Романа Рязанского, Г.Н.Кузьмину - медалью святой блаженной Любови Рязанской.

В своей работе я сделала попытку исследовать жизнь и духовные наставления Преподобного Назария Валаамского – Святого, оставившего след в истории России и русского православия. Показала, что память о преподобном Назарии Валаамском жива и в наши дни. Учащиеся школ района с экскурсией посещают храм в честь Серафима Саровского и Назария Валаамского. Учитель истории Ермишинской школы Н.Н.Аниськин выступил на историко-православной конференции «Кадомский край – колыбель Германа Аляскинского» с докладом «Назарий Валаамский - духовный настоятель Германа Аляскинского» 30 августа 2017 г. 6 сентября 2017 г. участники международной конференции «Эхо Русской Америки: историко-культурное наследие», организованной Героем России М.Г.Малаховым, посетили святой источник Токмаковский родник и храм в честь святых Серафима Саровского и Назария Валаамского. Далеко на русском севере круизное судно «Игумен Назарий» уже не один год бороздит холодные воды Ладожского озера. Двадцать лет своей праведной жизни отец Назарий отдал восстановлению Валаамской обители, его имя и сегодня живет на Валааме: «Назарьевский храм, назарьевский корпус, назарьевский устав, назарьевский план слышится везде на острове». Можно посетить поклонный крест, сооруженный на месте, где стояла пустынька Назария и увидеть на коре огромного дерева, нависшего над крестом, проступивший лик старца, он и сегодня хорошо различим.

Воспитывать разумное, доброе, вечное, духовное в человеке необходимо с самого рождения, используя уже созданные и проверенные средства, которые помогут вырастить достойного человека. По моему убеждению, одним из действенных методов является знакомство с жизнью святых.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-21; Просмотров: 374; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.023 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь